Автор: Миронова Галина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Астраханский социально-педагогический колледж
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Практико-ориентированное образование как средство развития коммуникаций на уроках психолого-педагогического цикла.
Практико-ориентированное образование как средство развития
коммуникаций на уроках психолого-педагогического цикла.
Миронова Г.В.
Астраханский
социально-педагогический колледж
К.п.н., Заслуженный учитель Р.Ф.,
преподаватель
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы практико-ориентированной
направленности подготовки педагогов. Раскрывается связь практико-
ориентированного образования с внутридисциплинарной интеграцией,
реализацией компетентностного подхода.
Abstract. The article considers the issues of practice-focused orientation of training of
teachers. Reveals the communication of practice-oriented education with nutritionary
integration, realization of the competence approach.
Ключевые слова: практико-ориентированное образование, педагог,
компетентность, практика.
Keywords: the practice-oriented education, teacher competence, practice.
Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов
среднего профессионального образования (ФГОС СПО), основанных на
компетентностном подходе, способствует реализации практико-
ориентированной технологии обучения, которая формирует динамическую
модель успешного специалиста
Компетентностный подход ближе к целям и задачам практико-
ориентированного образования, так как определяет поворот к усилению
практической профессиональной подготовки студентов, т.е. формирования
адаптированных навыков, опыта активной творческой деятельности,
эмоционально-волевых отношений к миру, другим людям и самому себе, и
главное, опыта практической деятельности через увеличение производственной
и научно-исследовательской практики студентов.. При таком подходе учебная
деятельность приобретает исследовательский и практико-преобразовательный
характер.
Компетентность педагогическая - знание и опыт, дающие возможность
профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
В подготовке будущего учителя воспитателя средствами учебной дисциплины
«Психология общения» важная роль отводится коммуникативной компетенции,
которая способствует овладению обучающимися технологиями устного и
письменного общения.
Задача нашего учебного заведения - подготовить именного такого
компетентного специалиста. Особая роль в решении этой проблемы отводится
дисциплинам психолого-педагогического цикла, одной из которых является
учебная дисциплина «Психология», «Психология общения». В необходимости
знаний по психологии не приходится сомневаться. Но как часто получается, что
знания остаются в рамках урока, и совсем не приносят плодов в реальной
жизни!
Исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют, что при
лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при
самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%,
а при личном участии в изучаемой деятельности – до 90%, поэтому усвоение
учебного материала должно обеспечивать постоянное активное участие в
образовательном процессе самих обучающихся.
Изучение данных дисциплины отличается следующими особенностями:
большими воспитательными возможностями; неразрывной связью с жизнью,
практическим применением полученных знаний; необходимостью формировать
в процессе изучения курса определенное эмоциональное отношение к
изучаемому.
При подготовке к занятиям по данным предметам мы продумываем не только
их содержание, но и форму, использование произведения искусства,
собственный опыт, психолого-педагогические исследования, материалы
периодической печати, книги известных педагогов.
Рассмотрим наиболее распространенные методы и приемы обучения,
способствующие формированию профессиональных компетенций в практико-
ориентированном обучении.
Формированию аналитической, психолого-педагогической и познавательной
компетенций придается большое значение, поскольку очень важно у будущих
учителей воспитателей развивать способности к анализу, синтезу, обобщению,
систематизации. Для реализации этой цели я использую разнообразные приемы
работы на разных этапах урока.
Так, на этапе определения темы урока применяю такие приемы: дается
неполная тема, которую нужно расширить, опираясь на имеющиеся знания;
вводится тема как недописанный тезис; тема – проблема; составление тем;
сопоставление тем. Тема объявляется как аналитическое или творческое
задание, что активизирует мысль студентов, воображение, эмоции.
Как показывает опыт, организация уроков – практикумов может включать
многие виды практической работы, направленной на развитие познавательных
умений студентов
Н-р
-
составить
вопросы
и
провести
беседу
с
детьми
в
детском
саду
с
последующим анализом на практическом уроке. При изучении темы «Методы
психологического познания»
на
практических
занятиях,
помимо
работы
с
учебным текстом, предлагаю студентам разного вида задания:
* дать определение понятиям;
* вписать понятия, определения которых приведены;
* заполнить хронологическую таблицу;
* составить схему событий;
* заполнить сравнительную таблицу и др.
На этапе актуализации знаний и перехода к изучению нового материала мною
создаются условия для речевого взаимодействия с помощью создания
проблемной ситуации на основе несоответствия между имеющимися знаниями
и новыми, проблемной беседы, анализа педагогических ситуаций; анализ
педагогической статьи; прием «Логическая цепочка»; прием «Чье это?» и др.
На этапе изучения нового материала коммуникативную активность стимулирую
с помощью таких приемов: «Ассоциации», логико-смысловых моделей),
«Заверши фразу», «Алфавит».
На этапе закрепления изученного материала я применяю такие приемы:
метод уплотнения информации,
установление причинно-следственных связей.
сравнение педагогических (психологических) понятий («обучаемость» и
«обученность»)
Рассуждения по теме,
Высказывания о прочитанном
Составление портрета
Достаточно
часто
на
уроках
с
применением
практико-ориентированных
технологий на этапе рефлексии предлагаю студентам такую форму задания как
составление синквейна. При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но
деятельный
инструмент
для
рефлексии,
синтеза
и
обобщения
понятий
и
информации.
Он
учит
осмысленно
использовать
понятия,
определять
свое
отношение
к
рассматриваемой
проблеме,
используя
всего
5
строк.
Умение
студентов
составлять
синквейты
по
той
или
иной
теме
свидетельствует
о
высокой степени владения учебным материалом и является показателем того,
что студент:
* знает содержание учебного материала темы;
* умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления;
* умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.
В рамках организации групповой работы проводятся дидактические игры. В
рамках организации групповой работы проводятся дидактические игры. Деловая
игра «Жалоба» «Путешествие на воздушном шаре»по предмету «Психология общения»
Дидакти́
ческие и́
гры— это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных
игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и
отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой
деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения
Примером такой игры является игра «Терминологическая карта». Этапы данной
игры могут быть следующими: изучение терминов, «экзамен», составление
текстов. Подобные терминологические карты лото мы с студентами сделали по
всем основным темам курса психологии
Остановлюсь на дидактической игре «Терминологическое лото», которая
помогла моим ученикам усвоить сложную терминологию, по предмету
психология
Данные приемы способствуют формированию умений формулировать
собственную точку зрения, понять позицию другого во взаимодействии, умение
управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный
характер; владение средствами невербального общения.
На этапе обобщения и систематизации изученного материала коммуникативные
компетенции формирую с помощью технологий группового взаимодействия.
Для этого использую различные техники:
«Междусобойчик»
«1*2*4» (индивидуальная работа, работа в парах, работа по 4 человека)в
процессе проведения тренингов
Техника «Мозаика»
Техника «Классические пары», «Классические тройки»
Таким образом, обобщая все вышесказанное можно сделать следующий вывод:
на уроках психолого-педагогического цикла необходимо создавать условия для
формирования профессиональных компетенций. Для этого необходимо
использовать разнообразные активные методы, техники и приемы учебной
работы в студенческой группе.
Выполнение студентами вышеперечисленных заданий заставляет много и
регулярно работать с литературой, формирует общеучебные умения. Студенты
учатся думать, аргументировано высказывать свое отношение к данной
проблеме, соглашаться или отвергать отдельные теоретические положения. У
них развивается самостоятельность, повышается активность, растет интерес к
познанию и создаются условия для формирования таких компетенций как
психолого-педагогические, коммуникативные, аналитические, рефлексивные,
технологические, общекультурные, ценностно-смысловые компетенций.
Для более успешного внедрения данной формы практического занятия
разработано методическое пособие
В целях выполнения ФГОС и в рамках основной профессиональной
образовательной программы (ОПОП), разработан комплект оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации студентов практико-
ориентированной направленности
И
в
заключение
предлагаю
вариант
синквейна,
где
ключевым
понятием
является практико-ориентированное обучение
Вариант синквейна.
1. Практико-ориентированное обучение
2. Востребованное, деятельное.
3. Практикует, формирует, организует.
4. Практико-ориентированное обучение – переориентирует процесс обучения
на выполнение практических действий.
5. Опыт.
Хочется отметить, что использование практико-ориентированных технологий
особую значимость приобретает в условиях внедрения ФГОС-3 и способствует
развитию творческих способностей обучаемых.
«Знать – это, прежде всего, уметь
пользоваться знаниями».
В.А.Сухомлинский