Напоминание

Роль контролирующих заданий при проведении мониторинга качества обучения студентов по технической механике

Автор: Белослудцева Елена Михайловна
Должность: преподаватель технической механики
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "ТКТТС"
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Роль контролирующих заданий при проведении мониторинга качества обучения студентов по технической механике







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Белослудцева Е.М.

ГАПОУ ТО «ТКТТС»

Роль контролирующих заданий при проведении мониторинга качества обучения студентов по

технической механике

Быстрый темп развития научного знания и производства предъявляют высокие требования к

выпускникам образовательных учреждений. Отчего зависит и что формирует качество учебной дисциплины

техническая

механика?

Важный

путь

повышения

качества

учебного

занятия-

это

рациональное

использование учебного времени, а также вариативность урока- использование разных видов деятельности

обучающихся,

применение

информационных

технологий,

специальных

упражнений,

направленных

на

формирование

интеллектуальных

умений

и

навыков

обучающихся,

а

также

поиск

педагогических

технологий,

соответствующих

особенностям

учебной

группы

и

практической

работе

в

определенной

предметной области и учет личных возможностей педагога.

Качество обучения связано с контролем знаний обучающихся. Именно контроль знаний является

необходимой составной частью процесса обучения, позволяющей определить степень доступности цели

обучения,

скорректировать

полученные

и

приобрести

новые

знания,

а

также

оценить

успешность

познавательной деятельности.

Однако контроль будет иметь эффект лишь тогда, когда правильно определены объекты контроля.

Объектами контроля при изучении технической механики выступают знания законов, фактов, формул,

умение решать задачи, работать с текстом учебника, справочной литературой и интернет источниками.

Планомерный

и

системный

контроль

дает

возможность

своевременно

выявить

и

исправить

ошибки,

недоработки, принять меры к их устранению и наиболее полно выявить фактический уровень усвоения

обучающимися

учебной

информации.

Основными

видами

контроля

уровня

освоения

компетенций,

обучающимися

являются:

текущий

контроль,

рубежный

контроль

(после

радела

дисциплины),

промежуточная аттестация (зачет или экзамен).

Первое контролирующее задание – это входной контроль в виде теста. В тест включаются вопросы

физики и математики, имеющие базовую основу в изучаемой дисциплине (закон Гука и его физический

смысл, определение деформации и ее виды, сила давления и модуль Юнга и т.д.) и вопросы, выявляющие

уровень развития технического мышления у студентов, навыки вычислений (работа со степенями, перевод

единиц

в

систему

СИ,

приемы

рационального

вычисления

чисел,

решение

уравнений,

действия

над

векторами

и

т.д.).

Тест

содержит

задания

разного

уровня

(узнавание,

припоминание,

комбинаторика,

аналитический, творческий), ориентированные на оценку сформированности предметных знаний и умений,

и предметно специфического мышления.

На основании анализа результатов входного контроля, вносятся коррективы в календарно-тематический

план и методические материалы.

Подобный контроль проводится во втором полугодии, результаты которого позволяют сравнить

качественный рост обученности студентов.

Практически на каждом учебном занятии проводится текущий контроль, что дает возможность получать

постоянную информацию о качестве усвоения учебного материала по дисциплине и на основе этого вносить

изменения в учебный процесс. Так как контроль связан с процессом усвоения знаний, помимо всего он

выполняет еще и роль обратной связи.

Например, по теме «Плоская система сходящихся сил» (Раздел «Статика») дается следующее задание:

определить усилия в стержнях, если З= 10 кН, α=30

0

.

Схема узла

Уравнения

равновесия

Решение уравнений

равновесия

Усилие

в стержне (кН)

Выполнение данного задания позволяет выявить у студентов знание основных вопросов статики: умение

записать уравнения равновесия для данной системы и решить их.

S

1

По теме «Механические передачи» (Раздел «Детали машин») предлагается задание: дать сравнительную

характеристику механическим передачам

Виды передач

Фрикционная

Зубчатая

Винт-гайка

Ременная

Цепная

Червячная

Определение

Основные части

Назначение

Применение

Недостатки

Достоинства

Способ

соединения

звеньев

Способ передачи

движения

Классификация

Геометрические

параметры

Определение

передаточного

числа

Формами контроля текущей успеваемости могут быть: диктанты, тесты, сравнительный анализ, решение

задачи,

заполнение

таблицы,

составление

логической

схемы,

устный

ответ,

индивидуальное

домашнее

задание, контроль выполнения и проверка отчетности практических и лабораторных работ, собеседование и

т.д.

Карта форм текущего контроля в обязательном порядке преподавателем доводится до сведения каждого

обучающегося в начале занятия по дисциплине. Преподаватель систематически информирует студентов об

итогах

контроля,

кроме

того

результаты

контроля

фиксируются

преподавателем

в

журнале

текущего

контроля и размещены в кабинете на стенде, где каждый обучающийся может видеть свои результаты и их

оценку.

Текущий контроль состоит из двух видов: устные и письменные ответы обучающихся и выполнение

практических и лабораторных работ.

При системном проведении текущего контроля обучающиеся регулярно готовятся к учебным занятиям, у

них

появляется

стремление

к

совершенствованию

знаний

и

умений,

что

сказывается

на

качестве

их

обучения. Наглядность оценки повышает и мотивацию обучающихся.

Как усвоен материал темы или раздела, позволяет определить рубежный контроль знаний. Такой контроль

обычно проводится в форме контрольной работы, устного зачета, выполнения практического задания или

расчетно-графической работы. Все зависит от степени сложности темы, ее значимости при получении

практических профессиональных навыков и дальнейшего образования. Например, контроль знаний по теме

«Детали машин» проводится в виде устного зачета.

По разделу «Сопротивление материалов» проводится рубежный контроль в виде расчетно-графических

работ, в которых обучающиеся проводят основные расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость

и устойчивость. Качество выполнения заданий позволяет успешно выполнить расчетно-конструкторскую

часть дипломного проекта.

Для отработки умений решать задачи определенного типа (определение центра тяжести стандартных

профилей, опорных реакций балки, определение реакций связей аналитическим способом) используются

внеаудиторные

контрольные

работы.

Задания

предлагаются

аналитического,

графического,

тестового

характера, дифференцированные, которые обучающийся выполняет самостоятельно, что повышает интерес,

заставляет искать нестандартные решения.

Итоговый контроль знаний обучающихся проводится в виде экзамена. Обучающимся предлагается два

теоретических вопроса и один практический, требующий умения решать задачи, содержание которых

охватывает все разделы курса дисциплины.

Контроль знаний позволяет определить результативность работы каждого студента, группы студентов в

целом при усвоении отдельных вопросов, тем и разделов программы.