Напоминание

Комплексы, способствующие физическому и психическому оздоровлению детей.

Авторы: Наталья Александровна Кудрина, Марина Анатольевна Ильюшина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№251"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Комплексы, способствующие физическому и психическому оздоровлению детей.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Комплексы, способствующие физическому и психическому

оздоровлению детей.

.

Ильюшина М.А.,Кудрина Н.А.,

воспитатели

МБДОУ «Детский сад №251»,Новокузнецк

Аннотация. Автором описывается комплекс гимнастики на год (октябрь-апрель),

применяемый для детей дошкольного возраста. Рассчитанный по 6 асан в месяц

комплекс способствует физическому и психическому оздоровлению детей.

Ключевые слова: хатха-йога, асан, оздоровительная гимнастика, нормализация

психологического состояния.

Нарушения

экологической

обстановки, сложные

социально-экономические

условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а

напротив,

имеет

тенденцию

к

ухудшению.

Количество

больных

детей

дошкольников

постоянно

увеличивается,

а

детей,

не

имеющих

отклонений

в

состоянии здоровья снижается, за последние 3 года до 5%. По статистике 60%

детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди

которых

являются

нарушения

опорно-двигательного

аппарата,

сердечно

сосудистой системы. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми

(по данным Министерства здравоохранения России).

По данным ежегодных медицинских осмотров многие дошкольники имеют

нарушения

не

только

физического

развития,

моторики

различных

степеней

сложности,

но

обнаруживаются

проявления

функциональной

незрелости

в

сенсомоторном

развитии

детей,

составляющих

основу

двигательных

навыков

(бега, метания, прыжков, ходьбы, ползания, лазания), а также многие психические

изменения: гипперактивность, агрессивность, неуровновешенность и т.д.

К проявлениям функциональной незрелости относят:

- неравномерность статической и динамической организации движений,

осложняющая развитие социальных навыков и умений;

-

двигательная

расторможенность,

что

снижает

эмоциональный

фон

организации деятельности и осложняет формирование умения подчинять свои

действия поставленной задаче;

- недостаточная сформированность мелкой моторики;

-

нарушение

координации

движений

(зрительно-пространственной

координации, удерживания равновесия, сохранения ритма и т.д.) и др.;

- неспособность ребенка включиться в двигательную деятельность как в

необходимое условие жизнедеятельности [3].

Создавшиеся жизненные условия побудили нас заняться поиском новых

путей оздоровления детей. Невольно возник вопрос, а что мы можем сделать, для

укрепления здоровья детей и для коррекции имеющихся нарушений в условиях

детского сада. Среди средств, на которые может опереться современный человек в

стремлении

сохранить

и

укрепить

здоровье,

основными

являются

природные

физические факторы и народные системы оздоровления, включающие также и

гимнастику. Эти системы, как правило, восходят к культурному наследию Китая,

Индии и захватывают все аспекты жизни. После покорения Европы и Америки

этот

способ

влияния

на

физическое

тело

и

сознание

семимильными

шагами

перемещается по России. Йога привлекает людей по разным причинам: мода,

экзотика, отчаяние от невозможности улучшить своё здоровье другими методами.

Йога уже давно перестала быть особенностью только индийской культуры. И на

помощь пришла самая древняя наука в мире - Хатха Йога, способствующая при

грамотном подходе на гармоничное развитие ребенка.

Хатха йога- это наука о создании гармоничного человека, – как с точки

зрения тела, так и духа. Слово «Хатха» состоит из двух частей и переводится как

«ха» - это «солнце», «тха» - луна. «Йога» означает «единение», «союз» [4], [5].

Хатха

йога

позволяет

уравновесить

противоположные

стороны

человека,

а,

следовательно, и ребенка, прийти к внутреннему единству и гармонии, именно то,

что нужно сейчас нашим детям, большая часть которых к семи годам уже имеют

нарушения опорно-двигательного аппарата, гиперактивность, нарушения питания,

беспокойство, слабость мышц рук и ног и т.д. Хатха йога - занятие для тех, кто

желает обрести здоровье, спокойствие и целостность. В Хатха- йоге упражнения

обычно направлены на определенную часть тела или орган.

В

Хатха-йоге

выделяют

специальные

комплексы

упражнений,

которые

способствуют выпрямлению позвоночника, укрепление мышц живота и спины,

раскрытие

суставов,

они

называются

комплексы асан.

Часто

используют

комплексы

асан

для

улучшения

здоровья,

для

борьбы

с

определенными

заболеваниями [2]. Хатха йога – занятие очень полезное, и для тела, и для ума, и

для

духа,

упражнения

в

комплексах

статические,

движения

осмысленные,

нагрузка

умеренная.

Особенно

эффективными

эти

занятия

будут детям

с

повышенной

тревожностью

и

легковозбудимым,

часто

болеющим

детям,

малоподвижным,

детям

с

нарушением

нервной

системы

(вегетососудистая

дистония, остеохондроз, энурез), необщительным детям.

Конечно

невозможно

охватить

все

элементы

этой

системы,

работая

с

детьми в условиях детского сада, но частично ее вполне можно использовать в

практике с дошкольниками.

Большая часть упражнений в Хатха йоге - это копирование поз животных,

птиц, что детям хорошо знакомо и интересно, также основное внимание уделяется

не

динамике

упражнений,

статической

поддержки

позы.

Целесообразней

элементы Хатха – йоги, применять в комплексах утренней гимнастики, т.к. дети с

утра более расслаблены, спокойны.

Не нужно совмещать йогу с физкультурными

занятиями в один и тот же день, поэтому комплексы с элементами Хатха – йоги,

мы чередуем с традиционной формой утренней гимнастики. Важно донести до

ребенка: не обращать внимание на дыхание, то есть не задерживать его, а дышать

произвольно и глубоко.

Для использования в своей работе, мы выбрали из комплексов асан Хатха-

йоги, наиболее подходящие элементы для оздоровительной гимнастики для детей.

Провели

диагностику

психического

(по

А.Н.

Вераксе)

и

физического

(по

Степаненковой, Ноткиной) развития детей, выбирались характерные показатели

для этой методики. Результаты были не утешительными, например, статическое

упражнение как основная стойка, могли выполнить только 21% детей из группы

(20

детей

было

диагностировано),

а

при

исследовании

психологического

состояния многие дети не могли сосредоточится на упражнения, не проявляли

интереса к занятиям (14%, 13%).

Составили комплексы гимнастики на год (октябрь-апрель), для детей 5-7

лет она состоит из 7 комплексов на учебный год. Каждый комплекс рассчитан на

один месяц по 6 асан на разные группы мышц в каждом, которые проводятся в

течении

месяца

с

чередованием

обычной

утренней

гимнастики.

Каждое

упражнение

разучивали

отдельно

и

это

целесообразно.

Показ

сопровождали

пояснением.

Удобно,

что

в

Хатха-йоге

не

нужны

никакие

спортивные

приспособления и снаряды.

Целесообразно комплекс Хатха-йоги проводить в чистом, проветриваемом

помещении (физкультурный или музыкальный зал); либо чистая, ровная открытая

площадка. Задания выполняются без обуви на индивидуальных ковриках, размеры

которых соответствуют росту ребенка. Для удобства ребёнка необходима легкая,

не

стесняющая

движения

одежда,

которая

хорошо

пропускает

воздух

(из

натуральных

волокон).

Оптимально

проводить

комплекс

асан

утром

перед

завтраком

или

после

дневного

сна,

на

лёгкий,

пустой

желудок

ребёнка.

Продолжительность занятий постепенно увеличивают от 5-7 минут до 20 минут у

детей дошкольного возраста [1].

Для поддержания интереса на занятии, при изучении упражнений с детьми,

необходимо

обыграть

каждое

движение

в

доступной

для

детей

форме,

замотивировать

ребёнка,

вызвать

желание

войти

в

предложенный

образ

(«Лягушка», «Змея» и т.д.). Педагог может проводить занятие в форме сказки или

истории,

которую

он

рассказывает

детям.

Спокойствие

и

доброжелательная

атмосфера

должны

царить

на

занятиях

по

Хатха-йоге,

поэтому

выполнение

упражнений мы сочетали со спокойным дыханием и расслаблением. Выполнение

упражнений

происходит

в

свободном

темпе,

без

принуждения,

ребёнок

сам

определяет

объем

заданий,

который

ему

доступен

и

приятен.

Не

желание

выполнять то или иное упражнение не должно быть наказано, возможно у ребёнка

не получается, и он стесняется в этом признаться, опытный педагог поможет

каждому

раскрыть

свои

способности,

он

предложит

просто

понаблюдать

за

выполнением, или выполнить асан частично. Со временем ребёнок сам придет к

точному

выполнению

техники,

поэтому

не

нужно

от

него

требовать

сию

минутного чёткого выполнения.

Детям заранее объясняют, что йога - это не соревнование, а спокойное и

приятное выполнение упражнений. Если какие-то упражнения названия, которых

детям

не

известны,

то

их

нужно

включить

в

предварительную

работу

(рассматривание

иллюстраций,

просмотр

слайдов,

видеороликов

и

т.д.).

Например, упражнение поза «Лотоса»(одно из главных асан в йоге), руки на

коленях, раскачивание туловища вперед-назад, понять руки вверх и потянуться

(«цветок

просыпается,

расцветает,

листья

к

солнцу

поднимает»),

можно

посмотреть как выглядит этот цветок, где растет, показать иллюстрации, слайды,

чтоб дети имели представления об этом цветке или упражнение «Энергия солнца»

-

дети,

сидя

в

позе

«Лотоса»,

понимают

руки

вверх

тянуться

3-4

с,

затем

расслабляются, руки разводят в стороны («Дарим тепло друг другу»), можно

включить по ознакомлению с окружающим, рассказ о солнце, рассказать для чего

оно нужно, посмотреть слайды, фото как солнце извергает энергию, какое оно

горячее. Объяснить детям что солнце согревает всех на земле, так и мы можем

дарить друг другу свое тепло.

Эффективность оздоровительной гимнастики с элементами Хатха- йоги

возрастает, при закаливании, правильном питании и соблюдении режима дня. А

это достигается при взаимодействии с семьями воспитанников, поэтому в течении

года

мы

применяли

разные

формы

работы

(анкетирование,

индивидуальные

беседы,

консультации,

буклеты,

памятки

для

выполнения

асан

в

домашних

условиях). Для себя мы определили, что понимание и взаимодействие с семьями

воспитанников по воспитанию здорового ребенка достигается в том случае, если

цели и задачи данной работы понятны родителям, в каждодневной работе мы

заботимся

о

том,

чтобы

семья

наших

детей

познакомилась

с

основным

содержанием, методами и приемами физкультурно – оздоровительной работы в

дошкольном учреждении (наиболее актуальными формами работы с родителями

стали открытый показ и мастер классы).

На

основании

выше

изложенного

можно

сделать

вывод,

что

оздоровительная гимнастика с элементами Хатха- йоги позволяет укрепить не

только физическое здоровье ребенка, но и улучшить его душевное состояние.

Во второй половине года мы заметили, что дети, занимающиеся регулярно

оздоровительной гимнастики с элементами Хатха- йоги, стали спокойнее, добрее,

появилась уверенность в своих силах, ребенок (Милана, 6 лет), не вступавший

ранее в контакт с одногруппниками, стала активней проявлять коммуникативные

качества (вступать в сюжетно-ролевые игры с девочками, отвечать на занятиях).

Возрос интерес и у родителей, их заинтересовала наша методика, приходя домой

дети с энтузиазмом показывали какую они изучили новую позу, рассказывали, как

она называется и предлагали родителям повторить ее. Поэтому мы разработали

комплекс асан для занятий дома родителям вместе с детьми и каждый желающий

мог забрать брошюру домой.

В конце года мы вновь провели диагностику психического и физического

развития. У детей значительно улучшилось физическое состояние, статическое

упражнение

как

основная

стойка

выросло

до

42%,

а

при

исследовании

психологического состояния большая часть детей стали внимательны, спокойны,

менее

агрессивны,

больше

проявляют

положительных

эмоций,

развились

физические качества (координация, гибкость) повысилась работоспособность в

других видах деятельности, это доказано результатами диагностики. Не могли

сосредоточится на упражнения, не проявляли интереса к занятиям в начале года

35%, а в конце года 24%.

Таким образом, изучив влияние оздоровительной гимнастики с элементами

Хатха-

йоги

на

психофизическое

развитие

ребенка

старшего

дошкольного

возраста, мы пришли к выводу, что оздоровительная гимнастика с элементами

Хатха- йоги, несомненно оказывает благоприятное влияние на состояние ребенка,

не

только

развивает

некоторые

физические

качества

личности

ребенка,

но

и

положительно влияет на психическое состояние детей в целом, т.е. оказывает

общеукрепляющее воздействие на весь организм ребенка.

Список использованных источников

1.

Зубков А. Н., Очаповский А. П. Хатха-йога для начинающих. Монография

— Москва: Медицина; Полная оцифровка — 2013. — 262 с.

2.

Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. Книга для учащихся и родителей.

Москва. – «Просвещение», 2003.

3.

Лах Ман Чун Г. Е. Эта замечательная йога. - М.: Физкультура и спорт,2007.

4.

Смирнов Б.Л. Санкхья и йога. - Ашхабад: "Ылым",2003.

5.

Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). пер. с

санскр. М., 1992.