Напоминание

Активные методы обучения на уроках в начальной школе

Автор: Сосик Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 1" г. Миасса
Населённый пункт: город Миасс
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Активные методы обучения на уроках в начальной школе
Дата публикации: 13.02.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

(обособленное структурное подразделение)

МАСТЕР КЛАСС

Тема: «АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

подготовила

учитель начальных классов

Сосик Светлана Анатольевна

г. Миасс 2020 г.

1

- Уважаемые коллеги хочу начать наш мастер-класс с такого

приветствия…

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не

словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами

показать, какое у вас сегодня настроение. А

теперь посмотрите друг на друга и точно так же

поприветствуйте друг друга, сначала в своей группе, а

затем и со всеми присутствующими….

(Слайд №2)- А сейчас, я предлагаю на солнышках

написать свои ожидания от мастер-класса, а опасения

на тучках.

Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки

новых

подходов

в

системе

обучения

и

воспитания,

внедрения

государственных стандартов второго поколения. Перед учителем поставлены

новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к

обучению.

Содержание

образования

не

сильно

меняется,

существенно

изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс

обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как

процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как

учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались

вопросами

«Чему

мне

нужно

научиться?»,

«Как

мне

этому

научиться?».

Обучение

должно

быть

построено

как

процесс

«открытия»

каждым

школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен

превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня

важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие

ребенка.

Главная

задача

каждого

преподавателя

не

только

дать

учащимся

определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить

учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать,

но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы

обучения.

2

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе

заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без

которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед

обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и

обеспечить

формирование

учебной

деятельности

и

развитие

познавательных интересов, и способностей, творческого мышления, умений

и навыков самостоятельного умственного труда.

Работая многие годы в школе, мы замечаем, что как бы мы ни старались

– обучаются успешно только 10%. Почему?

Н а

с ла й д е (слайд

№3)

мы

видим

процентное

соотношение

уровня

запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью

которой они вовлечены в процесс познания.

Как гласит китайская притча:

«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ; ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ; ДАЙ

СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».

Не секрет, что мы запоминаем:

10% того, что мы читаем,

20 % того, что мы слышим,

30 % того, что мы видим,

50% того, что мы видим и слышим,

70% того, что мы говорим,

90% того, что мы говорим и делаем.

Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то,

что

они

читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной

деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.

На

уроках

ребенку

бывает

трудно

ответить

на

вопрос,

грамотно,

последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж

тем более – составить текст на заданную тему. Чем вызваны эти трудности?

не развиты представления о смысловой стороне слова;

не сформирован умения отбора слов и точность их употребления;

не

сформированы

умения

строить

предложения,

устанавливать

смысловые

связи,

умения

раскрыть

тему

и

основную

мысль

высказывания, озаглавить рассказ;

не развита монологическая речь.

(Слайд№4) Цель

сегодняшнего мастер-класса:

научить

применять

активные

методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах.

Постановка задач мастер-класса

Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

объяснить, что такое активные методы обучения;

3

отличать виды активных методов обучения от других методов

обучения;

видеть возможности применения активных методов обучения на своих

уроках.

- Итак, определимся с понятием «активные методы обучения».

- Для этого применим метод «Инфо-угадайка». ( Слайд № 5)

АМ презентации учебного материала

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала,

оживление внимания обучающихся .Он применяется при работе в группах.

- Итак, возьмите листы бумаги, которые разделены на сектора. Итак, тема

«Активные методы обучения». (Слайд № 6)

Сектор 1 – «понятие». (ЩЕЛЧОК)

Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому

разделу.(Ответы педагогов)

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих

активность

и

разнообразие

мыслительной

и

практической

деятельности

учащихся в процессе освоения учебного материала.

-Запишите.

(Система

методов,

которая

обеспечивает

активность

и

разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся)

Сектор 2 – этапы урока. (ЩЕЛЧОК)

- Давайте вспомним и запишем, на какие этапы можно разделить урок…

- Как вы думаете, на каких этапах урока можно применять АМО? (Ответы

педагогов)

Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.

-

(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и

задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний,

организация

самостоятельной

работы,

подведение

итогов

урока,

релаксация).

Для каждого этапа урока используются свои активные методы,

позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.

Сектор 3 – виды АМО. (ЩЕЛЧОК)

- Мы уже познакомились с некоторыми видами методов, перечислите их и

запишите. К этому сектору мы вернёмся в конце нашего мастер-класса и

заполним его до конца.

( «Инфо-угадай-ка», «Улыбнёмся друг другу», «Солнышко и тучка»)

Сектор 4. Цели применения АМО. (ЩЕЛЧОК)

-Запишите.

(Развитие

мотивации,

интереса

к

п р едмету,

коммуникативных

навыков,

учебно-информационных

и

у ч ебно -

организационных умений).

Динамично помогают начать урок разные методы: (Слайд № 7)

4

- "Галерея портретов"

- "Подари подарок другу"

- "Поздоровайся локтями"

- "Улыбнемся друг другу"

можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.

Упражнение «Игра, скажем, здравствуйте » (слайды8,9,10,11) 3 варианта

Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между

учениками

-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и

о п а с е н и й

м о ж н о

и с п о л ь з о в а т ь

с л е д у ю щ и й

м е т о д :

Метод «Фруктовый сад» (Слайд № 12)

Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика,

полученные

материалы

можно

использовать

при

подготовке

и

проведении

уроков

(внеклассных

мероприятий)

для

обе спечения

л и ч н о с т н о -

о р и е н т и р о в а н н о г о

п о д х о д а .

Ученикам данный метод позволит более четко

определиться

со

своими

образовательными

целями,

озвучить

свои

ожидания

и

опасения,

с

тем,

чтобы

педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Оборудование: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным

на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе –

«Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из

бумаги крупные яблоки и лимоны.

Очень

важным

для

учителя

является

включение

в

урок активных

методов выяснения целей, ожиданий, опасений. (Слайд № 13)

Такие методы, как:

5

- "Дерево ожиданий"

- "Поляна снежинок"

- "Фруктовый сад"

- "Ковер идей"

- "Солнышко и туча"

- "Осенний сад"

позволяют учителю

лучше

понять

класс

и

каждого

ученика,

а

полученные

материалы

в

дальнейшем

использовать

для

осуществления

личностно-ориентированного

подхода

к

обучающимся. Обучающимся

данный

метод

позволит

более

четко

определиться

со

своими

образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы

педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе. Методы

заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из

бумаги

снежинки,

яблоки,

лимоны,

разноцветные

листы

и

предлагается

попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить)

от

сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и

прикрепив

на

определенную

поляну,

дерево

и

т.д.

После

выполнения

систематизируются

сформулированные

цели,

пожелания,

опасения

и

подводятся итоги.

Актуализировать (Слайд № 14) знания учащихся по ранее изученной

теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают

следующие методы:

- "Магазин"

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового

материала.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.

Проведение: на доске картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходить к доске, произносит

фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или :

« Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет,

отвечает на вопрос кто?» Ученик,

правильно задавший вопрос, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).

- "Парный выход"

Цель: развитие умения подбирать к названиям предметов названия действий.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти

любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название

действия и записывает рядом. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим

проговариванием

6

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, оригинальность

словосочетания, быстрота работы.

Примечание: Если к доске выходит ученик 3 группы, то он работает по опорам ( предметным картинкам,

обозначающим словарные слова).

В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа

с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух и выбрать для записи наиболее

удачное словосочетание.

-

"Светофор"

зеленый

свет

(согласны),

желтый

свет

(сомневаемся),

красный свет (не согласны)

При организации самостоятельной работы над новой темой

(Слайд

15) важно, чтобы учащимся было интересно проработать

новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных

методов! Для работы над темой урока используются методы «Ульи» -

обсуждение в группах.

«Инфо-угадайка» - учителем дается ряд вопросов,

работа в группах.

(Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2

столбик

шалаш,

грач,

малыш) .

Выберите из карточек №1 нужную и

прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и

прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика.

Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе.

Итог,

на

доске

появляется

группа

карточек

сущ,

без

Ь,

с

Ь,

жен.род

и

муж.род.. Формулируем тему.

«Мозговой

штурм»

- на

доске

записана

тема

урока.

Остальное

пространство доски разделено на секторы, пронумерованные,

но пока не

заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее

пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и

вписывают

в

секторы.

Постепенно

исчезают

«белые

пятна»;

отчетливое

разделение общего потока полученной информации способствует лучшему

восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого

обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы

на них.

«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого

метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той

7

или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа

ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые

соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся

далее.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной

и групповой работы, как в классе, так и дома.

Изучая тему «Имя существительное» в 3 классе предложила детям составить

кластер, записав всё, что они знают об имени существительном. Вот что

получилось (слайд 6 )

На каких уроках можно применить ещё такой метод??? С большим успехом

использую его на окружающем мире (Слайд 7). Использование этого метода

помогает

детям

пересказать

статью

учебника

и

является

своеобразным

планом ответа.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам на имеющихся у вас карточках

(приложение 1) продолжить составление

кластера по теме «Активные

методы обучения». Давайте проверим, что у вас получилось.

Н а этапе изучение нового материала учащиеся читают сказку "Два

жадных медвежонка", затем используем метод "Ульи" ( идет обсуждение в

парах таких вопросов, как кого осуждает сказка: лису или медвежонка).

Метод "Мозаика"

(сказка "Как барсук и куница судились" на карточках, составить логическую

последовательность).

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке.

Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и

активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает

участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и

неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

- "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика)

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь

руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы

вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

Н а этапе

закрепления изученного материала

можно использовать

такие методы: (Слайд № 18)

- "Автобусная остановка"

8

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: весь класс

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.

Проведение:

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники

разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе)

расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам

– записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах

обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы

переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и,

при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные

предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на

знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке,

она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет

представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В

завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и

подводит итоги работы.

Примечание: Желательно организовать автобусные остановки (прикрепить листы с вопросами) в разных

углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой

темы можно стилизовать под названия автобусных остановок

- "Инфо-карусель"

На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается

на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет

поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим

столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым

информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы

записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с

другом.

- "Инсерт" (Слайд № 19)

I – interactive: самоактивизирующая "У" – уже знал;

N – noting: системная разметка "+" – новое;

S – system: для эффективного "–" – думал иначе;

E – effective: чтение и размышление "?" – думал иначе.

R – reading

T – thinking

(Презентация, слайд 12)

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет,

можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие:

v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+ если то, что вы читаете, является для вас новым;

? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному

вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х

колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д.

Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует

числу значков маркировки:

«V» – знаю

«+» –

новое

«?» – вопросы

9

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь

вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический

прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого»

знания к «новому» – понятным и четким

.

«Пометки на полях».

Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного

задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными

знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально

подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+ знаю

- не знаю

? хочу узнать подробнее

! узнал новое

Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать

собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить

новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе

является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки

«Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика

появляются такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать

ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к

классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

(Слайд

20) Ме тод «Творческая

мастерская»

применяется

на

обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку

дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения,

стихи,

рассказы,

подбирают

пословицы,

на

уроках

труда

изготавливают

блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы,

создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно

необходимо составить план размещения принесенного на урок материала,

оформления

титульного

листа.

На

работу

отводится

20

25

минут.

По

истечении

этого

времени

каждая

группа

или

ее

представитель

должны

презентовать свой проект.

В ходе практической деятельности учеников

учебный

кабинет

превращается

в

настоящую

творческую

мастерскую.

В

конце

урока

появляются

замечательные

творения.

Каждое

решение

уникально,

выразительно.

Научиться

дружно,

работать

в

группах,

10

прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные

работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная

цель этого урока.

Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".

(Слайд № 21)

Составление

синквейна

требует

от

ученика

в

кратких

выражениях

резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по

определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и

есть тема синквейна. Например, составим синквейн слова

«

дорога

»

(к уроку

русского языка)

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна

(

широкая

,

извилистая

).

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна

(

ведёт

,

бежит

,

поворачивает

)

На

четвертой

строчке

размещается

целая

фраза.

Это

может

быть

крылатое

выражение,

чувство,

цитата

или

составленная

учеником

предложение в контексте темы

(

По

извилистой

дороге

бегут

ребята

)

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме,

чувство или сравнение

(

шоссе

)

Этот метод хорошо использовать на уроках русского языка при изучении

«словарных слов». С помощью этого метода закрепляем части речи, работаем

над синонимами, обогащаем словарный запас детей.

Завершить

урок,

(Слайд

22)

внеклассное

мероприятие

можно,

применить следующие методы:

«Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают

разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к

теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый

11

лепесток.

Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув.

С

доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют

другие.

«Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые

еще не совсем поняли тему урока

или не изучали тему (младшим). Совет

анализируется группой-соседкой.

«Итоговый

круг» -

Учитель

дает

м и н у ту ! Подготовленные

представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те

в свою очередь отвечают (работают по кругу).

Эти

методы

помогают

эффективно,

грамотно

и

интересно

подвести

итоги

урока.

Для

учителя

этот

этап

очень

важен,

поскольку

позволяет

выяснить,

что

ребята

усвоили

хорошо,

а

на

что

необходимо

обратить

внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от

учеников

позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

- А теперь возьмите карточки для метода «Инфо - угадайка» и допишите

в

графу

«виды».

С

какими

методами

и

упражнениями

ещё

сегодня

познакомились.. (Слайд № 23) «Кластер», «Синквейн»)

-

Подводя

итог

нашего

мастер-класса,

вернёмся

к

«Солнышкам

и

тучкам». Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-

класса. Определите для себя, оправдались ли они…………

К

сожалению,

временные

рамки

не

позволяют

познакомить

вас

со

многими

другими

активными

методами

обучения.

Но

для

тех,

кто

заинтересовался ими, предлагаю вот буклет, подготовленный мной.

-

И

в

заключении

хочу

пожелать

всем

успехов

в

нашей

работе

и

напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.

В одной притче говорится:

Жил

мудрец

,

который

знал

всё

.

12

Один

человек

захотел

доказать

,

что

мудрец

знает

не

всё

.

Зажав

в

ладонях

бабочку

,

он

спросил

: “

Скажи

,

мудрец

,

какая

бабочка

у

меня

в

руках

:

мёртвая

или

живая

?”

А

сам

думает

:

Скажет

живая

я

ее

умерщвлю

,

скажет

мёртвая

выпущу

”.

Мудрец

,

подумав

,

ответил

: “

Всё

в

твоих

руках

”.

В

наших

руках

,

чтобы

ребенок

чувствовал

себя

любимым

нужным

,

а

главное

,

успешным

.

(Слайд № 24)

13