"Обогащение словаря дошкольников на логопункте"

Автор: Ворончихина Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Нововасюганский ЦРР детский сад №23 "Теремок"
Населённый пункт: Томская область Каргасокский район с.Новый Васюган
Наименование материала: Развитие речи детей с ОНР в ДОУ
Тема: "Обогащение словаря дошкольников на логопункте"
Дата публикации: 28.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обогащение словаря дошкольников на логопункте. Развитие речи ребенка в онтоге незе тесно связано с развитием мышления, других психических функций. С помощью речи ребе нок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом — обобщающего. Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начи нает понимать обобщающее зна чение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваива ют слова, обозначающие наибо лее простые родовые понятия (иг рушки, посуда, одежда), переда ющие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительно го (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речевого развития дети усваивают сло ва, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: де ревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрас ту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как со стояние, признак, предметность и т.д. Обогащение жизненного опы та ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего до школьника может рассматривать ся в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка. Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрас те 5—6 лет, можно выделить наи более употребительные слова: су ществительные, прилагательные, глаголы. Также происходит по степенное расширение семантического поля значения слова. Таким образом, по мере раз вития психических процессов (мышления, восприятия, пред ставлений, памяти), обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и сло варь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Методические рекомендации к работе над обогащением словаря дошкольников. Принципы работы над словарем: 1. развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности; 2. работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы; 3. словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций; 4. при работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова; 5. основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей. Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами. Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа. На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка. Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами. Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования
семантических полей у детей. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля), и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире. Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать). Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое. Направления логопедической работы Работа по обогащению и акти визации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:  ознакомление с предмета ми и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;  раскрытие многозначности слова;  расширение запаса синонимов и антонимов;  формирование правильного употребления слова в связной речи. Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:  уточнение произношения слова;  демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);  выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;  закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова. Раскрыть перед дошкольника ми семантику многозначного сло ва помогают синонимические и антонимические сопоставления. Рассмотрим пример с прилага тельным «свежий» (Новиков Л.А. Антонимия в русском языке.1973). Синонимия Свежий вечер — прохладный вечер. Свежий воздух — чистый воздух. Свежий воротник — чистый воротник. Свежий журнал — новый журнал.
Свежий хлеб — мягкий хлеб. Антонимия Прохладный вечер — теплый вечер. Чистый воздух — спертый воздух. Чистый воротник — грязный воротник. Новый журнал — старый журнал. Мягкий хлеб — черствый хлеб. Этот пример показывает, что в работе над смысловой стороной многозначного слова могут одно временно использоваться и сино нимы и антонимы. Используя их, мы учим детей различать и уточ нять понимание разных значений слов. Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (ручка двери, шариковая ручка, ручка у девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединяет предметы. Далее проводятся занятия по вычленению разного значения в многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд). Задания на обогащение лексикона многозначными словами, фразеологизмами необходимо включать в занятия в соответствии с лексической темой. Например, при изучении темы «Животные жарких стран» - одновременно пополняя запас знаний и представлений о животных, знакомить детей доступными для их понимания фразеологизмами. Рассказать детям, что, например крокодилу не страшна зубная боль, он имеет дополнительный ряд зубов: новый вырастает сразу, как разрушится старый. Потом попросить детей назвать, какие предметы имеют зубы, а зубной боли не знают (пила, расческа, грабли, вилка). На этом материале дети практически познают многозначность слова. Предлагается отгадать загадки: Все пробует на зуб: и сосну, и лен, и дуб. (Пила). Зубастые, а не кусают, листья и сено сгребают. (Грабли) и т.д. Для уточнения представления детей о слове в доступной форме, в ряде случаев приводится справка о происхождении слова (конспект занятия «Швейные принадлежности»). Такая работа над каждым словом текста уточняет, расширяет, углубляет запас сведений и представлений детей, учит вслушиваться и вдумываться, развивает образную речь. Раскрытие смыслового богат ства многозначного слова для де тей с общим недоразвитием речи имеет важное значение при под готовке к школе, поскольку в программе начальных классов большое значение отводится практическому ознакомлению учащихся с лексическим значе нием слова, многозначностью, антонимией, синонимией. Слова антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работы над ними начинается раньше. Для развития умения отбирать и употреблять слова - антонимы используются разные приемы:
• отбор антонимов с исключением «конфликтных» слов. Детей просили найти слова - неприятели и назвать «лишнее» слово: тонкий, длинный, толстый, красный, короткий; • нахождение антонимов в загадках, пословицах, стихотворениях. Детям предлагалось послушать загадку, отгадать ее и назвать антонимы. В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? Найди слова - неприятели в стихотворении: Мы поссорились с подружкой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. В пословице: Не бойся врага умного, бойся друга глупого. Знай больше, а говори меньше. Подальше положишь, поближе возьмешь. • дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом ... • подбор антонимов к многозначным словам. Речевой материал -словосочетания: свежий хлеб -... черствый хлеб; свежая газета -... старая газета; свежие яблоки -... сушеные яблоки. Прослушав словосочетания, дети подбирают к ним противоположные по значению слова. Подбор синонимов к словосочетаниям Детям называют словосочета ние, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует обратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда повторяют одно и то же слово. Пред ложить его заменить. «Весна идет. — Как можно сказать по- другому?» Дети подбирают сло ва, близкие по смыслу (насту пает, движется, шагает). Дошкольники приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение. Можно давать задания на со ставление предложений со слова ми разных частей речи (существи тельными, прилагательными и т.д.) и со словами синонимического ряда (большой, огромный, громадный). Эти упражнения, направленные на формирование умения употреблять заданное сло во в сочетании с другими, часто вызывают затруднения. Но они необходимы. Ведь основным показателем того, что слово пони мается и вошло в словарь, является умение правильно его употреблять в речи. Дошкольники с нормальным речевым развитием могут подби рать по нескольку синонимов к одному слову (дом — изба, хата; солдат — воин, рыцарь). Это свидетельствует о начале освоения многозначности слов. Дети же с общим недоразвитием речи либо подбирают по одному синониму к слову, либо вообще отказыва ются от ответа. Для того чтобы научить их сопоставлять, т.е. подбирать антонимы, сначала подбираются пары предметов с ярко выраженными контрастными признаками. При показе логопед интонацией подчеркивает их качественную противоположность. Например: широкая — узкая лента, длинный —
короткий карандаш. Затем детей предупреждают, что будут названы два слова, обозначающие противоположные признаки определенной пары предметов (новый — старый, большой — маленький), а они должны показать и назвать эти предметы. Задания могут варьироваться. Например, дошкольникам предлагается самим распределить на пары ряд предметов, руководствуясь словами-антонимами, которые назовет логопед (сухая — мокрая губка, чистый — грязный стакан, глубокая — мелкая тарелка). Для улучшения понимания значений этих слов можно проводить следующие упражнения: 1.Дополнить фразу логопеда словами, противоположными по значению. («Река — глубокая, ручей — мелкий». «Зимой день короткий, летом длинный». «Весной ласточки прилетают, осенью улетают» ). 2. Выделить и назвать слова противоположного значения в предложениях. («Рубашка — новая, а майка — старая». «Синий карандаш острый, а красный тупой»). Затем дети самостоятель но составляют предложения с двумя словами, которые называ ет логопед. При объяснении слов-антонимов детям с общим недоразвитием речи необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет. Противопо ставленными могут быть различные части речи: существительные, значение которых включает качество или отношение (друг — враг; горе — радость); качественные прилага тельные с пространственными, вре менными, оценочными признаками предметов (высокий — низкий; по здний — ранний); глаголы, наре чия, предлоги, местоимения. Ребенку необходимо давать воз можность тактильно почувство вать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый — гладкий; упругий — ломкий). Учить прислушиваться, сравни вать по ощущениям (громкий — тихий; сладкий — соленый и т.д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой. Детей с общим недоразвитием речи учат сравнивать действия, изображать их по требованию (налил — вылил; приклеил — отре- зал; стой — иди и т.д.). Нужно включать в занятия наречия (весело — грустно; хорошо — пло хо). Учить детей использовать в речи предложные конструкции (над столом — под столом; в лес — из леса и т.д.), местоимения (наш — ваш; мой — твой; он (она) — они; мне — тебе) и т.д. Ребята с нормальным речевым развитием, выполняя задания по подбору антонимов и синонимов к слову, испытывают трудности лишь с отдельными словами. А дети-дошкольники с общим недо развитием речи допускают ошибки в подборе синонимов и анто нимов к большинству слов. Эти ошибки связаны:  с трудностями выделения существенных признаков слов;  с недоразвитием мыслен ных операций сравнения и обобщения;  с недостаточной активно стью поиска слова;  с несформированностью смысловых полей внутри лекси ческой системы языка;  с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;
 с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова. Характерная ошибка детей с общим недоразвитием речи — воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто вос производят прилагательное, на прилагательное — наречие и т.д. Таким образом, работа по под бору синонимов и антонимов к слову характеризуется отношени ями внутри семантического поля, расширением поля слова. Представленные мной дидак тические игры и задания на раз витие лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи могут быть использованы не только на логопедических занятиях, но и на занятиях лепкой, рисованием, музыкой и т.д. Основная цель лексических упражнений по подбору синони мов, антонимов к слову — при учить детей к правильному и ос мысленному употреблению слов в спонтанной речи. Упражняясь в составлении словосочетаний и предложений, куда входят про рабатываемые слова, сначала по моделям логопеда, а затем само стоятельно, малыши совершен ствуют навык употребления в речи простого распространенного предложения. Для логопедических занятий следует отбирать те слова и син таксические конструкции, в об разовании которых дети чаще делают ошибки. Задания на обогащение слова ря, расширение семантического поля слова могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям с нормальным речевым развитием. Игры на обогащение и активизацию словарного запаса "Все наоборот" Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок. Материал. Две обезьянки (игрушки). Ход игры. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.
"Говори наоборот" Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса. Ход игры. Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением: веселый - грустный быстрый - медленный красивый - безобразный пустой - полный худой - толстый умный - глупый трудолюбивый - ленивый тяжелый - легкий трусливый - храбрый твердый - мягкий светлый - темный длинный - короткий высокий - низкий острый - тупой горячий - холодный больной - здоровый широкий – узкий "Я начну, а ты закончи" Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово. Педагог начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.
- Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они ... (выбежали). " Веселые автомобили". ( Подвижная игра со словами). Цель: активизация в речи глаголов движения. Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения ( н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.). Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.). " Родная природа в стихах и загадках" Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам. Ход игры. 1. Педагог предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы. Круглое и яркое, дарит всем тепло. Встало утром рано, По небу пошло. Закатилось вечером За леском. Угадайте, дети, Говорю о ком? (Солнце) Вьется, словно лента, В дымке голубой, Может быть спокойной, Может бить волной Темной и глубокой,
Что не видно дна. Мелкой и прозрачной Может быть она, А в жару купает Нас в своей волне. Что это такое, Подскажите мне. (Река) 2. Далее предлагает отгадать следующую загадку: Что за птица? Черная, большая. Над землей повисла, Солнце закрывая. Крупными слезами Эта птица плачет, От нее подальше Мама дочку прячет. Как она примчится, Все вокруг темнеет, Чтобы не промокнуть, Убегу скорее. (Туча) И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам: черная.... большая.... темнеет.... скорее.... 3. Найди слова-синонимы: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый Значит дуб выносливый, значит закаленный. "Скажи похоже" Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным. Ход игры. 1. Педагог передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу. - Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать). 2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным. - Этот дом большой, а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий). " Подбери подходящее слово" Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов. Ход игры. Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы. - Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные). - Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).
- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим .... (вареный). В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания: - Худое ведро, худое платье, худой человек. - Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут. - Растет цветок, растет ребенок, растет дом. - Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор. "Надо сказать по-другому" Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу. Послушайте стихотворение: "Плакала Снегурочка, зиму провожая, Шла за ней печальная, всем в лесу чужая. Там, где шла и плакала, трогая березы, Выросли подснежники - Снегурочкины слезы." Т. Белозерова "Подснежники". - Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная) - К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу ( грустная, невеселая) - Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое) - Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет". - Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет ....(льет). Снегурочка идет ...( шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет ...(едет). Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями: чистый воздух ( свежий ), чистая вода ( прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел ( приземлился), солнце село ( зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ). "Найди другое слово"
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным. - Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать? - Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед". - Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий. Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха". "Игра с мячом" - Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное. Длинный - ..... короткий, глубокий - ...... мелкий, мягкий - ....... твердый, легкий - ..... тяжелый, тонкий - ....толстый, густой - ..... редкий, жидкий, сильный - ...... слабый. Говорить - ...... молчать, смешить - ..... довести до слез, разрешить - ..... запретить, падать - ..... вставать, смеяться - .... плакать, зажечь - .... потушить, помогать - ..... мешать "Найди противоположное слово" Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова. - Сахар сладкий, а лимон .....( кислый). Луна видна ночью, а солнце ....( днем). Огонь горячий, а лед .....( холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....( узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).
- Если суп не горячий, то, значит, какой? ( Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...( темно). Если сумка не тяжелая, то она .... ( легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).