"Календарь временных эталонов"

Автор: Искандарова Аделина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Календарь временных эталонов"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Календарь временных эталонов.
Знакомство ребенка с календарем - важный момент для формирования представления об окружающем мире. Познакомившись с календарем, дошкольник узнает о том, что такое неделя, месяц, год, времена года, календарные праздники. Ребенку так много предстоит узнать. Сколько дней в неделе, в месяце, в году? Какие праздники в каждом из месяцев? Знания эти ребенок должен впитывать в себя постепенно, незаметно начиная самостоятельно ориентироваться в таких важных в жизни современного человека символических временных отрезках. Знания и навыки, связанные с характеристикой временных промежутков, с овладением четкой системой временных эталонов, довольно сложные. Овладение знаниями о календарных временных эталонах предполагает:  освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени;  овладение знанием временных эталонов, их количественной характеристикой и восприятием их продолжительности;  осознание зависимости между отдельными звеньями этой сложной системы временных эталонов. При отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Названия дней недели, месяцев усваиваются ребенком с его жизненным опытом, характером деятельности, эмоциональными переживаниями, возникшими в связи с ее содержанием, поэтому и усваиваются неравномерно. Нет сомнения в том, что необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия. С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся предметом изучения. В старшем дошкольном возрасте развивается и познавательный интерес к разным параметрам времени, он интересуется длительностью того или иного явления, количественной характеристикой мер времени, приборами измерения времени. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить систему работы, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. Представляем наш макет календаря. Он может служить моделью учебного календарного года, поскольку с его помощью наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети
сами могут складывали из суток неделю, из недель — месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывать год. Дети в любой момент могут по календарю определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам — сколько еще осталось до его окончания.















Каждая бусинка - это день. Первая бусинка - первый день недели - понедельник, вторая - вторник, третья - среда, четвертая - четверг, пятая - пятница. Это - рабочие будни, шестая и седьмая (красные) бусины - суббота и воскресенье - выходные. У каждого времени года – свой цвет, поэтому и бусины разные. Розовые - у осени, голубые - у зимы, желтые - у весны (солнце начинает подниматься), зеленые - у лета (мы живем на севере в ЯНАО, первые листочки появляются в конце мая –июне). Если выделить бусиной другого цвета даты, в которые намечаются праздники, дни рождения, посещения театров, музеев - то эти события, дошкольники будут ждут с нетерпением, считая дни до их наступления. Производя все эти действия в повседневной жизни и активной самостоятельной деятельности, дети постепенно постигнут и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.