"Примите исповедь мою себя на суд вам отдаю… Образ автора и его композиционная роль в романе"

Автор: Никитина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 148"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Примите исповедь мою себя на суд вам отдаю… Образ автора и его композиционная роль в романе"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока по литературе 10 класс
"Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю…" Образ автора и его

композиционная роль в романе.
Тип урока - комбинированный Цели: 
Образовательная цель:

Развивающая цель:
формировать умение анализа литературного произведения, делать аргументированные выводы, развивать навыки индивидуальной и групповой работы. 
Воспитательная цель:
прививать любовь к чтению, интерес к деталям и их анализу, воспитывать эмоциональную чуткость. Оборудование: текст художественного произведения, презентация, раздаточный материал. План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Работа по новой теме 4. Запись домашнего задания. 5. Итог урока.
Ход урока:

I.

Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Вы, конечно, помните, что слова, поставленные в заглавие сегодняшнего урока, принадлежат Евгению Онегину, который пытается объяснить Татьяне Лариной, почему он не может ответить на ее любовь. Но подзаголовок указывает на то, что речь сегодня пойдет не о нем, а об Авторе романа.
(2 мин)
На прошлом уроке вы писали тест на повторение сюжета романа. (Краткий анализ результатов теста)
(3 мин)

II.

Проверка домашнего задания

III. Работа по новой теме

1. Слово учителя
Назовите главных героев романа? (Ученики отвечают: Онегин, Татьяна, Ленский.)
Как вы считаете, можно ли поставить автора в ряд действующих героев этого произведения? (Ученики отвечают – да, можно, т.к. автор часто высказывает свое мнение на страницах романа, причем не только по поводу событий или героев, а зачастую и на отвлеченные от сюжетной канвы темы.) А если автор высказывает свою позицию, в чем это выражается? (в лирические отступлениях) Что такое лирическое отступление? (Ученики отвечают: лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего романа, а не от лица кого- либо из действующих персонажей. Может быть, с точки зрения развития сюжета, это вообще лишнее в произведении? Во- первых, отвлекает от главной линии. Во-вторых, — лирика, а нам события и конфликты подавай, рассказ о поступках главных героев или, на худой конец, описание природы. Если вдуматься, то цель любого произведения — не развитие сюжета, а реализация связанных с ним идей автора, его отклик на события исторических или современных автору взглядов на жизнь. Лирические отступления в романе «Евгений Онегин» можно разделить на несколько групп: 1) Автобиографические отступления (воспоминания о юношеской любви, отсылки к биографии, отступления о переоценке романтических ценностей). Описывая действие, Пушкин остается на страницах романа. Он впрямую разговаривает с читателем, он не оставляет героев, потому что им трудно; он хочет помочь им жить - и нам тоже; он с открытой душой раздает нам то богатство, которое накапливал всю жизнь: мудрость и чистоту своего сердца…
(Гл. XVIII, строфы I-II)
В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни, в таинственных долинах, Весной, при криках лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней Открыла пир младых затей, Воспела детские веселья, И славу нашей старины, И сердца трепетные сны. 2) Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни:
(Гл. I, строфа LX)
Я думал уж о форме плана И как героя назову; Покамест моего романа Я кончил первую главу; Пересмотрел все это строго; Противоречий очень много, Но их исправить не хочу; Цензуре долг свой заплачу И журналистам на съеденье Плоды трудов моих отдам; Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань! 3) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии). Именно тут впервые на протяжении II главы перед читателем открыто проявляется сам Пушкин, как будто подхватывая грустные мысли Ленского:

(Гл. II, строфа XXXVIII)
Увы! На жизненных браздах Мгновенной жатвой поколенья По тайной воле провиденья, Восходят, зреют и падут; Другие им вослед идут… Так наше ветреное племя Растет, волнуется, кипит И к гробу прадедов теснит. Придет, придет и наше время… Пушкин пишет эти строки, когда ему вот-вот исполнится двадцать пять лет: еще, казалось, рано задумываться о смерти, о смене поколений, об уходе из жизни. Но Пушкин был мудр даже в молодости, он умел такое подарить людям, что дух захватывает и жить хочется: Придет, придет и наше время. И наши внуки в добрый час Из мира вытеснят и нас! Философские размышления о судьбах и будущем России перемежаются житейской иронией над вечными российскими проблемами. Российские дороги, немало измучившие поэта, не меняются со времени Соловья-разбойника и - так думает Пушкин - если изменятся, то «лет через пятьсот». Тогда наступит блаженство: Шоссе Россию здесь и тут, Соединив, пересекут. Мосты чугунные чрез воды Шагнут широкою дугой, Раздвинем горы, под водой Пророем дерзостные своды, И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир. Это не насмешка - про трактир, это стон человека, много ездившего по стране, где: Трактиров нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит. (Гл. VII, строфы XXXIII-XXXIV) 4) Отступления на житейские темы («роман требует болтовни»). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т. д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях: мы видим то убежденного эпикурейца, насмехающегося над скукой жизни, то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне: Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава Богу, У нас немудрено блеснуть. (Гл. I, строфа V) Вмешавшись в светскую беседу об Онегине, Пушкин горько смеется над тем идеалом, который создали себе «важные люди». Посредственность, самолюбивая ничтожность - вот кто счастлив, вот кто не вызывает удивления или недовольства: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть умел; Кто странным снам не предавался, Кто черни светской не чуждался… (Гл. VIII, строфы X-XI)
Дружба для Пушкина - не только одна из главных радостей жизни, но и долг, обязанность. Он умеет относиться к дружбе и друзьям всерьез, ответственно, умеет думать о человеческих отношениях, и мысли его далеко не всегда веселы: Но дружбы нет и той меж нами. Все предрассудки истребя, Мы почитаем всех нулями, А единицами -- себя. (Гл. II, строфа XIV) Авторские отступления о любви имеют бесценное значение. Любовные атрибуты, за которыми действительно любовь и настоящее чувство, и в тоже время, внешнее проявление этих чувств, которых на самом деле нет, изображены Пушкиным мастерски: Чем меньше женщину мы любим. Тем легче нравимся мы ей И тем ее вернее губим Средь обольстительных сетей. Разврат, бывало, хладнокровный, Наукой славился любовной, Сам о себе везде трубя И наслаждаясь не любя… (Гл. IV, строфы VII-VIII) Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам Ее порывы благотворны, Как бури вешние полям… (Гл. VIII, строфа XXIX) Учитель: Обратим внимание на то, что сюжетных моментов почти столько же, сколько авторских отступлений, т.е. автор живет и действует в романе наравне со своими
героями. А значит, он такой же герой романа, как и они. И хотя герои его вымышленные, Пушкин А.С. делает их вполне реальными именно своим присутствием. Автор выступает не только в роли рассказчика, не только в роли свидетеля описанных событий, но и в роли их участника. А значит, он такое же действующее лицо, как и герои романа. Портрет автора скрыт. Попробуйте представить его внешность – кроме белого пятна перед вами не возникнет ничего. Мы немало знаем об авторе - его судьбе и духовном мире, о литературных взглядах и даже о винах которые он любит. Но автор в «Евгении Онегине» - это человек без лица, без внешности, без имени. Как вы думаете, можно ли поставить знак равенства между автором как действующим лицом и А.С Пушкиным? Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что автор – это художественный образ. Соотношение между автором и Пушкиным, создателем романа, точно такое же как между образом любого человека в литературном произведении и его прототипом в реальной жизни. Образ автора – автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляд на литературу являются отражением пушкинских. (3мин)
IV. Работа по группам.
Подумайте, что выявляется при сопоставлении автора и Онегина? (1 ряд, стр. 201-202) автора и Татьяны? (2 ряд, стр. 206-210) автора и Ленского?(3 ряд, 199-201 ). (авторское отношение к героям, знает он их лично или через кого-то, одобряет ли их поступки или иронизирует над ними.) В этой работе вам поможет материал учебника. Придумайте по два вопроса по своей теме для ваших одноклассников. Вопросы должны быть сложными.(3мин) После этой работы учащиеся делятся своими выводами (по одному человеку от группы.) Проверка вопросов, составленных учащимися. Размышление над ними. (2мин) Докажите, что автор — друг и добрый знакомый Онегина. Как он относится к Онегину? Какие взгляды автора и Онегина совпадают (гл. 1, стр. ХLV—ХLVI, LVI)? IV. Докажите, что автор — покровитель и защитник Татьяны. Как это проявляется в стилистике повествования о Татьяне? V. Каково авторское отношение к романтической поэзии Ленского? Какова авторская оценка Ольги? VI. Какова авторская оценка конфликтов, проявившихся во взаимоотношениях между героями?
V. Итог урока. Обобщение

До сегодняшнего урока, изучая жизнь и творчество А.С.Пушкина, мы говорили лишь о биографии поэта, периодах и особенностях его творчества; анализируя его произведения, пытались разглядеть отдельные черты автора. Сегодня Пушкин сам рассказал нам о себе, мы увидели поэта и человека сразу. Его роман можно считать исповедью. Прав ли был В.Г.Белинский, когда писал: “Читая Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека”?(4мин)
Выводы урока.
Автор проявляется в романе двояко: и как герой романа, и как рассказчик. В лирических отступлениях Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах «энциклопедии русской жизни».
VII. Домашнее задание… Перечитать «Капитанскую дочку» , повторить

признаки реализма.