Напоминание

"Педагогическая диагностика как самоценный компонент системы контроля и оценки в начальной школе"

Автор: Поромова Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 95
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогическая диагностика как самоценный компонент системы контроля и оценки в начальной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Поромова Ирина Владимировна
МБОУ СОШ № 95 Архангельск
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК САМОЦЕННЫЙ

КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ В НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ.
Педагогическая диагностика является одним из важнейших компонентов системы контроля и оценки в начальной школе, так как позволяет внести существенные изменения в процесс последующего обучения и существенно повысить его эффективность. Для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения необходимы не только данные об уровне образовательных достижений каждого учащегося (эти данные появляются после проведения проверочных и контрольных работ), но и данные о качестве усвоения учебного материала, об имеющихся трудностях у ученика и их причинах. Традиционные средства контроля и оценки такой информации представить не могут. Поэтому в настоящее время уделяется большое внимание диагностическому компоненту педагогической деятельности, т.е. педагогической диагностике. Особенностью, отличающей педагогическую диагностику от других видов контроля, является расширение объектов контроля при ее проведении. В центре внимания традиционных видов контроля лежат знании, умения и навыки, а в центре внимания педагогической диагностики лежат еще и способы действия учащихся, его учебные умения, определенные компоненты учебной деятельности, ряд универсальных учебных действий. Педагогическая диагностика связана с такими понятиями, как причина, прогноз и определение плана дальнейших коррекционно - развивающих действии. При помощи ее мы можем проанализировать особенности продвижения каждого ученика, выявить причины возникающих трудностей и построить эффективные программы преодоления трудностей каждого ученика, а также проанализировать собственную педагогическую деятельность и откорректировать ее. Цель педагогической диагностики - повышение качества начального образования путем выявления особенностей образовательных достижений каждого ученика ( а в случае наличия трудностей – выявление их причин) и предоставление данных для осуществления коррекционно – развивающей работы. Педагогическая диагностика образовательных достижений младших школьников - это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, позволяющих выявить:
- особенности овладения учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, качество усвоения ими учебного материала; -характер трудностей, испытываемых учащимися, и причины трудностей; -продвижение учащихся в овладении учебной деятельностью, в том числе в овладении рядом универсальных учебных действий; -динамику изменений, происходящих в развитии учащихся. Наша школа на ступени начального образования работает по программе Н.Ф.Виноградовой « Начальная школа ХХ I века » В комплекте « Начальная школа ХХ I века » в качестве формы контроля предлагается регулярное проведение педагогической диагностики (тесты для педагогической диагностики использованы из методического пособия под редакцией Л. Е. Журовой, кандидата психологических наук). Разработанная педагогическая диагностика полностью согласуется с положениями федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования и строится на материале двух основных учебных предметов: русского языка и математики. Она не только дает возможность проверить усвоенные знания по этим предметам, но и, прежде всего, позволяет выяснить уровень сформированности компонентов учебной деятельности. Для педагога важно знать особенности усвоения знаний своих учеников. Зная на каком уровне находится каждый из них, учитель определяет следующий шаг в обучении. Если ученик испытывает трудности в усвоении знаний, то ему рано предлагать задания на применение знаний в нестандартной ситуации. Ученику, который усвоил знания, необходимо в процессе обучения предлагать нестандартные, творческие задания, чтобы обеспечить его дальнейшее развитие. Рассмотрим некоторые задания диагностики по русскому языку во 2 классе в конце учебного года. (Задания на определение особенностей усвоения учащимися предметных знаний, умений и знаний).
Задание 1

Цель:
проверить знание алгоритма проверки орфограммы «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Укажи с помощью цифр 1, 2, 3, 4 порядок своих действий. Чтобы не ошибиться в написании слов с безударными гласными в корне, нужно: __ Обозначить безударный гласный той же буквой, которой обозначается ударный гласный в этом корне. __ Определить, в какую часть слова входит безударный гласный. __ Для безударного гласного в корне слова подобрать проверочное слово.
__ Определить место ударения в слове.
Оценка выполнения
0 баллов - задание выполнено полностью неправильно. (0 человек) 1 балл - при определении порядка действий допущена одна ошибка (перепутана последовательность действий например), 4,3,2,1 или 3,4, 2,1.(4 человека – 17%) 2 балла-при определении порядка действий один из шагов пропущен, например не пронумерована вторая строчка.(14 человек – 60,8%) 3 балла - задание выполнено правильно, выбран следующий порядок: 4, 2, 3, 1. (5 человек – 21,7%)
Задание 2

Цель:
проверить умение применять орфограмму «Проверяемые безударные гласные в корне слова». Вставь букву, обозначающую безударный гласный звук в корне слова. В каждой группе найди и подчеркни проверочные слова. м_довый, мед, медовик, медный к_рмушка, карман, корм, кормление, кормит, корка б_льница, больной, боль, больше, бальный св_тлячок, светить, светлый, цвет, ветка
Оценка выполнения
0 баллов – задание выполнено полностью неправильно. (0 человек) 1балл – буквы вставлены правильно, при выборе проверочных слов допущены две-три ошибки. (3 человека 13%) 2балла – задание выполнено практически правильно, но во второй группе отмечено только одно проверочное слово. (15 человек 62,5%). 3балла – задание выполнено правильно: медовый, мед, медовик, медный кормушка, карман, корм, кормление, кормит, корка больница, больной, боль, больше, бальный светлячок, светить, светлый, цвет, ветка (5 человек 21,7%) В зависимости от того, как каждый ученик и класс в целом справился с заданиями, выстраивается система дифференцированной групповой и индивидуальной работы. Например, с учениками, получившими 1 балл за выполнение первых двух заданий, выполняются упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости, на отработку умения определять место ударения в слове, на определение части слова, в которую входит безударный гласный звук, на отработку правила обозначения безударных в корне слова, на отработку способов проверки этой орфограммы. Ученикам получившим по два балла за второе задание, предлагается выполнить упражнения на поиск нескольких вариантов правильных ответов, на развитие внимания, на отработку
точности выполнения поставленной задачи. Ученикам успешно справившимся с первым и вторым заданием, предлагаются творческие задания по теме «Безударные гласные в корне слова». (Задание на выявление характера трудностей ученика и установления их причины).
Задание

Цель:
проверить умение применять знание признаков родственных слов, различать родственные слова и форму слова. Отметь «+» ряд, который состоит из родственных слов. __ сила, силач, спортсмен, сильный __ полет, лето, летучая, летательный __ зима, зимний, зимовье, перезимовать __ лес, лесная, лесок, лисенок __ дождь, под дождем, дождливый, дождевик
Оценка выполнения
0 баллов – неправильно выбрана одна группа и более или выбрана третья группа и две группы выбраны неправильно. 1балл-выбраны третья и первая группы, или третья и вторая, или третья и четвертая.(4 человека17,3%) 2балла – выбраны третья группа и пятая, которая, кроме родственных слов, включает форму слова.(16 человек 69,5%) 3балла – задание выполнено правильно: выбрана третья группа слов: зима, зимний, зимовье, перезимовать.(3 человека 13%) Данное задание помогло понять, усвоены ли признаки родственных слов, умеют ли учащиеся выделять родственные слова, а если не умеют, то какой признак родственных слов не усвоен. Если учащийся выбрал первый ряд слов, значит, он пока не научился различать родственные слова и слова синонимы. Если выбрал второй ряд слов, он не научился различать родственные слова с омонимичными корнями, не усвоил до конца положение о том, что в корне содержится общее значение родственных слов. Результаты диагностики фиксируются в специальной таблице. ФИ ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Всего балло в 1 Андреев Егор 3 2 3 2 3 3 3 2 3 3 3 2 32 2. Антонова Ульяна 2 2 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 18
Проводя данную диагностику регулярно, можно строить обучение точно зная сильные и слабые стороны каждого ученика. Важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. Это помогает учителю эффективно осуществлять дифференцацию и индивидуализацию обучения, позволяет учащимся овладевать не только предметными, но и метапредметными знаниями и действиями. У М К «Начальная школа ХХIвека» позволяет учителю наиболее точно оценить возможности каждого учащегося и своевременно проводить коррекционную работу с учетом особенностей его развития. Список литературы. 1. Беседы с учителем. Методика обучения первый класс четырёхлетней начальной школы/ Под ред. Л. Е. Журовой. 2-е изд.,перераб. И доп. – М. ; Вентана- Граф, 2002. 2. Виноградова Н. Ф. «Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта «Начальная школа ХХI». М.: Вентана- Граф.2003. 3. Диагностика учебной успешности в начальной школе/ под ред. П. Г. Нежного, И. Д. Фрумина, Б. И. Хасана, Б. Д Эльконина. М. : Открытый институт « Развивающее образование».2009. 4. Ингенкамп К.Педагогическая диагностика: пер.ю с нем. М. : Педагогика.1991. 5. Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя/ М.И. Кузнецова.-М.: Вентана- Граф,2014.