"Склонение имен существительных"

Автор: Смолянская Валентина Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ № 63
Населённый пункт: пгт. Чернышевск, Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка, 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Тема: "Склонение имен существительных"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учитель:
Смолянская В.Д.
Образование:
высшее
Квалификационная категория:
первая квалификационная категория
Урок русского языка по теме «Склонение имен существительных» в

3 классе УМК «Перспективная начальная школа»

Тема:
Склонение имен существительных.
Цель урока:
создать условия для усвоения учащимися представлений о склонении как грамматической категории имени существительного.
Задачи:
Образовательная – ввести понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; научить определять типы склонения имен существительных по их роду и окончанию в начальной форме. Развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сравнивать; развивать умение делать выводы на основе сравнения и анализа. Воспитательная – воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива в ходе совместной деятельности.
Формирование УУД:
Предметные – научиться определять склонение имен существительных по окончанию и роду в начальной форме. Метапредметные – 1) познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию из различных источников; 2) регулятивные: формулировать тему и задачи урока, контроль своей деятельности способом сравнения с образцом, анализировать и делать выводы, оценивать уровень овладения тем или иным действием. Коммуникативные – работать в паре, сотрудничать с учителем и другими учениками в решении учебных задач, адекватно оценивать себя, товарища, формулировать собственное мнение.
Тип урока:
урок открытия нового знания.
Оборудование и материалы:
- учебник Н.А.Чуракова «Русский язык. 3 класс» - в 3-х частях, часть 1; - мультимедиа проектор, ноутбук, интерактивная доска; - презентация SMART Notebook; - раздаточные материалы: карточки
Методы:
частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, словесный, самостоятельная работа.
Технологии:
ИКТ, ТРКМЧП( прием – кластер, рефлексия).
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, работа в парах, учебный диалог, коллективная, фронтальная.
Структура и содержание урока

I.

Организационный момент.
Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сядьте, спинки прямо.
Вижу класс наш – хоть куда, Мы начнем урок тогда. Какое у вас настроение? Желаю, чтобы оно таким и оставалось до конца нашего урока. Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Но я думаю, что все получится. А для успеха нам необходимо собрать всю силу ума и внимания. Вы готовы? Тогда вперед. То я в клетку, то в линейку Написать по мне сумей-ка Можешь и нарисовать. Что такое я? … (тетрадь) Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока и вид работы, подчеркните орфограммы.
Слайд 1( Двадцать пятое ноября Кла

ссная

работа)

II. Актуализация опорных знаний.
Отгадайте загадку. Все что существует, оно обозначает, На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. А чтоб не обижался весь честной народ, Оно всегда имеет и число, и род. (существительное) Молодцы! Вы уже многое знаете об этой части речи. Напомните мне эту информацию. Кластер: У нас появился вопрос. Что это может значить? (Мы еще не все узнали об имени существительном.)
имя

существитель

ное

пред

мет

пад

ежи
кто? что?
подлежащее, второстепенный

член предложения
ед.ч, мн.ч.
м.р., ж.р.,

ср.р.

часть

речи

?

Правильно. А хотите узнать? Какую цель мы поставим на урок? (узнать новое об имени существительном) Тогда нам предстоит продолжить исследование имени существительного.
III. Постановка учебной задачи.
Обратите внимание на данные слова. СКАЛА, ЗЕМЛЯ, СТЕКЛО, ПОЛЕ, ДЕДУШКА, ДЯДЯ, РУЛЬ, СТОЛ, СТЕПЬ.
(Слайд 2)
Что у них общее? (это имена существительные). Чем они отличаются? (они разного рода). В связи с этим выполните следующее задание: распредели и запиши эти существительные в три группы по родам, выдели окончания.
Слайд 3

(шторка)
М.Р. Ж.Р. СР.Р. дедушка скала стекло дядя земля поле руль_ степь_ стол_ Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Оцените работу соседа знаком � +  или  - 
(открыть шторку)
Скажите, в каком падеже стоят все существительные? (в именительном падеже). Вы согласны? Докажите. (отвечают на вопросы кто? и что?) А теперь эти же слова распредели в другие три группы: Окончания выдели.
Слайд 4 (шторка)
М.Р. и Ж.Р. М.Р. и СР.Р. Ж.Р. - а, - я - о, - е, - - дедушка стекло степь_ дядя руль_ скала стол_ земля поле
?
Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Оцените работу соседа знаком  +  или  -  Проверьте.
(открыть шторку)
А вот и наш вопрос. Как назвать изменение имен существительных по падежам и числам? Выскажите свои предположения. (ответы детей)
IV. Поиск решения учебной задачи.
А где мы сможем получить такую информацию? (в учебнике) Правильно. Откройте учебник (У1,с.115), найдите плакат летучей мыши. Прочитайте внимательно. (чтение правила в учебнике) Как же называется изменение имен существительных по падежам? (склонение) Сколько склонений различают в русском языке? (три) Заполним карточку – помогайку №1

Карточка – помогайка № 1 (Слайд 5)

Изменение имён существительных по падежам и числам

называется______________________.

В русском языке различают ___________типа склонения.
А существительные какого столбика относятся к 1-му склонению? А ко 2-му склонению? К 3-ему склонению? Где мы сможем получить информацию, которая поможет нам выяснить это? (В учебнике) Правильно. Откройте страницу 118. Прочитайте плакат летучей мыши. Читают самостоятельно. Теперь вы можете ответить на мои вопросы? В каком столбике записаны существительные 1- скл.? 2-го скл.? 3-го скл.? Заполним еще одну карточку – помогайку. (Слайд 6)
Карточка – помогайка № 2

К 1 склонению относятся имена существительные ______ и ______

рода

с окончаниями ___ и ___ в начальной форме.

Ко 2 склонению относятся имена существительные ________ рода

с окончаниями ____ и ____, а также ________ рода с _____________

окончанием в начальной форме.

К 2 склонению относятся имена существительные __________ рода

с ___________ окончанием в начальной форме.

V. Первичное закрепление.
Анишит Йокоповна приготовила для вас задание. Отгадайте загадки, отгадки запишите в три столбика: 1 скл., 2 скл., 3 скл. Этот конь не ест овса, Вместо ног два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (велосипед, 2 скл.) Я всех знаю, всех учу, Но сама всегда молчу. Чтоб со мною подружиться Надо грамоте учиться. (книга, 1 скл.) То я в клетку, то в линейку Написать по мне сумей-ка Можешь и нарисовать. Что такое я? … (тетрадь, 3 скл.) Утром раньше поднимайся, Прыгай, бегай, отжимайся. Для здоровья, для порядка Людям всем нужна…(зарядка, 1 скл.) Светит, сверкает, всех согревает. (солнце, 2 скл.) Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (мышь, 3 скл.)
Проверка по слайду (слайд 7) Какие вопросы вы можете задать друг другу по новой теме? - Что такое склонение имен существительных? - Сколько типов склонений различают в русском языке? - Какие существительные относятся к 1-му скл.? Ко 2-му скл.? К 3-му скл.?
VI.

Включение нового знания в систему знаний.
Используя карточку – помогайку № 2 выполните еще одно задание Анишит Йокоповны. У вас на столах лежит лист с заданием . Вы можете выбрать любое задание и выполнить его.
Задание 1.
Спишите предложения, вставив подходящие по смыслу существительные. Определите их склонение. Целый день хлопочет в лесу проворная … . В берлоге долгую зиму проспит … . Кормится корой деревьев … . Ночью охотится … . В тёплых странах живёт… .
Задание 2.
Спиши стихотворение. Определи склонение выделенных существительных. Как взлечу под
потолок
Да махну через
порог
, Вылетаю за
окошко
, Курс держу я на
лужок
. Вижу реку, вижу
сад
– Вижу
вишню
, вижу
сливу,
До чего вокруг красиво!
Задание 3.
Запиши словосочетания. Определи склонение имен существительных. Гуляли в роще, шли к черёмухе, взмахнул платком, тетрадь без обложки, жил в городе, гнездо без наседки, лежал на печи.
VII.

Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Какое настроение у вас сейчас? Вам понравился урок? Что вы открыли нового для себя на уроке? Какой ответ мы запишем вместо вопросительного знака в нашем кластере? Молодцы! Оцените свою работу на уроке на листах самооценки

- Я понял тему и работал на уроке хорошо.

- Я понял тему и могу объяснить товарищу.

- Мне нужна помощь.
д/з Т1 упр. 81 Оценки за урок.
приложение 1

Задание 1.

Спишите предложения, вставив подходящие по смыслу существительные. Определите их склонение. Целый день хлопочет в лесу проворная … . В берлоге долгую зиму проспит … . Кормится корой деревьев … . Ночью охотится … . В тёплых странах живёт… .
Задание 2.
Спиши стихотворение. Определи склонение выделенных существительных. Как взлечу под
потолок
Да махну через
порог
, Вылетаю за
окошко
, Курс держу я на
лужок
. Вижу реку, вижу
сад
– Вижу
вишню
, вижу
сливу,
До чего вокруг красиво!
Задание 3.
Запиши словосочетания. Определи склонение имен существительных. Гуляли в роще, шли к черёмухе, взмахнул платком, тетрадь без обложки, жил в городе, гнездо без наседки, лежал на печи.
приложение 2


Карточка – помогайка № 1

Изменение имён существительных по падежам и

числам называется______________________.

В русском языке различают ___________типа

склонения.

Карточка – помогайка № 2

К 1 склонению относятся имена существительные

______

и ______ рода с окончаниями ___ и ___ в начальной

форме.

Ко 2 склонению относятся имена существительные

________ рода с окончаниями ____ и ____, а также

________ рода с _____________ окончанием в начальной

форме.

К 2 склонению относятся имена существительные

__________ рода с ___________ окончанием в начальной

форме.

Карточка – помогайка № 1

Изменение имён существительных по падежам и

числам называется______________________.

В русском языке различают ___________типа

склонения.

Карточка – помогайка № 2

К 1 склонению относятся имена существительные

______

и ______ рода с окончаниями ___ и ___ в начальной

форме.


Ко 2 склонению относятся имена существительные

________ рода с окончаниями ____ и ____, а также

________ рода с _____________ окончанием в начальной

форме.

К 2 склонению относятся имена существительные

__________ рода с ___________ окончанием в начальной

форме.

приложение 3
- Я понял тему и работал на уроке хорошо. - Я понял тему и могу объяснить товарищу. - Мне нужна помощь. Моя оценка за урок -
-
Я понял тему и работал на уроке хорошо. - Я понял тему и могу объяснить товарищу. - Мне нужна помощь. Моя оценка за урок - - Я понял тему и работал на уроке хорошо. - Я понял тему и могу объяснить товарищу. - Мне нужна помощь. Моя оценка за урок - - Я понял тему и работал на уроке хорошо. - Я понял тему и могу объяснить товарищу. - Мне нужна помощь. Моя оценка за урок -