"Методическая работа в ДОУ"

Автор: Бабинцева Татьяна Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: г.Чулым, Новосибирской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: "Методическая работа в ДОУ"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чулымского района детский сад «Улыбка»
Методическая работа

(из опыта работы)

Старший воспитатель:

Бабинцева Татьяна Николаевна


Методическая работа
Детский сад существует для детей, но он не возможен без педагогов. От того, какие педагоги собрались в образовательном учреждении. Как они понимают смысл и назначение своей работы, зависит все. В настоящее время в ДОУ сформирован профессионально грамотный и творческий коллектив. Уровень квалификации педагогических работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию дошкольного образования, педагогический процесс ДОУ переориентируется на создание условий для повышения качества образования. Наибольшая эффективность управленческих действий по повышению профессионального мастерства каждого педагога решается путем соблюдения системности методических мероприятий, наличием обоснованного планирования, разнообразием используемых форм методической работы. Таким образом, система повышения профессионального уровня педагогических работников ДОУ включает: - прохождение курсов повышения квалификации; - участие в работе педагогических советов, семинарах, консультаций в ДОУ; - участие в районых методических объединениях; - участие в конкурсах профессионального мастерства; - самообразование педагогов; - выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта; - аттестация педагогов. Внутреннее повышение квалификации педагогов ДОУ происходило за счет разнообразных форм методической работы. При выборе форм и методов мы руководствовались: целями и задачами ДОУ; количественным и
качественным составом коллектива; особенностями образовательного процесса. Используются как групповые, так и индивидуальные формы методической работы.
Используемые формы методической работы

Групповые формы работы:

Индивидуальные формы

работы:
- педагогический совет, - семинар - практикум, - творческая группа, - рабочая группа, - мастер – класс, - психологический тренинг, - консультация, - деловая игра, - презентация проектов - взаимопосещение занятий (мероприятий). -школа начинающего педагога - индивидуальная консультация, - индивидуальная беседа, - наставничество, - самообразование. Для решения годовых задач в течение учебного года были проведены педагогические советы, которые включали теоретический материал (доклады, сообщения), аналитический материал (анализ состояния работы по направлениям, итоги мониторинга), рефлексивные тренинги для педагогов (выработка методических рекомендаций), семинары, семинары-практикумы, консультации. Для созданий условий эффективного развития профессиональной компетентности начинающего педагога функционировала « Школа начинающего педагога» Задачи школы  Формировать представление о статусе педагога и системе его работы в условиях инновационного развития в ДОУ.  Расширять знания, умения и навыки в организации педагогической деятельности: самообразование, обобщение и внедрение передового опыта, создание методической продукции, аналитической деятельности и т.д.
 Выявлять профессиональные, методические проблемы в учебном процессе начинающих воспитателей и содействовать их разрешению.  Пропагандировать педагогическое мастерство опытных воспитателей В рамках Школы проводились: семинары, психологический тренинг, открытые просмотры, обсуждения, индивидуальные консультации по темам аттестации, мониторинга, планирования и подготовка к занятиям, выступлениям, докладам. С целью оказания помощи воспитателям в их профессиональном становлении в ДОУ в этом учебном году организована такая форма работы, как
наставничество.
Благодаря данной деятельности мы улучшили качество образовательного процесса ДОУ, ускорили процесс профессионального становления начинающих педагогов. При этом воспитатель, работая совместно с педагогом-наставником, приобретал возможность личностного и профессионального роста. Организована работа педагогов по
самообразованию
, которая помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат. Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты, открытые просмотры.
Одна из годовых задач
была поставлена с учетом ситуации переходного периода-подготовки к введению ФГОС ДО, и направлена на формирование необходимых компетентностей педагогов. Это:
-Осуществить подготовку перехода на новую форму планирования и

моделирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ,

соответствующую Федеральным требованиям. Нарабатывать

планирующую и регламентирующую рабочую документацию по ФГОС.

Переход на новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования – одно из важнейших направлений деятельности ДОУ. Это важный шаг, предполагающий переход дошкольного учреждения на качественно новый уровень. ФГОС ДО требует от системы дошкольного образования изменений как в нормативно-правовой базе, так и в деятельности педагогических работников при осуществлении воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. В 2014/2015 уч. г. коллектив нашего МКДОУ д/с «Улыбка» приступил к введению ФГОС ДО. Введение ФГОС ДО осуществляется через:
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС:
Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ: Федеральные и региональные нормативные документы по введению ФГОС ДО: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" 3. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Локальные акты ДОУ по введению ФГОС ДО:
Приказ «Об организации работ по внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательную деятельность» (создание рабочей группы, о положении рабочей группы, о проекте образовательной программы ДОУ, о необходимых мероприятиях и документах ДОУ»
По итогам анализа нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ДО можно сделать следующие выводы: 1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая введение и переход ДОУ на работу по ФГОС ДО 2. Разработаны необходимые для введения ФГОС ДО локальные документы.
Организационно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО.
В течение данного периода было организовано методическое сопровождение в ДОУ на введение ФГОС: 1.Разработан и утвержден план-график введения ФГОС ДО 2. план основных мероприятий по подготовке к введению ФГОС в ДОУ 3 Проведен мониторинг уровня готовности МКДОУ к введению ФГОС 4. разработана основная образовательная программа МКДОУ на переходный период 5. обучающая, консультативная, методическая поддержка педагогов: педсоветы, семинары, круглые столы, консультации по данной проблеме. 6. Продолжалось постепенное комплектование методического кабинета ДОУ документами и дополнительной литературой по ФГОС ДО. По мере поступления обсуждение новых публикаций о ФГОС ДО в методических и периодических изданий. 8. Большая работа проводиться специалистами МКОУДО ММЦ, где педагоги принимают активное участие и повышают профессиональную компетентность в вопросах ФГОС. На методических объединениях рассматривались вопросы теоретического и практического характера:  «ФГОС: структура и содержание»  «Результаты, проблемы дошкольных образовательных учреждений по подготовке введения ФГОС ДО»  «Формирование основной образовательной программы дошкольного образования с учетом примерной ООПДО»  Коференция педагогов дошкольного образования «О реализации плана введения ФГОС дошкольного образования на территории Чулымского района»  «Корректировка основной образовательной программы образования в соответствии с ФГОС ДО»
 «Конструирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованием ФГОС ДО» 9. Наш педагог (инструктор по физической культуре Ситникова С.А.) обобщила свой опыт работы по теме «Совместная деятельность взрослого и ребенка» (Дни здоровья) в г. Барабинске на межрайонной конференции работников дошкольных образовательных учреждений «Практико – ориентированные подходы к организации физкультурно- оздоровительной работы при введении ФГОС ДО» и на районном уровне МКОУДО ММЦ для педагогов ДОУ 10. Принимали активное участие в семинарах, форумах,конференциях в НИПКиПРО:  Форум работников дошкольного образования Н.С.О. «Введение ФГОС в Н.С.О.: проблемы и перспективы»  «Создание современной образовательной среды для реализации требований ФГОС дошкольного и начального образования по программе «Тропинки»  Конференция «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельности метода Л.Г. Петерсон преемственности дошкольного , начального и основного образования»  «Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования» Таким образом, в ДОУ была проведена целенаправленная методическая работа по сопровождению ФГОС ДО на этапе введения. Есть заметные изменения профессиональной компетенции педагогических работников: − положительная мотивация педагогических работников на осуществление качественной профессиональной деятельности заметно растет; − все педагоги расширили представление о содержании ФГОС дошкольного образования; − повысилась профессиональная компетентность педагогов.
Кадровое обеспечение введения ФГОС в ОУ.

В ДОУ обеспечено поэтапное повышение квалификации педагогов ДОУ по вопросам ФГОС ДО. Прошли курсы в НИПКиПРО 2014/2015уч.год 13 педагогов 1. «Современные подходы к организации образовательного процесса» 108ч. с 08.-26.09.2014г.
Воспитатель: Шуликова Т.С.
2. «Реализация ФГОС ДО в в ходе взаимодействия с детьми, имеющие проблемы в поведении» с 06.10-17.10.2014г 72ч.
Воспитатель: Мусалимова Л.З.
3. «Введение ФГОС-основа модернизации дошкольного образования» с 15-30.10.2014г Зам.директора по ВОР: Гаан Л.А. 4.«Социально коммуникативное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС ДО»с 01.12.-12.12.2015г.
Воспитатель: Еремеева Л.А.
5.«Речевое развитие дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» 72ч. с 14-23.01.2015г
Воспитатель: Гаан Е.Н.
6. «Инновационные подходы к музыкальному воспитанию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО» 72ч.с19-23.01.2015г.
Муз.руководитель: Сорокина И.С.
7. «Дошкольное образование: модернизация на основе ФГОС» 09-26.02.2015г.
Воспитатель: Лохматова С.А. 108ч.

8.
«Повышение качества педагогического процесса на основе ФГОС ДО» 108ч.с.23.03-10.04.2015г.
Воспитатель: Грязнова Е.Г.

9.
«Актуальные вопросы введения фгос дошкольного образования» 72ч. с.30.03- 10.04.2015г.
Ст. воспитатель : Бабинцева Т.Н.
«Психолого-педагогические аспекты реализации ФГОС ДО» 72ч. с. 02.-07.03.2015г.
Воспитатели:

10.Казанцева Т.А.,

11.Литвиненко Л.В.

12.Харитонова О.С.

13.
«Психолого-педагогические аспекты реализации ФГОС в ДОУ с адареными детьми» 36ч.с.16.03.-19.03.2015г.

Педагог доп.обр. Слесаренко В.И.

Вывод:
по итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО можно отметить следующее, что работа в ДОУ по организации повышения квалификации педагогических работников велась активно и планомерно.
Информационное обеспечение введения ФГОС в ДОУ.
 Информирование родителей (законных представителей) о введении, реализации ФГОС дошкольного образования через родительские собрания, информационные стенды, консультации, памятки, буклеты.  Размещение информационных и методических материалов по введению и реализации ФГОС ДО на сайте ДОУ.
Вывод:
осуществлялось организованное ознакомление педагогов и родителей (законных представителей) воспитанников с особенностями организации образовательного процесса в ДОУ с введением ФГОС ДО. Из вышесказанного можно сделать вывод: процесс введения ФГОС в работу нашего детского сада введен планомерно. Осуществлена подготовка перехода на новую форму планирования и моделирования воспитательно- образовательного процесса в ДОУ, соответствующую Федеральным требованиям. Наработана планирующая и регламентирующая рабочая документация по ФГОС . Годовая задача выполнена в полном объеме.
Для решения следующей годовой задачи:

Развивать коммуникативные способности детей, приобщая

дошкольников к чтению художественной литературы.
Были проведены следующие мероприятия:  педагогический совет « Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»  смотр-конкурс «Книжки-малышки» для родителей  консультация «Своеобразия читательского становления»  семинар «Формы работы по приобщению детей к чтению»  тематический контроль «Создание условий для приобщения воспитанников к художественной литературе» Для реализации годовой задачи:
укреплять здоровье детей и создавать необходимые условия для их

физического развития
было проведено:  педсовет «Эффективные формы сотрудничества с родителями по вопросам здоровьесбережения»  День здоровья «Турнир здоровячков»
 Семинар «Оздоровительные функции музыки как состовляющая система музыкального воспитания дошкольников»  Семинар-практикум «Игровой стретчинг в оздоровлении детей»  Консультация «Дифференцированный подход в физическом воспитании девочек и мальчиков»  Опрос, анкетирование родителей «Эффективные формы работы по закаливанию детей»  Открытые просмотры деловой игры с родителями старших групп « Витаминиада», «Здоровячки».  «Консультация «Важность правильного речевого дыхания» Формировать у дошкольников представления о здоровом образе жизни через реализацию педагогических проектов по ЗОЖ. По данной теме педагоги в течение 2014-2015 учебного года реализовали
7 проектов
: 1. «Здоровый малыш» Воспитатели: Харитонова О.С., Сладченко Л.Л. 2. «Будь здоров малыш» Воспитатели: Киперь Т.В., Захарова Н.В. 3. «Уроки мойдодыра» Воспитатели: Екимова С.А., Альберг И.Н. 4. «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» Воспитатели: Глебова Я.В., Шуликова Т.С. 5. «Витаминный калейдоскоп» Воспитатели: Котченко Т.С., Лохматова С. А. 6. «Маленькая страна внутри меня» Воспитатель: Носовец О.С. 7. «Формирование здорового образа жизни» Воспитатель: Еремеева Л.А. В этом учебном году мы
продолжали работу над годовой задачей:

развивать опытно-экспериментальную деятельность детей как основу

интеллектуально-личностного развития.
С введением Федеральных государственных требований в систему дошкольного образования меняются требования и к самому воспитателю, к методам обучения и воспитания дошкольников. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь решать следующие задачи: - уметь видеть проблему и ставить вопросы; - уметь доказывать; - делать выводы; - высказывать предположения и уметь проверить правильность своих предположений.
Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь экспериментирование включает в себя активные поиски задач, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. Для реализации данной проблемы были созданы условия для ЭД:  экспериментальные уголки в каждой возрастной группе;  планирование и организация ЭД  разработка методических пособий и проведение занимательных опытов в каждой возрастной категории  реализация проектов по данной теме Вывод: ЭД позволила дошкольникам получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В течение учебного года педагогический коллектив был активным участником разнообразных конкурсов педагогического мастерства:  Смотры – конкурсы ДОУ «Готовность групп МКДОУ д/с к новому 2014-2015 учебному году», «Лучшее новогоднее оформление групповых, приемных помещений ДОУ» педагоги отмечены материальным стемулированием.  Екимова С.А. диплом за участие в районном конкурсе «Воспитатель года»  Коллектив ДОУ отмечен благодарственным письмом за сотрудничество и активное участие в проведение Всероссийского Турнира «Пони-готовься к школе»  Носовец О.В. сертификат за участие в районном фестивале творческих проектов дошкольников и школьников начальных классов «Радуга»  Лохматова С.А. сертификат за участие в районном фестивале творческих проектов дошкольников и школьников начальных классов «Радуга»  Творческий коллектив МКДОУ грамота за активное участие в районном фестивале «Салют Победы»  Шкреба Г.В. диплом 2 места участие в районном фестивале
«Салют Победы»  Гречман Т.М. диплом 2 места в районном фестивале «Салют Победы»  грамота за участие в районном фестивале « Салют Победы» воспитанник Завъялов Никита –руководитель Носовец О.В.  грамота за участие в районном фестивале «Салют Победы» воспитаннца Иванова Ксюша – руководитель Сорокина И.С.  грамота лауреата районного фестиваля «Салют Победы» танцевальный коллектив ДОУ – руководитель Грудина И.П.Грязнова Е.Г. диплом за активное участие в организации и проведении Всероссийского конкурса «Звездочка в ладошке»  Еремеева Л.А. диплом лауреата Всероссийского конкурса «Птичьи трельи» Данные результаты позволяют определить успешность результативность протекания образовательного процесса; способствуют повышению профессиональной компетенции педагогов; прогнозируют перспективы развития дошкольного учреждения. И, несомненно, нам педагогам нужно продолжить работу в данном направлении. Полученные знания, умения и навыки нашли отражение в педагогическом процессе и способствовали эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Вывод:
Методические мероприятия проведены на должном уровне, это повышение профессиональной компетентности коллектива, что способствует дальнейшему развитию педагогической деятельности ДОУ.