Автор: Набиева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ№12
Населённый пункт: Нефтекамск
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: "Одаренный ученик-проблема или награда учителю?"
Выступление на педсовете «Одаренный ученик — это проблема или
награда для учителя?»
Подготовила Набиева Л.А., уч.нач.классов
Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне
кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее
развитие. Главная задача учителя — помочь ученику развить свои задатки, способности,
интеллект. Одарённые дети — признаны образовательной системой превосходящими
уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В каждой школе есть
дети, которых можно отнести к одаренным (они могут быть разных уровней):
«Яркий», просветленный;
Умеренно одаренный;
Высоко одаренный;
Исключительно одаренный;
Необычайно одаренный.
Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением
и ситуация с учителем для одаренных детей. Это большая ответственность.
Прежде всего, он должен быть прекрасным учителем — предметником, глубоко знающий
и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами,
которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Для этого необходима
высокая профессиональная компетентность учителя.
Наконец, учителю необходимы качества, связанные с определенным типом одаренности:
интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.
Но как говорится в пословице (один в поле не воин), работа с такими детьми это работа не
одного учителя, это работа всего коллектива школы. Именно целенаправленная и
систематическая работа позволит более эффективно управлять формированием наиболее
комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память,
воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы
познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого
усвоения знаний. И каждый учитель – предметник пользуется своими методами и
приемами, но они должны соответствовать общей программе развития одаренных детей.
Существуют несколько стратегий обучения, которые я использую в своей работе. Каждая
стратегия позволяет в разной степени учесть требования к работе с одаренными детьми.
1. Ускорение. Этой стратегией я пользуюсь, когда возникает необходимость учесть
потребности и возможности детей, отличающихся высоким темпом развития.
2. Углубление. Эффективно по отношению к детям, увлеченным той или иной темой,
предметом. При этом мы более глубоко изучаем отдельные темы, часто выходим за рамки
школьного курса.
3. Обогащение. Эта стратегия предполагает обучение с выходом за рамки традиционных
тем за счет метапредметности. Кроме того, обогащенная программа предполагает
обучение детей разнообразным способам и приемам работы.
4. Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Как
правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо
элементом обогащенных программ, либо внеурочной деятельности. Я широко использую
эту стратегию в своей работе. Она включает в себя проектную деятельность. В своей работе
я комбинирую эти стратегии и использую приемы и методы, которые позволяют развивать
в моих учениках качества, присущие одаренным детям.Любознательность. Любопытство
— характерно для каждого здорового ребенка. У большой части детей любопытство не
перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный,
неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к
знаниям, а она — в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески
стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации,
знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как актуализация, использование
исследовательских методов, создание ситуации успеха, метод парадокса.
Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи.
Оригинальность ярко выражается в тематике и характере творческих работ, сочинений,
проектов и других продуктах учебной деятельности. В качестве зачетных работ по
изученным темам мы используем написание проблемных эссе, мини-проектов, групповых
и индивидуальных проектных работ и пр. Использую критический анализ источников,
высказываний современников, диспуты, дискуссионные обсуждения.
Способность к оценке. Предполагает возможность оценки продуктов собственной
деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий,
мыслей и поступков других людей. Это составляющая критического мышления. Главным
условием при этом является четкая аргументация оценки.
Работа с одаренными детьми требует больше времени, сил и подготовки. Но, несмотря на
это мы — учителя получаем удовольствие от своих одаренных учеников как от интересных
людей. Мы чаще обсуждаем с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями,
свободно обмениваются точками зрения, позволяем школьникам учить себя, смотрим на
обычные ситуации через их понимание мира (и оно зачастую отличается от нашего).