"Педагогическая поддержка одаренных детей"

Автор: Пустовая Виктория Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 90"
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Педагогическая поддержка одаренных детей"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

В.С. Пустовая Ростов-на-Дону
Педагогическая поддержка одаренных детей.
Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась яростным нападкам. С одной стороны, существовали школы для одаренных детей, проводились многочисленные соревнования (интеллектуальные, музыкальные, спортивные и др.), позволявшие выявлять детей с выдающимися способностями. С другой стороны, идеи равенства неоправданно распространялись и на сферу способностей. Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме заметно усилился. Открылись новые школы для детей с высоким уровнем развития способностей. Человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Еще один важный момент. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. Что же такое одаренность? Кто же он одаренный ребенок? Рассматривая определения «одаренности» разных авторов, мы выявили, что одаренность – это способность, талантливость; это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Одаренных детей, как правило, отличают:
Психофизиологические особенности одаренных детей:
 высокая любознательность;  исследовательская активность;
 повышенная биохимическая активность мозга;  эмоциональность;  вспыльчивость;  особая речь, моторика и восприятие. Василькова Ю.В. выделяет следующие виды одаренности:  социальную, иначе лидерскую;  художественную, музыкальную, изобразительную, сценическую;  психомоторную, определяющую исключительно спортивные способности;  академическую, которая проявляется в необычной способности к учению. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалисты;  интеллектуальную – это способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. В семье такой ребенок – умник и умница, а в школе – отличник. Среди интеллектуальных детей есть такие, которые учатся на отлично только по одному – двум предметам и не успевают по другим;  творческую, которая проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Но такие дети часто не достигают поставленной цели и слывут неудачниками. С детства они всех раздражают – и в семье, и в школе. Важно такого ребенка вовремя заметить и помочь ему. В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя различные методы. Одаренные дети нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах. Следует, что одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка.

Педагогическая поддержка
– это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем (Газман О.С.). В словаре Даля записано, что «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать», «поддерживать» – служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем), подставкой всему, что поддерживает тяжесть, укрепой всем, что придает крепость, прочность, силу. Цель педагогической поддержки – максимально содействовать одаренному ребенку в осознании и реализации потребности в самореализации.
Основные направления поддержки одаренных детей:
 Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию;  Выработка у одаренных детей умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели;  Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах.  Социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, другие – для помощи в развитии индивидуальности, личности ребенка. Для того чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в школе, необходимо соблюдение некоторых условий. Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей. Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является
творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности. Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия социального педагога и одаренного ученика; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия. Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающего вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки. Но педагогическая поддержка самореализации одаренного ученика, ориентируясь на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения, предъявляет иные требования к вариативности образовательных программ. Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности. Четвертое условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Вот так
коротко раскрывают смысл пятого условия. Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности. Социально-педагогическая поддержка одарённых детей будет проходить более эффективно, если учителя и родители будут придерживаться следующих рекомендаций. Занятия по индивидуальному расписанию . Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным учебным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений. При этом факт диссинхронии заставляет предпочесть индивидуальное расписание практике «перепрыгивания» через классы: одаренный ребенок это ведь не тот, кто просто опередил свой возраст. Нужно именно индивидуальное расписание при всех организационных сложностях, которое оно несет с собой. Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в этом случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание ученикам. Не торопить учеников. Не следует форсировать обучения в тех областях, где ученик сталкивается с трудностями. Вспомним, например, что у А.С. Пушкина в Царскосельском лицее не все было гладко с математикой. Что было бы, если бы вместо возможности читать и писать стихи, ему нужно было бы заниматься алгеброй по усиленной программе? Легко предсказать – развилось бы отвращение к учебе, были бы отравлены прекрасные юношеские годы, вероятно, не было бы той гармонической личности, которую мы видим у истоков нашей поэзии. Таким образом, современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогической поддержки, создания программы
поддержки, программы по подготовки и переподготовки учителей, которые работают с одаренными детьми. В развитии человека, его одаренности огромное значение имеют вся система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса. Список литературы: 1. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9. 2. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.– Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002. 3. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991.