Автор: Смирнова Наталья Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБПОУ МО "воскресенский колледж"
Населённый пункт: г. Воскресенск, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Влияние темперамента на общение
Исследование
на тему:
«Общение и темперамент»
Выполнила: педагог-психолог
Смирнова Н.М.
Содержание
1. Введение (стр. 1-2)
2. Процесс общения (стр. 3-4)
3. Понятие темперамента(стр. 5-6)
4. Проявление индивидуальных особенностей в общении (стр. 7-11)
5. Влияние типа темперамента на уровень коммуникабельности ( анализ
проводимого тестирования) (стр. 12-15)
6. Список используемой литературы (стр.16)
Введение.
На всём протяжении развитии психологии как науки большое внимание
теоретиков и практиков психологии уделялось вопросам индивидуальной
особенности человека, проявлениям индивидуальности человека. В работах
исследователей развивались идеи о влиянии как наследственных, так и
социальных факторов на развитие человека.
В современном мире вопросы теории и практики изучения
индивидуальности человека являются наиболее актуальными, так как
изучение человека в социуме, изучение и предсказание его поведения лежат в
основе не только констатирующего, но и формирующего характера
психологического познания. В соответствии с научной методологией в
современной психологии происходит эффективное всестороннее изучение и
овладение поведением субъекта, раскрытие его психических ресурсов,
самопонимание и саморазвитие.
Проблема общения - одна из стержневых в психологии. По мнению
многих отечественных психологов в исследованиях деятельности человека
вопросам общения принадлежит ведущая роль. Разработка этих вопросов
имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для
решения многих практических задач.
Общее представление об общении и его средствах.
Одна из основных проблем, связанных с общением, заключается в
восприятии человека человеком в этом процессе. В процессе общения
достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растёт
способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных
обстоятельствах. Достижение положительного результата в общении, как
правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга
общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими
информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто
оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга,
появлением барьеров в общении , недостаточности и неправильного
истолкования информации, которой каждый располагает.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в
системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их
общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения
зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и
закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих
объективных взаимоотношений между членами группы являются
субъективные межличностные отношения, которые зависят от многих
факторов, в том числе и от типа темперамента
I. Процесс общения.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми,
порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в
себя обмен информацией между ее участниками, который может быть
охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая
сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не
только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона
общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
коммуникативная сторона общения, состоит в обмене информацией между
людьми; интерактивная сторона - в организации взаимодействия между
людьми. Например: нужно согласовать действия, распределить функции или
повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная
сторона общения - процессе восприятия друг друга партнерами по общению
и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные
высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление
едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным
общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой
собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, - это объективное
социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное
значение слова преломляется для человека через призму его собственной
деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл,
поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать
разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или
опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь
закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для
большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных,
национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию,
повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с
другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе
(обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные
средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить,
как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль
эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Общение, несомненно, влияет на формирование и развитие
личности, но на само общение так же влияют такие аспекты как
индивидуальные особенности человека, заложенные природой. Следует
рассмотреть их подробнее. Мы остановимся на темпераменте.
II. Понятие темперамента
К индивидуально-типологическим особенностям личности относят
темперамент. Темпераментом называют индивидуально своеобразную,
природно-обусловленную совокупность динамических проявлений психики –
интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и
состояний.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей
природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен
биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно
рано и четко у детей в игре, занятиях, общении.
Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента.
Холерик. Представители этого типа отличаются повышенной возбудимостью,
а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив,
агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для
холериков характерна цикличность в работе. Они со всей страстью
отдаваться делу, увлечься им. Но вот истощились силы, упала вера в свои
возможности, наступило подавленное настроение, и они нечего не делают.
Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их нервной
деятельности.
Сангвиник. Человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной
системой. Он обладает быстрой скоростью реакции, его поступки
обдуманны. Сангвиник жизнерадостен, благодаря чему ему свойственна
высокая сопротивляемость трудностям жизни. Он продуктивный деятель, но
лишь тогда, когда много интересных ему дел. В противном случае он
становится вялым, скучным, отвлекается.
Флегматик. Он солиден, не тратит понапрасну сил: рассчитав их, он доводит
дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту
болтать. Недостатками флегматика являются его инертность,
малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения
внимания, для переключения его на другой объект и т.п.
Меланхолик. Человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной
чувствительностью даже к слабым раздражителям. Он часто грустен,
подавлен, неуверен в себе, тревожен; у него могут возникнуть невротические
расстройства.
От темперамента зависят такие свойства, как впечатлительность,
эмоциональность, импульсивность и тревожность .
III. Проявление индивидуальных особенностей в общении.
Темперамент и его влияние на формирование индивидуального
стиля деятельности и общения.
Природной основой формирования человеческой индивидуальности служат
анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются под влиянием
среды в процессе воспитания и обучения.
К первичным формам объединения различных процессов и свойств человека,
благодаря которым и складывается личность, принадлежит темперамент,
присущий человеку от рождения. Он является предпосылкой и основой
личностных образований более высокого порядка (например, характера).
Темперамент обладает определенным набором основных психологических
характеристик:
- активность - интенсивность взаимодействия с окружающим миром;
- темповые характеристики - скорость выполнения любых действий - речи,
ходьбы, движений и т.д.;
- эмоциональность - глубина эмоциональных реакций;
- уровень тревожности - индивидуальная реакция человека на различные
жизненные обстоятельства;
- чувствительность - тонкость восприятия внешнего мира;
- ригидность - пластичность - способность к быстрой перестройке и
адаптации;
- экстраверсия - обращенность вовне;
- интроверсия - обращенность внутрь себя, на себя;
- подчиненность - доминантность , склонность к лидерству - склонность
подчиняться или подчинять, быть ведомым или ведущим.
Различные сочетания закономерно связанных между собой свойств
темперамента называются типами темперамента. По Павлову темперамент
зависит от определенных сочетаний свойств нервной системы: силы,
уравновешенности, подвижности.
Различают четыре типа: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Как
известно, при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности,
при одних и тех же внешних воздействиях люди с разными типами
темперамента заметно отличаются друг от друга по впечатлительности,
проявляемой энергии.
Рассмотрим, как типы темперамента проявляются в поведении людей, в
отношении к трудовой деятельности, к другим людям и к самому себе.
Сангвиник - это обладатель сильного типа нервной системы, т.е. нервные
процессы, обладают силой и продолжительностью, сбалансированностью
реакций возбуждения и торможения нервных процессов. Сангвиники высоко
активны, отличаются большой работоспособностью, умением дольше
выдерживать различные нагрузки. Сангвиники общительны, контактны,
жизнерадостны, не склонны к беспокойству. Эмоции преимущественно
положительные. Поведение и деятельность сангвиника обычно хорошо
организованы, продуманы. Высокий рационализм, организованность в
работе, четкость в постановке задач свойственны большинству людей этого
темперамента. Этот тип "спешит жить" и поэтому испытывает постоянный
дефицит времени. В отношениях с другими людьми сангвиники
характеризуются высокой общительностью, обилием различных контактов с
людьми. Это способствует получению самой обширной и разнообразной
информации, что немаловажно для широкого влияния на поведение людей.
Указанные свойства и качества достаточно точно и правильно позволяют его
оценить, хорошо понимать его, строить четкую линию отношений с ним.
Холерический темперамент связан с сильным, но неуравновешенным типом
нервной системы (с преобладанием возбуждения над торможением). Холерик
выделяется высоким уровнем психической активности, энергичностью
действий, резкостью, стремительностью и силой движений, их быстрым
темпом. Холерик склонен к сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив,
подвержен эмоциональным срывам. Иногда бывает агрессивным. Отличается
высокой чувствительностью к внешним воздействиям. Для него характерна
большая устойчивость стремлений, интересов, настойчивость. В связи с этим
холерикам трудно переключать внимание. Представители этого типа
отличаются большой возбудимостью и неуравновешенностью. Для поведения
холерика типичен высокий подъем эмоционального состояния и наоборот,
эмоциональные спады, состояние депрессии, т.е. цикличность
эмоциональных состояний. В общении с людьми холерик допускает резкость,
вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что
часто не дает ему возможности объективно оценить поступки людей, служит
причиной конфликтных ситуаций в коллективе. Отношение его к другим
людям также может полярно изменяться в зависимости от фаз психического,
эмоционального состояния: от высокой общительности, соучастия на
подъеме до подозрительности, недоверия, замкнутости и необщительности
при спаде. Вместе с тем, он быстро остывает и успокаивается, если ему
уступают, идут навстречу. В связи с тем, что отношение к людям и поведение
холерика крайне изменчивы, приспособиться, адаптироваться к такому
человеку, прогнозировать его поступки порой бывает трудно.
Флегматический темперамент связан с сильным, уравновешенным,
но инертным, малоподвижным типом. У флегматиков реакции
торможения преобладают над реакциями возбуждения. Они
медлительны, выносливы, невозмутимы. Отличаются
невыразительностью мимики, трудно переключаются с одного вида
деятельности на другой и приспосабливаются к новой обстановке. Склонен к
порядку. Как правило, доводит начатое дело до конца. Поскольку для
флегматика характерна инертность, малоподвижность, ему нужно время для
того, чтобы сосредоточиться, требуется время для раскачки. Инертность
сказывается также в косности стереотипов его поведения, что приводит к
излишней фиксированности характера, недостаточной его гибкости. В
неблагоприятных обстоятельствах у флегматика может выработаться
безразличное, равнодушное отношение к труду, к окружающей жизни, людям
и даже к самому себе.
Люди с меланхолическим темпераментом - меланхолики - характеризуются
низким уровнем психической активности, замедленностью движений,
сдержанностью моторики и речи и повышенной утомляемостью.
Меланхолика отличает высокая эмоциональная чувствительность, глубина и
устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении. Они очень
впечатлительны, любят мечтать, воображать, очень нерешительны и
осторожны в своих поступках. Меланхолики - застенчивые, любящие
одиночество, трудно вживающиеся в коллектив люди, часто бывают
мнительны, чрезмерно обидчивы и склонны к подозрительности, избегают
общения с малознакомыми, новыми, неизвестными им людьми.
Меланхолики хорошо отзываются на поощрение, наказание выбивает их из
привычной колеи и делает неспособными успешно выполнять задание. Они с
трудом работают в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Однако в
более спокойных условиях вследствие способности к концентрации
внимания, тревожности, часто выражающейся в высоком чувстве
ответственности, он будет неутомим. Меланхолик наделен способностью к
сопереживанию, умением наблюдать, систематизировать наблюдения, хотя
часто это сопровождается эмоциональной ранимостью. Эмоциональные
переживания меланхолики глубоки и длительны. В каком жизненном
проявлении это выразится: в злопамятности или поэтическом даре -вопрос
воспитания.
Сам по себе темперамент не является ни хорошим, ни плохим. Каждый имеет
свои достоинства и недостатки. Если свои "плюсы" необходимо не только
осознавать, но и активно ими пользоваться в жизни, то недостатки нужно
постоянно держать под контролем.
Умение определить хотя бы приблизительно темперамент других людей
служит хорошей предпосылкой для установки взаимоприемлемых
отношений с ними, в том числе и в деловых контактах.
Человек не может развиваться без общества. Развитие происходит с помощью
взаимодействия личности с окружающими, с социальной средой. Благодаря
общению друг с другом люди познают не только себя, но и свое окружение и
без общения и взаимодействия людей невозможно развитие полноценной
личности в человеке.
Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте
человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы
и в значительной мере определяющее стиль его деятельности.
В общении всегда присутствую два компонента: содержание и стиль.
Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то
или иное общение. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с
окружающими. В любом случае содержание обещания сила переменная,
поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом
выполняемых заданий и многими другими переходящими условиями и
обстоятельствами.
IV. Влияние типа темперамента на уровень коммуникабельности
(Анализ проводимого тестирования)
Выборку составили испытуемые – студенты гр. ТС-56 -19 человек в
возрасте от 16 до 18 лет. Целью нашего исследования являлось изучение
зависимости уровня коммуникабельности от типа темперамента.
Для проведения практического исследования были использованы следующие
методики:
-Тест Айзенка для выявления типов темперамента
-Методика Ряховского на выявление уровня коммуникабельности
Получила следующие результаты:
Результаты тестирования по Айзенку в группе ТС -56
ТС-56
Холерик - 7чел.-36%
Сангвиник– 7чел.-36%
Флегматик – 4чел.-22%
Меланхолик-1 чел.-5%
Результаты тестирования по тесту Ряховского в группе ТС -56
№
категории
Характеристика
Кол-во
студентов
1.
Набрали 30-31 очко: явно некоммуникабельны, и
это ваша беда, так как больше всего страдаете от
этого вы сами. Но и близким вам людям нелегко.
На вас трудно положиться в деле, которое требует
групповых усилий. Старайтесь быть общительнее,
контролируйте себя.
1 чел.-5%
2.
Набрали 25-29 очков: Вы замкнуты,
неразговорчивы, у вас мало друзей. Новые
контакты вас не радуют и выводят из равновесия.
2 чел.-10%
3.
Набрали 19-24 очков: Вы довольно общительны, в
незнакомой обстановке вполне уверенны в себе. С
новыми людьми сходитесь осторожно, в спорах
1 чел.-5%
предпочитаете не участвовать.
4.
Набрали 14-18 очков: Вы являете собой норму
коммуникабельности: умеете слушать и говорить,
грамотно отстаиваете свою точку зрения. Однако
шумных компаний не любите.
8 чел.-42%
5.
Набрали 9-13 очков: Вы весьма общительны,
разговорчивы, любите высказываться, охотно
знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в
центре внимания, вспыльчивы и отходчивы.
6 чел.-32%
6.
Набрали 4-8 очков: Вы - "рубаха-парень". Очень
общительны, жизнерадостны, но слабо умеете
доводить дело до конца.
1 чел.-5%
7.
Набрали 3 очка и менее: Вы болезненно
коммуникабельны, судите о том, о чем не имеете
представления, вспыльчивы и обидчивы.
0 чел.-0%
С помощью практического исследования было наглядно подтверждено, что
каждая личность неповторима и индивидуальна (несмотря на то, что иногда
ответы совпадали, но абсолютно одинаковых ответов на тесты не было), так
же подтвердили, что личность нельзя уместить в жесткие рамки, так как она
многогранна и необъятна и может совмещать в себе несколько типов
темперамента.
Было выявлено, что испытуемых объединяет энергичность и
эмоциональность общения друг с другом, его пластичность, а различия
составляют темп работы и стиль общения.
В ходе исследования выявилось, у студентов в данной группе преобладают
холерический и сангвинический типы темперамента, а следовательно это
повлекло наибольшее количество попаданий в категории № 4( Вы являете
собой норму коммуникабельности: умеете слушать и говорить, грамотно
отстаиваете свою точку зрения. Однако шумных компаний не любите)
и №5 (Вы весьма общительны, разговорчивы, любите высказываться, охотно
знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания,
вспыльчивы и отходчивы). В эти категории как раз попали те студенты, за
исключением двух, у которых выявился сангвинический и холерический
типы темперамента. И лишь 2 студента с флегматическим типом
темперамента попали в 4 категорию, но с большим количеством набранных
очков.
На основании вышеизложенного прослеживаются связи типов темперамента
испытуемых с их уровнем коммуникабельности.
В итоге исследования мы пришли к выводу о том, что изучение
темпераментов и уровня коммуникабельности увлекательно и не сложно, так
как не требует больших затрат времени. Я думаю данное направление
перспективно, так как играет большую роль в общении, в котором
заключается залог успеха личности, и к которому стремятся практически все.
Исследования психологов показали, что представители разных
темпераментов могут добиться одинаково высоких успехов в деятельности,
но идут они к этим успехам разными путями.
Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди
великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов
темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов – флегматики, А.С. Пушкин и
А.В. Суворов – холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен – сангвиники, поэт
В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхолики.
Практическая ценность работы заключается в том, что ознакомление
студентов с материалами данной работы поможет им более продуктивно
общаться с людьми, быстрее находить к ним подход и эффективнее
применять значимые для них сведения, учитывая личностные особенности, а
самое главное – исключая ненужные стрессы.
Список использованной литературы:
1 Нуркова, В.В. Психология / Н.Б Березанская. – 2-е изд.. – М., 2008. – 120 с.
2 Дубровина, И.В. Психология / Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. 6-е – изд.–
М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 202 с.
3 Немов Р.С. Общая психология. Гуманитарный изд. центр. – М.:
Владивосток, 2001. – 56 с.
4 Психология и педагогика: Учеб. пособие./ А.А. Реан, Н.В. Боровская,
С.И. Разум. – М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008. – 52 с.
5 Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика / А.А. Григорович. – М.,
2008. -93 с.
6 Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Владивосток, 2002. – 58 с.
7 Кравченко А.И. Общая психология: Учеб. пособие. – М., 2008. – 76 с.
8. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное
общение. СПб., 2001,265 с.
9. Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения. Уч., СПб.: Прайм-
Еврознак. 2003. 320 с.