Напоминание

"Мы среди людей"

Автор: Воронова Екатерина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: занятие с элементами тренинга
Тема: "Мы среди людей"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Занятие с элементами тренинга «Мы среди людей»

Ц е л ь : формирование

представлений

воспитанников

о

понятии

эффективного общения.

Задачи:

1.

Познакомить

воспитанников

с

основными

способами

разрешения конфликтных ситуаций. Научить использовать их в жизни.

2.

Развивать

коммуникативные

навыки

и

навыки

совместной

деятельности.

3. Воспитывать толерантность.

Общая продолжительность занятия: 70 минут

Участники: воспитанники в возрасте 13-14 лет;

Количество участников: 8 человек

Материал к занятию: карандаши, по одному на пару, конверты с наборами

букв,

Ход занятия

Самая главная формула успеха

– знание, как обращаться с людьми.

Теодор Рузвельт

Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть! Отгадайте загадку

«Завязать можно, а развязать нельзя». Что это такое? (разговор).

Правильно. Разговаривая люди общаются. Общение в нашей жизни

играет огромную роль поэтому нам необходимо постоянно учиться общаться

друг с другом, и с окружающими нас людьми. Необходимо понимать людей,

принимать их такими какими они есть, учиться разрешать конфликтные

ситуации мирным путем. Всему этому и посвящается наше занятие.

1.

Упражнение «Приветствие»

Цель: введение в атмосферу занятия, сплочение группы.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: предлагаю каждому по цепочке рассказать о своем настроении и

пожеланиях своим товарищам на этот день.

2.

Упражнение «Карандаши»

Цель: обучение

навыкам

взаимодействия,

умению

работать

в

парах

и

в

группе.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: суть упражнения состоит в удержании карандашей, зажатых

между указательными пальцами стоящих рядом участников.

Сначала выполняется подготовительное задание: ребята разбиваются на

пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии

вытянутой

руки

и

пытаются

удержать

карандаш,

прижав

его

концы

подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш,

двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.

После

выполнения

подготовительного

задания

группа

встает

в

свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши

зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не

выпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.

— Вытянуть руки вперед, отвести назад.

— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.

— Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

— Присесть, встать.

— Шагнуть вперед, поднять руки.

— Держать карандаш безымянными пальцами.

— Держать карандаш мизинцами.

— Выполнить упражнение с закрытыми глазами.

Обсуждение:

Какие

действия

должен

выполнять

каждый

из

участников,

чтобы карандаши не выпадали?

- На что ориентироваться при выполнении этих действий?

- Как установить необходимое взаимопонимание?

3.

Секреты успешного общения.

Ц е л ь : обучение

навыкам

взаимодействия,

умению

работать

в

парах,

договариваться.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Участникам в парах даются конверты с набором отдельных

букв.

Задача

ребят

собрать

слова,

которые

помогают

добиться

успеха

в

общении. (понимание, принятие, улыбка, уважение, слушание, спокойствие,

честность, интерес).

4.

Разыгрывание сценок.

Цель:

тренировка

воспитанников

в

умении действовать

в

различных

конфликтных ситуациях.

Время проведения: 15 минут.

Инструкция:

Воспитанники

делятся

на

2

группы,

каждая

группа

получает

конвертики, в которых указаны ситуации, которую они должны разыграть.

Ситуация 1.

Купе поезда едут три человека. На станции заходит новый человек. Как

по-вашему будут общаться люди в купе?

Ситуация 2.

В

магазине

стоит

очередь.

Вы

попросили

последнего

стоящего

в

очереди предупредить тех, кто подойдет позже о том, что вы тоже стоите в

очереди, а сами отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место

в очереди, люди начали возмущаться.

Ситуация 3.

Вы сшили одежду в ателье и убедились в том, что сшитая одежда

безнадежно испорчена. Ваши действия в такой ситуации.

Ситуация 4.

Вы сдаете экзамен. Перед вами сидит комиссия, которая к вам явно не

расположена. Ваша задача сдать экзамен.

Ситуация 5.

Ваш

лучший

друг

ведет

себя

неправильно.

Вы

это

знаете.

Ваши

действия.

(Каждая группа высказывает свое мнение по разыгрываемой ситуации,

и все воспитанники выдвигают версии правильного поведения по каждой

ситуации).

5.

Конфликт и способы его разрешения.

Ц е л ь : знакомство

с

основными

способами

разрешения

конфликтных

ситуаций.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция: Общения людей не обходится без конфликтов. Каждый человек

решает

конфликты

по-своему,

но

не

всегда

это

решение

является

правильным.

Поэтому

наша

задача

знать

основные

стили

поведения

в

конфликтных

ситуациях

и

использовать

эти

способы,

чтобы

избежать

негативных

последствий.

(Педагог

на

доске

готовит

схему

стилей

поведения,

показ

сопровождается обсуждением).

Соперничество

это,

когда

каждый

из

участников

стремиться

удовлетворить свои интересы в ущерб другому.

Сотрудничество –

принятие

решения,

которое

будет

максимально

отвечать интересам обеих сторон.

Компромисс - выбор, при котором каждая сторона конфликта что-то

выигрывает, но и что-то может потерять.

Избегание - уход от конфликтной ситуаций, когда человек не желает

достичь свою цель, но и цель другого.

Приспособление – когда человек приносит в жертву свои интересы,

ради интересов другого.

- Давайте теперь вспомним наши сценки и попытаемся определить,

каким способом разрешался каждый конфликт.

6.

«Волшебный мяч»

Цель:

формирование

положительных

эмоций,

снятие

эмоционального

напряжения.

Время проведения: 10 минут.

Инструкция:

участники

по

команде

педагога

передают

мяч,

используя

мимику, пантомимику, для того чтобы как можно ярче показать «образ мяча».

(возможные варианты: веселый, сонный, злой, тяжелый, хрупкий, горячий,

вкусный, холодный мяч и т.д.)

Подведение итогов занятия:

- Что для себя нового вы узнали на занятии?

- Какие знания вы будете использовать в повседневной жизни?

- Какое задание вам показалось сложным? Почему?

- Какое задание вам показалось интересным?