Напоминание

"Русские суеверия"

Автор: Бессонова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МКДОУ БГО ЦРР д/с №19
Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область
Наименование материала: Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: "Русские суеверия"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

З АДАЧИ: знакомим детей с различными русскими суевериями (леший, домовой), с бытом русского народа, с народными традициями; формируем представления о доброте, взаимопомощи, дружбе. Предшествующая работа: Чтение и беседа с детьми по книге Г. Юдина «Птица Сирин и всадник на белом коне». ( Кто написал книгу? Что за птица Сирин? Кто это – всадник на белом коне? Что можете сказать о мальчике Егорке?) Ход занятия: ВОСПИТАТЕЛЬ: - Я хочу пригласить вас, ребята, ненадолго в то время, когда жили наши предки(Переодевание в старинные русские костюмы). Давным-давно это было. В стороне от Москвы, на берегу речки Весёлки, стояла деревенька. Дворики называлась. Здесь и родился Егорка (дети садятся на ковёр, свет выключается, на экране «горит и потрескивает» лучина) Вечерами вся семья после тяжёлой работы собиралась и для Егорки самое счастливое время наступало. Тихонько потрескивала лучина, легкий дымок вился к потолку. На стенах таинственно шевелились тени, у печи бабушка Акулина гремела чугунами, и постепенно изба наполнялась запахом свежего хлеба. Отец на всю семью лапти плёл, а мать за прялку садилась. Егорка прижмётся к маминой спине, смотрит в тёмное окно и слушает мамины сказочные истории (просмотр на экране) (Инсценирование: один из детей приглашается на роль Егорки, воспитатель в роли матери) - Егорка, слыхал ли ты о Лешем? Знаешь, кто это? (ребёнок рассказывает о внешнем виде и проделках Лешего – на экране изображение данного персонажа) -Егорка, а сам видел или кто сказывал? Егорка: -Так вот, соседушка наш дед Афанасий однажды в лес отправился капканы проверить. Стемнело уж. Вдруг чёрный сыч над головой как ухнет, как захохочет! Листья зашевелились, деревья заскрипели! Страх все позвонки пересчитал. Дед Афанасий залез на дерево, там всю ночь и просидел. Долго утром бродил, пока тропу не нашёл. Сказывают, Леший его водил. Совсем старый забыл, что делать надо, когда с нечистым повстречался. Воспитатель: А на самом деле, ребята, показалось всё это деду Афанасию – старенький он и со зрением проблемы, сбился с дороги и заблудился в лесу. Стыдно признаться деду
Афанасию в этом, вот и придумал сказку «про лешего». Да к тому же, люди того времени не знали как объяснить некоторые явления природы. Им легче было поверить в сказочные существа, чем понять и объяснить что на самом деле происходит. -А вы, ребята, знаете - нужен ли Леший? Как бы вы его назвали? ( Сторожем, лесником, хозяином. Он лес охраняет от всякого вреда, бережет природу, не даёт людям капканы на зверей ставить, деревья рубить) (Раздается «скрип двери и кто-то тихонько то плачет, то смеётся») Воспитатель: Ой, ребята, про Лешего поговорили, а про Домового мы с вами совсем забыли! Вот он и обиделся на нас – заскучал. Вы помните – кто такой Домовой? (добрый дух дома) В старину люди верили, что если Домовой по ночам плачет – к дурным вестям, а если смеётся – к гостям или к богатству. Люди всячески старались его задобрить – на ночь на приступке печи оставляли крынку с молоком и ломоть хлеба и радовались, когда поутру всё это исчезало. Скорее всего всё это съедал кот, но людям хотелось верить, что это Домовой был к ним благосклонен (на экране презентация про Домового), дети устраивали игры чтобы повеселить его. Давайте и мы с вами, ребята, поиграем в старинную народную игру – позабавим Домового, да и сами позабавимся. П/и «Домовой» Ход игры: «Зима приехала на пегой кобыле - вы про зиму не забыли? С коня слезает, встает на ноги, куёт морозы! Домовой ей помогает – на кобылу всех сажает, Все беды да болезни помелом разгоняет! (Дети «садятся на кобылу», берут а руки «помело» и едут по кругу друг за другом размахивая помелом, как бы отгоняют все несчастья приговаривают: « Домовой, домовой, ты нам помоги, все плохое разгони!») Воспитатель: - Поздно стало. Пора из прошлого возвращаться в настоящее (включается свет, дети снимают старинные наряды). Ребята, хотя всей этой нечистой силы нет на самом деле, всё же мне хочется, чтобы у нас поселились добрые домовята, домовята-друзья, вот такие как этот. Нравится? (отрывки из мультфильма про домового Кузю) Возьмите мольберты и нарисуйте себе друга-домовёнка. Я предлагаю вам самостоятельно выбрать кто и чем будет работать: красками, карандашами, фломастерами или пастелью. Возможно, вы захотите работать в смешанной технике. Чтобы ваши руки не устали, давайте перед началом работы сделаем пальчиковую гимнастику: В лесу стоит избушка («крыша из ладошек»),
В той избушке есть старушка, Волосы торчком (пальцы растопырены над головой), Нос крючком (указательные пальцы «крючком»), Глаза, как угольки горят (сжимаем, разжимаем кулачки возле глаз)! Ой, противная старушка – про неё все говорят! (погрозить указательными пальцами) (Дети самостоятельно выбирают кто чем будет рисовать, занимают удобное место и приступают к работе) По окончании – выставка детских работ.