Напоминание

"Образовательная программа по изготовлению украшений из кожи, меха, ткани и тестопластики"

Автор: Соколова Наталья Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДООЦ НО "Дети против наркотиков"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Программа
Тема: "Образовательная программа по изготовлению украшений из кожи, меха, ткани и тестопластики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая социально значимые задачи, выходит в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. В настоящее время становится насущной проблемой сохранение культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Дополнительная образовательная программа, состоящая из разделов по изготовлению украшений из кожи, меха, ткани и тестопластики, являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами художественной обработки кожи, меха, ткани и художественной лепкой из соленого теста. 2. «Кожаный марафон» стартовал давно. Первобытный человек выделывал кожу из шкуры убитого им зверя для одежды, обуви, мешков и даже плавательных средств. На кожаных бурдюках можно было переправляться по реке. Раскопки, проведенные в Египте и Междуречье, свидетельствуют о том, что в V тысячелетии до нашей эры люди занимались земледелием и скотоводством, которое являлось основой кожевенного производства. Существование подобного производства подтверждают своды законов, собранных правителем Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Изображения, сохранившиеся на каменных рельефах ассирийских дворцов, иллюстрируют широкое применение кожи. Из нее делали одежду, воинское снаряжение (латы, щиты), предметы быта (покрывал, подушки, ковры) и даже суда. Кочевые народы применяли кожаную посуду (фляги, чайники, сосуды), которая служила им по 40-50 лет. Высокое качество изготовления кожаных изделий позволяло передавать их по наследству. В X-XIII веках, в
Древней Руси получило развитие декоративное искусство. Существовало прекрасное слово «узорочье» для обозначения предметов декоративного искусства. Сегодня существует масса способов выделки кожи. Многообразно и ее применение, в том числе в качестве украшений. Благодаря золотым рукам Мастера «кожаный марафон» не замедляет ход. 3. Поделки из соленого теста – очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия. Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами. Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло соленое тесто. Во время Первой и Второй мировых войн искусство изготовления соленого теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта древняя традиция начала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает все больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников. Хотя поделки из теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет радость и удовольствие. На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто – «хлебосол». Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Актуальность программы
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы. Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы: – принципы культуросообразости – ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края; – принципы природосообразности – учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка); – принцип дифференцированности и последовательности – в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идет усложнение приемов работы, разумно чередуется нагрузка; – принцип креативности – развитие творческих способностей ребенка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе; – принцип гуманизации – ребенок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающего.
Практическая значимость
данной программы состоит в возможности изготовить поделку своими руками вызывает большой интерес у детей, а также способствует развитию творчества и художественных способностей, развивает пространственное и образное мышление, глазомер, уверенность и точность движений.
Программа курса имеет художественную направленность
. Программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. В ходе кружковой работы обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся
экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, «культуру творческой личности». Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию «я хочу сделать это сам». Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника.
Вид программы –
модифицированная. Программа адаптированна под условия учреждения,скорректирована конкретным педагогом, содержание данной программы основано на типовой, с внесением изменения в отбор тем, порядок их изучения, изменения в распределении часов, в отборе материала по темам.
Новизна программы
Новизна программы дополнительного образования творческой мастерской «Кудесница» заключается в обучении, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями, для которых очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук, так как через это развитие идет процесс коррекции всех психических процессов. Благодаря регулярным занятиям рукоделием заметно улучшается внимание, пространственная ориентация, мышление всех учащихся.Безусловно, это не может не радовать, ведь соприкасаясь с миром прекрасного, дети избавляются от своих пагубных пристрастий и привычек, что является своего рода творческой профилактикой и «инъекций» через «прекрасное».
В такой многонациональной стране как Россия особую актуальность приобретает сбалансированный подход к воспитанию у детей уважения к истории, традициям своего народа и народов, населяющих нашу страну. Знакомство с народным декоративно- прикладным творчеством России способствует формированию национального самосознания, взаимопроникновению культур, воспитывает чувство взаимопонимания между народами, формирует этническую толерантность.
Цель программы
– обучить детей умению работать самостоятельно, подготавливать материал к работе, изображать гармоничную сюжетную картинку, обучить навыкам владения инструментом и умению выполнять работу в соответствии с инструкцией. Создать условия для творческой самореализации ребенка, а также воспитать интереса и любви к народному творчеству, сформировать и развить общетрудовые и специальные умения и навыки; вовлечь детей в активную творческую деятельность. Также целью программы является воспитание творческой личности, развитие творческого воображения и эстетического восприятия средствами декоративно- прикладного искусства. С самого начала процесса обучения обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с иглами и ножницами. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющих кругозор детей. Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Задачи
Обучающие: • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел; • обучить строить композиции, выбирать рисунок, делать эскизы для будущего панно;
• научить правильно обращаться с инструментами в соответствии с правилами техники безопасности; Развивающие: • развить интерес у детей в декоративно-прикладном искусстве через приобщение к народному промыслу, развить духовные, эстетические и творческие способности; • развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление; • развить общую умелость, совершенствовать навыки ручного труда; • развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие; • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности; • развить чувство цвета, пропорции; • развить моторику рук и глазомер. Воспитательные: • формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях; • развить чувство эмпатии – сопереживание, желание нести радость людям; • воспитать трудолюбие, аккуратность, умение организовать свое рабочее место; • сформировать умение общаться со сверстниками; • воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; • предоставить возможность социализации каждому ребенку; • создать условия для реализации творческого потенциала участием в выставках, конкурсах и других мероприятиях.
Отличительные особенности программы
Основной отличительной особенностью программы –
комплексное и

гармонично-равноправное
изучение, понимание и применение в современной жизнидвух видов творчества: изготовление украшений из кожи, замши, ткани и изготовление поделок из соленого теста. Выработка у учащихся эстетического отношения к труду, приучение к бережливости, развитие креативности, умение объединять в выполняемой творческой работе несколько видов различных материалов.
Этапы реализации программы
Срок реализации программы – 3 года. В 1-й год обучения происходит ознакомление и выявление интересов, способностей и наклонностей у детей к данному виду творчества.
Во 2-й год обучения закрепляются полученные знания. В 3-й год – обучить детей умению работать самостоятельно, подготавливать материал к работе, изображать гармоничную сюжетную картинку, обучить навыкам владения инструментом и умению выполнять работу в соответствии с инструкцией
Возраст детей
, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программе – от 7 до 10 лет.
Психологические особенности детей.
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение - приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Вид детской группы – творческая мастерская с постоянным составом.В творческую мастерскую принимаются все желающие без специального отбора. Срок реализации программы – 3 года обучения. При этом оптимальное число обучающихся составляет: – для первого года обучения: не менее 15 человек; – для второго года обучения: не менее 12 человек; – для третьего года обучения: не менее 9 человек.
Режим проведения занятий:
• первый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа; • второй год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа; • третий год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10-15 минут (продолжительность учебного часа – 45 минут). В течение занятия происходит смена деятельности. При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. В процессе занятий используются
разнообразные формы работы
: • словесный ( беседа, рассказ, устное изложение); • наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, работа по образцу);
• практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся; • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; • групповой – организация работы в группе; • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем; • самостоятельная работа учащихся; • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; • выставка; • экскурсия; • викторина; • праздники и чаепития; • конкурс, игра и другое.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть и повысить: 1.Умение подготовки материала к работе. 2. Умение изображать гармоничную сюжетную картинку. 3. Умение работать самостоятельно. 4. Умение и навыки владения инструментом. 5. Умение выполнять работу в соответствии с инструкцией. 6. Знать технику безопасности. 7. Развитие мелкой моторики рук, глазомера, творческой способности и фантазии, внимания, памяти, пространственного воображения. 8. Знание и применение детьми основных элементов композиции. 9. Владение художественными и технологическими приемами работы с кожей, замшей, тканью, соленым тестом. 10. Создание прикладных изделий, имеющих практическое применение в быту. 11. Владение основными навыками обработки кожи, замши, ткани, лепки из соленого теста. 12. Навыки коллективной деятельности.
13. Творческое мышление путем самостоятельного составления композиции. 14. Самостоятельность через самовыражение в работе и потребность завершить начатую работу. 15. Бережное отношение к культурному наследию своего народа. 16. Работать как под руководством педагога, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.
Отслеживание результатов:
1. Наблюдение и устный опрос закрепляет образное усвоение теоретического материала. 2. Контрольные упражнения закрепляют практические знания, умения и навыки. 3. Самостоятельная работа и мини-зачет проверяют усвоение изученного материала, что позволяет добиться аккуратности, внимательности и ответственности за выполненную работу. 4. Выставка и мини-выставка работ учащихся повышает интерес к творчеству, стимулирует к познанию нового материала, воспитывает стремление к лучшему. 5. Диагностика учебного процесса позволяет отследить результаты усвоения программы обучения на момент начала, середины и окончания учебного года. 6. Диагностика воспитанности учащихся детского объединения позволяет отследить как профессиональный уровень направленности, так и социальный уровень воспитанности учащихся.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы является проведение выставок. Участие в итоговой выставке «Радуга талантов». Внутри объединения – выставка и совместное обсуждение. Материально-техническое обеспечение учебного процесс творческой мастерской «Кудесница» № п/п Наименование оборудования Количество (шт.) 1 Доска гладильная 2 2 Доска пробковая 3 3 Парты ученические 7 4 Стулья 15 5 Тумбы 2 6 Утюг 2 7 Шкаф 1 8 Стол офисный 1
Учебно-методическая литература 1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Дополнительное образование детей в современной школе. Москва, 2005 г. 2. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования для детей. Москва, 2001 г. 3. Беспятова Л.А. Программа педагога дополнительного образования. Москва, 2005 г. 4. Выгонов В.А. Практикум по трудовому обучению. Москва, 2005 г. 5. Дружинин В.Н. Психология общностей. – Спб.: «Питер», 2000 г. 6. Иванченко Н.В. Занятия в системе дополнительного образования детей. Москва, 2007 г. 7. Кашкарова-Герцог Е.Д. Руководство по рукоделию. Москва, 2000 г. 8. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Москва, 2004 г. 9. Конаржевский Л.В. Анализ урока. Москва, 2007 г. 10. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. Москва, 2007 г. 11. Мужество творить: Очерки психологии творчества / перевод с англ. – Львов: Инициатива; Москва, 2001 г. 12. Попова Г.П. Мониторинг и качество учебного процесса: принципы, анализ, планирование. Волгоград, Учитель, 2007 г. 13. Журналы – Внешкольник: № 9/2006 г., № 1, 2, 3, 5, 6/2007 г., № 3/2008 г. 14. Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: Астрель; АСТ, 2001 г. 15. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. Спб: Кристалл, 2001 г. 16. Кискальт И. Соленое тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001 г. 17. Козлина А.В. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-Синтез. 18. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. М.: Педагогическое общество России, 2000 г. 19.Ананина Т.В. Художественные изделия из кожи. – М., 1994 г. 20. Илюхина И. Кожаная бижутерия // Юный техник для умелых рук. – М., 1988. 21. Карпова О. О видах кожи // Коммерсантъ. – № 2. – 1993.
22. Кожа; кожа искусственная // Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. – 1997. 23. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей // Сделай сам. – № 4. – 1991. 24. Новиков В., Павлова В. Ручное изготовление ювелирных изделий. – М., 1991. 25. Онанова С. Экзотические украшения // Декоративно-прикладное искусство в СССР. – № 6. – 1987.