Автор: Зенкина Елена Антоновна
Должность: преподаватель общественных дисциплин и права
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "БГТУ" "Политехнический колледж БГТУ"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Использование проектного метода в правовой подготовке специалиста
Использование проектного метода в правовой подготовке специалиста
Е. А. Зенкина, преподаватель
общественных дисциплин и права
ФГБОУ ВО «Б ГТУ»
«Политехнический колледж БГТУ»
Метод проектов не является новацией мировой педагогики, да и в нашей стране он вызы-
вает вполне заслуженный интерес со стороны отечественной педагогической науки и практики.
Проектный метод впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом Уи-
льямом Килпатриком в первой четверти XX века. У. Килпатрик определил сущность данного ме-
тода как метода «… целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного
задания в реальной жизненной обстановке».
В нашей стране ранее проектная технология противопоставлялась классно-урочной систе-
ме. Сегодня же метод проектов рассматривается как составляющая образовательной технологии,
которая позволяет студенту приобрести самостоятельность в познании и помогает его адаптиро-
вать к жизни в стремительно меняющемся обществе.
Проект – это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В современной трактовке
отечественных педагогов В.А. Вакуленко и И.Е. Уколовой «проект – деятельность одного учаще-
гося или группы, в которой они самостоятельны, активны на протяжении всего цикла: самостоя-
тельно планируют и придумывают работу, выполняют поставленные задачи и облекают результа-
ты работы в явную и значимую форму, которая может быть представлена» [1,c.68]. Проектный
метод же определяется как «образовательная технология, нацеленная на приобретение студента-
ми новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у них специфических
умений и навыков посредством системной организации проблемно – ориентированного поиска»
[3, c.4].
Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов, обладает такими
важными характеристиками как концептуальность, системность, воспроизводимость и универ-
сальность.
Учебные проекты могут быть индивидуальными и групповыми; монопредметными и
межпредметными; краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными; информационными, ис-
следовательскими, практико-ориентированными.
Следует отметить, что в реальной практике проектные работы студентов чаще всего носят
комбинированный характер, сочетая в себе признаки различных типов проектов.
Методист Е.А. Певцова выделила следующие стадии проектной деятельности в правовом
обучении:
1.
Постановка проблемы, или определение потребности. Эта часть описывает, почему
возникла проблема в выполнении проекта.
2.
Формирование цели. Цель – общее утверждение. Должна быть направлена на решение
проблемы.
3.Формулировка задач и конкретных результатов проекта. Задачи должны служить про-
движению к цели и быть максимально конкретными.
4.Разработка методов работы и мероприятий. Из описания методов должно быть ясно:
- что будет сделано;
- кто будет осуществлять действия;
- как они будут осуществляться;
- когда и в какой последовательности это будет происходить.
Мероприятия – это действия, направленные на выполнение задач и получение результа-
тов.
5.
Подготовка ресурсов, которые будут вовлечены в проект.
6.Оценка результатов. Для того, чтобы иметь возможность учиться на своих ошибках,
необходимо проанализировать ответы на ряд вопросов:
- насколько достигнуты цели проекта;
- насколько по окончанию проекта изменилась ситуация, описанная в разделе «Постанов-
ка проблемы»;
- хорошо ли были подобраны методы (средства);
- какие факторы мешали достижению целей, а какие способствовали успеху проекта [2,
c.355-356].
В ходе выполнения проекта преподаватель одновременно выступает в нескольких ролях:
1) специалиста по теории управления проектами;
2) куратора проекта;
3) руководителя проекта;
4) координатора;
5) консультанта.
Таким образом, проектный метод в правовой подготовке специалиста – это дидактический
инструмент, который создает уникальные
предпосылки для развития целеустремленности и
самостоятельности студента в постижении нового, стимулируя его природную любознательность
и творческий потенциал.
Кроме того, данный метод позволяет преподавателю увидеть не только динамику развития
правовых знаний, умений и навыков по дисциплине, оценить реально сложившуюся ситуацию,
но и вовремя внести коррективы.
Вот уже несколько лет в процессе изучения правовых дисциплин в колледже студенты вы-
полняют различные правовые проекты. Среди них:
1)
библиотека кабинета Правовое обеспечение профессиональной деятельности (рефера-
ты, доклады, сообщения);
2)
создание правовых учебных фильмов, видеороликов (например, «Судебное разбира-
тельство», «Юридическая консультация»);
3)
словарь терминов (дополнение к учебнику), т.е. новации законодательства, которые не
попали в учебник, рекомендуемый для изучения учебной дисциплины Правовое обес-
печение профессиональной деятельности;
4)
наглядные пособия на правовую тематику (плакаты, схемы, кроссворды, таблицы, ри-
сунки);
5)
тематические презентации;
6)
разработка локальных нормативных актов для студентов (например, «Кодекс чести
студентов», «Правила проживания в студенческом общежитии»).
Варианты проектов выбираются студентами по рекомендации преподавателя правовых
дисциплин в соответствии с их способностями, с учетом имеющейся литературы и материалов.
Тема проекта всегда актуальна, интересна для студентов. Проекты бывают: индивидуальные и
коллективные; краткосрочные и долгосрочные; информационные, исследовательские, практико-
ориентированные и творческие.
Конечный продукт проектной работы подлежит обязательному представлению в таком
виде, чтобы его могли оценить другие. Это происходит либо на занятии, либо во внеурочное вре-
мя. Он может быть представлен в виде доклада, фильма, презентации, выставки, словаря и пр.
Практика показывает, что использование проектного метода в процессе правовой подго-
товки специалиста позволяет решать следующие задачи:
1)
активизация познавательной деятельности студентов;
2)
формирование у студентов учебной компетенции для непрерывного образования;
3)
формирование общеучебных и коммуникативных навыков;
4)
формирование специфических умений и навыков, а также ознакомление с методами
исследования в рамках каждой образовательной области.
Приведем пример конкретного правового проекта, разработанного студентами нашего
колледжа.
«Кодекс чести студентов колледжа» - практико–ориентированный правовой проект. Необ-
ходимость его разработки возникла после участившихся случаев нарушения дисциплины студен-
тами колледжа. Преподавателем права совместно с администрацией колледжа было принято ре-
шение – привлечь студентов в правовую проектную деятельность, с целью моделирования право-
профилактического проекта «Кодекс чести студентов колледжа».
Основной целью данного проекта стала разработка конкретных правил поведения для сту-
дентов нашего учебного заведения. Преподаватель разделил «особо отличившихся» студентов из
разных групп на несколько микро-групп по интересам, сообщил цель деятельности. Проектная
деятельность проходила в течение пяти дней. На первом этапе (в первый день) преподаватель
права провел ситуативную беседу, в ходе которой ребятам был предложен проблемно-теоретиче-
ский материал в форме памяток каждой микро-группе. В последующие дни микрогруппы студен-
тов самостоятельно подбирали теоретический материал в библиотеке, Интернете, формулировали
свои предложения. Ежедневно преподаватель права проводил групповые консультации для каж-
дой микро-группы. На заключительном этапе каждая микро-группа представила микро-проект на
обсуждение в свои учебные группы. Из каждого микро-проекта по направлениям был сформиро-
ван общий проект. На презентацию проекта на Студенческом совете ПК БГТУ были приглашены
представители администрации колледжа. Все присутствующие задавали вопросы. По завершении
защиты правовой проект «Кодекс чести студентов колледжа» получил высокую оценку со сторо-
ны администрации колледжа и преподавателя правовых дисциплин. «Кодекс чести студентов кол-
леджа» не противоречит законодательству РФ и локальным актам учебного заведения по данно-
му вопросу.
Следует отметить, что данный проект моделировался в рамках внеклассной деятельности
студентов групп. В этой связи его нельзя считать законченным научно-обоснованным законода-
тельным документом. Однако его разработка и применение на практике позволили улучшить ми-
кроклимат в студенческой среде.
Таким образом, этот метод создает предпосылки для активного вовлечения студентов в
процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, актуали-
зации знаний через их применение на практике. Кроме того, опыт проектной деятельности в пра-
вовом обучении пригодится студентам не только в их самоорганизации и самообразовании, но и
просто в жизни.
Все это способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников
учреждений СПО.
Литература
1.
Вакуленко В.А., Уколова И.Е. Проектная технология. Учебный правовой проект //
Методическое пособие по альтернативным методам преподавания права в школе. – М.:
Издательский Дом «Новый учебник», 2002.-192с.
2.
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учебник для студентов вузов. – М.:
Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.-400с.
3.
Самохина А.К. Использование проектного метода в подготовке учащихся // Правовое
образование: организация внеучебной деятельности (региональный опыт). Выпуск III.
Сборник материалов. – М.: Издательский Дом «Новый учебник», 2003.-96с.
4.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и методы обучения в средних специаль-
ных учебных заведениях: Учебно–методическое пособие. – М.: «Просвещение», 1990.