Напоминание

"Пути активизации и обратной связи на уроках русского языка и литературы"

Автор: Василевская Наталья Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №95 им.Н.Щукина"
Населённый пункт: пгт.Архара Амурская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Пути активизации и обратной связи на уроках русского языка и литературы"
Дата публикации: 14.02.2020







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пути активизации и обратной связи

на уроках русского языка и литературы

После

окончания

средней

школы

знала

точно:

поступаю

только

в

пединститут.

Почему?

Хорошо

знала

русский

язык

как

школьный

предмет,

любила литературу, много читала, замечательная у нас была учительница –

Грабко Валентина Михайловна. Не задумывалась тогда, каким должен быть

учитель.

Мои

школьные

учителя

добрые,

в

меру

требовательные,

понимающие…

Уже первый год работы в школе показал, что мало хорошо знать свой

предмет, добросовестно готовиться к каждому уроку. Нужно что-то еще, нужно

что-то от души… И моими наставниками стали учителя, у которых я училась:

Каралаш Ю.И., Фомина В.П., Белоус Г.И., Зябликова Н.А., им я бесконечно

благодарна.

И чем дальше уходят годы, тем отчетливее вижу, какие это замечательные

педагоги!

Понимаю, что высока для меня планка, поднятая ими, далеко еще до

совершенства. Но смело иду вверх через промахи, противоречия, ошибаясь,

натыкаясь на преграды, ставя перед собой, порой, непосильные задачи, не боясь

неудачи, но только вверх, ибо со мной мои ученики, которые верят мне, а их я

просто не имею право подвести.

Не побоюсь высоких слов, если скажу: чем больше работаю в школе, тем

ответственнее отношусь к своей работе, к уроку. Для меня 45 минут – это не

просто урок, это общение с моими учениками, непрерывный поиск, открытие и

решение какой-то эстетической, нравственной, философской проблемы. 45 минут

– это и точный отбор материала, и строгий расчет, и усилия достичь глубины

понимания текста, авторской позиции и… творчество, творчество, творчество.

Делаю все возможное, чтобы увлечь учащихся своим предметом, повести за

собой, научить разбираться в сложном мире, в котором они окажутся завтра,

послезавтра.

Я, учитель словесности, призвана помочь моим ученикам найти свое место

в жизни, творчески относиться к своему делу, быть интересными собеседниками

и просто хорошими людьми. «В каждом человеке есть солнце, нужно только дать

ему светить», – сказал Сократ. Именно искусство слова призвано помочь светить

внутреннему солнцу ребенка.

Цель

моей

педагогической

деятельности

создать

условия

для

формирования умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми

ресурсами

родного

языка

в

речевой

практике,

научить

учащихся

свободно

говорить и грамотно писать на родном языке; способствовать формированию

интеллектуально

развитой,

духовно

наполненной,

творческой

личности,

способной отстаивать собственное мнение, принимать решения, быть активной,

уверенной в себе, адекватной в социуме и быть им востребованной.

На уроках русского языка и литературы у учащихся есть возможность

развивать фантазию, воображение, умение отстаивать свои убеждения, взгляды.

1

Восточная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я

запомню, включи меня в деятельность, и я научусь». Поэтому в своей работе

использую

инновационные

технологии

и

оправдавшие

себя

традиционные

методы

и

приемы

обучения

(личностно-ориентированное

и

проблемное

обучение,

технология

уровневой

дифференциации,

информационно-

коммуникационные

технологии),

что

способствует

построению

интересного,

конструктивного диалога на уроке, включению в деятельность каждого ученика.

Самым главным приемом активизации урока считаю, что каждый мой

ученик может прожить свою жизнь в единстве настоящего, будущего и прошлого,

овладевая

через

свой

опыт

нравственными

понятиями:

долг,

честь,

любовь,

дружба, отечество, счастье, соприкасаясь с героями художественной литературы,

с исканиями Болконского и Безухова, разочарованиями Онегина и

Печорина,

любовью Татьяны Лариной и Анны Карениной. И моя задача не только в том,

чтобы, ставя себя на место героев прожить их жизнь, я стремлюсь к другому:

освободить внутренний голос ученика и сказать, как он видит ту или иную

ситуацию литературного произведения в реальной жизни.

Читая

в

классе

эпизод

«Первый

бал

Наташи

Ростовой»,

как

хочется

донести до девушек ту нравственную чистоту, ту взволнованность, трепетность,

которую испытывали герои Толстого. Хочу, чтобы мои девочки, на примере Т.

Лариной, княжны Мери, С. Фамусовой, А. Карениной задумались о месте идеала

в собственной жизни.

А

мои

подрастающие

мужчины?

Смогут

ли

они,

как

лермонтовский

Печорин, защитить честь девушки? «Прожили» ли они в своем сознании уроки

Великой Отечественной, Афганистана, Чечни? Что с их исторической памятью?

Поэтому на каждом уроке тщательно анализируем многочисленные проблемы,

поставленные в произведениях 18-21 веков, в контекстах данного произведения,

автора, времени, традиций с выходом на общечеловеческое. Сквозные темы

русской литературы (тема «маленького человека», проблема отцов и детей, тема

семьи и дома, тема «живой и мертвой» души) не оставляют моих учеников

равнодушными.

Важнейшим приемом активизации для меня является разнообразие видов

уроков.

Большой

интерес

учеников

вызывают

нетрадиционные

роки:

урок-

диалог, урок-мастерская, урок-кроссворд, урок-КВН, урок-исследование, урок-

композиция, урок-презентация, которые они готовят как групповой проект («Мой

любимый Гоголь», «Тропа к Пушкину», «Образ Москвы в творчестве Пушкина и

Лермонтова», «В страну знаков препинания», «Страна Глаголия»).

Понимаю своих учеников, которые говорят, что русский язык – один из

самых трудных школьных предметов, что «зубрить» правила не вызывает у них

особого удовольствия. Значит, остается форма урока, и в ней, вероятно, кроется

возможность открыть дверцу, за которой притаилось желание изучать родной

язык. Смена жанра устраняет однообразие, но каков бы ни был вид урока, на

первом месте все-таки остается урок, у которого проблемное и броское название

(«Следствие ведут знатоки», «В гостях у знаков препинания», «В чем секрет

обаяния Наташи Ростовой?»).

2

Стремлюсь

к

тому,

чтобы

мои

ученики

чувствовали

себя

на

уроке

комфортно, чтобы у них было желание писать, читать, говорить. И это зависит во

многом

от

меня,

учителя,

какую

атмосферу

создать

сидящим

передо

мной

ребятам.

Очень

многое

зависит

от

организации

начала

урока.

Личностно-

ориентированный

урок

предполагает,

чтобы

учащиеся

с

помощью

учителя

определили тему урока, цели, виды деятельности на уроке. Захожу в класс к

своим

пятиклашкам

и

называю

несколько

загадок.

Ученики

в

недоумении.

Состоялся диалог.

- В какой ситуации вы могли бы услышать подобное?

- На уроке.

- В лагере.

- На конкурсе.

- На каком конкурсе?

- Вопросов и ответов.

- Что же это за вопросы, которые я вам задала?

- Загадки.

Учащиеся называют тему урока («Загадки»), определяем цели и задачи,

виды деятельности. Необычность начала урока, интрига – первое умственное

действие, к которому приглашаю учеников, потому что в «построение» урока

заложена целая система обучения, разумное сочетание разных видов умственных

действий:

буквенный

диктант

«Проверяю

сам

себя»,

групповая

работа,

лингвоанализ.

Применение

элементов

технологий

п р о бл е м н о го ,

дифференцированного,

личностно-ориентированного

обучения,

игровых

технологий помогает мне облегчить обучение, сделать материал интересным,

понятным, посильным.

Разумное

сочетание

инновационных

и

традиционных

технологий

и

методов,

проведение

нетрадиционных

(ставших

для

моих

учеников

уже

традиционными)

уроков

с

применением

ИКТ

все

это

способствует

формированию

основных

компетенций,

необходимых

современному

ученику,

чтобы быть востребованным обществом.

Самостоятельная

деятельность

один

из

приемов

активизации.

Мои

ученики

с

удовольствием

работают

в

группах

и

парах,

аргументировано

отстаивают выбранную позицию, умеют самостоятельно формулировать тему и

задачи урока, работать с новым материалом, делать выводы.

Одним из важных приемов активизации считаю серьезную работу над

словом,

поэтому

большое

значение

отвожу

исследованию

слова,

серьезной

словарной работе над знакомыми и незнакомыми словами. Словарная работа –

залог понимания текста, стиля писателя, литературоведческих терминов.

Сентиментализм, романтизм, акмеизм, символизм, футуризм – не просто

новая лексика в словаре моих учеников. Это пласты культурного процесса, это

мироощущение,

мировоззрение

поэтов

и

писателей.

Большое

внимание

на

уроках отвожу выразительному чтению и пересказу поэтических и прозаических

произведений. Во-первых, это позволяет охватить содержание текста в кратком

виде; во-вторых, обогащается словарь школьников толстовскими, тургеневскими,

чеховскими, пушкинскими словами, уникальностью их стиля.

3

К

особым

умственным

действиям

отношу

минуты

творчества.

Это

размышления над прочитанным, отношение к герою, продолжение монолога,

проба пера, составление синквейна. Такие творческие минуты дороги мне: по-

новому раскрываются мои ученики, они доверяют свои мечты, надежды, тревоги,

радости мне, их учителю. А детское доверие – большая награда учителю. Важно

и другое: умение слушать, включаться в процесс познания. Большое внимание на

уроках русского языка отвожу работе с текстом. Моя задача состоит в том, чтобы

организовать планомерную, интересную, квалифицированную работу с текстом,

формирующую

мыслящую,

грамотную,

творческую

личность.

Очень

важен

целенаправленный

отбор

текстов.

Особую

роль

в

формировании

личности

школьника

приобретают

тексты,

направленные

на

духовно-нравственное

развитие личности. А материал для этого богатейший: Бунин, Тургенев, Толстой,

Пушкин, Шукшин!

Для

практической

работы

использую

сборники

типовых

заданий

для

подготовки к ЕГЭ. Современное образование требует изменения структуры урока

и

работы

с

текстом,

направленной

на

формирование

личности

ученика

и

сопутствующей успешной сдаче ЕГЭ. В 9-11 классах, когда идет подготовка к

итоговой аттестации, использую следующую структуру урока.

1.

Целеполагание.

Сообщаю тему урока. Определяем цели и задачи, стоящие перед учениками

при

выполнении

задания.

Вместе

обговариваем

организацию

учебной

деятельности.

Предлагаю

ученикам

варианты

текстов

и

заданий

к

ним.

Обязательное чтение текста вслух, чтобы показать красоту, выразительность,

мелодичность родного языка. Считаю, что большую роль в речевом развитии

учащихся, в воспитании у них чувства слова, языкового чутья играет речь самого

учителя.

Безукоризненное

владение

языком

предмета,

точность,

богатство,

выразительность

эти

качества

речи

создают

для

учащихся

образец,

ту

развивающую среду, которая содействует успеху в обучении и воспитании.

2.

Планирование.

Формируются

пары,

группы.

Учащиеся

выбирают

тексты и задания, предлагаю разноуровневые задания.

3.

Исследование. На работу отводится 15-20 минут. Важна работа в парах

и группах.

4.

Дискуссия.

Ребята

рассказывают

о

проделанной

работе,

вносятся

дополнения, уточнения. Учащиеся анализируют, корректируют свои наблюдения.

Важно, что создана ситуация успеха для каждого ученика. Желательно, чтобы

варианты текстов были в каждой группе.

5.

Оценка.

Оценка

выставляется

ученику

в

конце

урока,

обязательно

аргументируется по ряду параметров: правильности, самостоятельности, анализу

того, как он рассуждал, почему и в чем ошибался. А успех, даже маленький,

окрыляет, рождает интерес к предмету и желание работать лучше, что тоже

способствует формированию личности.

6.

Подведение итогов урока. Обсуждаем, что было трудно, что следует

повторить к следующему уроку, что сделать по-другому.

Эта

методика

направлена

на

саморазвитие,

самообразование,

самореализацию личности, помогает мне и моим ученикам подготовиться к

4

итоговой аттестации и успешно сдать экзамен. Мои ученики

два года (2007,

2008)

сдавали

экзамен

по

русскому

языку

в

форме

ЕГЭ.

Претенденты

на

получение медалей подтвердили свои оценки: Гвозденко Татьяна и Ибатуллина

Юлия получили оценку «5», Пономарева Анна – «4».

При организации путей обратной связи на уроке все умственные действия

учащихся незаметно перетекают одно в другое: от проблемной экспозиции к

кульминации и развязке урока. Так

на каждом этапе урока осуществляется

обратная связь с учеником.

Приемов обратной связи много, остановлюсь на некоторых.

Интервью после уроков.

- Полина, тебя не было на предыдущем уроке. Тебе все понятно?

- Сергей, какую бы ты поставил оценку нашей работе?

- Саша, тебе было интересно, ведь тема обсуждения «немужская»?

Вопросы и тесты.

Сожалею,

что

современные

дети

мало

читают.

Использую

такой

вид

работы, как вопросы и тесты к произведению или отрывку, которые ученики

составляют самостоятельно дома или на определенном этапе урока, такая работа

проверяет внимательность и осмысленность чтения.

Письменный ответ на вопрос: как могла бы закончится история Владимира

Дубровского и Маши Троекуровой? Если бы Печорин вновь увидел Веру?

Викторина в начале или в конце урока, проверяющая домашнее чтение.

Продолжи

чтение

отрывка из

произведения.

Эта

работа

проверяет

внимательность и осмысленность чтения, умение прогнозировать особо важные

моменты.

Составление

плана,

конспекта,

тезисов

урока

свидетельство

полноценности работы ученика, данный вид обратной связи тренирует мысль,

внимание.

Сочинения, изложения с элементами сочинения являются главной формой

обратной

связи.

Типы

и

жанры

разнообразны,

темы

интересны,

неизбиты,

побуждают к творчеству, глубокому осмыслению проблемы. (Согласен ли ты с

Базаровым, что «свободно мыслить между женщинами могут только уроды»?

Москва в творчестве А. Пушкина и А. Грибоедова). Учащимся среднего звена

предлагаю

создать

рекламу

прочитанной

книги,

нарисовать

обложку,

плакат,

афишу,

подобрать

эпиграф

к

произведению,

главе,

инсценировать

отрывок,

составить конкурсную программу.

Применение

ИКТ

на

уроках

русского

языка

и

литературы

дает

значительную экономию учительского времени при проверке самостоятельных

работ,

повышается

интерес

учащихся

к

предмету,

создаются

условия

для

творчества, индивидуальной работы.

Не первый год активно внедряю в практику методы обучения, связанные с

использованием

компьютера

на

уроках.

Одним

из

приемов

обратной

связи

являются презентации, выполненные учащимися.

Прекрасна и очень сложна работа словесника в школе, потому что я и мои

коллеги

несем

ответственность

за

нравственное

воспитание

детей,

нам

необходимо достучаться до сердца каждого ученика, приобщая его, вопреки

5

«социальному

ненастью»,

к

миру

настоящих

нравственных

ценностей.

И

школьный урок русского языка и литературы сегодня дает такую возможность.

Мне

нужны

мои

уроки,

они

нужны

моим

ученикам,

чтобы

сберечь

культурные ценности, передаваемые из века в век, помогающие людям жить.

.

6