Напоминание

"Одаренный ученик-проблема или награда учителю?"

Автор: Набиева Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОАУ СОШ№12
Населённый пункт: Нефтекамск
Наименование материала: Выступление на педсовете
Тема: "Одаренный ученик-проблема или награда учителю?"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Выступление на педсовете «Одаренный ученик — это проблема или

награда для учителя?»

Подготовила Набиева Л.А., уч.нач.классов

Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне

кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее

развитие. Главная задача учителя — помочь ученику развить свои задатки, способности,

интеллект. Одарённые дети — признаны образовательной системой превосходящими

уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В каждой школе есть

дети, которых можно отнести к одаренным (они могут быть разных уровней):

«Яркий», просветленный;

Умеренно одаренный;

Высоко одаренный;

Исключительно одаренный;

Необычайно одаренный.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением

и ситуация с учителем для одаренных детей. Это большая ответственность.

Прежде всего, он должен быть прекрасным учителем — предметником, глубоко знающий

и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами,

которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Для этого необходима

высокая профессиональная компетентность учителя.

Наконец, учителю необходимы качества, связанные с определенным типом одаренности:

интеллектуальной, творческой, социальной, психомоторной, художественной.

Но как говорится в пословице (один в поле не воин), работа с такими детьми это работа не

одного учителя, это работа всего коллектива школы. Именно целенаправленная и

систематическая работа позволит более эффективно управлять формированием наиболее

комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память,

воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и темы

познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого

усвоения знаний. И каждый учитель – предметник пользуется своими методами и

приемами, но они должны соответствовать общей программе развития одаренных детей.

Существуют несколько стратегий обучения, которые я использую в своей работе. Каждая

стратегия позволяет в разной степени учесть требования к работе с одаренными детьми.

1. Ускорение. Этой стратегией я пользуюсь, когда возникает необходимость учесть

потребности и возможности детей, отличающихся высоким темпом развития.

2. Углубление. Эффективно по отношению к детям, увлеченным той или иной темой,

предметом. При этом мы более глубоко изучаем отдельные темы, часто выходим за рамки

школьного курса.

3. Обогащение. Эта стратегия предполагает обучение с выходом за рамки традиционных

тем за счет метапредметности. Кроме того, обогащенная программа предполагает

обучение детей разнообразным способам и приемам работы.

4. Проблематизация. Предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Как

правило, такие программы не существуют как самостоятельные. Они являются либо

элементом обогащенных программ, либо внеурочной деятельности. Я широко использую

эту стратегию в своей работе. Она включает в себя проектную деятельность. В своей работе

я комбинирую эти стратегии и использую приемы и методы, которые позволяют развивать

в моих учениках качества, присущие одаренным детям.Любознательность. Любопытство

— характерно для каждого здорового ребенка. У большой части детей любопытство не

перерастает в любознательность, их поисковая активность носит ситуативный,

неустойчивый характер. Важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к

знаниям, а она — в устойчивую познавательную потребность, поэтому я всячески

стимулирую любознательность ребят, желание находить новые источники информации,

знакомить с ними всех ребят. Использую такой прием как актуализация, использование

исследовательских методов, создание ситуации успеха, метод парадокса.

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи.

Оригинальность ярко выражается в тематике и характере творческих работ, сочинений,

проектов и других продуктах учебной деятельности. В качестве зачетных работ по

изученным темам мы используем написание проблемных эссе, мини-проектов, групповых

и индивидуальных проектных работ и пр. Использую критический анализ источников,

высказываний современников, диспуты, дискуссионные обсуждения.

Способность к оценке. Предполагает возможность оценки продуктов собственной

деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий,

мыслей и поступков других людей. Это составляющая критического мышления. Главным

условием при этом является четкая аргументация оценки.

Работа с одаренными детьми требует больше времени, сил и подготовки. Но, несмотря на

это мы — учителя получаем удовольствие от своих одаренных учеников как от интересных

людей. Мы чаще обсуждаем с ними темы, прямо не связанные с учебными занятиями,

свободно обмениваются точками зрения, позволяем школьникам учить себя, смотрим на

обычные ситуации через их понимание мира (и оно зачастую отличается от нашего).