Автор: Кириллов Николай Витальевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ Цивильский аграрно-технологический техникум Минобразования Чувашии
Населённый пункт: гор. Цивильск
Наименование материала: статья
Тема: ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ШКОЛЕ КАК ПРЕДПОСЫЛКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФОБРАЗОВАНИЯ
Кириллов Н.В., преподаватель
Цивильский аграрно-технологический техникум Минобразования Чувашии
Предпрофильная
подготовка
школьников
-
это
система
педагогической,
психологической и информационно-организационной поддержки, содействующая:
а) взвешенному самоопределению учеников с профессиональной деятельностью по
окончанию школ;
б) успешной социализации в обществе.
В рамках предпрофильного обучения школьники получают помощь по выстраиванию
будущей профессиональной карьеры и перспективной образовательной траектории.
Очевидно, что выбор профиля профобучения не должен быть формальным. Однако,
как
правило,
этот
выбор
происходит
под
влиянием
стереотипов
и
случайностей
определяемых:
а)
недостатками
педагогической
поддержки
школьника
в
профессиональном
самоопределении;
б) несистемностью подхода родителей к решению вопросов профобразования своих
детей;
в) слабой приверженностью дорожной карте работы учреждений профобразования и
школы при выстраивании двухсторонних связей в вопросах предпрофильной подготовки
школьников.
В
ГА П О У "Цивильский
аграрно-технологический
техникум"
Минобразования
Чувашии
для
целенаправленного
и
поэтапного
решения
проблем
профессионального
самоопределения и личностного роста школьников созданы оптимальные условия и внедрена
программа информационной предпрофильной профориентационной работы с учащимися
старших
классов
общеобразовательных
школ
республики.
Целями
данной
программы
являются:
-
выявление
профессиональных
интересов
старшеклассников,
развитие
их
способностей и склонностей;
- информированность старшеклассников о возможных способах и условиях получения
образования после школы, о содержании и условиях профессиональной деятельности, о
возможности реализовать свои жизненные цели и планы через избранную профессию;
-
повышение
интереса
школьников
к
техникумским
направлениям
подготовки
раскрывая их красоту и значимость.
Для достижения вышеуказанных целей совместными усилиями педагогов техникума и
школ проводятся:
- занятия в форме игрового тестирования, бесед и дискуссий направленных помочь
школьнику сделать осознанный самостоятельный выбор личностного и профессионального
развития, а также минимизировать вероятность ошибки и неудачи при поиске своего места в
жизни;
-
организованные
посещения
техникума
и
профильных
производств
с
показом
презентаций
профессий
и
мастер-классов,
где
учащиеся
техникума
и
школ
являются
участниками процесса;
- мероприятия в форме дня открытых дверей, ярмарки вакансий и слёта выпускников.
Критериями
эффективности
психолого-педагогического
сопровождения
учащихся
школы в рамках предпрофильной подготовки являются:
- осознанное профессиональное самоопределение школьников и сформированность их
профессиональных планов;
-
результативность
в
выявлении
и
корректировка
трудностей
получения
базовых
знаний необходимых при дальнейшем освоении выбранной профессии;
- развитие устойчивого познавательного интереса у школьников позволяющего при
реализации собственных профессиональных планов преодолеть раздробленность школьных
знаний и их оторванность от практики.
В ГАПОУ Чувашской Республики "Цивильский аграрно-технологический техникум"
Минобразования
Чувашии
предпрофильная
подготовка
школьников
на
базе
отделения
технических профессий проводится с 2017 года:
а) техникум заключает договор о сетевом взаимодействии с общеобразовательной
школой по проведению предпрофильной подготовки учащихся по программам подготовки
квалифицированных рабочих, служащих;
б)
учебный
план
занятий
и
программа
предпрофильной
подготовки
школьников
рассматриваются на заседаниях учебно-методической комиссии техникума и утверждаются
директором школы;
в) занятия предпрофильной подготовки включаются в учебное расписание школы и
техникума.
Результатом сетевого взаимодействия техникума и школ в вопросах предпрофильной
подготовки
школьников
является
выполнение
плана
по
приёму
учащихся
школ
в
наш
техникум, вхождение техникума в ТОП-10 учреждений СПО Чувашии, признание техникума
инновационной площадкой системы профобразования РФ. При этом именно предпрофильная
подготовка
школьников
позволяет
техникуму
готовить
высококвалифицированных
конкурентоспособных специалистов, обладающих несколькими смежными специальностями
и стремящихся к постоянному самообразованию и самовоспитанию.
Литература:
1.
Букреева
И.А.
Проблема
осознанного
профессионального
выбора
/ /
Профессиональная ориентация молодёжи в современных социально-экономических
условиях: состояние, проблемы, перспективы / Под общ. ред. Е.Ю. Пряжниковой. –
Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2009. – С. 158-160.
2.
Голуб
Г.Б.
Элективные
курсы
в
системе
профильного
обучения
//
Справочник
заместителя директора школы. – 2010. – №6. – С. 83-89.
3.
Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Психологическая
наука и образование. – 2003. – №3. – С. 68-81.
4.
Пряжников
Н.С.
Методы
активизации
профессионального
и
личностного
самоопределения. – Воронеж: МОДЭК, 2002. – 400 с.
5.
Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля
обучения // Педагогика. – 2005. – №1. – С.19-26.