Напоминание

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы через работу с микротекстом

Автор: Семина Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №36"
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы через работу с микротекстом
Дата публикации: 13.02.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Для современного образования важной целью является воспитание

выпускника с высоким уровнем коммуникативно-языковой компетентности.

Чтобы достичь этой цели, современный учитель должен создать условия,

способствующие успешной деятельности обучающихся.

Анализ культуры устной речи школьников показывает, что многие

обучающиеся недостаточно хорошо умеют выражать свои мысли, выступать

перед аудиторией, не способны дискутировать аргументировать и доказывать

свою точку зрения.

Анализ письменной речи показывает, что она не отличается точностью

выражения мысли, богатством и разнообразием грамматического строя, часто

не характеризуется смысловой ценностью, речевой связностью и

последовательностью. Вот почему очень важно в работе по формированию

коммуникативно-языковой компетентности использовать на уроках не только

текст, его комплексный анализ, но и микротекст (самостоятельную

структурно-смысловую или синтактико-тематическую единицу): цитаты и

афоризмы. Именно эти короткие высказывания, имеющие законченную

мысль, способны производить коммуникативный эффект, вызывать у

собеседника интерес к предмету дискуссии, делать речь яркой, лаконичной

(афористичной), убедительной, что будет свидетельствовать о высоком

уровне коммуникативно-речевой компетенции.

Микротекст – действенное средство формирования коммуникативно-речевой

компетенции обучающихся, поэтому очень важно целенаправленно отбирать

микротексты и задания к ним, включать каждый урок в продуманную

систему работы.

Целесообразно продолжать работу с микротекстом с пятого класса, чтобы

научить учащихся «всматриваться и вслушиваться» в язык для понимания его

законов, правил, системы, а затем для активного использования в

собственной речи. При отборе микротекстов очень важно, чтобы они были

направлены на духовно-нравственное развитие личности (о роли языка,

культуры, исторической памяти, нравственных и экологических проблемах и

т.п.). Подобные тексты помогают обучающимся сформировать позитивное

мировоззрение через собственное восприятие себя в этом мире.

Этапы работы с микротекстами на уроках русского языка и литературы.

1.Отбор микротекстов на основе следующих принципов:

а) художественность микротекстов (использование разных средств

художественной выразительности : сравнение, метафоры, повторы,

антитезы);

б) аксиологичность микротекстов (этические категории, содержащиеся в

микротекстах, помогают привести обучающихся к правильному

нравственному выбору);

в)многоаспектность и поликультурность микротекстов ( через

мировоззренческие взгляды разных авторов показать преемственность и

традиции литературы, культуры).

На основании данных принципов выделяем совокупность микротекстов,

включающих в себя:

-основные литературоведческие и языковые понятия,

-идею текста/произведения,

-темы урока,

-нравственные проблемы, расширяющие границы её понимания,

вызывающие ассоциации,

- проблемные ситуации.

Приведу примеры разработанных и использованных методических приёмов,

благодаря которым становится ясно, что микротекст является педагогическим

средством формирования коммуникативно-речевой компетенции

обучающихся.

1.Использование микротекста в качестве эпиграфа (например, в 5 классе в

качестве эпиграфа к уроку по теме: «Подготовка к сочинению «Последние

цветы», после повторения тем «Имя существительное», «Имя

прилагательное», « Глагол», используется цитата из стихотворения

А.С.Пушкина «Цветы последний милей…»:

Цветы последний милей

Роскошных первенцев полей.

Примерные вопросы, способствующие развитию умения выражать свои

мысли аргументированно:

-Как связан эпиграф с темой урока?

-Какие средства художественной выразительности использует автор, их роль?

-Как вы понимаете слова автора, согласны ли с ним?

Работа с эпиграфом помогает не только углубить и закрепить в практической

работе понятие «тема сочинения», но и подготовить к восприятию

следующего теоретического понятия – «основная мысль сочинения», а также

способствовать созданию речевого высказывания, сначала устного, а затем

письменного.)

2. Создание для обучающихся ситуации выбора микротекста из

предложенного набора, соответствующего теме, проблеме урока. Благодаря

выбору цитаты/афоризма учащийся получает возможность научиться

анализировать, сравнивать, сопоставлять, что необходимо для ценностно-

смыслового личностного компонента коммуникативной-речевой

компетенции.

3. Самостоятельный подбор микротекстов, с обоснованием выбора, учетом

авторской позиции, личного опыта.

4. Сравнительный анализ нескольких микротекстов с определением

авторской позиции, степени актуальности, стилистических приемов и

выражением наиболее близкой для обучающихся точки зрения и

собственного отношения к поднятой проблеме.

5. Подбор афоризма для доказательства авторской точки зрения.

6. Объяснение точки зрения автора литературного произведения с

использованием микротекстов (найти в изучаемом произведении цитаты,

определяющие главные проблемы, раскрывающие героев).

Приведу фрагмент урока в пятом классе с использованием микротекстов.

Тема урока: «Изучайте русский язык». Работа начинается с анализа двух

цитат:

1. «Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней

своей жизни». (К. Паустовский)

2. «С русским языком можно творить чудеса». (К. Паустовский)

Тема урока заранее не записывается. Учащиеся под диктовку пишут цитаты, а

затем отвечают на вопросы:

- Как вы думаете, что объединяет эти высказывания?

- О чем мы будем сегодня на уроке размышлять? (о важности и

необходимости изучения русского языка-формулируется тема урока)

- На основе цитат и работы над упражнениями 1,3 составим план устного

высказывания и подкрепим его другими цитатами (предлагаются заранее

подготовленные цитаты).

Изучайте русский язык.

1 Язык – средство общения.

«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между

собой, передают друг другу любые мысли». (Г. Успенский)

2. Что можно выразить благодаря языку? (просьбу, приказ, передать чувство)

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой

повести». (В.Шефнер)

-Что значит «убить» словом; «спасти»?

-Что за СХВ использует автор, с какой целю?)

«Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые». (С. Баруздин)

-Какие части речи несут смысловую нагрузку?

-В каком значении употребляет автор прилагательные, какова их роль?

3. Русский язык неисчерпаемо богат.

«Русский язык богат и выразителен».(В. Г. Белинский)

«Нет таких звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем

языке точного выражения».(К. Паустовский)

(Эти слова учащиеся непременно должны подтвердить примерами, лучше

всего их стихотворений);.

-Как и что пишут разные поэты об одном и том же предмете, явлении?

Например, об осени:

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой...

(И. Бунин)

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:

Залы, залы, залы, залы

Вязов, ясеней, осин

В позолоте небывалой.

(Б. Пастернак)

4. Культура народа - культура языка.

«Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте

иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у

тех, кто беднее нас». (И. С. Тургенев)

- Работа над цитатами поможет учащимся в составлении письменных

высказываний.

Таким образом, работа с микротекстами, отражающими внутренний мир

автора, его опыт, помогает обучающимся лучше понять мир вокруг и себя

самого, даёт возможность творческого поиска, приводит к пониманию

проблематики текстов, овладению серьёзными историко-литературными

знаниями. Использование разнообразных приёмов обучения в совокупности

обеспечивает реализацию образовательного потенциала микротекстов в

отношении формирования и развития коммуникативно-речевой компетенции.

Список используемой литературы:

1. Антонова, Е. С. «Тайна текста» и секреты методики / Е.С. Антонова //

Русский язык в школе. – 2002. – № 2. – С. 11 – 15.

2. Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-

деятельностный подход: учебное пособие / Е. С. Антонова. – М. : КНОРУС,

2007. – 460 с.

3. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от

действия к мысли / под ред. А. Г Асмолова / А. Г Асмолов, Г. В Бурменская,

И. А. Володарская, О. А Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г Салмина. – М.,

2008.– 342 с.

4.Булыгина, Л. Н. О формировании коммуникативной компетенции

школьников // Вопросы психологии. – 2010.– № 2. – С. 20 – 24.: «Паритет»,

2003. – 160 с.

5. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Изд. 4-

е, стереотипное. М: КомКнига, 2006. — 144 с.