Автор: Милягин Алексей Алексеевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКПОУ №36 ФСИН России
Населённый пункт: Боровичи Новгородская область
Наименование материала: методическая разработка урока учебной практики
Тема: "Разработка урока учебной практики"
Разработка урока учебной практики.
Продуманная разработка плана проведения урока учебной практики имеет большое
значение для достижения успеха в работе.
В зависимости от содержания программного материала каждый урок имеет свои
особенности и не может строиться по установленному шаблону. Но существуют общие
требования к занятию учебной практики любой профессии, которые следует соблюдать. К
таковым относят:
-органическое единство обучения и воспитания;
-достижение конкретных учебных целей;
-построение
урока
учебной
практики
в
соответствии
с
программой
при
активном
и
сознательном усвоении учащимися знаний, умений и навыков по изучаемой профессии;
-применение
разнообразных
методов
обучения
с
соблюдением
принципов
индивидуального
подхода
к
учащимся
для
достижения
уровней
подготовки,
предусмотренных квалификационной характеристикой.
Действия
мастера,
связанные
с
текущей
подготовкой
к
конкретному
занятию
представлены на рисунке № 1.
Определение цели и содержание урока
Содержание Объекты труда Знания по Учебно-
нового материала которые будут теории, воспитательные
подлежащего выполняться которые надо цели, решаемые
усвоению обуч-ся обучающимися актуализировать на уроке
на уроке
Материально-техническое обеспечение занятий
Подготовка оборудования, Подготовка необходимой Подбор наглядных
материалов, инструментов технической и технологической пособий, включая
принадлежностей документации электронные
и ТСО, приспособлений изделия
Методическая подготовка
Отбор для данного Определение Просмотр программы Составление плана
занятия рациональ- формы методической и тех- проведения и
ного сочетания организации нической литературы конспекта урока
методов обучения работы
Рис.№1 Системная подготовка мастера производственного обучения.
При подготовке к занятию мастеру прежде всего необходимо определить цели и задачи.
Цель в учебном процессе - это конкретная учебно-воспитательная задача, требуются
решения совместно с обучающимися.
Для определения цели нужно уметь представить себе конечный результат, уяснить,
какими знаниями, умениями и навыками должны обогатиться обучающиеся в ходе урока,
какие качества личности могут быть сформированы у них вследствие направленного
педагогического процесса. Среди комплекса учебно-воспитательных задач определяют
образовательные, воспитательные и развивающие.
Образовательные задачи понимаются как общее интеллектуальное развитие будущего
рабочего, формирование и расширение представлений о достижениях науки и техники,
особенностях применяемых технологий и возможностях приложения общетехнических
знаний.
Примерные формулировки образовательных задач:
-дать начальное представление (дать первичное представление о…);
-обеспечить усвоение….
-сформировать (продолжить формирование)…..
-закрепить;
-обобщить
(или
систематизировать)следующие
научные
знания,
производственные
понятия…;
-расширить следующие специальные производственные представления…;
-углубить (закрепить) следующие технические знания и т.д.
Мастер может расширенно толковать образовательные задачи, логично увязывая их с
тем, как преподается теоретический или практический материал.
Воспитательные
задачи
призваны
сформировать
у
обучающихся
нравственные,
личностные
качества,
которые
могут
и
должны
составлять
стержень
человеческой
сущности члена общества. На занятиях учебной практики создаются особо благоприятные
условия для трудового воспитания, развития умственных способностей и общей культуры.
Занятия в мастерских позволяют развивать у обучающихся восприимчивость к
всему
новому
в
нашей
жизни,
желание
соучаствовать
в
освоении
техники
будущего
и
одновременно дают возможность развивать экологическое мышление.
Примерные варианты формулировок воспитательных задач:
-а) совершенствовать:
-идейно-мировоззренческое
-правовое
-экономическое
-нравственное
--эстетическое
-экологическое воспитание обучающихся
б) продолжить формирование:
- активной жизненной позиции
-осознанной потребности в труде;
-творческого начала
-понимание значения мобильности профессиональных значений
в) прививать
-чувство полноправного и ответственного хозяина
-критическое
отношение
к
существующим
технологиям,
желание
рационализировать
процесс и т.д
г) воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности
Развивающие
задачи
предполагают
формирование
профессиональных
умений
и
навыков.
Подразумевается,
что
атмосфера
занятия,
целенаправленная
совместная
деятельность
мастера
п\о
и
обучающихся
образуют
благоприятные
условия
для
формирования трудового мастерства, выработки сознательного отношения а труду.
Примерные формулировки развивающих задач, следующие:
а)развивать у будущих производственников:
-выделять главное в проблеме……
-делать обобщение, выводы;
-ставить вопросы
-формулировать задачи
-формулировать ответы
-принимать самостоятельные решения
-контролировать проблемные ситуации, задачи и т.п…
-применять имеющиеся знания на практике и т.п-……
б) развивать у обучающихся профессиональные интересы к …..
в) содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности
аккуратности, ответственности, собранности и т.д)
г) содействовать развитию следующих специальных способностей
При планировании учебно-воспитательных целей к занятию следует четко их обозначать.
Если цель- воспитательная, она может разумно воздействовать на мировоззрение,
целенаправленно формируя экологические ,экономические и другие представления.
Если цель- образовательная, то она должна расширять представления обучающихся о
производственных
процессах,
современных
технологиях,
технике
сегодняшнего
дня,
имеющим отношение к изучаемым разделам программы.
Если цель- развивающая, она должна ориентироваться на практическую направленность
профессиональной
подготовки,
это
качество
в
решающей
степени
определяет
ее
педагогическую ценность.
Несмотря на применение разнообразных дидактических методов- объективно существуют
установившиеся этапы занятий .На большинстве видов уроков учебной практики можно
создавать
структуру
занятия,
апробированную
многолетним
опытом
системы
профессионального
образования,
это
трехблочная
типовая
структура
занятия
.Она
приведена на рисунке № 2.
1.Вводная часть занятия
Контроль и отметка
в
п о с е щ а е м о с т и ,
проверка готовности
о б у ч а ю щ и х с я
к
уроку
Вводный
инструктаж
Выдача инструмен-
тов, документации,
заготовок и т.п.
для будущей работы
Р а с с т а н о в к а
п о
рабочим местам
(при необходимости)
2.Практическая (основная) часть занятия
Выполнение обучающимися
запланированных действий
(упражнения,самостоятельна
я работа и т.п.)
Целевые обходы мастера с
проведением
т е ку щ е го
и н д и в и д у а л ь н о го
и л и
группового инструктажей
(по необходимости)
Проверка
и
оценка
работ
выполненных
обучающимися
3.Заключительная часть
Уборка рабочих мест
Проверка
правильно сти
хранения
документации,
сданных
инструментов
и
выполненных изделий
Проведение
заключительного
инструктажа
Согласно этой структуре можно составить один из вариантов плана занятия мастера
производственного обучения. Здесь нужно пояснить несколько моментов при составлении
плана урока.
Если
занятия
проводятся
с
обучающимися,
которые
уже
усвоили
основные
приемы
работы,
это
вводный
инструктаж
может
дополнительно
включать:
демонстрацию
применения
новаторских
инструментов
и
технологии
передовых
методов
труда.
При
отработке
технологических
операций,
особенно,
на
начальных
этапах
обучения,
целесообразно
ознакомление
на
вводном
инструктаже
с
правилами
пользования
письменными инструкционными материалами (картами). Тогда у каждого обучающегося
появляется
возможность
выполнить
заданную
работу,
самостоятельно
контролируя
правильность
соблюдения
ее
последовательности
и
вырабатывая
при
этом
навыки
критического отношения к собственной деятельности-практику самоконтроля.
Главная особенность проведения уроков по темам, связанным с изучением примеров или
операций, заключается в «растяжении» вводного инструктажа на все занятие .Вводный
инструктаж, проводимый, как правило ,в начале урока, даже если у мастера сложилось
представление ,что «все поняли», должен повторяться в индивидуальном варианте во
время самостоятельного выполнения обучающимися упражнений. Это дает возможность
подобрать
темп
усвоения
материала
для
каждого
обучающегося
с
учетом
его
индивидуальных
особенностей,
известных
мастеру.
Кроме
того,
в
зависимости
от
действий обучающегося, у мастера есть возможность при необходимости вернуться к
любой части учебно- инструктивного материала.
Терпеливый повтор показа правильного выполнения приемов работы, учет типичных
затруднений
и
своевременный
приход
для
оказания
обучающимся
помощи-
основа
целевых обходов мастера на занятиях по таким темам.
В планах проведения занятий, в которых по программе предусмотрено освоение
трудовых
приемов
или
операций,
особое
внимание
уделяется
разработке
вводного
инструктажа. Понятно, что каждый раз он учитывает своеобразие материала, но его
содержание
может
быть
примерно
следующим:
ознакомление
обучающихся
с
содержанием предстоящей учебной работы и ее значением для овладения изучаемой
специальностью;
объяснение,
какие
знания
из
изученного
ранее
теоретического
материала
будут
востребованы
при
работе
(при
необходимости-
их
повторение);
демонстрация применяемых при выполнении инструментов, материалов, приспособлений
т.п. с объяснением специфических моментов (способов подготовки к работе, правила
установки, закрепления и т.п.); показ и разъяснение особенностей выполнения того или
иного
приема
операции
(
со
строгим
соблюдением
рекомендованной
методики
демонстрации); концентрация внимания обучающихся возможных причин, которые могут
привести
к
ошибкам
неправильному
результату,
поломке,
браку
и
т.п;
ознакомление
обучающихся
с
техникой
безопасности,
предупреждение
об
опасных
зонах,
о
необходимости рациональной организации рабочего места.
Особое значение на занятиях отводят этапу самостоятельной работы обучающихся,
мастер руководит работой в порядке текущего инструктажа.
Практически-
это
целевые
обходы
работающих
обучающихся,
при
которых
мастер
внимательно наблюдать за соблюдением каждым данных ранее установок. Целевыми
обходами
называют
потому,
что
каждый
из
них
может
преследовать
контроль
правильности выполнения конкретных действий.
Например,
мастер
проверяет
правильно
ли
организовали
обучающиеся
свои
рабочие
места, соблюдаются ли указания по технике безопасности. При этом он старается не
«разбрасываться»,
не
отвлекаться
от
намеченной
цели.
Конечно,
если
не
появились
обстоятельства, требующие его экстренного вмешательства.
Последующие
обходы
могут
быть
произведены
с
самыми
разными
целями,
но
есть
несколько правил их проведения, выработаны практикой.
Во-первых, внимательно приглядываясь к действиям каждого, не вмешиваться в работу
обучающихся.
Во-вторых, при обнаружении ошибки обучающегося, не следует сразу же ее объяснять
и самому исправлять. Гораздо эффективнее ,если путем совместного анализа (с легкой
подсказкой
мастера)
обучающийся
выявит
причину
и
сам
исправить
неправильные
действия.
В-третьих, ни в коем случае не следует при обнаружении неправильных действий
проявлять раздражительность, упрекать в непонятливости и т.п. Это не дает ничего, кроме
напряженности во взаимоотношениях. В то же время терпеливое и доброжелательное
отношение,
показывающее,
что,
несмотря
на
допущенную
ошибку,
обучающийся
способен
справится
с
заданием,
сохраняет
у
того
веру
в
свои
силы,
интерес
и
увлеченность в работе.
Если значительная часть обучающихся совершает одинаковые неправильные действия-
необходим
дополнительный
коллективный
(групповой)
инструктаж.
Так
как
здесь
очевидна вина мастера (недостаточно умелый вводный инструктаж), то просто повтор-
нецелесообразно! Необходимо продумать и найти другой, более продуктивный вариант
объяснения.
Последние обходы преследуют цели приемки и оценки выполненных обучающимися
объектов ( при операционных работах), что необходимо для последующего подведения
итогов занятия. После окончания работы обучающиеся убирают свои рабочие места,
сдают готовые или незавершенные изделия, неиспользованные материалы, полученные
ранее инструменты и технологическую документацию, а дежурные производят уборку
всей мастерской.
Заключительный инструктаж обычно проводится в виде активной беседы. На нем важно
подобрать верную тональность подведения итогов, где должно проявиться отсутствие
личных пристрастий мастера- нет «любимчиков» и «аутсайдеров».Наиболее верным будет
сдержанная похвала лучшим обучающимся, выражение удовлетворения успехами всех
старавшихся, пусть и допустивших небольшие упущения. Тем же, кто не справился, с
заданием
в
полной
мере,
следует
доходчиво
пояснить,
в
чем
заключалась
ошибка,
выразить уверенность, что в следующий раз успех будет достигнут.
Законченные
работы
следует
оценивать
и
объяснять
обучающимся
,за
что
и
почему
выставляется оценка. По оценке деятельности обучающихся мастер исходит, прежде всего,
из качества выполненной работы. На этих этапах учебы отрицательные оценки лишены
смысла, они просто нецелесообразны. Это подтверждает психология труда.
Во время заключительного инструктажа мастер выдает задание на дом.