Напоминание

"Рабочая программа по литературе"

Автор: Кривопальцева Римма Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Валуецкая СОШ"
Населённый пункт: село Валуец Почепского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по литературе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


№п/п

урока

Тема урока

Цели и задачи

урока

Оборудование.

Теория

литературы.

Словарная

работа.

Домашнее

задание.
1. Вводный. Знакомство с учебником, работа с терминами( повторен ие). На доске эпиграфы, Выставка книг различных авторов. Жанр. Специфика, сущность, эпос, драма, лирика. Прочитать статью «Былины» 2. «Вольга и Микула Селянинович». Дать представление об отличии былины от сказки, сформировать у учеников представление о художественных особенностях былин. Различные издания былин, иллюстрации к былинам, карта Киевской Руси. Былина, гипербола. Сказка и миф, Подготовить выразительное чтение былины, выписать из текста гиперболы, прочитать былину « Илья Муромец и Соловей – разбойник." 3. « Илья Муромец и Соловей- разбойник». Расширить представление об эпическом герое, отработка навыков работы с текстом. Эпический герой. Подготовить характеристики героев, прочитать « Садко». 4. Развитие речи. Мини- сочинение « Мой любимый былинный герой». Развитие устных речевых способностей учащихся, вовлечение в словарный запас слов и выражений , свойственных устному народному творчеству. Гусли, гусляр, дружина, сыть, косица, оратай. 5. Пословицы и поговорки. Знакомство и формирование понятия о новых жанрах фольклора, развитие навыков устной речи. Словарь Даля, на доске- пословицы и поговорки. Пословица и поговорка. Найти по 5 пословиц, посвященных временам года, силе и храбрости воинов, ценности дружбы.
6. Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Обзорное знакомство с жанром летописи, расширение словарного запаса, происхождение азбук. Выставка книг, фотографии древних книг, Летопись. Поучение, послание, хождение, житие. Написать короткое поучение для своих друзей, прочитать « Повесть…». 7. Повесть о Петре и Февронии. Знакомство с повестью, выявление ее специфики. Выставка книг, фотографии древних книг. Житие святого. Тема, идея, пафос, композиция. Задание №2 в учебнике, подготовить пересказ повести. 8. М.В.Ломоносов. Оды. Знакомство с биографией М.В.Ломоносова, его роли в развитии Русской литературы. Портрет Ломоносова, Ода. Зрак. Прочитать « Оду на день восшествия…» полностью, составить развернутый план статьи учебника. 9. Г.Р. Державин. Первое знакомство с личность и поэзией Державина. Новаторство в стихотворческой деятельности. Портрет Г.Р. Державина. Стихи, рифма. Внутренняя жизнь, гений, добродетель, монарх. Выучить наизусть стих- е Державина, индив. задание по карточкам. 10. В.А. Жуковский. «Лесной царь». Познакомиться с творчеством Жуковского, с представлением о переводе, наработки навыков работы со справочным материалом учебника, навыков анализа лирического произведения. Портреты Жуковского, иллюстрации к тексту баллады. Романтизм, баллада, литературный перевод. Баллада, Сделать иллюстрацию к балладе « Лесной Царь», выучить балладу наизусть. 11. А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе. « Полтава». Колокольцева Е.Н. «А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях». Выучить наизусть отрывок из поэмы. 12. « Медный Выявить историко- Открытки с Поэма. Конфликт. Выучить отрывок
всадник». литературное и жанровое своеобразие « Медного всадника». изображением Петербурга, памятника Петру, иллюстрации к поэме. наизусть, написать мини- сочинение к одной из иллюстраций к поэме. 13. « Песнь о вещем Олеге». Выработка навыков работы с разнородными текстами и справочным материалом учебника. Иллюстрации к поэме, Жанр, летопись, поэма, баллада. Волхвы, жрец, вещий, вдохновение, праща. Выучить балладу наизусть, составить кроссворд. 14. « Борис Годунов». (Сцена в Чудовом монастыре). Иллюстрации к трагедии, Трагедия. Подготовить выразительное чтение отрывка, 15. « Станционный смотритель». Дать представление о реминисценции, показать пример библейского контекста с помощью детали: лубочной картинки как части интерьера, ввести понятие маленького человека в литературе. Иллюстрации к повести, Повесть, сборник, вымышленный автор. Притча, лубок, лубочная картинка. Прочитать повесть до конца, подготовиться к итоговому тесту, написать сочинение на одну из тем. 16. М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Восстановить знания , полученные о творчестве поэта в прошлые годы, ознакомиться с биографией поэта. Небольшая выставка книг, портрет поэта. Научная и художественная биография. Составить план статьи учебника, прочитать « Песню про купца Калашникова». 17. « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картина Репина, иллюстрации к поэме. Фольклоризм литературы, жанр поэмы. Выучить наизусть отрывок из поэмы, подготовить выразительное чтение одной из глав поэмы.
18. « Когда волнуется желтеющая нива…», « Молитва», « Ангел». Рисунки Лермонтова, записи романсов на стихи Лермонтова. Лирика, эпитет, сравнение, олицетворение, лирический герой. Сага, Учебник, вопросы 1,2, Одно стих-е выучить наизусть. 19. Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Работать над статьей учебника, обучение письменному высказыванию, составлению плана. Портрет писателя. Художественная деталь. Художественная деталь. Художественный пересказ одной из частей повести, рассказать об одном из героев по плану характеристики героя лит-го произведения, 20. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Познакомить учащихся с атмосферой повести, с исторической эпохой, дать представление о различии между исторической истиной и художественными задачами писателя. Иллюстрации к повести, репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо султану». Повесть, историческое, эпическое. Образ. По параграфу учебника составить краткий план, составить рассказ о Тарасе Бульбе. 21. Отец и сыновья. Характеры главных героев. Выработка навыков определения характеров персонажей, их развития в ходе повести. Массовое сознание, индивидуальное сознание. Выделить в тексте описание пейзажей, выписать места, где автор применяет деталь. 22. Развитие речи. Подготовиться к домашнему сочинению по повести «Тарас Бульба». Написать сочинение. Прочитать рассказ И.С.Тургенева « Бежин луг.» 23. И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Знакомство с рассказом. Выработка навыков анализа текста. Портрет Тургенева, Рассказ. Подготовить краткий рассказ одного из эпизодов.
24. Природа в рассказе «Бежин луг». Иллюстрации к рассказу. Очерк. Быличка. Сравнить описание степи у Гоголя и Тургенева. 25. «Бежин луг».Анализ рассказов детей. Дать сравнительную характеристику мальчишек, выявить роль пейзажа в повествовании. Прочитать стихотворение в прозе, готовиться к итоговому тесту по творчеству Лермонтова, Гоголя, Тургенева. 26. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе. Стихотворения в прозе. Выучить наизусть одно стихотворение в прозе. 27. Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о писателе. Вырабатывать навыки работы со стихотворным текстом, с научно – популярными текстами, усвоение теоретических понятий. Жизнь и творчество писателя. Поэма. Пересказ конспекта в тетради. 28. « Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Поэма, композиция. Написать характеристику героини в соответствии с планом. 29. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом». Познакомиться со стихотворениями Некрасова, предваряющими изучение его творчества в старших классах. Выучить наизусть одно из стихотворений. 30. М.Е. Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов Первичное знакомство с творчеством великого сатирика. Иллюстрации к сказкам писателя. Гротеск, иносказание. Эзопов язык, иносказание, оказия, регистратура, каллиграфия. Составить цитатный план сказки, пересказ всей сказки.
прокормил». 31. М.Е. Салтыков – Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Анализ сказки. Аллегория, гипербола, фантастика. Прочитать сказку «Дикий помещик». 32. Вн.чт. М.Е.Салтыков- Щедрин «Дикий помещик». Познакомить с содержанием сказки, раскрыть особенности сюжета и проблематики. Портрет писателя, оформление доски. Аллегория, гипербола, фантастика. Сатира, гротеск, ирония, насмешка. Подготовить пересказ сказки «Дикий помещик». 33. Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Главы из повести «Детство». Восстановить и углубить сведения о биографии писателя, познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести. Портрет Толстого, фоторепродукции Толстого. Автобиография, автобиографический роман. Автобиографическое произведение. Прочитать главы повести в учебнике, Составить план статьи о Толстом. 34. Продолжение знакомства с повестью «Детство». Познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести. Портрет Толстого, фоторепродукции Толстого. Автобиография, автобиографический роман. Автобиографическое произведение. Прочитать повесть «Детство» до конца. 35. Развитие речи. Письменная речь. Конкурс писателей. Учить самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. Читать рассказ «Ха мелеон». 36. А.П.Чехов . Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Раскрыть особенности авторской позиции в рассказе, учить Портрет писателя, Иллюстрации Кукрыниксов , фотографии семьи. Псевдоним, говорящие фамилии, художественная Псевдоним, постановление. Подготовить выразительное чтение рассказа.
самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова. деталь. 37,38. А.П.Чехов. Понятие о комическом. Анализ рассказа «Хамелеон». Приемы создания комического эффекта в сатирических рассказах. Раскрыть особенности авторской позиции в рассказах, учить самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказов, роль художественной детали в рассказах Чехова. Портрет писателя, Иллюстрации Кукрыниксов , фотографии семьи. Псевдоним, говорящие фамилии, художественная деталь. Псевдоним, постановление. Написать набольшое сочинение «Мой любимый рассказ Чехова». 39. И.А.Бунин.Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Раскрыть на примере рассказа художественное мастерство Бунина- прозаика. Уметь выделять смысловые части текста. Портрет писателя, фотографии семьи. Рассказ. Подготовить характеристику главных персонажей. 40. Стихотворения И.А.Бунина. Рассказ «Лапти». Обучение составлению плана рассказа, знакомство с поэтическим наследием И.А.Бунина. Обучение навыкам анализа поэтического произведения. Портрет писателя, фотографии семьи. Рассказ. Выучить стихотворение наизусть. Подготовить иллюстрацию к рассказу «Лапти». 41. «Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов 19 века о родной Учить анализировать стихотворения, выявлять авторские размышления о взаимоотношениях Портреты писателей, записи популярной классической музыки. Лирический герой. Благовест, благостный, каяться, отрекаюсь. Выучить одно стихотворение наизусть.
природе. человека и природы. 42. Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. Дать представление о противоречивой позиции Горького в советской литературе. Фотографии Горького, его семьи, выставка книг. Псевдоним, повесть, трилогия. Рассказ, повесть, роман, трилогия. Подготовить пересказ различных сцен из повести. 43. М.Горький «Детство». Познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести. Фотографии Горького, его семьи, выставка книг. Псевдоним, повесть, трилогия. Рассказ, повесть, роман, трилогия. Прочитать повесть до конца. 44. М.Горький. «Данко». Познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести. Фотографии Горького, его семьи, выставка книг. Легенда, романтизм, реализм. Пересказ легенды о Данко. 45. В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение…» Дать ощущение необычности лирики и характера Маяковского, опережающее представление о футуризме, ознакомление с текстом «Необычайного происшествия»… Виды Кавказа, фотографии Маяковского. Гипербола. РОСТА, футуризм, лозунг, призвание. Выразительное чтение текста, сделать иллюстрацию. 46. В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Дать ощущение необычности лирики и характера Маяковского, опережающее представление о футуризме, ознакомление с текстом стихотворения. Изображение лошадей, портрет писателя. Звукопись. Круп, зевака. Выучить стихотворение наизусть. 47. Л.Н.Андреев. Познакомить с Портрет Андреева, Рассказ. Написать рассказ о
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». содержанием повести, с Нравственной проблематикой повести. выставка книг. домашнем животном, прочитать рассказ «Юшка». 48, 49. А.П.Платонов. Рассказ о писателе. «Юшка». Обучение навыкам пересказа и анализа текста Оформление доски, портрет писателя, выставка книг. Пересказать рассказ, Прочитать «Неизвестный Цветок». 50. А.П.Платонов. «Неизвестный цветок .» Раскрыть особенности авторской позиции в рассказе, Художественное мастерство автора. Притча, рассказ. Написать притчу на любую тему, Подготовить сообщение по теме. 51, 52. Развитие речи по рассказам А.Платонова и Л.Андреева. Познакомить с содержанием рассказов, с их нравственной проблематикой . Учить самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. Портреты авторов, Иллюстрации к рассказам, эпиграфы. 53, 54. Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Познакомить с содержанием рассказов, с их нравственной проблематикой . Учить самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. Портрет писателя. Выставка книг. Рассказ. Бараки, дернина, лесопункт, угор. Подготовить выразительное чтение рассказа. Пересказ эпизодов. 55. Е.И.Носов. «Кукла». Знакомство с творческой манерой Выставка книг Носова. Слова по тексту. Прочитать рассказы «Живое пламя»,
писателя, углубление навыков анализа текста. Его портрет. «Радуга». 56. Е.И.Носов. «Живое пламя», «Радуга». Знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста. Выставка книг Носова. Его портрет. Слова по тексту. Пересказ текстов. Прочитать рассказ «Тихое утро» Казакова. 57. Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Знакомство с творческим методом писателя, использование диалектов в произведениях. Портрет писателя. Выставка книг. Слова по тексту. Составить план пересказа. Написать рецензию На рассказ. 58 А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе. Лирические стихотворения поэта. Знакомство с творчеством Твардовского, развитие навыков анализа, лирического стихотворения. Иллюстрации к стихам поэта, портрет Твардовского, выставка книг. Выучить наизусть одно стих-е Твардовского. С.182-183, задания. 59,60. На дорогах войны. Стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н Тихонова и др. Дать представление о Великой Отечественной войне, изображенной в стихах. Книги стихов о войне разных авторов, записи песен о войне, репродукции картин о войне. Интервью, публицистический стиль. Составить вопросы к интервью с фронтови- ком 61. А.Вампилов. Свидание. Сценка из нерыцарских времен. Знакомство с теорией драмы, навыки работы со справочным материалом, навыки выразительного чтения. Портрет А.Вампилова, Выставка книг писателя. Драма, конфликт, авторская ремарка Кустарь, благообразный, штиблеты. Прочитать «Старшая Сестра», выр-но читать отрывок изповести по ролям. 62. «Тихая моя Развитие навыков Песни на стихи Эпитет, Выучить стих.
родина…». выразительного чтения . Понимание лирического бессюжетного стихотворения. Н.Рубцова, музыка Чайковского «Времена года» Штрауса «Сказки венского леса». Репродукции пейзажей Саврасова и др. олицетворение, метафора. на выбор. Составить схему рифмовки 63. «Кто честным кормится трудом- таких зову я знатью!» (Р.Бернс. «Честная бедность») Познакомиться со стихотворением Р.Бернса. Увлечь ребят стих-ми и личностью Бернса, развивать навыки устной речи, выразительного чтения. Портрет Бернса, его книги, карта Великобритании, словари. рефрен Художественный перевод Выучить стих. наизусть, задание 2 на с. 319 64. Японские хокку (трехстишия). Познакомиться с японской поэзией, Выявить ее своеобразие. Репродукции японских миниатюр, Книги, музыка. трехстишия медитация Выразительно е чтение хокку 65. Д.Олдридж. «Отец и сын». Развитие навыков выразительного чтения и навыков пересказа, выявление идейного содержания произведения. Различные издания произв. писателя повесть Взаимопонимание мужество самообладание Пересказ отрывка из повести. Написать сочинение- рассуждение по финалу повести 66. О.Генри.»Дары волхвов» Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев, культурного контекста к произведению, художественного Портрет О,Генри, иллюстрации к рассказу, репродукции библейских сюжетов. новелла Пересказ рассказа, Написать сочинение на тему «Благодар- ность»
пересказа. 67. Внеклассное чтение. В чем измеряется счастье? Познакомить учеников с образцом творчества Л.Пиранделло и вызвать интерес к чтению его произведений. Различные издания произведений писателя, карта Италии. новелла Биржа, ученый – филолог, ультиматум. Написать ответ на последний вопрос в виде мини- сочинения. 68. Итоговый урок. Повторение пройденного материала, сопоставление своих знаний с достижениями других учеников. Портреты писателей, оформление доски, тесты. Роды литературы, эпос, лирика, драма. Задания на лето.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Валуецкая средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено Проверил «Утверждаю» на заседании МО заместитель директора директор школы: учителей русского языка по УВР _________ Ковалева В.А. и литературы ___________________ приказ № ______ 30.08.15г, протокол №1. от____________________ Рабочая программа по литературе Класс – 6 Общее количество часов по плану – 68 Количество часов в неделю - 2 Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и программой по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования РФ. М.:Просвещение.2010г. Разработана Кривопальцевой Риммой Михайловной,
учителем русского языка и литературы