"РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ"

Автор: Фролова Нина Васильевна
Должность: учитель географии и биологии
Учебное заведение: МКОУ Горбатовская СОШ
Населённый пункт: х.Горбатовский Серафимовичского района Волгоградской обл.
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Из опыта работы учителя географии МКОУ Горбатовская СОШ Фроловой Нины Васильевны. Обучение, которое, обеспечивая полноценное усвоение знаний, формирует учебную деятельность и тем самым непосредственно влияет на умственное развитие, и есть развивающее обучение. Якиманская Учителем географии я работаю более 30 лет. Начинала работать в традиционной системе обучения. В настоящее время предпочтение отдается развивающему обучению. Образовательный стандарт по географии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Начиная новый учебный год, каждый педагог, обдумывая предстоящую работу, задает себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» У каждого педагога есть своя методика, свои приемы. Изучив различные технологии обучения, я пришла к выводу, что мне ближе
технология развивающего обучения
. Мое педагогическое кредо: «В каждом человеке Солнце, только дайте ему светиться». На мой взгляд, главное в работе с детьми – это творчество учителя, помноженное на творчество учеников. Система творческих заданий помогает раскрыть потенциальные возможности ученика, дает возможность почувствовать вкус к предмету, проявить свои командные или исполнительские черты характера. В своей работе я использую основные принципы обучения творчеству: 1. Без основных опорных знаний, умений, навыков невозможно творчество детей. 2. Работы должны выполняться с соблюдением правил, иначе — это фантазия, не имеющая учебной (научной) ценности. З. В начальный период творчеству нужно учить постепенно, усложняя задания и увеличивая меру отступления от образца. 4. Творчество проявляется только в самостоятельной работе. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни. Мне приходится работать в условиях сельской школы с небольшой численностью учащихся, тем не менее она обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить эти методы и применять их на уроках географии. Интерактивные методы позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Тема познавательных методов в обучении изучена достаточно хорошо, об этом говорит опыт авторов технологии развивающего обучения: Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.А. Вострикова, а также работы выдающихся методистов, психологов, педагогов: Г.К. Селевко, И.Ф Харламова, В.А. Сухомлинского, В. Б. Бондаревского , Ю. К. Бабанского, А.В Хуторского. . Я согласна с авторами теории в том, что, организуя деятельность школьников в системе развивающего обучения, меняется форма общения учителя с учениками. Обучение становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьников, взаимодействие с учебным материалом и друг с другом – все это позволяет осуществить цели развивающего обучения. Преподавание географии должно проходить в системе развивающего обучения, так как ведущим методологическим принципом его является не пассивное восприятие информации, а настоящее исследование той или иной проблемы с разных точек зрения. Развивающее обучение включает в себя и уроки проблемного обучения, позволяющие выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности: - связь с современностью; - проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности; - роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям; - систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий.
Как известно, развивающее обучение конструируется как система учебных задач, решаемых самими учащимися в процессе учебной деятельности. Важно не просто выделить главное и придать ему форму проблемы, но и «загрузить» каждого ученика посильной работой, отслеживая ход решения географической или экономической проблемы В настоящее время успешными могут стать люди высокой коммуникативной культуры, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в нестандартных ситуациях. Современный человек постоянно находится перед выбором профессии, друзей, места отдыха, места жительства и т.д. Чтобы выбор был удачным, необходимо быть способным к анализу, сравнению, уметь устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения таких качеств отводится образовательному старту в системе обучения. Учебно-воспитательный процесс в системе развивающего обучения осуществляется на основе усвоения школьниками системы учебных предметов, направленных на оптимальное общее развитие ученика. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, т.е. способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Направляющая и регулирующая роль в процессе развивающего обучения и воспитания принадлежит дидактическим принципам: - осознанию школьниками процесса учения; - обучению на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; - ведущей роли теоретических знаний и их применению на практике; - высокому темпу изучения материала; - необходимости систематической работы над развитием всех учеников, в том числе и наиболее слабых. Урок является основной организационной формой обучения, его цель – достижение оптимального общего развития каждого ученика: развитие ума, воли, чувств, нравственных представлений. ЗУНы выступают как средство развития, а главной фигурой в школе является ученик. Дидактическим стержнем образования должна быть преобразующая деятельность учеников. Школьники в процессе обучения осуществляют умственную деятельность – наблюдение, сравнение, сопоставление, обобщение, группировку, умозаключения, выводы, которые планируются учителем для каждого урока. Здесь соблюдается принцип «идти от детей», то есть учитывается, что и как они выполняют и могут ли они это «что» выполнить. Умственные действия учеников определяются характером изучаемого материала, но в структуре каждой темы следует отразить этапы организации учебного познания. Первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения (понятия, правила, действия); второй – сличение результатов самостоятельной работы учащихся с вводимыми в учебнике определениями, правилами, описаниями действий; третий – упражнение в применении знаний, выявленных на первом и втором этапах. При этом на передний план по удельному весу высказываний, конкретных действий выходят ученики, учитель играет роль «режиссера» - организатора их познавательной деятельности. При изучении темы «Географическая карта» в 6 классе на этапе актуализации знаний я предлагаю вспомнить понятие «план местности». Затем путем сравнения плана местности и географической карты предлагаю ученикам найти черты сходства и различий. Ученики самостоятельно обнаружат, что план местности изображает на плоскости небольшой участок суши, а географическая карта изображает поверхность Земли или ее частей. Они заметят и то, что в обоих случаях используются условные знаки. Попутно можно повторить понятие «масштаб» и виды масштаба. Так, путем логичных рассуждений, выводится понятие, что географическая карта – это уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков. На втором этапе ученики работают с учебником и находят определение понятия. Они легко его воспроизведут и запомнят. На третьем этапе я предлагаю сравнить план местности и географическую карту по плану: а) размер изображаемой территории, б) масштаб, в) подробность изображаемой территории, г) используемые условные знаки. Необходимо заметить, что объяснение нового материала было организовано на основе знаний ранее изученной темы «План местности», что позволило мне увидеть уровень усвоения пройденной темы. В данном случае структура урока не предполагает следования жестким рамкам традиционных этапов комбинированного урока. Она определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в сотрудничестве их между собой при направляющем участии и помощи педагога. Обучение строится так, чтобы школьники осознали закономерность последовательности изучения материала и взаимосвязь понятий, изучаемых на уроках, необходимость заучивания отдельных правил, понятий и увидели источники ошибок при их использовании. Ведущая роль теоретических знаний обретает свое
новое значение – осознание школьниками процесса учения, осознание закономерности последовательности изучения материала, взаимосвязь понятий, изучаемых на уроке. Детям разъясняется, в каких случаях могут возникнуть ошибки. Учитель не должен бояться ошибок детей, потому как «ошибка – находка учителя». Именно она позволит ребенку остановиться, задуматься, попытаться разобраться в сути дела самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники. Ошибка в классе дает возможность каждому ученику проанализировать, в чём затруднение того, кто допустил ошибку и определить причину ошибки. В данном случае учителю необходимо научиться держать паузу, дождаться реакции одноклассников, выслушать и точку зрения. И в этом случае не может быть одинаковых ситуаций: а) ученики отвечают – учитель принимает все ответы, не показывая ни мимикой, ни жестами своей реакции на допущенную ошибку; б) иногда, наоборот, необходимо, чтобы ученик, допустивший ошибку, отвечал оппонентам, только в дискуссии он поймет, где допустил неточность; в) в другой ситуации ученик имеет право вообще отказаться от обсуждения своего ответа. Способность учителя дифференцированно подходить к ошибкам на уроках приведет к созданию ситуации успеха, а ученикам позволит комфортно чувствовать себя на уроке и повышать самооценку. У некоторых педагогов вызывает возражения такая кропотливая работа над ошибками и потеря времени на их обсуждение. Но именно в обсуждении рождается истина, происходит понимание и осознание учеником процесса учения. сравнить свою работу с работой одноклассников, а те, кто работу не смог выполнить, после демонстрации обязательно справятся с заданным вопросом. Возможен другой вариант подхода к обсуждению: вниманию учеников предлагается слайд «Песок – наиболее распространенная на земле обломочная горная порода осадочного происхождения, состоит из обломков минералов, главным образом кварца и полевого шпата. Образуется при физическом выветривании. Широко используется в строительстве, сельском хозяйстве, стекольной промышленности». При обсуждении данного материала я подвожу учеников к мысли, что кварц и полевой шпат – это составные части гранита. Затем предлагаю вспомнить, что гранит имеет магматическое происхождение, так как образовался из магмы при ее остывании.
История происхождения песчинки
Жила была песчинка. Она жила долго и счастливо, от нее произошло очень много песчинок. В один прекрасный день уже старая песчинка собрала у камина своих многочисленных потомков и решила рассказать им историю о том, как произошла первая песчинка... Было это очень давно: тысячу лет назад иль сто, может, даже миллион лет– история этого точно и не знает. Но ее домом была и остается Земля. «Тогда наша планета мало напоминала себя сегодняшнюю, – начала свой рассказ Песчинка, – в самом ее центре то и дело происходило много ссор. И тетушка Магма, которая жила в том самом месте, где и происходили эти ссоры, очень расстраивалась. И чтобы отвлечься от неприятностей, то и дело выходила на поверхность Земли, чтобы немного успокоиться и остыть. Собрала тех своих родственников, которые, как и она, не любили скандалов и склок. Да, чуть было не забыла сказать о том, что наша тетушка очень любила тепло и поэтому иногда на поверхность не выходила, чтобы в очередной раз не простудиться. Но иногда в недрах случались такие неприятности, которые тетушка Магма просто не могла спокойно переносить. Именно в такие моменты она с еще большей скоростью пыталась покинуть свой дом и так долго оставалась наверху, что просто не замечала, как остывает. Вот в то самое время она оставляла часть себя на поверхности Земли. В эти моменты сама матушка Природа, чтобы успокоить Магму, создала прародителей первой Песчинки– Гранит, Гнейс, Песчаник, которые неустанно следовали за Магмой. И все лишь для того, чтобы тетушке Магме было не так скучно на поверхности Земли. Но наша тетушка выходила на поверхность и просто так, поскольку была любительницей попутешествовать и понежиться где-нибудь на берегу моря под лучами ласкового солнца. Чтобы много путешествовать, тетушка понимала, что нужно Поддерживать себя в форме и поэтому периодически выполняла обливание холодным дождем. еще она была ужасной болтушкой и постоянно что-то рассказывала своим новым родственникам, которые, как мы помним, везде ее сопровождали. Но слишком скоро Граниту и Песчанику наскучили рассказы о ссорах в глубине Земли, и они уснули. В этот самый момент и появился веселый проказник Ветерок, который очень быстро нашел общий язык с Магмой. Они могли болтать ни о чем целые дни и ночи напролет. Так незаметно для самих себя они сдружились. Ветерок стал заходить к тетушке все чаще и чаще, иона в знак своей дружбы оторвала от себя и подарила Ветерку маленькую частичку себя – Песчинку, а потом еще, еще и еще. Но самой первой была Песчинка, подаренная Ветерку за преданность.
Много песчинок было подарено Ветерку, а самая первая из них, подаренная на берегу моря, стала настоящим сокровищем, ей суждено было стать жемчужиной. Все песчинки, как и их тетушка Магма, очень любят путешествовать. Подхваченные морской водой, они совершают кругосветные путешествия и по сегодняшний день. Но только лишь избранным дано стать великолепным сокровищем на дне моря – жемчужинами. Особое место в системе развивающего обучения отводится коллективно-распределительной деятельности. Коллективно - распределительная деятельность – это специфическая разновидность взаимодействия учеников между собой и учителя с ними, опирающаяся на определенную целостную систему действий, трансформирующуюся в учебно-поисковую деятельность. В чем заключается объективная необходимость этой формы познавательной деятельности учащихся? 1. Основой учебной деятельности является дискуссия, в ходе которой происходит самовыражение и укрепления самостоятельного мнения учеников. Вне дискуссии исследовательская деятельность лишается смысла. 2. Чтобы начать действовать в качестве субъекта поисковой деятельности, ученик нуждается в активном оппоненте, который имеет свою точку зрения. Но этот оппонент должен выступать не в лице учителя, волей- неволей подавляющего ученика своим авторитетом, а в лице других учеников. 3. Быть субъектом учения ученик сможет, если он будет действовать не рядом, а вместе с другими учениками, в рамках коллективного учебного диалога, что придает их действиям общий смысл. 4. В ходе коллективного диалога осуществляется не обмен знаниями о предмете, как в традиционном учебно-воспитательном процессе, а обмен мыслями, чувствами, вызываемыми этим предметом. 5. В результате обмена мыслями ученики приходят к более содержательному и глубокому пониманию ситуации. 6. Коллективно-распределительная деятельность может строиться только на основе сотрудничества, на основе устойчивых способов взаимодействия учителя с учениками и учеников между собой. Суть сотрудничества одна – учитель не ведет ученика за собой, а лишь помогает ему определить цель, отыскать оптимальные пути ее достижения. Для учителя организация коллективно-распределительной деятельности – наиболее сложный компонент его педагогического мастерства. Организовать ее он должен, как бы «изнутри», на правах равноправного партнера, понимая, что от степени его включенности зависит эффективность учебно-познавательной деятельности. Принцип быстрого темпа изучения нового материала является тоже основополагающим в развивающей системе обучения. Идти ускоренными темпами, однако, вовсе не означает, что учитель старается сделать на уроке как можно больше. Данный принцип имеет не столько количественную, сколько (и главным образом) качественную характеристику. Система задач, знаний, упражнений нацелена на формирование навыков общего развития, на базе возможно глубокого осмысления изученных понятий, отношений, зависимостей. Следовательно, речь идет, прежде всего, не об обогащении содержания большим числом научных понятий, а об изменениях, касающихся самого ученика, его развития. Эти изменения характеризуют способности ученика в процессе его действий с научными понятиями. Например, при изучении темы «Изучение естественного движения населения России» (9 класс) такие понятия, как «воспроизводство населения», «естественный прирост», «депопуляция» уместнее применить при социологических исследованиях своей семьи. Даю задание: «Выясните, сколько было детей в вашей семье по линии папы и мамы, у бабушки, прабабушки, прапрабабушки. Постройте график, сделайте вывод. Придумайте герб и девиз вашей семьи, отражающие характерные черты вашего рода». После анализа данной работы учащимся будет легче разобраться с темой урока. ( Учащиеся рисуют герб семьи) Одним из важнейших методических свойств системы развивающего обучения является наличие коллизий, то есть ситуаций, когда новые знания сталкиваются со старыми (или даже в чем-то им противоречат) или когда старых знаний оказывается недостаточно для решения стоящей задачи. Процесс разрешения коллизий требует в той или иной степени переосмысления старых знаний, поиска новых подходов к решению задачи. Этот процесс позволяет учащимся выйти на новую ступень понимания учебного материала. Коллизия – это счастливая находка, удачный повод сделать обучение более продуктивным, активно включив в него эмоции школьника, прежде всего, удивление и восхищение в случае, если коллизия разрешена. Приведу пример. При изучении в 6 классе темы «Изображение на плане неровностей земной поверхности» урок начинаю с выполнения заданий после параграфа.
На вопрос «Что такое рельеф?» ученики отвечают быстро, потому что этот термин им знаком с начальной школы. А вот на вопрос, как изобразить в тетради холм высотой 23 метра, с крутым восточным склоном, а западным– отлогим (горизонтали– через каждые 7 метров), они сразу ответить не могут. Сначала такой вопрос приводит их к некоторому замешательству, но зато появилась цель. А чтобы ее достичь, нужно узнать, что такое горизонтали, какой склон называется крутым, а какой пологим, рассмотреть изображение рельефа с горизонталями на рисунке учебника, научиться читать план местности, повторить тему «Стороны горизонта. Ориентирование». А когда в тетрадях каждого ученика появится подобное изображение холма, тогда появятся и эмоции и восхищение от результата совместной деятельности на уроке. Для развивающего урока характерна гибкая система. Одна из его заповедей– «Урок начинается… с урока». Считаю, что нужен не организационный момент, который обязательно длится две минуты, а то, что настроит класс на работу. Начало урока может быть совершенно непредсказуемым, но оно должно подвести к этапу актуализации известного способа действия, затем к определению совместной цели деятельности, этапу выдвижения гипотез и планированию действий, к контролю и оценке способа действия и результата. На каждом уроке усваивается новое, но количество нового материала варьируется. Новое может быть не только в содержании, но и в освоении нового вида деятельности (работа со схемой, таблицей, диаграммой, в практической работе), в новой форме работы (в группе, в паре). Урок может закончиться и без подведения итогов, если в течение урока подводились промежуточные итоги. Он может прерваться на самой высокой точке, чтобы наследующем уроке можно было бы вновь вернуться к этому материалу. Контроль знаний и умений учащихся – обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовки учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители. Оценочные баллы успеваемости должны стать сигналами к доработке учебного материала. Организация проверки знаний и умений при изучении курса географии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета: 1. Учебный курс географии представляет единую систему, в которой курсы 6-11 классов тесно взаимосвязаны. Из класса в класс перед учащимися раскрывается смысл географических понятий, закономерностей и явлений природы, их отражение на хозяйственную деятельность человека, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний я уделяю проверке усвоения системы географических понятий, умению раскрывать взаимосвязи и взаимозависимости географических систем разного уровня, природных комплексов. 2. География, как учебный предмет, дает большие возможности реализации учебных задач разными приемами и методами: путем наблюдений, исследований, экспериментов, практических, творческих работ, работы с контурными картами, атласами, решения задач, прогнозирования и т.д. Варианты проверки знаний и умений, которые я предлагаю своим ученикам, учитывают оценку не только их теоретических знаний, но и практических умений. Реализуя индивидуальный подход к обучению, я предлагаю ученикам разноуровневые задания, при этом учитываю разную скорость выполнения работ. При организации и планировании проверки знаний обязательно учитываю возрастные особенности учащихся, так как именно разнообразие методических приемов, используемых в географии, дает возможность побудить ребят к активной и результативной учебной деятельности. Вопросы и задания для учеников среднего звена я составляю с учетом таких возрастных особенностей, как любознательность, наблюдательность, интерес детей к динамическим процессам, предметно-образное мышление, скорость овладения умениями и навыками, эмоциональная возбудимость. Для контроля знаний предлагаю различные виды работ: самостоятельные и практические работы, контрольные работы с применением формы тестирования, географические диктанты, работа в контурных картах, задания творческого характера отчет в форме дневника, воспоминания, письма. Многообразие учебной деятельности учащихся на уроках географии ставит учителя перед необходимостью таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, добытые им разными путями и с учетом его индивидуальных особенностей. Текущий контроль позволяет увидеть картину успеваемости ученика в процессе изучения темы, а итоговый контроль – оценить степень усвоения всей темы. Задания и вопросы для итоговой проверки я составляю с учетом требований к тематическому контролю. При изучении тем, требующих на изучение большое количество часов, провожу промежуточный контроль (не более 10-15 минут урока). Система контроля на старшей ступени обучения требует большего внимания. На базовом уровне задания направлены на воспроизведение материала ранее изученных тем. На повышенном уровне – задания более сложного вида, они требуют сравнения, сопоставления, прогноза, расчетов и т.д. После зачета с целью представления общей картины состояния знаний учеников, анализирую его результаты. Это необходимо для того, чтобы на последующих уроках восполнить пробелы в знаниях учеников.
При изучении новых тем в 10-11 классах я систематически организую повторение, используя технологию «сквозной географии». Любая тема рассматривается по степени усложнения при переходе из класса в класс. Я провожу обобщение тем на различных уровнях: поэтапном в пределах урока, итоговом обобщении на уроке, после изучения темы или курса. Задания подбираю комбинированного типа: одна часть заданий направлена на развитие речи учеников, при этом проверяется умение учеников рассуждать, грамотно и последовательно излагать мысли; другая часть заданий оформляется в форме тестов. Знания учащихся углубляются и расширяются на основе установления общих связей и закономерностей в пределах изучаемых объектов, процессов или явлений, а умения совершенствуются. Несомненно, важную роль в этом процессе играют методы, средства и организация познавательной деятельности учеников Считаю, что в основе творческого труда учителя лежит, прежде всего, умение анализировать свою педагогическую деятельность на уроке. Анализ свих уроков как один из инструментов самосовершенствования учителя формирования и развития его профессиональных качеств дает педагогу возможности: - формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении Формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учеников; - развить умение устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей; - формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; - сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока. Анализ собственных уроков способствует росту педагогического мастерства учителя и продуктивности его труда. Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Опыт педагогов за последнее время показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их не может удовлетворять требованиям постоянно развивающегося общества. Ранее преобладали такие типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учащихся не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких- либо других источников. Методы обучения, которые я использую, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребёнка. Поэтому ученикам часто привожу слова А.П. Чехова, который утверждал: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед». Целенаправленно формируя приёмы умственной деятельности, я одновременно развиваю активность мышления, его самостоятельность, глубину, быстроту. Особое внимание уделяю работе с картами, таблицами, схемами, диаграммами, так как это важный источник новых географических знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину природы Земли. Уроки понимания карты заставляют размышлять, побуждают к исследовательской деятельности, способствуют хорошему усвоению материала, тренируют географическую зоркость, страноведческую эрудицию. Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия». Оформляется работа в виде таблицы Думаю, у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя. Конкретные цели её выполнения, перерастающие в результаты: 1. Предупредить незнание материала. 2. Повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат. 3. Ликвидировать возможные пробелы в знаниях. 4. Продолжать учиться и анализировать тематические карты. 5. Научить получать с карты неявную информацию. 6. Продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную. 7. Учиться оформлению работы в табличной форме. Думаю, данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии материков и океанов. Зная, что активность работы № страницы Название карты Информация о Евразии
головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приём положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся (Здоровьесбережение) и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры. Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придаёт материалу, с одной стороны, особую привлекательность, с другой - делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который, обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из подходов является проблемное обучение. Можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:  эмоциональная окраска самого материала и формы его подачи, постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие в устойчивые чувства, которые во многом определяют наличие интереса;  опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой, так как решение учебных проблем не вызывает затруднений – ведь они давно решены специалистами, и ответ можно найти в учебнике, или любой научной литературе;  творческий подход учителя к постановке проблемы, а также развитие творческого мышления учащихся, например при изучении темы «Части Мирового Океана» в 6 классе учащимся предложили рассказ, в котором они должны были найти определения частей Мирового Океана. Это оказалось для них гораздо интересней, чем заучивание. Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления. Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим. Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод: 1. На основе дискуссионной деятельности: семинары (индивидуальная работа); структурированные дискуссии (групповая работа); проблемно-практические дискуссии (коллективная работа) 2. На основе исследовательской деятельности: практические занятия (коллективная работа) исследовательские уроки (индивидуальная работа) 3.Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок – семинар, урок - зачет, урок решения задач; урок-конференция; урок-экскурсия; урок-консультация; и т.д. 4. Нестандартные уроки: урок-аукцион; урок-пресс-конференция; урок-защита исследования; урок-суд; При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует (проблемные ситуации) их учебно- познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. Так изучение геологического строения, рельефа и полезных ископаемых России можно направить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России» , а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?» В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий:  задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе, при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры (+32С), выше, чем в экваториальном (+24С). Этот факт, вступает в противоречие с ранее усвоенной
зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?»;  задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8-9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин);  задания, требующие понимания диалектических противоречий. Умение оперировать ими. Например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?» особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба;  задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу нужно высказать свои суждения по ней, обосновать ее научно-практическое значение;  задания-парадоксы, например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?» или: «Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?» Метод проблемного обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной, поисковой, самостоятельной исследовательской работы школьников. Учащиеся в ходе урока получают не готовые объяснения нового материала, а работают с ним самостоятельно. Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса к предмету, улучшения качества уроков и знаний вместе с проблемным подходом использую другие методы обучения. К примеру, в ходе решения проблемы предлагаю учащимся систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок-конспект и т.д. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые формы уроков. Например, урок «Обобщение знаний по Южным материкам » в 7 классе, для закрепления и проверки знаний по теме (Приложение 2). Такое сочетание в значительной степени повышает интерес ученика к уроку, так как ему предстоит не только решить проблему, но и оформить свое решение. Эвристическая беседа проводится по средством одной или нескольких задач проблемного характера. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников. Частично-поисковый и исследовательский уроки проводятся как при изучении нового материала, так и для совершенство вания, закрепления и проверки знаний учащихся. Например, при изучении темы «Центральная Россия» в 9 классе обобщаются знания о ресурсах территории экономического района, его хозяйственного освоения, экологических проблемах, достопримечательностях. Урок проводится с использованием ИКТ. (Приложение 4). Для облегчения задачи я предлагаю следующие вопросы и задания проблемного характера: 1. Составить презентацию об одном из городов входящих в состав Центральной России. 2. Привести примеры воздействия раз личных видов хозяйственной деятельнос ти человека на природные ландшафты региона. 3. Предложить свой вариант решения глобальных экологических проблем. 4. Подготовить сообщение о «Золотом кольце» России. 5. На контурной карте обозначить некоторые объекты внутренних вод (реки, озёра, каналы).  В 10 классе организуется исследование и защита групповых проектов по характеристике одной из отраслей Мирового хозяйства и итоговый индивидуальный проект по исследованию одного из регионов мира или страны. Чаще всего ребята уже хорошо владеют программой Power Point и результатом работы всех групп в конце года являются электронные справочники «Отрасли Мирового хозяйства» и «Страны мира». В кабинете географии уже собраны материалы мультимедийных продуктов, созданных
самими детьми за три года, которые наряду с другими электронными пособиями оказывают помощь при организации и проведении уроков. Организация проектной деятельности способствует созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно- исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания. Одним из методов оживления общения ребят с географией, заинтересованности всего класса в целом и каждого ученика выступает система познавательно-развивающих вопросов и заданий. Практика показывает, что ученик, услышав, что учитель собирается задать ему вопрос, по меньшей мере, настораживается. А после неправильного ответа, даже при доверительно-вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, «закрыться» для общения. Познавательная активность детей, как следствие, заметно снижается. Характерные особенности познавательно-развивающих вопросов можно свести к следующему:  каждый вопрос – это маленькая страничка живой истории со своими действующими лицами, сюжетом, интригой;  формулировка вопроса должна быть предельно лаконичной и понятной учащимся;  обязательное наличие в вопросе «ниточки» (ключевое слово, ссылка на известное), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;  находчивость, сообразительность, творческое мышление выступают доминирующим фактором в поисках правильного решения;  поиск ответа призван не только развивать умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в географическом познании;  конечный результат должен способствовать укреплению связи между учителем и учениками и желанию дальнейшего совместного творчества. В познавательно-развивающих вопросах можно выделить несколько категорий: этимологические вопросы, логические цепочки, дополнительные конкретизации. За несколько лет применения познавательно-развивающих вопросов как метода воспитания самостоятельности у учащихся на уроках географии, во внеурочных занятиях самыми эффективными приемами работы с ними можно признать два варианта. Вариант 1 (письменно-индивидуальный). Предложив всему классу 1-2 вопроса, предлагаю учащимся ответить на них письменно. Ценность этого варианта, на мой взгляд, заключается в том, что, проверяя письменные работы, удается проследить ход рассуждений каждого ученика, его аргументацию и собственные выводы. Вариант 2(устно-коллективный). Учащиеся, поделившись на группы (команды), вначале знакомятся с содержанием вопроса. Затем в течение короткого времени группы активно обсуждают наиболее верный, с точки зрения учащихся, ответ, причем каждая группа стремится еще и к максимально быстрому ответу. Главная ценность этого варианта в том, что это свободное коллективное обсуждение. А ведь со времен Сократа известно, что подлинные знания, утверждения, собственные взгляды формируются лишь в ходе свободного общения, свободного обсуждения. Особое место в работе уделяю привитию интереса к географии, с этой целью, я провожу нестандартные уроки. Ребятам нравятся заочные путешествия по материкам, государствам мира, природным зонам. Большой интерес вызывают игры «Счастливый случай», «Своя игра», географические викторины, конкурсы, чемпионаты. На уроках применяю элементы технологии критического мышления, особенно при изучении нового материала. Вначале урока учащимся предлагаю заполнить таблицу Знаю Умею Хочу узнать Это помогает мне выявить уровень образованности детей и указывает, какой материал больше интересует учеников. Несомненно, одним из методов познавательной деятельности учащихся на уроке являются современные компьютерные технологии. Ребятам нравится работать с тестами. Это помогает мне сократить время при проверке домашнего задания и при закреплении. Способные ученики, справившиеся с заданиями, имеют возможность поработать со справочником, получить интересующий материал.
Компьютерные презентации позволяют ученикам наглядно рассмотреть многие географические объекты и явления, расширяют кругозор учащихся. Эффективно проходит в компьютерном классе урок по теме «План местности». На экране ученики читают описание местности, затем, где это возможно, вместо слов рисуют топографические знаки, раскрашивая их в разные цвета, что особенно нравится шестиклассникам. Из предложенных топографических знаков сочиняют рассказ. Очень удобно проводить практические занятия с использование компьютерных технологий. Также для достижения наибольшего успеха в работе по данной теме опыта применяю технологию дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических и психологических особенностей. При формировании групп учитываю личностное отноше ние школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изуче нию предмета. Созда ю разноуровневый дидак тический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также задания для диагностики результатов обучения. Предлагаю для диагностики результатов обучения следующие задания для учащихся 8 класса по теме: «Климат России». Стараюсь применять данную технологию на каждом уроке, так как работа с одарёнными детьми требует индивидуального подхода. Так, к примеру, по теме «Восточно-Европейская равнина» применяю задания разной сложности Уверенность ребёнка в том, что он сможет самостоятельно приобрести знания, пользуясь картами, картинами, способствует развитию познавательного интереса к географии. Главная моя работа заключается в корректировке тех знаний, которые ученик получил при выполнении самостоятельной работы. Развитию познавательной мыслительной активности на уроках географии способствует рациональная организация самостоятельной работы. Неслучайно древнекитайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Часто использую такие виды самостоятельной работы:  работа с учебником;  работа с тематическими картами;  работа с контурными картами;  работа по карточкам;  работа с дополнительной литературой. «Создание театрализованных игр - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. Если вы хотите, что бы дети творили, создавали художественные образы,- перенесите из огонька своего творчества хотя бы одну искру в сознание ребёнка» Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. Нередко учителя недооценивают учащихся, считая, что только они смогут доступно и верно объяснить сложное и непонятное. На практике я убедилась, что это с успехом могут делать и ученики. Некоторые функции учителя можно и нужно передать учащимся, обеспечивая необходимую помощь и контроль. Учащиеся, получив задание, приступают к работе, читают самостоятельно учебник, советуются, делают записи в рабочие тетради и готовятся отвечать. Лидер предлагает задавать вопросы отвечающим, а также продумать вопросы для второй группы, последняя готовит вопросы для третьей и т.д. Если какая-то из групп затрудняется или неверно отвечает, то дает пояснения, дополнения задающая вопросы группа. Лидер, а не учитель, решает, какая из групп будет отвечать или задавать вопросы. Этим вносится соревновательный интерес. Неотъемлемой частью в обучении самостоятельной работе учащихся считаю применение в своей работе здоровьесберегающих технологий. Так, в начальном курсе географии на практической работе по выполнению глазомерной съемки участка местности, где отрабатываются учебные навыки работы с компасом, ученики в течение 35 минут находятся в постоянном движении на свежем воздухе. Применение технологии развивающего обучения на уроках географии помогает мне добиваться поставленной цели, создает творческую, соревнова тельную атмосферу среди учащихся. Сво бодная форма
общения способствует меньшей их утомляемости, повышает ра ботоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности. Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс, включает в себя, знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Мой опыт работы по данной теме показывает, что она дает положительные результаты. Нестандартные уроки, возможность учащихся самим формулировать вопросы и искать ответы на них, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом – все это способствует формированию самостоятельности, познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний на уроках географии. Применяя разнообразные формы и методы работы на уроках, я добиваюсь хороших результатов качества знаний учащихся и 100% успеваемости. На уроке целесообразно создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся. Показателями качества урока уже не может быть только эрудиция. Главный его показатель — организация творческой деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе. В таблице 1 предложены примеры влияния различных видов заданий на развитие творческого потенциала.
Таблица 1.
Влияние различных видов заданий на развитие творческого потенциала учащегося.
Типы творческих заданий

Способствуют развитию,

психических свойств
Репродуктивного уровня рисунок воображение сообщение устная речь, память чайнворды, кроссворды, ребусы, синквейны. мышление, память, внимание игра “термин - понятия” память, внимание Частично- поискового уровня рассказ с ошибками внимание, память составление логических цепочек внимание, логическое мышление узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию) внимание Творческий уровень путешествие внимание, память, мышление, воображение решение географических задач внимание, логическое мышление составление образца территории внимание, память, логическое мышление, воображение социологический опрос внимание, мышление свое задание внимание, память, мышление, воображение Психологами установлено, что для продук тивного усвоения знаний важно, чтобы цель была принята учениками, стала побудительной силой, превратилась в мотив. Для этого необ ходима четкая формулировка цели (что узнать, чему научиться), ее значения (зачем и для чего это нужно), выделение способов достижения. Необходимо, чтобы ученики осознавали предполагаемые трудности в достижении цели, контро лировали себя в том, насколько успешно идет продвижение. Как правило, положительная мотивация формируется на тех уроках, где «главное наглядное пособие- сама жизнь». Изучаемое содержание становится личностно значимым, если оно связано с реальными социально – экономическими проблемами, которые касаются всех и проявляются в непосредственном окружении, поэтому практически каждый урок мы начинаем с обсуждения природных явлений, политических и экономических событий, происходящих в стране и мире. Особый интерес вызывают задания, связанные с изучением
экономических и демографических ситуаций в нашем посёлке, районе. Всё это закладывает основы критического мышления, способствует усвоению социального опыта, формированию личностных оценок происходящему. В связи с этим верно отметил В. Блаженов, что мотивация является весьма существенным критерием. Даже если ученик обладает высокими способностями, но у него нет склонности к учёбе (т.е. нет соответствующей мотивации), то все его способности остаются большей частью нереализованными и развивать их практически бесполезно и он предлагает следующую формулу:
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

+

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

+

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

+

МОТИВАЦИЯ

_________________________________

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ
или применительно к географии – географически образованная личность. Для усиления творческой мотивации применяю следующие приёмы: «Привлекательная цель», «Удивляй!», «Отсроченная отгадка», «Фантастическая добавка». Развитие познавательной мыслительной деятельности осуществляется на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю что-то доказать. Возьмём, к примеру, тему «Климат России». Для этого классу задаю сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет большую ценность. Я пришла к выводу, что ценность данного методического приема в том, что ученики начинают осознавать значимость изучаемого материала. К примеру, ученикам 6 класса даю задание: «Какое внутреннее строение Земли?» Вопрос им покажется трудным, но надо вселять в детей уверенность, что они смогут выполнить задание. Эффект неожиданности включает в себя развитие мышления. Действует механизм «творчества». Каждый ученик идет своим путём к цели. Здесь развитие слито с воспитанием. Какая смелость – взяться за работу с незнакомым материалом! Учащиеся обладают более развитыми творческими способностями, что говорит об опережающем познавательном развитии детей. В учебной практике мыслительная деятельность характеризуется следующими мыслительными операциями: абстракция, обобщение, сравнение, аналогия, классификация и систематизация, с этой целью для развития логического мышления использую приёмы: «Да - нетка», «Логическая задача», «Лестница», «Географическая почта», «Географический диктант», «Географические шарады», «Географическая матрица», «Поиск общего», «Соотношение понятий» Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие. На уроке физической географии материков и океанов использую один из таких методов – «мозговой штурм». На карте полушарий помещена картинка с изображением бурого медведя на материке Евразия, вторая такая же картинка – на материке Северная Америка, изображение страусов – на материках Австралия, Южная Америка, Африка. Ребятам предлагаю следующие вопросы: - Почему похожие или одинаковые животные живут на разных материках, удалённых друг от друга на большие расстояния? Почему вы так считаете? Другое задание на этом уроке предлагаю решить с помощью метода «фокальных объектов»: - Птицы в ледяной зоне не вьют гнёзд, а откладывают яйца на голые скалы. Почему же яйца не скатываются? - Решить вам эту задачу поможет обыкновенная лампочка. Я легонько толкну лампочку, а вы опишите е. движения. Развивающие задания должны не только приводить учащихся к пониманию нового материала, то есть к установлению системы знаний, но и выполнять корригирующие функции. Я считаю, что дидактическим стержнем урока по новой системе является деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает всю личность: напрягается
ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в образовании. На протяжении изучения географии предлагаю школьникам выполнять творческие проекты, со временем изучения предмета всё больше усложняющиеся. Такие работы являются источником, который способствует формированию познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие проекты, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, совершают поисковую, активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности. В начале изучения раздела или темы сообщаю школьникам название творческого проекта, и они на протяжении всей темы работают над ним. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих проектов, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры некоторых из них:  При изучении темы «Погода» в 6 классе собрать материал и защитить мини- проект «Местные признаки погоды»  В конце изучения темы “Австралия” в 7 классе с целью обобщения знаний учащиеся получают задание: используя текст учебника составить “Памятку для туриста, отправляющегося в Австралию”. В памятке должно быть не меньше 10 пунктов, в которых отразить интересные и опасные стороны природы Австралии, дать рекомендации туристу по налаживанию быта и составлению плана путешествия.  При изучении темы “Южная Америка” 7 класс с целью формирования умения выбирать из текста необходимую информацию на заданную тему учащиеся получают задание: выбрать из текста описания природных рекордов материка и красочно оформить их перечень.  С целью обобщения знаний по теме, отработки понятийного аппарата, закрепления знания географической номенклатуры даю задание: используя текст учебника составить кроссворд на заданную тему. Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников. Для дальнейшего развития познавательной и творческой деятельности учащихся в старших классах применяю усложнённые задания, которые содействует повышению интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют исследовательские проекты:  При изучении темы «Природные зоны» в 8 классе, используя дополнительные источники, необходимо составить описание природной зоны и выбрать способ защиты: с помощью компьютерной презентации, иллюстраций, презентации символического герба, кроссворда, пословиц и загадок. Работа проводится по группам. В заключении изучения «Географии России дети пишут географическое сочинение или географический рассказ «Моя Родина –Россия»  В 9 классе при изучении темы АПК учащиеся выполняли исследовательский проект по следующему заданию: оценить потребление продуктов в своей семье, сделать вывод о сбалансированности рациона и подготовить проект рационального питания с учетом географических условий, подхо дов к здоровому, полноценному питанию, медицинских норм, личных и семейных предпочтений. С этой целью:
а)
оценить потребление различных продуктов питания в своей семье за месяц
б)
вычислить средний показатель потребления в течение года;
г)
сделать выводы;
д)
подобрать дополнительную информацию о здоровом питании;
е)
составить рацион питания семьи. Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Роди ны, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллю - страций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира». Лучше запоминается материал, если его видят и слышат. Применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Хотя возможности сельской школы ограничены для организации и использования ИКТ в полном объёме и на каждом уроке но, элементы данной технологии применяю, тем самым, дополняя приёмы и методы технологии развивающего обучения. В кабинете имеются электронные учебники по всем классам, создана картотека мультимедийных продуктов. Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Другого пути развития познавательных способностей нет. Познавательная активность - это деятельное состояние ученика,
которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Активизировать познавательную деятельность обучающихся, я считаю, позволяет использование нетрадиционных уроков обобщения. Их использование решает целый ряд задач, направленных на развитие памяти, внимания, а так же способствуют созданию благоприятной атмосферы на уроке, объединяя учащихся. Провожу разнообразные уроки: это и собственные разработки и другие, взятые из опыта работы других учителей-практиков такие как «Всемирный хоровод», «Крестики-нолики», 6 класс: «Урок-соревнование по теме «Атмосфера», «Путешествие по гидросфере» «Покорение вершины Знаний»; 7 класс: Игра- путешествие «Великие географические открытия», «Сафари по Африке», игра «Крестики-нолики» по теме Австралия» «На далёкой Амазонке не бывал я никогда»; 8 класс: игра-викторина «Знаешь ли ты свою страну?», «Байкальская регата», КВН по природным зонам; 9 класс: урок-игра «Экономика Российской федерации», «Я, ты, он, она - вместе дружная семья», урок-диспут «Русские столицы: Москва и Санкт-Петербург», путешествие по «Золотому Кольцу»; 10 класс: урок-экспедиция по теме «Население мира», урок-пресс-конференция «Глобальные проблемы современности», итоговый урок по теме «Регионы и страны мира», урок-путешествие по Зарубежной Европе. Анализируя уроки, проведённые с применением технологии развивающего обучения, я выделила следующие особенности развивающей ситуации на уроке: на учебных занятиях по развитию познавательной и творческой деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку. Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребёнке я стараюсь видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников. Пусть слабый ученик неправильно выполнил задание, но он думал, искал нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа. Необходимо от детей требовать аргументированных ответов на поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто отгадывают ответы, поэтому обязательно ученик должен доказать свою правоту, предстоит быстро найти вариант ответа и выйти из предложенной ситуации. Именно технология развивающего обучения направлена на развитие познавательной творческой деятельности, прививает интерес к данному предмету. В психологии традиционно принято различать шесть качеств, определяющих индивидуальные свойства внимания: объем внимания, его переключаемость, распределенность, сосредоточен ность, устойчивость и колебание. Объем, колеба ние и распределенность внимания во многом оп ределены врожденными качествами человека и являются данностью, которая неподконтрольна педагогу. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого ком понента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти три последних качества внимания и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя. Вообще, высокая степень сосредоточенности, особенно при участии волевого компонента, — процесс весьма утомительный. Как правило, пос ле периода сосредоточенности наступает период расслабления, при котором внимание или рассе ивается, или переключается на другой объект. Для школьников период сосредоточенности ред ко превышает 15—20 минут. В то же время, если ребенок увлечен чем-то, этот период может значительно растянуться во времени. Отсюда мой глав ный принцип развития внимания на уроке — «учение с увлечением». На разных этапах урока использую приём «Географическая цепочка» или «Составляем коллективный рассказ», когда от детей требуется внимание и ответственность, слушая друг друга, не повторяясь назвать страны - соседи России, или составить описание географического положения страны, материка. География должна быть предметом интересным, доступным, ценимым учащимися, а урок должен быть бесконфликтным и связан с положительными эмоциями, поэтому стараюсь, чтобы на уроке царила обстановка успеха, одобрения и доброжелательности. Одним из результатов оценки своего урока считаю следующий критерий: если ученик на уроке повысил своё самоуважение и ощутил свою компетентность, значит, урок проведён хорошо, а если он уходит подавленным, разочарованным, значит, урок проведён плохо, и ученик не видит полезного результата для себя.
Заключение.

Применение технологии развивающего обучения на уроках географии
помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.
Использование развивающей технологии в обучении географии позволило мне достигнуть определённых результатов:  развивающее обучение активизировало мыслительную деятельность школьников;  у большинства учащихся сформировались положительная мотивация к изучению предмета и познавательный интерес не только к отдельным темам курса, а в целом к географии;  возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Опыт работы по данной теме показывает, что
технология развивающего обучения дает

положительные результаты познавательной активности учащихся.
Целенаправленная работа по развитию познавательной мыслительной деятельности, логики и анализа позволяет не только облегчить усвоение нового материала, разнообразить познавательную деятельность, но и сформировать у учащихся представления о географических закономерностях, устойчивых причинно- следственных связях, происходящих в природе. Все люди талантливы от природы, всем нравится интересно и активно жить, все хотят быть успешными и значимыми для других.
А развить все эти качества учителю поможет использование технологии

развивающего обучения.

Библиографический список:
1. Баринова, И.И. и Герасимова, Т.П. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии / И.И. Баринова и Т.П.Герасимова. – М.: Просвещение,1983 – 85с. 2. Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа 2006 2. Борецкая, И.А. Развитие личности школьников в процессе изучения экономической и социальной географии мира // География в школе. – 2001 №7. – с.77-78 3. Войлошникова, Н.А. Самостоятельные работы учащихся при изучении экономической географии зарубежных стран / Н.А. Войлошникова. – М.: Просвещение, 1981 – 67с. 4. Галеева, Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии / Н.Л.Галеева. – М.:5 за знания, 2006 – 125с. 5. А. Гин. Приёмы педагогической техники.- М.: Вита-Пресс, 2006 6. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии Материков / В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 206с. 7. Крылова, О.В. Современный урок // География в школе. – 2006 №2. – с. 33-35 8. СелевкоГ.К. Энциклопедия образовательных технологий/ Г.К.Селевко – М.: НИИ школьных технологий, 2006 -55 с. 9. Серебрякова, Е.К. Применение элементов технологии перспективно - опережающего обучения // География в школе. – 2001 №4. – с. 52 – 55 10. Скатова, Н.Н. Современные педагогические технологии // География в школе. - 2000 №8. – с. 46 - 47 11. Соломонович, Г.П. Новые подходы к формированию творческого мышления учащихся // География в школе. – 1998 №4. – с.58 – 60