Образовательная ситуация по познавательному развитию "Волшебница вода"
Автор: Колесникова Ольга Алексеевна Должность: заместитель заведующего по УВР
Учебное заведение: МДОУ Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: ЯНАО г.Надым
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательная ситуация по познавательному развитию "Волшебница вода"
Направление: познавательное развитие
Авторы : Колесникова Ольга Алексеевна, зам.зав. по УВР;
Ибрагимова Лилия Васильевна, воспитатель.
Время проведения : совместная деятельность взрослого и детей.
Дети : 6 лет
Доминирующая образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей
: речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель : формировать представления детей о свойствах предметов и веществ.
Образовательные Задачи :
Учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной
ситуации, применять новые полученные знания на практике.
Формировать умение на основе собственных представлений и опыте
формулировать гипотезы, подтверждать и опровергать свои предположения
опытным путем, обобщать результаты проведенного исследования.
Закрепить знания детей о воде и ее свойствах.
Познакомить детей с понятием "Минерал", "Капиллярный эффект" путем
экспериментирования.
Развивающие:
Развивать умения проводить несложные исследования.
Развивать любознательность, потребность в познании нового, неизвестного.
Развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы, через
фиксацию в речи причин затруднения.
Развивать умения детей действовать с опорой на мнемотаблицы.
Воспитательные:
воспитывать сочувствие, желание помогать друзьям оказавшимся в трудных
ситуациях, умение работать в группах, договариваться
.
Предварительная работа:
д/и "Чем может быть вода?", "Как полить грядки",
"Путешествие по реке", опыты с водой, беседы "Моря и океаны", "Мокрое и сухое","Кто
испачкал воду?", "Чем может быть вода?".
Материал и оборудование:
комплект оборудования для педагога и
на каждого
ребенка - бумажные полотенца, веревка, маркеры разных цветов, стакан и пластиковая
бутылка с водой, мнемотаблица; компьютер, проектор, экран, два стакана: один из них с
водой.
Дети входят в зал. Здороваются. Звучит
Аудио запись – «Журчание ручья»
Воспитатель. Ребята, послушайте, вы ничего не слышите? Что это за звуки?
Дети. Вода шумит.
Ведение в ситуацию
Воспитатель. Это журчание ручья. Давайте присядем на ковер, закроем глаза и
представим, что каждый из нас, находится в удивительном месте и не только слушает
журчание ручья, но и любуется водной гладью. Н-р Куда ты попал, Рома?
Воспитатель.
Маша, что ты себе представила? Ваня, а ты? (
если дети
затрудняются, воспитателю можно сказать о своих ассоциациях).
Дети. рассказывают о своих мечтах.
Аудиозапись звук волшебства. На экране появляется Волшебник
Воспитатель. Ребята, посмотрите у нас гость.
Волшебник . Ребята доброго вам времени суток! Я Волшебник и живу в сказочном
городе на вершине горы. У нас много красивых зданий и улиц, но совсем нет растений.
Мы их пробуем сажать, но они гибнут. Отчего это случается мы не знаем? Мы все очень
маленькие и большие чудеса творить не умеем. Но мы слышали, что нам необходим
необычный минерал, который вы все видели, брали в руки и даже пили. Не могли вы нам
его добыть и рассказать о его чудодейственной силе?
Воспитатель Как вы думаете, что это за минерал?
Ответы детей
Воспитатель Давайте я вам расскажу небольшую притчу об этом минерале
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно
превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло
время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И
вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от
знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей.
Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой
попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом
«Вода».
Воспитатель. Теперь вы вспомнили, что минерал, который нужен Волшебнику, это
вода, а что вы можете рассказать о воде и ее чудодейственных свойствах?
Актуализация знаний и умений
Воспитатель Для чего нужна вода? Что произойдет, если вода исчезнет? Какие 3
состояния воды вы знаете? Вода имеет цвет, вкус, запах? А где на нашей планете
встречается вода?
Звучит музыка и на экране появляется Волшебник.
Волшебник . Ребята вы настоящие знатоки. Я теперь знаю какой минерал нам
необходим, только вот беда река протекает внизу, а замок находится высоко на горе. Как
мне достать эту воду. Вы не хотели бы мне помочь?
Воспитатель А сможете? Помогайте. Как вы это будете делать? Почему не
помогаете? Не знаете как? А когда чего-то не знаешь, что нужно делать?
Дети . Спросить.
Воспитатель. Спрашивайте.
Дети задают вопросы. Воспитатель отвечает,
берет пустой стакан и стакан с водой.
Воспитатель Посмотрите. Как течет вода?
Дети. Сверху вниз
Воспитатель А может ли вода течь снизу вверх?
Дети . Нет
Воспитатель . А как можно проверить?
Ответы детей
Открытие нового знания
Воспитатель Представьте, что мы с вами сотрудники научно - исследовательского
института. Мы с вами исследователи. К нам в лабораторию поступила вода. Наша задача –
изучить одно из свойств воды и заставить ее течь вверх. В лаборатории делают опыт, в
работе используют инструкции. Затем каждый исследователь лаборатории представляет
отчёт о проделанной работе.
Воспитатель
Я вам сейчас помогу и объясню как это делать. Сначала я вам покажу
Вы внимательно посмотрите, а затем попробуете это сделать самостоятельно. Подойдите к
квадратному столу. Каждый встаньте около мнемотаблицы и помогайте мне ,
подсказывайте что я должна делать.
Каждый ребенок встает около своей карточки.
Воспитатель рассказывает пошагово инструкцию и выполняет действия.
Дети сверяют последовательность выполнения эксперимента со своей схемой.
Сначала берем полоску бумажной салфетки.
Наносим фломастерами разноцветные точки в один ряд.
Затем берем кусочек веревки. Также наносим на расстоянии друг от друга
несколько отметок фломастерами разных цветов.
Наливаем в стаканы воду.
Опускаем полоску из бумажной салфетки в первый стакан так, чтобы она
немного касалась поверхности воды.
Веревку помещаем в пластиковую бутылку с водой таким же образом, как и
салфетку.Наблюдаем.
Воспитатель Вода поднимается вверх, демонстрируя капиллярный эффект, то есть
салфетка и веревка намокают и их капилляры проводят воду, тем самым продвигают ее
вверх.
Воспитатель Посмотрите внимательно на экран. инструкция поможет вам в
проведении эксперимента. Проходите к своим рабочим местам и попробуйте поднять воду
вверх.
Включение нового знания в систему знаний и умений
Воспитатель Получилось поднять воду вверх? Задайте друг другу вопросы все
ли получилось? Сравните свой результат с изображением на экране. Где могут
пригодиться полученные знания?
На экране появляется Волшебник.
М.В. Ребята, огромное вам спасибо, теперь наш город, будет красивым и
зеленым. Пойду с друзьями скорей приступать к работе. До свиданья.
Воспитатель Вы помогли Волшебнику? Как? вам удалось поднять воду. Что вы
сделали, чтобы достичь поставленной цели? Какие знания вам помогли?