Напоминание

"Куклотерапия как средство управления эмоциями у детей с УО"

Автор: Авилова Татьяна Николаевна
Должность: учитель, работающий с детьми овз
Учебное заведение: МАОУ "Фроловская средняя школа "Навигатор"
Населённый пункт: п.Фролы, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Куклотерапия как средство управления эмоциями у детей с УО"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обобщение опыта работы классного руководителя

Авилова Татьяна Николаевна,

учитель, работающий с детьми

ОВЗ (вариант 8.1)

МАОУ «Фроловская средняя школа

«Навигатор»,

Пермский край, Пермский район

Куклотерапия как средство управления эмоциями у детей с УО. Опираясь

на положение Л. С. Выготского о том, что в игре всё может быть всем, куклы

стали постоянным персонажем в воспитании, обучении и развитии моих

учеников.

Работаю

в

классе,

где

обучаются

дети

с

легкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями - далее УО). Обучаясь в окружении детей нормы,

они

могут

испытывать

разного

рода

стрессы.

Это

школьная

дезадаптация,

отсутствие

ощущения

безопасности

в

ученическом

коллективе

школы

и

в

окружающем мире в целом.

Развитие таких детей чаще всего идет в индивидуальном направлении, и не

все дети имеют возможность делать «как надо», делать «как все». Они требуют

особого подхода к себе как в школе, так и дома. У обучающихся с УО нарушен темп

развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться

в кругу дошкольных игровых интересов.

Они отличаются моторной неловкостью,

эмоциональной незрелостью, низкой познавательной активностью. У них снижен

объем памяти и внимания, отстает словесно-логическое мышление, в то время как

наглядно-образное нарушено меньше. Очень часто значительно отстает от нормы

речь,

поэтому,

как

следствие

интеллектуальные

функции

формируются

с

опозданием,

не

развиты

коммуникативные

навыки.

Такие

дети

подвержены

страхам,

неврозам,

остро

реагируют

на

неудачи,

отличаются

неустойчивым

настроением.

При поступлении в коррекционный класс дети заново проходят адаптационный

период

уже

в

более

комфортной

для

них

среде.

Детский

организм

начинает

перестраиваться в связи с изменением в некотором роде его образа жизни. Вновь

прибывшие

переживают

много

различных

эмоций:

раздражительность,

повышенную возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие

опосредованной

мотивации.

Вместе

с

тем

отмечается

живость

эмоций:

приветливость,

доверчивость,

оживленность.

Такие

дети

легко

переключаются

с

одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности,

лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми.

А ведь детская эмоция такая яркая, зачастую непредсказуемая, глубокая. Дети

чаще

всего

не

могут

контролировать

свои

эмоции:

они

шумные,

крикливые,

подвижные, могут вести себя развязно: дерзить, капризничать. Другие, наоборот,

инертны,

пассивны,

держатся

незаметно,

плаксивы. Они

подвержены

страхам,

неврозам, остро реагируют на неудачи, отличаются неустойчивым настроением.

Конечно, не у всех детей адаптация протекает с подобными отклонениями, есть

дети,

у

которых

этот

процесс

сильно

затягивается,

и

на

первом

году

обучения

полноценной адаптации в течение всего года так и не происходит. Такие дети часто и

подолгу

болеют,

причем

болезни

носят

психосоматический

характер,

эти

дети

составляют группу риска, с точки зрения возникновения школьного невроза. Порой

кажется, что ребенок завелся «с полуоборота», но на самом деле клубок из страхов,

тревог и огорчений мог копиться в его душе часами, днями и даже месяцами.

Обладая

знаниями

о

психофизических

особенностях

развития

данной

категории

детей,

их

поведенческих

и

познавательных

особенностях,

сложностях

адаптации,

я

как

классный

руководитель

стараюсь

особенно

внимательно

отслеживать

эмоциональное

состояние

обучающихся

и

о р г а н и з у ю

целенаправленную коррекцию их поведения средствами куклотерапии в течение

всего учебного процесса. Очень важно научить ребенка умению управлять своими

эмоциями в учебном процессе и в послеурочное время. Ведь умение управлять

эмоциями не приходит человеку само по себе. Мне помогает в этом куклотерапия.

Более десяти лет назад открыла для себя и внедрила в учебный процесс уникальное

средство

куклотерапию. Куклотерапия

это

метод,

при

котором

в

качестве

основного приема коррекционного воздействия используется кукла. Метод основан

на

идентификации

ребенка

с

любимым

сказочным

персонажам,

героем

мультфильма. Кукла – это не просто игрушка, это – посредник, промежуточный

объект для успешного взаимодействия с детьми. Она отражает людей, помогает не

потеряться в этом мире, отвлечься от действительности, понимать красоту, доброту,

избавиться

от

страха,

позволяет

снизить

нервнопсихическое

напряжение,

объединить

интересы

учителя

и

ребенка.

Поэтому

и

использую

занятия

куклотерапией на различных уроках и во внеурочное время, тем самым определяю

общую

стратегию

обучения,

воспитания

и

развития

учащихся

средствами

куклотерапии.

Цель своей работы вижу в выявлении причин

нестабильного состояния у

детей с УО, обучении способам управления эмоциями, развитии коммуникативных

навыков в процессе куклотерапии.

К достижению цели идем через решение следующих задач:

1. Научить детей контролировать и различать свои эмоции;

2. Повышать личностную саморегуляцию;

3. Уметь классифицировать смайлики, выражающие разные эмоции;

3.

Научить

детей

изготовлению

кукол

из

различного

вида

материалов

(из

бумаги, ткани, картона и т.д.);

4. Уметь менять лицо кукле в зависимости от смены своего настроения;

5. Уметь излагать свое эмоциональное состояние учителю наедине (выражать

эмоции, чувства);

5. Научить правилам деятельности в группе.

6.

Учить

ориентироваться

на

социально

значимые

нормы

в

поведении

в

классе, в школе, семье, социуме;

7.Развивать

речь

детей,

выражать

эмоции,

чувства,

состояние,

движения,

сравнивать их с характером персонажа (куклы),

которые в обычной жизни по

каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять;

8.Разработать диалоги детей с кукольными героями;

9.Обеспечить

участие

детей

в

художественной

самодеятельности,

в

постановке кукольных спектаклей средством саморегуляции;

В прошлом году я вела кружок народной куклы «Живуля», в рамках кружка мы

мастерили

различные

куклы.

Куклы

дели

и

делаем

сами

(нынче

наш

кружок

называется «Наши руки не для скуки»): все вместе, сообща мастерим «народных»

куколок из подручного материала: ткани, джутовой веревки, бумаги. Не все сразу

получается. Учимся кроить, шить одежду, вырезаем из бумаги, клеим. В наряде

куклы предлагаю детям обязательно немного использовать красный цвет – цвет

солнца,

тепла,

здоровья,

радости.

Много

положительных

эмоций

получаем

от

совместного труда.

Во

время

беседы

с

ребенком

в

течение

всего

первого

года

обучения

в

коррекционном классе объясняю ребенку его чувства, озвучиваю эмоции, учу детей

посредством куклы распознавать и выражать эмоции, чувства, состояние, движения,

сравнивать их с характером персонажа (куклы). Это все равно, что играть! Ведь у

школьника с УО это наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. В обычной

жизни по каким-либо причинам ребёнок не может выразить свои эмоции. Вступая в

учебный диалог с куклой, у детей «горят глаза»,

появляется осознанная мотивация к

познанию нового (каждому хочется быть в главной роли куклы или почувствовать себя

в роли актёра- кукловода, участвовать в диалоге или рассказать монолог). Учащиеся

оценивают ответы одноклассников, аргументируют свою позицию, дают советы. Дети

уверены

в

поддержке

товарища,

педагога,

родителей,

стали

чувствовать

ответственность за общее дело, появилось желание и возможность приносить радость

людям.

Учу ориентироваться на социально значимые нормы в поведении, повышать

личностную саморегуляцию благодаря куклам, потому что у детей с УО нарушен темп

развития, при котором дети, достигшие школьного возраста, продолжают оставаться в

кругу дошкольных игровых интересов.

Отслеживание

провожу

в

урочное

и

внеурочное

время,

затем

корректирую

эмоции

(поведение

детей)

на

классных

часах

и

во

время

индивидуальных

бесед

следующим образом:

-Изготовленную куклу без лица, ставлю на стол перед учеником, кладу смайлики,

выражающие различные эмоции: радость, гордость, доверие, уверенность, веселье,

горе, тревогу, гнев, страх, испуг, стыд и др., так как я не знаю, что ребенок чувствует и

какие эмоции испытывает в данный момент. Даже если ребенок осознает, что у него

есть сейчас какое - то чувство, ему сложно выразить это словами.

- Я предлагаю ребенку достать из рюкзака свою куклу или выбрать любую в классе,

выбрать наиболее близкий по его эмоциональному состоянию смайлик и прикрепить

кукле

лицо.

Менять

лицо

кукле

ребенок

может

столько

раз

в

день,

сколько

раз

меняется

его

настроение.

Например,

пришел

утром

из

дома

хмурый,

невеселый,

прикрепил

кукле

соответствующее

лицо.

Через

пару

уроков,

получив

пятерку,

повеселел,

забыв

о

прошлом,

и

прикрепил

кукле

«веселое»

лицо

смайлик,

выражающий радость, забил гол на физкультуре – ликование!

Наблюдаю за изменениями эмоционального состояния детей, фиксирую для

себя. После уроков провожу беседу – выясняю причину его эмоционального состояния

(хорошее или плохое настроение, почему, прошу объяснить).

В течение года осуществляла наблюдение и фиксировала проявления эмоций

у детей всего класса и отдельно

у некоторых обучающихся на разных режимных

моментах

в

форме

таблицы

до

и

после

работы

(игры)

с

куклой.

Старалась

осуществить

анализ

зафиксированных

в

таблице

фактов,

оценить

в

целом

эмоциональное

состояние

того

или

иного

ребенка,

его

управление

своими

эмоциями, его динамику в ходе всего дня, формулировала и фиксировала выводы.

(См.Приложение 1)

Вывод по таблице можно сделать такой: в течение дня ребенок работал над

собой, боролся со своими негативными эмоциями, благодаря кукле выходил из

любой ситуации с хорошим настроением. Учился рассказывать о своих эмоциях

вслух. Кукла позволяла ребёнку открыть в мире взрослых много новых эмоций.

Рассуждая о разных волнующих его ситуациях, примеряя различные социальные

роли, он учится посредством куклы проявлять положительные чувства и эмоции,

которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не

позволяет себе проявить.

Занятия куклотерапией в классе положительно сказались на результатах, которые

не заставили себя долго ждать. Улучшился психологический климат: дети стали

намного спокойнее, работоспособнее, добрее, чувствуют себя уютно и спокойно,

улучшилось

настроение,

взаимоотношения

стали

основываться

на

взаимной

симпатии. Стало устойчиво спокойное эмоциональное состояние. Дети научились

активно контактировать со взрослыми, детьми, учителем. Стали более открытыми,

полностью доверяют учителю, их стало легко инициировать на участие в различных

мероприятиях. Они уверены в том, что учитель является им другом, поддержит во

всех положительных начинаниях. Дети стали целеустремленнее, у них улучшилась

память,

речь.

На

уроках

присутствует

позитивный

настрой,

они

испытывают

интерес и радость при ознакомлении с окружающим миром,

новым учебным

материалом.

К концу года сократились пропуски уроков, не было ни одного пропуска урока

по

неуважительной

причине.

Имея

к

обучению

особые

ограничения, каждый

такой ребенок и весь класс в целом, достиг высоких результатов. Успеваемость по

всем предметам составила 100%; качество обученности

по письму и развитию

речи, чтению и математике – более 50 %, по труду, ИЗО, музыке 100%.

Благодаря куклотерапии, и системной борьбе со своим страхом – у детей

развиваются коммуникативные навыки и пространственные представления. То, что

просит

выполнить

педагог

«выполняет»

кукла,

или

ребенок

в

образе

куклы.

Благодаря

куклам,

дети

учатся

здороваться

и

прощаться,

оказывать

помощь,

танцевать, выполняют различные движения влево, вправо, вокруг себя. Укрепляется

и развивается мелкая, тонкая моторика: трогая, проглаживая, сворачивая, скручивая

ткань,

вырезая

из

бумаги,

вытачивая

из

палочки,

разрезая

и

связывая

нитки,

осваивается ребенком все то, с чем он познакомился, чему научился. Расширяется

кругозор и прививается эстетическое воспитание ребенку, дающее положительные

результаты:

эмоции,

яркое

восприятие

жизни

средством

веселых

ярких,

поднимающих настроение кукол. Учащиеся берут кукол в руки, ведут диалог от их

имени

друг

с

другом,

разыгрывая

диалог-экспромт,

ставят

сценки.

Совместно

создали мини - кукольный театр, поэтому, совместно придумываем и разыгрываем

бытовые мини-сценки и выступаем друг перед другом. Эстетическое воспитание

учащихся, как правило, начинается с мини- выступлений и спектаклей, кукол и игр.

Положительные эмоции, реакции на публичное выступление достигается в процессе

систематических

репетиций. Социальная

адаптированность детей проявляется в

участии детей в различных добрых делах и художественной самодеятельности:

Провели игровую программу «Заенька, войди в круг» для воспитанников

детского

сада;

подготовили

и

показали

спектакль

«Рождество»

для

учащихся

начальной школы и педагогов края.

Приняли

участие

в

школьных

фестивалях

«Дружба

народов»

и

«Белые

журавлики», за выступление имеем сертификаты участников.

Приняли

участие

в

районном

фестивале

«Где

песня

поется,

там

весело

живется», в составе кружка «Живуля», заняли 3 место.

Приняли участие в краевом конкурсе детей с ОВЗ «Рука в руке» в номинациях

вокал и театральная, получили два Диплома 3 степени.

Приняли участие в Краевом открытом конкурсе учебно-практических работ,

получили Диплом 3 степени.

Приняли

участие

в 1-ой

практической

конференции

для

детей

с

ОВЗ,

получили Диплом 3 степени.

Приняли участие в Районном конкурсе талантов и творчества в музыкальной,

танцевальной и поэтической номинациях, получили три первых места, Дипломы 1

степени.

Безусловно,

что

для

ребёнка

с

отклонениями

в

развитии

занятия,

направленные на формирование его разных видов познавательной деятельности,

имеют ещё большее значение, чем для нормально развивающегося ровесника.

Управление своими эмоциями, тем более положительными

средствами

куклотерапии

-

доставляют

радость

детям

с

УО.

А

что

может

быть

важнее

психологического здоровья детей? А кто радуется и смеетеся – тот здоров!

Таким

образом,

управление

эмоциями

средствами

куклотерапии

является

важным

средством

формирования

познавательных

и

психических

процессов,

способствующих полноценному развитию учащегося с УО в классном коллективе.