"Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе"

Автор: Кривопальцева Римма Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Валуецкая СОШ"
Населённый пункт: село Валуец Почепского района Брянской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Валуецкая средняя общеобразовательная школа»

«Использование новых

активных форм и методов обучения в

учебно-воспитательном процессе»

Выступление на педсовете

март, 2015 г.

Зам.директора по УВР

Кривопальцева Римма Михайловна

2014 – 2015уч. г.

Изменения в содержании, методах и средствах обучения вызвали значительные изменения в методике. За последние годы все большее внимание привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности учащихся. Форма организации деятельности – это система средств, с помощью которых педагог добивается включения учащихся в деятельность на основе сочетания разных видов работы. Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
– означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданийот обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Очевидно, что решая задачу по поиску методов и форм обучения и воспитания необходимо давать предпочтение активным формам и методам, способствующим развитию мотивационной сферы учащихся, их творческой активности. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Появление
методов активного обучения
связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности:
мышление,

действие и речь
. Ещё один в неявном —
эмоционально-личностное восприятие

информации.
В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память) , на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в
деловой игре — все виды

активности
, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при
лекционной

подаче
материала усваивается не более
20-30%
информации, при
самостоятельной работе с

литературой — до 50%,при проговаривании — до 70%,
а при личном участии в
изучаемой

деятельности (например, работа на ИД) — до 90%.
Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. Подходы к системному использованию МАО изложены в теории Активного обучения. Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает
цель обучения,

способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения
. Следовательно, понятие метода обучения отражает: 1)Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи; 2)Специфику их работы по достижению различных целей обучения.
Основные подходы к классификации методов обучения
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы
(источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы
(источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы
(учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Словесные методы обучения
Более подробно остановимся на этой классификации.
Словесные методы занимают

ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись


почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А.

Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения,

доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В

настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой

группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в

кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед

обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может

вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего

человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды:
рассказ, объяснение, беседа,

дискуссия, лекция, работа с книгой.

Наглядные методы
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

Метод иллюстраций
предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.
Метод демонстраций
обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является
компьютер индивидуального пользования
. В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд

условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Практические методы
Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения
. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются наустные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют: а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления —
воспроизводящие
упражнения; б) упражнения по применению знаний в новых условиях —
тренировочные
упражнения. Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют
комментированными
. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников. Рассмотрим особенности применения упражнений.
Устные упражнения
способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения
используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К
графическим упражнениям
относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. К
учебно-трудовым упражнениям
относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований

к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической

последовательности в выполнении упражнений.
Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем — на воспроизведение — применение ранее усвоенного — на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации — на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне
необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.
Лабораторные работы
— это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане. Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
Практические работы
проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.
Работая над применением различных форм и методов обучения и воспитания уч-ся,

мы берем за основу 4 фактора, которые влияют на выбор метода обучения:

материально-дидактическая база,

содержание учебного материала,

уровень обученности и воспитанности учащихся,

уровень методической подготовки преподавателя.

Инновационная деятельность преподавателей – часть методической работы,

направленной на выполнение одной из главнейших задач в деле качества и

эффективности процесса обучения и воспитания – дальнейшее совершенствование

форм, методов и средств проведения урока, т.е. создание педагогических технологий.
Сегодня уже можно констатировать, что в школах активизируются формы и методы обучения. Под активными формами и методами обучения подразумевается широкий комплекс мероприятий: программированное обучение с учетом возрастающих особенностей, способностей и склонностей школьника, широкое применение учебно-наглядных пособий, технических средств и приборов, различные виды и формы занятий в аудиториях, в учебных кабинетах, ведение урока с учетом зонирования пространства. Новые программы обучения могут дать ожидаемый педагогический эффект только в сочетании с новой, более совершенной формой обучения.
Особое внимание заслуживает организация и планирование однопредметных и однотемных уроков в объединенных классах. Многие темы программ начального обучения повторяются в каждом классе, но на разном уровне. Есть, следовательно, возможность так спланировать учебный процесс, чтобы уроки по этим темам проводились одновременно во всех классах. Одна из анкет, которые вы проходили, выявляла уровень инновационного потенциала у коллектива. На вопросы теста всего ответили __12__ человека. На вопрос оценки условий для развития инновационной деятельности __10__человек оценил как очень хорошее; __2___ человека, как хорошее;_0__ человек, как удовлетворительное и ни кто не выбрал вариант ответа, что нет никаких условий для развития. В тоже время __9__ человек из ___12__ чувствует себя готовым к освоению различных новшеств. И наконец, что же является препятствием в освоении и разработке новшеств __2__человек считают, что это отсутствие времени; __1__человек, что причина слабая информированность; ___0_- отсутствие стимулирования; у _3__ человек отсутствуют необходимые теоретические знания. И если эти данные проанализировать, то 97 % педагогов готовы к освоению новшеств, но 47 % необходимо пройти курсы квалификации, так как отсутствуют необходимые теоретические знания. Целью теста «Какой ваш творческий потенциал?», на который ответили 12 педагогов, было определение степени удовлетворенности жизнедеятельностью в коллективе, а также различными аспектами жизни. При анализе ответов можно было выявить коэффициент. И если он был выше 3, то это считалось высокой степенью удовлетворенности. Если 2, то средняя степень удовлетворенности. Если менее 2, то низкая. Давайте посмотрим, что же у нас получилось. Обратите внимание, что коэффициент колеблется между отметками 2 и 3, что показывает удовлетворенность жизнедеятельность в школе. Из результатов опросов нашего коллектива можно увидеть, что у нас есть большой потенциал для успешного развития и мы готовы к освоению новшеств. И чтобы успешно решить задачи методической работы необходимо: -изучение и творческое понимание всех нормативных программно-методических документов; -активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки; -изучение и внедрение достижений педагогов-новаторов в практику работы; -диагностика и прогнозирование результатов учебно-воспитательного процесса; -стимулирование инициативы, творчества и активизации деятельности в научно- исследовательской, поисковой работе; -использование в учебно-воспитательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий; -выявление и предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе; -готовность к самообразованию и самосовершенствованию.

Постановление педсовета:
1. Одобрить работу методических объединений по единой методической теме: «Использование новых активных форм и методов обучения в учебно-воспитательном процессе». 2. Создать творческую группу педагогов для формирования и внедрения опыта работы по современным технологиям обучения. Отв.Кривопальцева Р.М. 3. С целью повышения квалификации коллектива, проводить ежегодно методические недели. Отв. Зам директора по УВР, ВР, учителя предметники. 4. Разработать программу развития учебно-воспитательной деятельности в школе. Отв. зам. директора по УВР, учителя.