Напоминание

"Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС"

Автор: Божко Алексей Николаевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Гимназия№7" полного дня
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: стать
Тема: "Системно - деятельностный подход в преподавании географии при реализации ФГОС"
Дата публикации: 13.02.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема: «Системно - деятельностный подход в преподавании географии при

реализации ФГОС»

Автор: Божко Алексей Николаевич, учитель географии МОАУ «Гимназия

№7» (полного дня) города Оренбург.

При

разработке

федеральных

государственных

стандартов

второго

поколения

приоритетом

общего

образования

становится

формирование

общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень

освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего

последующего

обучения.

В настоящее

время

все

более

актуальным

в образовательном процессе становится использование в обучении приемов

и методов,

которые

формируют

умения

самостоятельно

добывать

новые

знания,

собирать

необходимую

информацию,

выдвигать

гипотезы,

делать

выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках

каждого

учебного

предмета

призывают

решать

проблемы,

связанные

с развитием

у школ ь н и ко в

уме н и й

и навыков

самостоятельности

и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения,

обновление содержания образования.

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором

обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в

процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Системно-деятельностный

подход позволяет

выделить

основные

результаты

обучения

и воспитания

в контексте

ключевых

задач

и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и использовать

необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать

процесс и результаты деятельности;

— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе

готовности

к непрерывному

образованию,

компетентности

«научить

учиться», толерантности

жизни

в поликультурном

обществе,

высокой

социальной и профессиональной мобильности;

— обе спечение

успешного

усвоения

знаний,

умений

и навыков

и формирование

картины

мира

и компетентностей

в любой

предметной

области познания;

Формирование

универсальных

учебных

действий

в образовательном

процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

1.

Формирование

универсальных

учебных

действий

как

цель

образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

2.

Формирование

универсальных

учебных

действий

происходит

в контексте

усвоения

разных

предметных

дисциплин,

в

том

числе

и

географии.

3.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют

эффективность

образовательного

процесса,

в частности

усвоение

знаний

и умений;

формирование

образа

мира

и основных

видов

компетенций

обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Для

того

чтобы

знания

обучающихся

были

результатом

их собственных

поисков,

необходимо

организовать

эти

поиски,

управлять,

развивать

их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки),

а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого

условиях).

Учебная задача — задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя.

Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.

Учебное действие — действие по созданию образа.

Образ — слово, рисунок, схема, план и т.д.

Оценочное действие — я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю …. т. д.

Вместо

простой

передачи знаний,

умений,

навыков от учителя

к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие

способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать

пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе

говоря, умение учиться.

Кризис

нашего

образования

заключается

в

обнищании

души

при

обогащении информацией. Значит, нам необходимо, не просто передавать

информацию, а надо помочь детям из этой информации извлекать знания.

Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении:

научить не знаниям, а работе.

Для

этого

нам,

учителям

необходимо

ставить

перед

собой

следующие

вопросы:

- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической

обработке;

- какие методы и средства обучения выбрать;

- как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;

-

как

сделать,

чтобы

взаимодействие

всех

этих

компонентов

привело

к

определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация

учебного

процесса,

в

котором

главное

место

отводится

активной

и

разносторонней,

в

максимальной

степени

самостоятельной

познавательно

деятельности

учащихся,

ориентированных

на

заданный

результат.

Дидактический

аппарат

учебников

и

атласов

по

географии

содержит

разнообразные

материалы.

Это

позволяет

использование

разнообразных

приёмов

и

методов

работы

на

уроках.

При

подготовке

к

урокам

просматриваем всю имеющуюся информацию по теме урока и выбираем

необходимую, подбираем задания в соответствии с целями урока (схемы

учебника, таблицы, карты атласа т.д.) - стараемся в полной мере использовать

имеющиеся возможности.

Их

использование

позволяет

учить

учащихся

извлекать

нужную

информацию

с

тем,

чтобы

делать

выводы,

устанавливать

причинно

-

следственные

связи,

выявлять

закономерности,

решать

проблемы,

высказывать свою точку зрения и т.д.

Используем следующие технологии:

1.

Работа в малых группах;

2.

Технология проблемного обучения;

3.

Диалоговое обучение;

4.

Сравнительный метод;

5.Технология исследовательской деятельности.

1.Работа в малых группах

Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе,

практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

С целью успешной работы в группах составляем четкую инструкцию и

предоставляю

достаточно

времени

на

выполнение

задания.

Например,

помощью

учебника,

карт

атласа,

статистических

данных

подготовить

информацию

в

течение

7-10

минут.

Совместная

деятельность

приносит

пользу

каждому,

так

как

позволяет

всем

учащимся

том

числе

стеснительным

и

слабым)

участвовать

в

работе,

практиковать

навыки

сотрудничества,

межличностного

общения

(

умения

активно

слушать,

вырабатывать

общую

стратегию

решения

заданной

проблемы,

разрешать

возникающие

согласия).

На

некоторых

уроках

географии

с

целью

активизации

мыслительной

деятельности

каждая

группа

готовит

«проблемное» задание другой группе ( в форме вопросов: « Почему?, « В чем

причина?, «Чем объяснить? и т. д.). В этом случае работа направлена на

приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход

из сложных, но посильных для решения ситуаций.

2.Технология проблемного обучения

Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и

начальный

этап

формирования

интеллектуальных

навыков

происходят

в

процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего

под общим руководством учителя.

Этапы проблемного обучения:

Постановка практического или теоретического задания;

Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного

исследования ученика.

Проблемные ситуации создаём на разных этапах урока. На практических

работах в начале урока ставим проблему и предлагаем решить ее с помощью

учебника, атласа и статистических данных.

Использование

технологии

проблемного

обучения

создает

благоприятные

условия

для

активизации

устной

речевой

и

творческой

самостоятельной

деятельности

учащихся,

что

способствует

развитию

личностных

компетенций школьника.

При изучении в 6 классе темы «Рельеф Земли. Горы и равнины» создаем

проблемную ситуацию:

«Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по

параллели

50°

с.ш.?

Для

ответа

на

вопрос

воспользуйтесь

картой

полушарий.

Ответ поясните».

При изучении темы «Географические координаты» предлагаем ситуацию:

«В средствах массовой информации объявили, что космический корабль

приземлился в месте с координатами 20° северной широты и 10° восточной

долготы. Сможете ли вы определить это место?»

-Что вы пока не знаете? Какой вопрос у вас возник? (что такое широта и

долгота)

В течение урока предлагается ответить на данный вопрос, работая в

группах.

3.Диалоговое обучение

Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося.

Использование этой технологии способствует формированию:

Умения определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод);

Возможности критиковать и даже отвергать любое мнение;

Поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Взаимодействие

учащихся

в

ходе

дискуссии

осуществляется

на

уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего

обсуждения идей, позиций, мнений и т.д.

Эта технология сложно даётся, не всегда уч-ся вступают в диалог, тем не

менее,

стараюсь

постоянно

вести

диалог

на

основе

анализа

источников

географических знаний.

4.Сравнительный метод

На

своих

уроках

применяем

сравнительный

метод,

который

позволяет

провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия

и сходства объектов, явлений.

Например, после изучения любого экономического района (9кл), предлагаем

учащимся выявить черты сходства и различий:

1 вариант - географического положения и природных условий;

2 вариант – экономического развития и отраслей специализации и т.д.

Таким

образом,

одни

учащиеся

закрепляют

свои

знания;

для

других

школьников

необходимо

еще

раз

найти

данную

информацию

и

проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают

вывод,

что

способствует

развитию

мышления

и

приобретению

навыков

лаконичной

записи

форме

таблицы,

например,

при

изучении

экономических районов).

5. Технология исследовательской деятельности.

Приведу конкретный пример. При изучении темы «Многообразие горных

пород и минералов» в 6 классе организуем работу учащихся в группах:

«Магматические

породы»,

«Осадочные

породы»,

«Метаморфические

породы». Учащиеся изучают коллекцию горных пород исследуемой группы,

совместно составляют их характеристику, заполняют предложенную таблицу,

отвечая на вопросы: «Каковы условия образования горных пород?», «Из

каких минералов состоят горные породы?», «Твёрдость породы», «Имеются

ли следы органического вещества?» и др. В ходе исследования на уроке

учащиеся учатся анализировать, сравнивать и обобщать факты, выявлять

причины, производить поиск информации по разным источникам (тексту

учебника, коллекции горных пород, тематическим картам), учатся строить

логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Таким

образом,

системно-деятельностный

подход

позволяет

сделать

интересным

и

значимым

каждый

урок,

активизировать

деятельность

обучающихся, повысить уровень овладения различными компетенциями и

добиться успешности каждого ученика в процессе изучения географии.