Автор: Воронова Екатерина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ОГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Братского района"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: занятие с элементами тренинга
Тема: "Мы среди людей"
Занятие с элементами тренинга «Мы среди людей»
Ц е л ь : формирование
представлений
воспитанников
о
понятии
эффективного общения.
Задачи:
1.
Познакомить
воспитанников
с
основными
способами
разрешения конфликтных ситуаций. Научить использовать их в жизни.
2.
Развивать
коммуникативные
навыки
и
навыки
совместной
деятельности.
3. Воспитывать толерантность.
Общая продолжительность занятия: 70 минут
Участники: воспитанники в возрасте 13-14 лет;
Количество участников: 8 человек
Материал к занятию: карандаши, по одному на пару, конверты с наборами
букв,
Ход занятия
Самая главная формула успеха
– знание, как обращаться с людьми.
Теодор Рузвельт
Здравствуйте ребята, я рада вас всех видеть! Отгадайте загадку
«Завязать можно, а развязать нельзя». Что это такое? (разговор).
Правильно. Разговаривая люди общаются. Общение в нашей жизни
играет огромную роль поэтому нам необходимо постоянно учиться общаться
друг с другом, и с окружающими нас людьми. Необходимо понимать людей,
принимать их такими какими они есть, учиться разрешать конфликтные
ситуации мирным путем. Всему этому и посвящается наше занятие.
1.
Упражнение «Приветствие»
Цель: введение в атмосферу занятия, сплочение группы.
Время проведения: 5 минут.
Инструкция: предлагаю каждому по цепочке рассказать о своем настроении и
пожеланиях своим товарищам на этот день.
2.
Упражнение «Карандаши»
Цель: обучение
навыкам
взаимодействия,
умению
работать
в
парах
и
в
группе.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: суть упражнения состоит в удержании карандашей, зажатых
между указательными пальцами стоящих рядом участников.
Сначала выполняется подготовительное задание: ребята разбиваются на
пары. Партнеры в паре располагаются друг напротив друга на расстоянии
вытянутой
руки
и
пытаются
удержать
карандаш,
прижав
его
концы
подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаш,
двигать руками вверх-вниз, взад-вперед.
После
выполнения
подготовительного
задания
группа
встает
в
свободный круг (расстояние между соседями — вытянутые руки), карандаши
зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не
выпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
— Поднять руки, опустить их и вернуть в исходное положение.
— Вытянуть руки вперед, отвести назад.
— Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед, шаг назад.
— Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
— Присесть, встать.
— Шагнуть вперед, поднять руки.
— Держать карандаш безымянными пальцами.
— Держать карандаш мизинцами.
— Выполнить упражнение с закрытыми глазами.
Обсуждение:
Какие
действия
должен
выполнять
каждый
из
участников,
чтобы карандаши не выпадали?
- На что ориентироваться при выполнении этих действий?
- Как установить необходимое взаимопонимание?
3.
Секреты успешного общения.
Ц е л ь : обучение
навыкам
взаимодействия,
умению
работать
в
парах,
договариваться.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Участникам в парах даются конверты с набором отдельных
букв.
Задача
ребят
собрать
слова,
которые
помогают
добиться
успеха
в
общении. (понимание, принятие, улыбка, уважение, слушание, спокойствие,
честность, интерес).
4.
Разыгрывание сценок.
Цель:
тренировка
воспитанников
в
умении действовать
в
различных
конфликтных ситуациях.
Время проведения: 15 минут.
Инструкция:
Воспитанники
делятся
на
2
группы,
каждая
группа
получает
конвертики, в которых указаны ситуации, которую они должны разыграть.
Ситуация 1.
Купе поезда едут три человека. На станции заходит новый человек. Как
по-вашему будут общаться люди в купе?
Ситуация 2.
В
магазине
стоит
очередь.
Вы
попросили
последнего
стоящего
в
очереди предупредить тех, кто подойдет позже о том, что вы тоже стоите в
очереди, а сами отошли в другой отдел. Когда вы пришли и заняли свое место
в очереди, люди начали возмущаться.
Ситуация 3.
Вы сшили одежду в ателье и убедились в том, что сшитая одежда
безнадежно испорчена. Ваши действия в такой ситуации.
Ситуация 4.
Вы сдаете экзамен. Перед вами сидит комиссия, которая к вам явно не
расположена. Ваша задача сдать экзамен.
Ситуация 5.
Ваш
лучший
друг
ведет
себя
неправильно.
Вы
это
знаете.
Ваши
действия.
(Каждая группа высказывает свое мнение по разыгрываемой ситуации,
и все воспитанники выдвигают версии правильного поведения по каждой
ситуации).
5.
Конфликт и способы его разрешения.
Ц е л ь : знакомство
с
основными
способами
разрешения
конфликтных
ситуаций.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция: Общения людей не обходится без конфликтов. Каждый человек
решает
конфликты
по-своему,
но
не
всегда
это
решение
является
правильным.
Поэтому
наша
задача
знать
основные
стили
поведения
в
конфликтных
ситуациях
и
использовать
эти
способы,
чтобы
избежать
негативных
последствий.
(Педагог
на
доске
готовит
схему
стилей
поведения,
показ
сопровождается обсуждением).
Соперничество
–
это,
когда
каждый
из
участников
стремиться
удовлетворить свои интересы в ущерб другому.
Сотрудничество –
принятие
решения,
которое
будет
максимально
отвечать интересам обеих сторон.
Компромисс - выбор, при котором каждая сторона конфликта что-то
выигрывает, но и что-то может потерять.
Избегание - уход от конфликтной ситуаций, когда человек не желает
достичь свою цель, но и цель другого.
Приспособление – когда человек приносит в жертву свои интересы,
ради интересов другого.
- Давайте теперь вспомним наши сценки и попытаемся определить,
каким способом разрешался каждый конфликт.
6.
«Волшебный мяч»
Цель:
формирование
положительных
эмоций,
снятие
эмоционального
напряжения.
Время проведения: 10 минут.
Инструкция:
участники
по
команде
педагога
передают
мяч,
используя
мимику, пантомимику, для того чтобы как можно ярче показать «образ мяча».
(возможные варианты: веселый, сонный, злой, тяжелый, хрупкий, горячий,
вкусный, холодный мяч и т.д.)
Подведение итогов занятия:
- Что для себя нового вы узнали на занятии?
- Какие знания вы будете использовать в повседневной жизни?
- Какое задание вам показалось сложным? Почему?
- Какое задание вам показалось интересным?