Образовательная ситуация по познавательному развитию "Волшебница вода"

Автор: Колесникова Ольга Алексеевна
Должность: заместитель заведующего по УВР
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательная ситуация по познавательному развитию "Волшебница вода"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Образовательная ситуация

по познавательному развитию

"Волшебница вода"

Направление:
познавательное развитие
Авторы
: Колесникова Ольга Алексеевна, зам.зав. по УВР; Ибрагимова Лилия Васильевна, воспитатель.
Время проведения
: совместная деятельность взрослого и детей.
Дети
: 6 лет
Доминирующая образовательная область
: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей
: речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель
: формировать представления детей о свойствах предметов и веществ.
Образовательные Задачи
:  Учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной ситуации, применять новые полученные знания на практике.  Формировать умение на основе собственных представлений и опыте формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования.  Закрепить знания детей о воде и ее свойствах.  Познакомить детей с понятием "Минерал", "Капиллярный эффект" путем экспериментирования.
Развивающие:
 Развивать умения проводить несложные исследования.  Развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.  Развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы, через фиксацию в речи причин затруднения.  Развивать умения детей действовать с опорой на мнемотаблицы.
Воспитательные:
 воспитывать сочувствие, желание помогать друзьям оказавшимся в трудных ситуациях, умение работать в группах, договариваться .
Предварительная работа:
д/и "Чем может быть вода?", "Как полить грядки", "Путешествие по реке", опыты с водой, беседы "Моря и океаны", "Мокрое и сухое","Кто испачкал воду?", "Чем может быть вода?".
Материал и оборудование:
комплект оборудования для педагога и на каждого ребенка
-
бумажные полотенца, веревка, маркеры разных цветов, стакан и пластиковая бутылка с водой, мнемотаблица; компьютер, проектор, экран, два стакана: один из них с водой. Дети входят в зал. Здороваются. Звучит Аудио запись – «Журчание ручья»
Воспитатель.
Ребята, послушайте, вы ничего не слышите? Что это за звуки?
Дети.
Вода шумит.
Ведение в ситуацию

Воспитатель.
Это журчание ручья. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и представим, что каждый из нас, находится в удивительном месте и не только слушает журчание ручья, но и любуется водной гладью. Н-р Куда ты попал, Рома?
Воспитатель.
Маша, что ты себе представила? Ваня, а ты? ( если дети затрудняются, воспитателю можно сказать о своих ассоциациях).

Дети.
рассказывают о своих мечтах. Аудиозапись звук волшебства. На экране появляется Волшебник
Воспитатель.
Ребята, посмотрите у нас гость.
Волшебник
. Ребята доброго вам времени суток! Я Волшебник и живу в сказочном городе на вершине горы. У нас много красивых зданий и улиц, но совсем нет растений. Мы их пробуем сажать, но они гибнут. Отчего это случается мы не знаем? Мы все очень маленькие и большие чудеса творить не умеем. Но мы слышали, что нам необходим необычный минерал, который вы все видели, брали в руки и даже пили. Не могли вы нам его добыть и рассказать о его чудодейственной силе?
Воспитатель
Как вы думаете, что это за минерал? Ответы детей
Воспитатель
Давайте я вам расскажу небольшую притчу об этом минерале Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
Воспитатель.
Теперь вы вспомнили, что минерал, который нужен Волшебнику, это вода, а что вы можете рассказать о воде и ее чудодейственных свойствах?
Актуализация знаний и умений

Воспитатель
Для чего нужна вода? Что произойдет, если вода исчезнет? Какие 3 состояния воды вы знаете? Вода имеет цвет, вкус, запах? А где на нашей планете встречается вода? Звучит музыка и на экране появляется Волшебник.
Волшебник
. Ребята вы настоящие знатоки. Я теперь знаю какой минерал нам необходим, только вот беда река протекает внизу, а замок находится высоко на горе. Как мне достать эту воду. Вы не хотели бы мне помочь?
Воспитатель
А сможете? Помогайте. Как вы это будете делать? Почему не помогаете? Не знаете как? А когда чего-то не знаешь, что нужно делать?
Дети .
Спросить.
Воспитатель.
Спрашивайте. Дети задают вопросы. Воспитатель отвечает, берет пустой стакан и стакан с водой.
Воспитатель
Посмотрите. Как течет вода?
Дети.
Сверху вниз
Воспитатель
А может ли вода течь снизу вверх?
Дети
. Нет
Воспитатель
. А как можно проверить? Ответы детей
Открытие нового знания

Воспитатель
Представьте, что мы с вами сотрудники научно - исследовательского института. Мы с вами исследователи. К нам в лабораторию поступила вода. Наша задача – изучить одно из свойств воды и заставить ее течь вверх. В лаборатории делают опыт, в работе используют инструкции. Затем каждый исследователь лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.

Воспитатель
Я вам сейчас помогу и объясню как это делать. Сначала я вам покажу Вы внимательно посмотрите, а затем попробуете это сделать самостоятельно. Подойдите к квадратному столу. Каждый встаньте около мнемотаблицы и помогайте мне , подсказывайте что я должна делать. Каждый ребенок встает около своей карточки. Воспитатель рассказывает пошагово инструкцию и выполняет действия. Дети сверяют последовательность выполнения эксперимента со своей схемой.  Сначала берем полоску бумажной салфетки.  Наносим фломастерами разноцветные точки в один ряд.  Затем берем кусочек веревки. Также наносим на расстоянии друг от друга несколько отметок фломастерами разных цветов.  Наливаем в стаканы воду.  Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она немного касалась поверхности воды.  Веревку помещаем в пластиковую бутылку с водой таким же образом, как и салфетку.Наблюдаем.
Воспитатель
Вода поднимается вверх, демонстрируя капиллярный эффект, то есть салфетка и веревка намокают и их капилляры проводят воду, тем самым продвигают ее вверх.
Воспитатель
Посмотрите внимательно на экран. инструкция поможет вам в проведении эксперимента. Проходите к своим рабочим местам и попробуйте поднять воду вверх.
Включение нового знания в систему знаний и умений

Воспитатель
Получилось поднять воду вверх? Задайте друг другу вопросы все ли получилось? Сравните свой результат с изображением на экране. Где могут пригодиться полученные знания? На экране появляется Волшебник. М.В. Ребята, огромное вам спасибо, теперь наш город, будет красивым и зеленым. Пойду с друзьями скорей приступать к работе. До свиданья.
Воспитатель
Вы помогли Волшебнику? Как? вам удалось поднять воду. Что вы сделали, чтобы достичь поставленной цели? Какие знания вам помогли?