Календарь временных эталонов.
Знакомство ребенка с календарем - важный момент для формирования представления об
окружающем мире. Познакомившись с календарем, дошкольник узнает о том, что такое неделя,
месяц, год, времена года, календарные праздники. Ребенку так много предстоит узнать. Сколько дней
в неделе, в месяце, в году? Какие праздники в каждом из месяцев? Знания эти ребенок должен
впитывать в себя постепенно, незаметно начиная самостоятельно ориентироваться в таких важных в
жизни современного человека символических временных отрезках.
Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой
системой временных эталонов, довольно сложные. Овладение знаниями о календарных временных
эталонах предполагает:
освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения
времени;
овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием
их продолжительности;
осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных
эталонов.
При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его
измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени.
Названия дней недели, месяцев усваиваются ребенком с его жизненным опытом, характером
деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием, поэтому и
усваиваются неравномерно.
Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в
детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок
жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в
какие дни недели какие проводятся занятия.
С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих
повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность
времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения.
В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам
времени, он интересуется длительностью того или иного явления, количественной характеристикой
мер времени, приборами измерения времени.
Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно
действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных
промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени.
Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки
времени: неделю, месяц и даже год.
Представляем наш макет календаря. Он может служить моделью учебного календарного года,
поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети
сами могут складывали из суток неделю, из недель — месяц, затем определять место данного месяца
среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывать год. Дети в любой момент могут
по календарю определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала
месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам — сколько еще осталось до его
окончания.
Каждая бусинка - это день. Первая бусинка - первый день недели - понедельник, вторая -
вторник, третья - среда, четвертая - четверг, пятая - пятница. Это - рабочие будни, шестая и седьмая
(красные) бусины - суббота и воскресенье - выходные.
У каждого времени года – свой цвет, поэтому и бусины разные. Розовые - у осени, голубые - у
зимы, желтые - у весны (солнце начинает подниматься), зеленые - у лета (мы живем на севере в
ЯНАО, первые листочки появляются в конце мая –июне).
Если выделить бусиной другого цвета даты, в которые намечаются праздники, дни рождения,
посещения театров, музеев - то эти события, дошкольники будут ждут с нетерпением, считая дни до
их наступления.
Производя все эти действия в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности,
дети постепенно постигнут и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными
мерами времени.