Автор: Сизов Сергей Сергеевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Можайский техникум"
Населённый пункт: город Можайск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
(учебная практика)
по теме: «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью
движения»
Профессия: Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
Разработал: Сизов Сергей Сергеевич, мастер производственного обучения
ГБПОУ МО «Можайский техникум»;
Дисциплина: учебная практика.
Тема
программы:
«Обучение
практическому
вождению
в
условиях
реального дорожного движения».
Тема урока: «Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения».
Тип урока: урок изучения трудовых приемов и операций.
Форма организации обучения: урок производственного обучения.
Цели урока:
Обучающая: формировать первоначальные навыки вождению по маршрутам
с малой интенсивностью движения.
Развивающая:
развивать
познавательную
и
мыслительную
деятельность
обучающихся.
Воспитывающая: формировать профессиональные компетенции.
Вид урока: урок-практикум.
Методы обучения:
Словесный;
Демонстративный;
Практическая работа.
Формы обучения: индивидуальная.
Методы контроля: опрос, самоконтроль.
Время: 60 минут.
Место проведения: выезд на улицы города по маршруту № 2.
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут):
– проверка внешнего вида и проверка готовности обучающихся к уроку.
2. Вводный инструктаж (5 минут):
1.
Сообщение темы урока и целевая установка на урок;
2.
Актуализация опорных знаний;
3.
Выдача заданий для работы на текущем инструктаже;
4.
Предупреждение о возможных ошибках или затруднениях.
3. Текущий инструктаж (5 минут):
Целевые обходы:
– правильность организации рабочего места;
– соблюдение правил дорожного движения.
Заключительный инструктаж (5 минут):
1. Анализ выполненных работ на уроке;
2. Оценка и самооценка выполненной работы;
3. Выдача домашнего задания.
Организационный момент
Приветствие: проверка внешнего вида и готовности обучающихся к уроку.
Вводный инструктаж:
1. Тема сегодняшнего урока «Обучение практическому вождению в условиях
реального дорожного движения». Этот урок первый по теме «Вождение по
маршрутам с малой интенсивностью движения».
Сегодня на уроке мы научимся выезжать на дорогу из прилегающей
территории, двигаться в транспортном потоке, останавливаться и начинать
движение, двигаться на поворотах с ограниченной видимостью, проезжать
обозначенные места остановки общественного транспорта, пешеходных пе-
реходов,
объезжать
препятствия,
выбор
скорости
движения,
пользоваться
контрольно-измерительными приборами и повторим, как нужно правильно
проезжать перекрестки, нерегулируемые перекрестки разнозначных и нерав-
нозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, раз-
воротами для движения в обратном направлении, выбирать траектории дви-
жения, перестроения.
Вам предстоит:
– повторить теоретический материал;
– выполнить упражнения по маршруту № 2.
2. Актуализация знаний
Итак, повторим пройденные темы:
1. Как проводится ежесменный технический осмотр? Покажи?
Проверьте
колеса
вашего
автомобиля.
Колеса
должны
быть
равномерно
накачаны и хорошо притянуты к дискам. Не допускается раскручивание гаек.
Подкачка колес производится через каждые 500 км пробега автомобиля. Дав-
ление в шинах проверяется манометром. Каждое утро, конечно, бегать с ма-
нометром и измерять давление в шинах не нужно, достаточно проверить ви-
зуально. Приспущенное колесо будет сразу заметно. Откройте капот автомо-
биля. Проверьте уровень масла в двигателе. Вытащите щуп для измерения
уровня масла. Уровень должен находиться между метками «MAX» и «MIN».
Если уровень меньше необходимого, произведите доливку масла через за-
ливную горловину в двигателе. Проверьте уровень охлаждающей и тормоз-
ной жидкостей в расширенных бачках. Уровень должен находиться между
метками «MAX» и «MIN». В случае пониженного уровня жидкостей произ-
вести их доливку.
Если автомобиль оснащен автоматической коробкой передач ( АКПП),
то необходимо проверить уровень масла в коробке. Проверяется точно также
как и уровень масла в двигателе.
Примечание. Данная проверка относится к автомобилям, оснащенным
обслуживаемыми АКПП. На некоторых современных автомобилях ставятся
необслуживаемые АКПП, а в этом случае данную проверку не производят.
Очистите от грязи и пыли все стекла, зеркала и фары автомобиля, а также его
номерные знаки. Грязные или пыльные стекла, зеркала и фары не обеспечат
Вам необходимой видимости, обзора и освещения дороги. Загрязненные но-
мерные знаки является административное правонарушение и за это взимается
штраф.
Проверьте
работоспособность
габаритного,
ближнего
и
дальнего
света фар, противотуманных фар, стоп-сигналов, указателей поворота и ава-
рийной сигнализации. После проведения контрольного осмотра и ежеднев-
ного технического обслуживания приступить к запуску двигателя. Для этого
устроившись на рабочее место: открыв дверцу кабины, правой рукой обхва-
тив рулевое колесо с провой стороны, а левую руку-с левой стороны. Правую
ногу заносив в кабину и туловищем опускаемся на сиденье, а затем заносим
левую ногу и ставим на пол. Предназначение ног: правая нога для управления
педалями – подача топлива (газа) и тормоза, а левая нога для управления
педалью сцепления.
Подготовив рабочее место в кабинете, всегда надо проверять и устано-
вить рычаг переключения передач в нейтральное положение, а рычаг ручного
тормоза – во включенное (верхнее) положение. Затем вставить ключ в замок
зажигания и поворачивайте ключ до щелчка. На щитке приборов проследите
за уровнем топлива и загоранием сигнальной лампы прибора. Включите
стартер, поворачивая ключ по часовой стрелке до отказа. После пуска двига-
теля отпустите руки от ключа, прогрейте двигатель до 50градусов.
2. Что заливают в систему охлаждения и в чем у них разница?
В системе охлаждения заливается: вода, толос, антифриз. Разница темпера-
тура кипения: 100, 110, 120градусов; зимой вода замерзает, толос -30, анти-
фриз -35, -40.
3. Какую полосу движения вы должны занять на перекрестке, где организо-
вано круговое движение?
ПДД п.8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обя-
зан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проез-
жей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме
случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организо-
ванно круговое движение (значит любую полосу).
Пройденный материал вы знаете. Теперь можно приступить к изучению
новой темы.
3. Выдача заданий для работы на текущем инструктаже (теоретиче-
ское изучение задания)
4. Предупреждение о возможных ошибках или затруднениях.
Грубые ошибки:
-Не уступил дорогу (создал помеху) ТС, имеющим преимущество;
-Выехал на полосу встречного движения ( кроме разрешенных случаев) или
трамвайные пути встречного направления;
-Проехал на запрещенный сигнал светофора или регулировщика;
-Нарушил правила выполнения обгона;
- Нарушил правила выполнения поворота;
- Нарушил правила выполнения разворота;
-Превысил установленную скорость движения.
Средние ошибки:
-Не подал сигнал световым указателем поворота пере началом движения, пе-
рестроением, поворотом (разворотом), или остановкой.
Мелкие ошибки:
- Двигался без необходимости со слишком маленькой скоростью;
- Резко затормозил при отсутствии необходимости предотвращения ДТП;
- Неуверенно пользовался органами управления ТС, не обеспечивал плав-
ность движения.
III. Текущий инструктаж
Сейчас мы:
1.
Выезжаем из территории на дорогу с небольшим движением транс-
порта. По ходу движения выполним обгон, опережение, разъезд со
встречными транспортными средствами.
2.
По маршруту № 2 проедем регулируемый перекресток.
3.
По маршруту № 2 выполним преодоление крутых подъемов, остановку
но подъеме и начало движения, движение на спуске.
В начале обработке упражнения скорость движения не должна превышать
25–30 км/ч, в конце обработки она может быть увеличена да 35–40 км/ч.
Напомнить обучаемому, что при разъезде со встречным транспортом
необходимо снизить скорость и вести автомобиль прямолинейно, строго по
правой стороне дороги. Дистанция между автомобилями (в м) должна быть
численно равна величине скорости движения (в км/ч). Например, если ско-
рость движения равна 30 км/ч, то дистанция должна быть 30м.
Совершая обгон или объезд другого транспортного средства, необхо-
димо убедиться в том, что полоса движения, на которую намерен выехать во-
дитель, свободна на достаточном расстоянии, включать указатель поворота и,
закончив обгон (объезд), выключить указатель поворота. Сигнал поворота
рекомендуется держать включенным не менее 5 с. Интервал при совершении
обгона или объезда следует выбрать также в зависимости от скорости движе-
ния. Чем больше скорость движения, тем больше интервал. Однако интервал
в 2,5 – 3 м опасны тем, что неосмотрительный водитель может попытаться
занять пространство между двумя автомобилями и может быть зажат ими. В
интересах сохранения необходимой пропускной способности улиц и дорог и
соблюдения безопасности движения интервалы должны быть не менее 0,5 м и
не более 2м. При движении обращения внимания на дорожные знаки, на
регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы, на перекрестки.
При движении в условиях ограниченной обзорности водитель должен
повысить внимание, снизить скорость и держаться правее.
Подъем небольшой протяженности преодолевают с разгона на одной из
высших передач. Подъемы большой протяженности преодолевают на низких
передачах, без разгона. Выбранную передачу надо включить в начале подъ-
ема и не менять на протяжении всего подъема. Передачу выбирать с таким
расчетом, чтобы двигатель имел некоторый запас мощности. По мере приоб-
ретения обучаемым навыков подъема протяженности преодолевают с разгона
с переходом на низшие передачи на подъеме. При этом переключении пере-
дач необходимо производить быстро и заблаговременно, пока автомобиль
движется с достаточной скоростью, не допускайте резких рывков.
При
неожиданной
остановке
автомобиля
на
подъеме
необходимо
использовать стояночный тормоз. Для возобновления движения необходимо
после включения низшей передачи прибавить <газ>.
При обработке преодоления подъемов и съезда с крутого спуска не раз-
решается
движение
очередного
автомобиля,
пока
впереди
не
освободит
подъем или спуск.
Крутые спуски преодолевают на низшей передаче с постоянной скоро-
стью. Чем круче спуск, тем ниже передача. Нельзя резко тормозить. Не реко-
мендуется применять стояночный кран.
Ошибки считать: нарушение техники обгона, разъезда со встречными
транспортными средствами; нарушение правил и техники вождения автомо-
биля.
Выдача домашнего задания: Повторить ПДД п.13. Проезд перекрест-
ков.