Напоминание

Проблемы речи у дошкольников.Средство речевого развития - логоритмика.

Авторы: Милёшина Марина Алексеевна, Сапунова Елена Сергеевна
Должность: воспитатель, психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа 17 ДО 4
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы речи у дошкольников.Средство речевого развития - логоритмика.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ-ЛОГОРИТМИКА.

В

последнее

время

увеличилось

число

детей,

нуждающихся

в

помощи

специалистов

речевого

направления.

Возрастает

тяжесть

речевых нарушений - речевые патологии, нарушения слуха и зрения,

повреждение интеллекта. Причины могут быть абсолютно разные:

1. заболевания в первый год жизни ребёнка;

2. употребление алкоголя во время беременности

3. курение во время беременности;

4. слабое здоровье матери;

5. угроза прерывания беременности;

6. родовые травмы;

7. дефекты речи у родственников;

8. ухудшение экологии;

9. низкий балл по Апгар.

Из-за

постоянного

роста

числа

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья нарушение речи выдвигается на первое

место.

Сегодня

от

всех

детей

дошкольного

возраста

нарушения

речевого развития составляют 70 - 90% и в связи с этим многие дети

нуждаются в различных формах коррекционной работы. При таком

количестве

речевых

нарушений

невозможно

оказать

помощь

коррекционно-педагогического

характера

только

лишь

в

рамках

логопедической группы.

Нарушения происходят на первых этапах становления вербальной

коммуникации - в младшем дошкольном возрасте.

Самые распространённые нарушения речи:

Дислалия - неправильное роизношение звуков при речи. Она может

быть

ункциональной

и

исчезнуть

при

проведении

занятий

с

логопедом;

Д изарт рия

- нарушение

артикуляции

речи.

Возникает

при

расстройстве иннервации речевого аппарата, поражение мозжечка

или стриопаллидарной системы;

Алалия - задержка речевого роазвития. В норме ребёнок начинает

говорить

1,5

годам.

В

некоторых

случаях

появление

речи

происходит позднее, но при этом ребёнок понимает обращённую к

нему

речь.

Иногда

алалия

возникает

в

связи

со

слабоумием,

вследствие чего ребёнок отстаёт в сихическом развитиии;

Аф а з и я

- нарушение

уже

сформированной

речи.

При

этом

заболевании нарушается и само восприятие речи.

Очень

важно

разработать

содержание

и

методы

раннего

коррекционного

речевого

развития

детей.

Речевые

патологии

нарушают пространственное восприятие, что приводит к дисграфии

в дальнейшем, вызывая нарушения чтения и письма.

Для устранения недостатков речи педагоги и специалисты ищут

новые

подходы

и

технологии,

чтобы

помочь

гармоничному

и

всестороннему развитию детей. И в данной ситуации придёт на

помощь логоритмика.

Логоритмика - это система музыкально-ритмических упражнений,

включающих

в

себя

слово,

движение

и

музыку.

Эта

методика

эффективна

для

предупреждения

и

преодоления

речевых

нарушений

,

развивает

память

и

мышление,

п омо га е т

ориентироваться в пространстве, упражняет в точности и быстроте

реакции на зрительные и слуховые раздражители. Логоритмические

занятия хорошо влияют на психоэмоциональное состояние детей.

Благодаря

этому

легко

возбудимые

малыши

становятся

более

спокойными,

а

у

медлительных

и

задумчивых

детей

ускоряется

реакция. В основе этой методики лежит абсолютная простота - дети

легко

выполняют

задания,

особого

заучивания

не

требуется,

производится работа над развитием крупной и мелкой моторики,

дыхания,

мимики.

С

помощью

логоритмических

занятий

можно

значительно улучшить и развить следующие навыки:

1.улучшается темп речи, мимика и интонация;

2.развивается и совершенствуется крупная и мелкая моторика;

3.улучшается

дикция,

благодаря

развитию

подвижно сти

артикуляционного аппарата;

4.творческие

способности

раскрываются,

развиваются

умения

подражать и изображать разные эмоции;

5.развивается

слух

и

память,

внимательность

и

способность

мыслить;

6.развиваются выразительность и сила голоса;

7.ормируется координация движений рук и ног;

8.Дети учатся ориентироваться в пространстве.

На начальном этапе занятий логоритмикой ребёнок просто повторяет

движения

за

взрослым,

затем

-

повторяет

отдельные

слова

или

окончания

фраз.

Все

упражнения

основаны

на

подражании.

Это

побуждает к повторению и проговариванию, ребёнок подключается

и через некоторое время готов повторить в правильном ритме и без

ошибок все фразы.

Занятия

логоритмикой

создают

положительный

эмоциональный

настрой,

что

является

хорошей

мотивацией

к

выполнению

упражнений

и

постепенно

прослеживается

положительная

динамика

речевого

развития.

С

помощью

регулярных

занятий

нормализуется

речь

ребёнка

вне

зависимости

от

вида

речевого

нарушения,

учит

общению

со

сверстниками,

укрепление

тонуса

мышц помогает справиться со своими движениями. Танцевальные

элементы во время логоритмических упражнений позволяют развить

чувство ритма и в соответствии с музыкальным тактом ребёнок

учится произносить строки. Физические упражнения теснот связаны

с музыкальным тактом и речью.

Логопедическая

ритмика

помогает

решить

три

задачи

:

образовательную,

воспитательную

и

коррекционную.

Решение

образовательной задачи помогает познакомить детей с понятиями

темпа и ритма, воспитательной - формирует способность правильно

двигаться

под

сопровождение

и

критически

относиться

к

своим

движениям, коррекционной - решить основные проблемы речевой

патологии у дошкольников.

Конечно,

коррекционные

занятия

проводятся

специалистами

в

детском

саду

-

логопедо,

психологом

и

дефектологом.

Но

воспитатели дошкольного учреждения с удовольствием включают

логоритмику в жизнедеятельность дошкольников:

1.звукоподражание;

2.использование

в

режимных

моментах

потешек,

поговорок,

чистоговорок;

3.физкультминутки или динамические паузы между занятиями;

4.подвижные игры со стихами и песнями;

5.хороводные игры малой подвижности;

6.пальчиковые игры;

7.игры на музыкальных инструментах;

8.слушание музыки;

9.проведение музыкальных досугов;

10.театральные этюды;

11.коммуникативные игры.

Некоторые упражнения для логопедической ритмики:

"Тут - ток"

Дети

выполняют

подражательные

движения

в

соответствии

с

текстом. Стучать можно по столу или коленям.

Тук, ток, туки ток, бьёт кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки, застучали две руки.

Тук, тук, туки ток, застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки, застучали каблуки.

"Воробей"

Воробей по лужице

Прыгает и кружится (прыжки на месте, руки на поясе).

Пёрышки взъерошил (помахать руками как крыльями),

Хвостик распушил (тряска хвостиком),

Погода хорошая!

Чив - чив - чил! (стоя на носочках, потянуть руки вверх)

"Коза"

Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая (ходьба на месте),

Ножками топ-топ (потопать ногами),

Глазками хлоп - хлоп (поморгать),

Забодает, забодает, забодает!

(указательный

и

средний

пальцы

одной

руки

смотрят

вверх,

остальные собраны в кулак - имитировать бодание)

"Тише, мыши!"

Тише, тише, кот на крыше,

(указательный палец руки показывает на потолок)

А котята ещё выше!

(выпрямленными ладонями имитируем ступеньки вверх)

Кот пошёл за молоком,

(топаем ногами, изображая ходьбу)

А котята кувырком.

(сжать руки в кулачки и изображаем как бы запуск моторчика)

Кот пришёл без молока,

(все разводят руками в стороны ии пожимают плечами,удивляются)

А котята ха-ха-ха!

(дети придерживаются руками за живот,изображая смех)

Использованная литература:

О.

А.

Новиковская

"Логоритмика

для

дошкольников

в

играх

и

упражнениях"; О. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова "Логопедическая

ритмика

с

дошкольниками,

страдающими

общим

недоразвитием

речи";

Н.

В.

Нищева

"Логопедическая

ритмика

в

системе

коррекционно-развивающей работы в детском саду"