Напоминание

"Рабочая программа по русскому языку 10 класс"

Автор: Федоренко Светлана Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Супоневская СОШ №2" Брянского района
Населённый пункт: Брянская область, Брянский район, с.Супонево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по русскому языку 10 класс"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ « Супоневская средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании МО « Согласовано»- зам. директора по УВР « Утверждаю» - Директор школы Протокол №______ от «_____»_______________ 2015г. _______________ С.В. Федоренко _______________ А. В. Буравлев Руководитель МО __________ Полякова Е.В. Приказ №______ «_____»__________2015
Рабочая программа среднего общего образования

по русскому языку

для 10 класса
Учитель:
Федоренко С. В.

С. Супонево 2015г.


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 классы под редакцией А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, Н.А. Николиной, Москва «Просвещение», 2014года.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 70 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, ХI классе – 35 часов. В программе отражён региональный компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 1 час учебного времени . Согласно учебному плану предусматривается организация процесса обучения в объеме 70 часов (2 часа) в неделю: 1 час- из инвариативной части, 1 час из вариативной части из регионального компонента. Общее количество часов на изучение русского языка в средней школе составляет 140 часов (2 часа в неделю).
Преподавание ведется по учебнику: А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи 10-11классы»,
М. « Просвещение», 2014 год. В учебнике основное внимание уделяется важнейшей единице речи - тексту: его структуре, стилистическим особенностям, выразительным средствам. В книге даются теоретические сведения и разработана система упражнений. При анализе фрагментов произведений художественной литературы показана роль фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка в создании художественного образа. Содержатся задания по составлению собственных текстов. В книге систематизируются важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно – обобщающих упражнений. Содержание курса русского языка средней (полной) школы (базовый уровень) мак симально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Особенностью курса является его направленность на усвоение элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности, на фор мирование навыков многоаспектного языкового анализа речевого высказывания, на отра ботку всех типов норм современного русского литературного языка. Плановое количество контрольных диктантов
- 5диктантов

Цели обучения русскому языку по данной программе
Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: 
воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения; 
дальнейшее развитие и совершенствование
способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков; 2

освоение знаний
о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения; 
овладение умениями
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Реализация в 10 классе в темах федерального компонента государственного стандарта

Название темы

Количество часов

Федеральный компонент

государственного стандарта

10 класс

Раздел I. Общие сведения о

языке

Русский язык как система

средств разных уровней-

2 часа

2 часа
Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Раздел II. Фонетика.

Орфоэпия. Орфография.

4 часа
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка в практике письма.
Раздел III. Лексика и

фразеология

10 часов
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Развитие навыков монологической и диалогической речи. связь языка и истории, культуры русского и других народов. Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Раздел IV. Морфемика и

словообразование.

6 часов
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Раздел V. Морфология и

орфография.

33 часа
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Раздел V/. . Синтаксис и

пунктуация.

13 часов
Устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально- 3
культурной и деловой сферах общения. Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. Изменения в программе:.
Раздел « Синтаксис и пунктуация» изучается в 10классе
, что будет способствовать более качественной подготовке к ЕГЭ, выполнению части А в тестировании, а раздел «Стили речи» изучается в 11 классе.
Основные задачи курса русского языка в 10 классе сводятся к следующему:
-закрепить и углубить знания, развивать умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию; -совершенствовать орфографическую культуру и пунктуационную грамотность учащихся; -закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов; -обеспечить дальнейшее овладевание функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования; - обеспечит практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие учащимися содержания художественного текста через его языковую форму, художественную ткань произведения; - способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль самостоятельной работы. Организуется наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим его использованием по заданию учителя. Задания для учащихся, как правило, носят комплексный характер независимо от изучаемой темы. Особенностью работы по русскому языку в старших классах является обобщение всего, чему научились ранее учащиеся на уроках русского языка. Поэтому узконаправленные, сугубо тренировочные задания по грамматике и правописанию не оправдывают себя. Задача повышения письменной грамотности не снижается, но становится « подсобной». Главным является совершенствование речи учащихся. В 10 классе повторение материала значительно, потребуются обобщающие уроки для систематизации знаний, но в большинстве своем повторение будет выступать в роли базы для овладения языком на более высоком уровне – на уровне текста, речевых стилей, овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа Работа по орфографии и пунктуации будет вестись параллельно с работой над текстом. При этом возможно использование различных форм: выписки, конспектирование переложения текста, планирования, комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм. Кроме этого работа с учащимися планируется с учетом пробелов. 4
Развитие речи определяются сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам, изучаемым в 11 классе. Это обеспечит более высокий уровень восприятия художественной формы произведения, боле глубокое проникновение в его идейно- образное, эстетическое и нравственное содержание. Работа с текстом связана с обогащением речи учащихся.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные -групповые -индивидуально-групповые -фронтальные -практикумы
Формы контроля:
-наблюдение -беседа -фронтальный опрос -комбинированный опрос -опрос в парах -практикум -тестирование -сочинение -контрольная работа -зачет -контрольный диктант
Форма промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания самостоятельных работ, сочинений, зачетов, тестирования, контрольных диктантов
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

должны знать:
 связь языка и истории, культуры русского и других народов;  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма,
культура речи; 5
 основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;  орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
должны уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;  анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;  проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;  использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;  извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;  создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;  применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;  соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;  соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;  использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
должны владеть:
 коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;
использовать приобретенные знания, умения в практической

деятельности и повседневной жизни:
 для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;  развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;  увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;  совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;  самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства. 6

Учебно- тематический план



п

/

п

Раздел,

тема

К

о

л

-

в

о

ч

а

с

о

в

Цели, задачи

Виды

учебных

занятий

Формы

контроля

Дата

план

ируем

ая

Дата

факти

ческая

Общие сведения о языке – 2 часа
1 Русский язык в современном мире. Язык и культура. Взаимообогащение языков. 1 Понимать социальную роль русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка РФ, связь языка и исто рии, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов ми ра, уметь объяснять причины интереса к русскому языку в мире Урок усвоения новых знаний Индивидуа льная, групповая 2 Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии 1 Понимать социальную роль русского языка в обществе, политико-правовой статус Урок усвоения новых знаний Индивидуа льная, групповая 7
языка. русского языка как государственного языка РФ, связь языка и исто рии, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов ми ра, уметь объяснять причины интереса к русскому языку в мире
Русский язык как система средств разных уровней- 2часа
3 Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. 1 Уметь производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы. Повторит ельно- обобщаю щий урок Выполнени е различных видов разбора 4 Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. 1 Уметь производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический разборы. Повтори- тельно- обобщаю щий урок Выполнени е различных видов разбора
Фонетика. Орфография. Орфоэпия- 4 часа
5 Фонетика. Орфография. Морфологический, фонетический, традиционный принципы русской 4 Формировать умение применять знания о фонетике при написании орфограмм, создать условия для Повтори- тельно- обобщаю щий урок Фонетичес кий разбор слов 8
орфографии. повторения и усвоения понятий «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», для знакомства с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи. Создать ситуацию для одновременного формирования умения производить попутный анализ орфографических 6 Орфоэпия. Орфография. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. 1 Закрепить знания по орфоэпии, уметь применять данные знания в орфографии Комбинир ованный Самостояте льная работа 7
Контрольный диктант

№1 (входной ) по теме

«Орфография.

Пунктуация»
1 Проверить знания по орфографии, пунктуации, полученные в 5-9 классах Урок контроля знаний Контрольн ый диктант 8 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Уметь анализировать допущенные ошибки Урок анализ Самостояте льная работа со 9
справочной литературо й и словарями
Лексика. Фразеология- 10 часов
9 Лексическая система русского языка. 1 Уметь применять знания при составлении собственного текста Комбини рованны й Самостоятель ная работа 1 0 Омонимия и ее виды 1 Познакомиться с новыми сведениями о разновидности омонимов, развивать вариативность мышления. Практик ум, работа с книгой Выборочный опрос, орфографичес кая работа 1 1 Синонимы, их разновидности. Градация 1 Детализировать понятие « синонимия», систематизировать и дифференцировать знания учащихся о разновидностях синонимов Практик ум Самостоятель ная работа 1 2 Антонимы. Антитеза. Оксюморон. Паронимы 1 Показать связь понятия антонима со стилистическим и литературоведческим понятием антитезы, дать начальное представление об оксюмороне Практик ум Работа со словарем 1 3 История развития русского языка, его лексической системы 1 Обогащать языковое мышление, овладевать инструментом для Урок презента ция Словарная работа 10
анализа индивидуального стиля писателя 1 4 Изменения словарного состава языка. Активный и пассивный словарный запас 1 Уметь применять знания, полученные на уроке, при анализе художественных произведений Повторит ельно- обобща ющий урок Словарная работа 1 5 Диалектная, профессиональная и жаргонная лексика 1 Уметь отличать мотивированное употребление от немотивированного использования ограниченной лексики Практик ум Самостоятель ная работа 1 6 Фразеологизмы и фразеологические обороты как ресурсы языка 1 Знать определение фразеологизмов, уметь находить и употреблять фразеологизмы в речи Комбини рованны й Самостоятель ная работа 1 7 Обобщение знаний по разделу « Лексика». Лексико- фразеологический анализ текста. 1 Обобщить теоретические знания по разделу « Лексика» Повторит ельно- обобща ющий урок Комбинирова нный, фронтальный опрос 1 8
Зачет по теме

«Лексика,

Фразеология.

Лексические нормы»
1 Проверить уровень сформированности основных умений и навыков: способности применять на практике полученные знания Урок контроля знаний Тестирование
Состав слова (морфемика) и словообразование – 6 часов
1 9 Грамматика. Морфемика и 2 Уметь свободно ориентироваться в Практикум Самостоятел ьная работа 11
словообразование. Словообразовательный анализ как одно из средств овладения орфографическими нормами структуре слова 2 0 Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях речи 1 Уметь определять части слова и выбирать для ее написания нужное правило Урок закреплени я практическ их навыков Орфографич еская работа 2 1 Способы образования слов. Словообразовательный разбор. 1 Уметь определять способ образования слов Практикум Самостоятел ьная работа 2 2 Практическая работа по теме «Грамматика. Морфемика. Словообразование» 1 Проверить зуны по теме Повторител ьно- обобщающ ий урок Практическа я работа 2 3
Контрольный

диктант№2 с лексико-

грамматическими

заданиями по теме

«Лексика.

Словообразование.

Орфография»
1 Проверить знания по орфографии, пунктуации, морфемике и словообразованию Урок контроля знаний Контрольны й диктант 2 4 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Уметь анализировать допущенные ошибки Урок анализ Самостоятел ьная работа со справочной литературой 12
и словарями
Морфология и орфография – 33 часа
2 5 Морфология и орфография. Имя существительное 1 Знать морфологические и синтаксические признаки имен существительных Урок презентаци я Комбиниро ванный Комбиниров анный опрос, самостоятел ьная работа 2 6 - 2 7 Правописание падежных имен существительных и суффиксов имен существительных 2 Уметь правильно писать падежные окончания имен существительных Практикум Самостоятел ьная работа 2 8 - 2 9 Имя прилагательное 2 Знать морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных Комбиниро ванный Комбиниров анный опрос, самостоятел ьная работа 3 0 - 3 1 Правописание Н и НН в прилагательных 2 Уметь правильно писать Н и НН Закреплени е полученны х зунов Практикум Самостоятел ьная работа 3 2 - 3 3 Имя числительное. Правописание имен числительных 2 Знать морфологические и синтаксические признаки имен числительных Закреплени е полученны х зунов Практикум Комбиниров анный опрос, самостоятел ьная работа 3 4 - 3 5 Местоимение. Правописание местоимений 2 Знать морфологические и синтаксические признаки местоимений Закреплени е полученны х зунов Практикум Комбиниров анный опрос, самостоятел ьная работа 13
3 6
Контрольный диктант

№3 по теме

« Морфология,

Существительное,

прилагательное

числительное ,

местоимение»
1 Проверить знания по орфографии, пунктуации, морфологии существительного, прилагательного, числительного , местоимения Урок контроля знаний Контрольны й диктант 3 7 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Уметь анализировать допущенные ошибки Урок анализ Самостоятел ьная работа со справочной литературой и словарями 3 8 - 3 9 Глагол. Правописание глаголов. 2 Знать морфологические и синтаксические признаки глагола Комбиниро ванный Комбиниров анный опрос, самостоятел ьная работа 4 0 - 4 1 Правописание личных окончаний глагола 2 Уметь правильно писать личные окончания глагола Практикум Самостоятел ьная работа 4 2 - 4 3 Причастие. Правописание суффиксов причастий 2 Уметь отличать действительные причастия от страдательных, правильно писать суффиксы данных причастий Семинар Тестировани е 4 4 - Правописание Н и НН в суффиксах причастий 2 Уметь правильно писать Н и НН в суффиксах причастий Практикум Самостоятел ьная работа 14

4

5
4 6 - 4 7 Деепричастие. Правописание деепричастий. 2 Знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий Комбиниро ванный Семинар Комбиниров анный опрос, самостоятел ьная работа 4 8 - 5 0 Наречие. Правописание наречий 3 Знать морфологические и синтаксические признаки наречий Комбиниро ванный Практикум Комбиниров анный опрос, самостоятел ьная работа 5 1 - 5 2 Практикум по орфографии 2 Проверить зуны по правописанию изученных ранее частей речи Повторител ьно- обобщающ ий урок Самостоятел ьная работа, тестировани е 5 3 Служебные части речи. 1 Знать морфологические и синтаксические признаки служебных частей речи Урок презентаци я Фронтальны й опрос 5 4 Правописание предлогов 1 Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других частей речи Комбиниро ванный Самостоятел ьная работа 5 5 Правописание союзов 1 Уметь правильно писать союзы и отличать их от других частей речи Комбиниро ванный Практическа я работа 5 6
Контрольный диктант

№4
по теме « Морфология. Причастие, 1 Проверить зуны учащихся Урок контроля знаний Контрольны й диктант 15
деепричастие, наречие, служебные части речи» 5 7 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 Уметь анализировать допущенные ошибки Урок анализ Самостоятел ьная работа со справочной литературой и словарями
Синтаксис и пунктуация – 13 часов
5 8 - 5 9 Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы связи предложений в тексте 2 Уметь видеть осложнение в простом предложении и правильно ставить знаки препинания Практикум Синтаксичес кий разбор 6 0 - 6 1 Обособление определений Обособлений обстоятельств 2 Уметь видеть осложнение в простом предложении и правильно ставить знаки препинания Практикум Урок беседа Самостоятел ьная работа, синтаксичес кий разбор 6 3 Синтаксис и пунктуация сложносочиненного предложения 1 Уметь правильно ставить знаки препинания в ССП. Различать группы ССП по союзам и значениям Практикум Самостоятел ьная работа, синтаксичес кий разбор 6 4 Синтаксис и пунктуация сложноподчиненного предложения 1 Уметь правильно ставить знаки препинания в СПП. Различать группы СПП по союзам и значениям Практикум Урок беседа Самостоятел ьная работа, синтаксичес кий разбор 16
6 5 Синтаксис и пунктуация бессоюзного предложения 1 Уметь правильно ставить знаки препинания в БСП. Практикум Самостоятел ьная работа, синтаксичес кий разбор 6 6
Итоговый

контрольный

диктант №5
1 Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях Урок контроля Контрольны й диктант 6 7 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. 1 Уметь анализировать допущенные ошибки Урок анализ Самостоятел ьная работа со справочной литературой и словарями 6 8 - 7 0 Комплексный анализ текста. 3 Уметь производить комплексный анализ Практикум Комбиниро ванный Орфографич еский, пунктуацион ный разбор
Контроль уровня обученности

№ п/п

Планируемые контрольные диктанты

Дата проведения

1

Контрольный диктант №1 (входной) по теме
17
« Орфография. Пунктуация»
2

Контрольный диктант№2 по теме
« Словообразование. Орфография»
3

Контрольный диктант№3 по теме
« Морфология, Существительное, прилагательное числительное , местоимение»
4

Контрольный диктант №4
по теме « Морфология. Причастие, деепричастие, наречие, служебные части речи»
5

Итоговый контрольный диктант №5

РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ



КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


Речь. Речевое общение. Виды речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование,говорение,письмо 18


Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи Развитие навыков монологической и диалогической речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Культура публичной речи Культура разговорной речи.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИЙ


Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы **. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ


Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения..
Общие сведения о языке.
19
Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. Диалекты как историческая база литературных языков. Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая), Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. Современные нормативные словари, справочники, пособия. Взаимосвязь единиц языка разных уровней.
Фонетика и графика, орфоэпия.
Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования фонем. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации, Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.
.
Роль орфоэпии в устном общении.
Лексика и фразеология
Слово - основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка. Многозначность, омонимия, синонимии, антонимия, паронимия. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации. Слова с национально-культурным компонентом значения.Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Национальная специфика русской фразеологии. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением — важное условие речевого общения. Синонимы и речевая культура. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств. Нарушения лексических норм, характерные для современной речи.
Морфемика и словообразование.
20
Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования.
Морфология и орфография.
Классификация частей речи в русском языке. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Изобразительно- выразительные возможности морфологических норм. Принципы русской орфографии. Морфологический разбор частей речи. Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Синтаксис и пунктуация
Обобщающее повторение синтаксиса. Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Принципы и функции русской пунктуации. Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью. 21