Напоминание

Системно - деятельностный подход и современные технологии обучения нв уроках физической культуры

Автор: Григорьева Наталья Сергеевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: Старорусский агротехнический колледж
Населённый пункт: г. Старая Русса Новгородской области
Наименование материала: статья
Тема: Системно - деятельностный подход и современные технологии обучения нв уроках физической культуры







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Реализация деятельностного (системно-деятельностного) подхода на уроках

физической культуры в колледже

Григорьева Наталья Сергеевна

руководитель физического воспитания

ОАПОУ «Старорусский агротехнический колледж»

г. Старая Русса

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 году.

Первоначально оно было разработанов философии - Э.В.Ильенков, М.С.Ка-

ган,

П.В.Копнин,

В.А.Лекторский,

Э.Г.Юдин

и

др.)

и

в

психологии

-

А.Г.Асмолов,

М.Я.Басов,

Г.С.Костюк,

А.Н.Леонтьев,

С.Л.Рубинштейн,

В.В.Рубцов.

В советской и российской педагогике Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,

Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман,

Д.Б.Эльконин, К.ВанПарререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон разработали вопросы

обучения и воспитания ребенка. Известные методисты – ученые А.Б.Ворон-

цов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин разработали проблемы развивающего обу-

чения.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических по-

ложениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.-

Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности про-

цесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности уча-

щихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного раз-

вития детей и подростков.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологиче-

ские способности человека есть результат преобразования внешней предмет-

ной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последо-

вательных преобразований.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занима-

ет одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего

рода система. "Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает

в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат". Согласно

современным взглядам, цель деятельности возникает у человека как образ

предвидимого результата созидания.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные ре-

зультаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсаль-

ных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это со-

здаёт

возможность

самостоятельного

успешного

усвоения

новых

знаний,

умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения

учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные

действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию

учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обуче-

нию.

Системно-деятельностный

подход

наиболее

полно

на

сегодняшний

день описывает основные психологические условия и механизмы процесса

учения, структуру учебной деятельности обучающихся, адекватную совре-

менным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следо-

вание этой теории при формировании содержания общего образования пред-

полагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная,

общение),

выделение

универсальных

учебных

действий,

порождающих

компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в по-

следние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ори-

ентированный и другие, не только не противоречат, но отчасти и "поглощают-

ся", сочетаются с системно -деятельностным подходом к проектированию,

организации и оценке результатов образования. Системно - деятельностный

подход нашёл своё воплощение в образовательных стандартах. Освоение фи-

зической культуры направлено на достижение следующих целей:

укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому разви-

тию и всесторонней физической подготовленности;

развитие основных физических качеств, жизненно важных двигатель-

ных умений и навыков; формирование двигательного опыта;

овладение общеразвивающими физическими упражнениями, освоение

знаний о движениях человека;

воспитание познавательной активности и интереса к занятиям физиче-

скими упражнениями; культуры общения на этих занятиях.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

включает в себя следующие положения:

1.

укрепление здоровья и личную гигиену;

2.

оздоровительные

(гигиенические

и

закаливающие)

процедуры

(комплексы);

3.

утреннюю гимнастику и физкультпаузы;

4.

правильное дыхание и осанку;

5.

правила простейших измерений длины и массы тела, частоты дыхания

и сердечных сокращений;

6.

правила и нормы поведения на уроках физической культуры, на со-

ревнованиях, в игровой деятельности;

7.

способы двигательной деятельности (разнообразные способы ходьбы,

бега, прыжков, метания, лазания, ползания, перелезания, преодоления пре-

пятствий и использование их в изменяющихся условиях.Гимнастические

упражнения на спортивных снарядах: гимнастической скамейке, наполь-

ном бревне и стенке, перекладине, канате, гимнастическом козле (висы,

упоры, наскоки, лазание, стойки, шаги, махи, соскоки). Простейшие акро-

батические упражнения (стойки, подскоки, перекаты, равновесия, упоры,

перевороты лёжа, кувырки, прыжки) в различных вариантах. Основные

плавательные упражнения. Способы передвижения на лыжах. Физические

упражнения

на

развитие

ловкости,

быстроты,

координации,

гибкости,

силы. Упражнения с мячом. Подвижные игры. Элементы ритмической

гимнастики и танцев).

В результате изучения физической культуры обучающийся должен знать:

способы и последовательность выполнения гигиенических и закалива-

ющих процедур;

правила и нормы поведения в физкультурной и игровой деятельности.

В результате изучения физической культуры обучающийся должен уметь:

применять

разнообразные

способы

передвижения

ходьбой,

бегом,

прыжками в стандартных и изменяющихся условиях;

выполнять упражнения на силу, быстроту, гибкость и координацию;

определять частоту дыхания и сердечных сокращений до и после вы-

полнения физических упражнений.

В результате изучения физической культуры обучающийся должен уметь ис-

пользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:

выполнять

правильно

и

последовательно

комплексы

физических

упражнений;

соблюдать правила и нормы поведения в физкультурной и игровой дея-

тельности;

использовать подвижные игры с мячом для организации активного

отдыха.

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры

Наименование совре-

менных образователь-

ных технологий

Цели применения

современных об-

разовательных

технологий

Компетенции,на фор-

мирование которых

направлено использова-

ние современных об-

разовательных техноло-

гий

Умения и навыки,

формируемые у

обучающихся

Технология деятель-

ностного метода

Формирование

целостной карти-

ны мира, адекват-

ной современно-

му уровню науч-

ного знания.

Коммуникативные, со-

циально-трудовые,

учебно-познавательные

компетенции.

Умение общаться

в группе, убе-

ждать других, ве-

сти дискуссию,

отстаивать свою

точку зрения;

осознанное по-

строение своей

деятельности по

достижению цели

и адекватное оце-

нивание соб-

ственной деятель-

ности и ее ре-

зультатов.

Здоровьесберегаю-

щие технологии.

воспитание у уча-

щихся культуры

здоровья, лич-

ностных качеств,

способствующих

его сохранению и

укреплению, фор-

мирование пред-

ставления о здо-

ровье как ценно-

сти, мотивация на

ведение здорово-

го образа жизни.

Ценностно-смысловые,

компетенции лич-

ностного самосовер-

шенствования, обще-

культурные компетен-

ции.

Понимание сущ-

ности здоровья и

здорового образа

жизни; отноше-

ние к здоровью

как к ценности;

навыки управле-

ния своим здоро-

вьем; знания в об-

ласти профилак-

тики вредных

привычек и зави-

симостей; культу-

ра межличност-

ных отношений;

навыки безопас-

ного поведения в

различных жиз-

ненных ситуаци-

ях; стратегии и

технологии само-

развития; правила

личной гигиены,

забота о соб-

ственном здоро-

вье, половая гра-

мотность, вну-

тренняя экологи-

ческая культура.

Технология уровне-

вой дифференциа-

ции.

Повышение уров-

ня мотивации

учения, создание

ситуации успеха

для каждого уче-

ника, развитие

его индивидуаль-

ных качеств.

компетенции лич-

ностного самоопреде-

ления, информацион-

ные, коммуникативные.

Овладение уме-

нием самостоя-

тельно приобре-

тать знания; фор-

мирование уме-

ний и навыков

практического ха-

рактера; развитие

творческого по-

тенциала, умения

Литература

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва

«ВАКО», 2014.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,

2014.

3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.

ООО «Дрофа», 2019.

4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель

Москва 2019.

6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

современной школе», Москва, 2012 г.