Авторы: Сидорова Галина Александровна, Ардатова Галина Валентиновна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 39 "Ромашка"
Населённый пункт: Московская область, город Вилное
Наименование материала: конспекти занятия
Тема: Заяц Коська
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 39 «РОМАШКА»
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия в логопедической группе
«Заяц Коська, или круговорот воды в природе»
Подготовили и провели:
учитель-логопед Сидорова Г.А.
воспитатель логопедической группы Ардатова Г.В
г. Видное
2019г
Цель:
- закрепление знаний детей о круговороте воды в природе
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить словарь детей по теме
- учить правильно употреблять предлоги по, под
- закрепить образование слов с противоположным значением
- закрепить согласование существительных с прилагательными
- закрепить знания о свойствах воды
Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику
- развивать речевое дыхание
- развивать зрительно-пространственные представления, координацию
- упражнять в перешагивании через кубики разной высоты
- развивать память, внимание, мышление
Коррекционно-воспитательные:
- умение взаимодействовать друг с другом
- воспитывать познавательный интерес к природе и ее защите
Оздоровительные: совершенствовать
навыки
самомассажа,
развивать
дыхательную
мускулатуру, приучать заботиться о своем здоровье через игротерапию, музотерапию, арт-
терапию, песочную терапию.
Технологии
:
игровые,
развивающие,
коррекционные,
ком м у н и кат и в н ы е ,
здоровьесберегающие.
Словарная работа
: ключ, родник, источник, могучая, полноводная, узкий, широкий
Оборудование:
кукла-бибабо зайца, белки; грецкие орехи по количеству детей; кубики
разной высоты; гимнастическая скамейка (2шт), тазик с прохладной водой; салфетки,
ткань белого и голубого цвета; поднос с песком, кроссворд
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значении воды
Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
Знакомство с круговорот ом воды в природе
Дидактическая игра «Кому нужна вода?»
Дети заходят в зал (под музыку) в колонне друг за другом, перестраиваются в круг
Логопед: С горы сбегая без труда, она гремит, как гром
В морозный день она тверда – руби хоть топором
Нагрей ее и к небесам она взлетит тогда
Теперь ты мне ответишь сам. Зовут ее……(вода)
Воду можно назвать волшебницей. Знаете почему?
Она может бежать ручейком, плескаться в море, становиться льдинками или горячим
паром.
Воспитатель: Все дети на свете очень любознательны, а вы считаете себя такими?
Тогда мы отправимся в сказку «Голубой родничок», речь в которой пойдет о воде. Но
сначала вспомним, что мы знаем о воде. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы отвечать
на вопросы:
Какая бывает вода?
Дети: пресная, соленая, лечебная, холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная,
освежающая, свежая, чистая, мутная, грязная.
Воспитатель: Зачем вода нужна растениям? Почему животные не могут жить без воды?
Где вода встречается в природе?
Дети: «В реке, озере…».
Молодцы!
Воспитатель: (вносит куклу бибабо) « К вам в гости пришел заяц –Коська. Вместе с ним
мы отправимся путешествовать по сказке и узнаем, что происходит с ручейком в природе.
Готовы? Для путешествия по сказке нужна особая сила. Эту силу нам поможет получить
волшебный ручеек. Заяц– Коська покажет нам к нему дорогу. Отправляемся в путь (звучит
музыка, дети выполняют ходьбу с различным положением рук).
Логопед: Вот и волшебный ручеек. Давайте найдем его начало. Кто знает, как называется
то место, где начинается ручей?
Дети: Родник, ключ, источник.
Логопед: Откуда в роднике вода?
Дети: Она вытекает из-под земли.
Воспитатель: Кто скажет, где ручей заканчивает свой путь.
Дети: Он вливается в реку, или в озеро, или в море.
Воспитатель: Чтобы попасть нам на полянку. нужно пройти по узкому мостику и
перешагнуть через большие камни (дети выполняют задание поточным методом).
Воспитатель: Как вы перебрались через ручеек?
Дети: Мы шли по мосту.
Логопед: Вот мы и пришли на полянку. (Звучит музыка, дети выполняют ОРУ)
Давайте представим, что мы зайчики, которые прыгают по полянке, прислушиваются, да
приглядываются, нет ли опасности (дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед,
приседают и выполняют движения глазами вправо-влево, вверх-вниз).
Воспитатель вносит игрушку бибабо белку.
Коська: Ты кто такая?
Белка: Я – белка.
Коська: А я заяц Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь
что-нибудь.
Белка:- Да некогда мне, запасы свои перещитываю. Вот я вам принесла орешки. Логопед:
предлагает сделать массаж с помощью орехов.
Упражнения с орехами
1. Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и
средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) правой, затем левой руки.
2. Дети кладут орех на бедро и перекатывают его пальцами руки. Затем то же движение
повторяют другой рукой.
3 Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.
Логопед: Что чувствуют ваши ладони и пальцы? (Дети делятся своими впечатлениями)
Давайте немного охладим руки, подуем на них.
Дети осторожно дуют на руки с помощью длительного выдоха, через слегка вытянутые
-трубочкой губы.
А сейчас искупаем руки в прохладной воде. Что вы чувствуете?
Дети: Легкость, свежесть, прохладу….
Воспитатель: Давайте представим, что мы ручейки и с Коськой дальше продолжим путь.
Будем мы теперь играть, словно ручеек бежать.
Упражнения «Ручейки»
(Дети выполняют движения в соответствии со словом).
Вправо ручеек бежит,
Влево ручеек спешит,
Снова вправо он бежит,
Снова влево он спешит.
Прямо к речке прибежал
В воду прыгнул и пропал.
(Далее дети подлезают под гимнастической скамейкой).
Воспитатель: Где протекала река?
Дети: Под мостом.
Воспитатель: Река у нас получилась могучая, полноводная.
Инструктор: «Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц Коська. Наконец наступило
утро. Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
-Эй. Родничок, где ты?
Родничок : Тут я! Посмотри наверх.
Дети поднимают глаза вверх и видят облако.
Воспитатель: Ребята, как же родничок превратился в облако?
Дети: Он испарился.
Воспитатель: Ночью он стал туманом, утром солнышко пригрело, и он превратился в
облако.
Игра «Двигаемся с облаком» I
Двое взрослых поднимают над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то
вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани;
приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань
поднимается высоко.
Облако улетает. Педагог предлагает присесть отдохнуть и послушать шум дождя.
Реалаксация «Шум дождя» (дети сидят на полу в свободной позе)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, может ли ручеек вернуться на землю?
Дети: Да.
Воспитатель: Как?
Дети: Из облака прольется дождик, и ручеек наполнится водой.
Логопед: Я предлагаю вам с помощью язычка показать, как путешествует вода в природе.
1.
Надувание щек поочередно, обеих сразу
(Капельки накапливаются в тучке, становятся все больше и больше)
2.
Выпускание воздуха изо рта постепенно.
(Из тучки проливается дождь)
3.
«Качели»
(Капельки капают из тучки на землю)
4.
!Змейка»
(Капельки сливаются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река)
5.
«Лопатка»
(Из реки капельки попадают в море)
6.
«Чашечка»
(Из моря капельки попадают в широкий океан)
7.
«Грибок»
(Подул сильный ветер и в океане появились высокие волны)
8.
«Горка»
(В океане капельки катались по высоким волнам)
9.
«Оближем верхнюю губу»
(Над океаном выглянуло яркое солнце)
10. «Качели»
(Капельки стали легкими и потянулись к маме тучке»
Молодцы. И теперь я предлагаю вам, отгадать кроссворд
4
к
р
а
н
2
е
В
с
О
С
у
л
ь
к
а
Д
а
А
1.Растёт она вниз головою, 2. Очень добродушная,
Не летом растёт, а зимою, Я мягкая, послушная,
Но солнце её припечёт, Но когда я захочу
заплачет она и умрёт. Даже камень источу
3. Мойдодыру я родня, 4. Летом бежит,
Отверни, открой меня, А зимою спит,
И холодною водою Весна настала,
Живо я тебя умою. Опять побежала.
Логопед: Коське так понравилось, как вы разгадывали кроссворд, что он приготовил для
вас еще одно задание.
Снежинка легкая, а сосулька..
Ручеек узкий, а река…
Земля черная, а снег…
Родник чистый, а лужа…
Вода холодная, а пар…
Река близко, а море…
Пруд маленький, а океан…
Горная река течет быстро, а равнинная…
Воспитатель: Коська, ты, что стал таким печальным?
Коська: Значит я больше не увижу своего друга ручейка?
Воспитатель: Я предлагаю вам нарисовать на песке ручейки и оставить их на память
Коське
(Дети подходят к столу и одним пальцем рисуют на песке извилистую полоску)
Логопед: Сказка закончилась. Коська приготовил вам сюрприз. А мы
поблагодарим зайца Коську и пригласим его почаще приходить к нам в гости.
(Под музыку дети проходят по залу и выходят)