"Применение мультимедийных и интерактивных программных комплексов для развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи у школьников с нарушениями слуха"

Автор: Хабирова Ирина Владиславовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №87"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Применение мультимедийных и интерактивных программных комплексов для развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи у школьников с нарушениями слуха"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Применение мультимедийных и интерактивных программных

комплексов для развития речевого слуха и формирования

произносительной стороны устной речи у школьников

с нарушениями слуха.

И.В. Хабирова,
учитель начальных классов и учитель ФРС и ПСУР, ОГКОУ Школа-интернат №87 В системе обучения, социальной реабилитации и дальнейшего профессионального самоопределения детей с нарушением слуха применение мультимедийных программных комплексов приобретает особенно большое значение. Современные мультимедийные прграммно-методические комплексы – это новое средство коррекционного обучения для удовлетворения особых образовательных потребностей неслышащих детей, более эффективного решения собственно коррекционных задач. Когда идет речь об обучении, воспитании и общем развитии ребенка с нарушенным слухом, то на первое место выступает проблема развития его речи. Почему? Потому что нарушенная слуховая функция в первую очередь влияет на формирование речи. А речь – это не только средство коммуникации, но и средство мышления. Речь слышащего ребенка постоянно развивается, пополняется новыми словами, речевыми оборотами, синтаксическими конструкциями. Речь неслышащего ребенка не может полноценно развиваться без специального целенаправленного воздействия окружающих его взрослых. Педагоги, родители должны задействовать весь арсенал способов, методов, чтобы знакомить ребенка с нарушенным слухом с новыми словами, объяснять их значение, закреплять в связной речи. Могут ли современные интерактивные программно-дидактические комплексы стать помощниками в этом нелегком деле? Безусловно, ведь у детей с нарушенным слухом хорошо развито зрительное восприятие, зрительная память. Это свойство пластичности мозга выдающийся психолог Лев Сергеевич Выготский назвал «обходным путем развития». Этот обходной путь и надо эффективно использовать на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формирования произношения. Сурдопедагоги нашей школы для развития слухоречевой функции и формирования коммуникативной компетентности школьников с нарушениями слуха на индивидуальных занятиях, кроме современной звукоусиливающей аппаратуры, используют многочисленные специализированные интерактивные программно-методические комплексы , предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия неслышащих, формирования коммуникативных умений и навыков. К ним относятся: -Современный интерактивный программно-дидактический комплекс «Логомер» от компании «Мерсибо» разработанный с учётом ФГОС нового поколения, предназначенный для детей с нарушениями слуха и речи.
-Мультимедийный программный комплекс «Живой звук» включает в себя специально подготовленный набор учебно-коррекционных программ, направленных на помощь детям, имеющим нарушения слуха, речи различной степени тяжести и происхождения (голоса, дыхания, звукопроизношения), а также такие расстройства, как ринолалия, алалия, афазия, заикание. Разнообразные упражнения и игры этих комплексов позволяют развить у школьника на индивидуальных занятиях речевое дыхание, слитность речи, формировать правильное произношение звуков в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, умение изменять громкость, темп речи, а также устранять гнусавый оттенок голоса, а также способствуют развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества; звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, что в свою очередь позволяет улучшить положительную мотивацию к обучению, активизирует познавательную деятельность учеников, обогащает словарный запас, внимание, память. Программа этих программно-методических комплексов обеспечивает дифференцированный подход к формированию и коррекции речи, реализация которого достигается «закладыванием» в компьютер различных вариантов произнесения речевого материала учеником. Запись речи каждого ученика и прослушивание собственной речи способствуют выработке слухового самоконтроля и стимулируют к работе над произношением. Работая специализированными программно-методическими комплексами на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формирования произношения мы - педагоги, применяем специальные коррекционные приёмы работы над произношением: привлечение слухового самоконтроля, подражание артикуляции педагога, использование тактильно- вибрационной чувствительности, элементов фонетической ритмики. При работе с модулями программ используем дополнительный набор наглядного материала – картинок и табличек с речевым материалом в зависимости от темы занятия. Работая над ритмической структурой слова, подбираем и используем двух- и трёхсложные разноударные слова. Подбор речевого материала осуществляем с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и произносительных возможностей неслышащих детей. Практика показала, что во время коррекционных занятий с использованием интерактивных программно-методических комплексов у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов; появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно исправляя увиденные на мониторе ошибки. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ученик сам видит результат своей работы. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном. Поэтому бесспорно преимущество использования программных комплексов в нашей работе с неслышащими детьми.
Кроме этого, новые мультимедийные программные комплексы, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации неслышащего ребенка. Обучение с использованием комплексов в нашей работе становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедийных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с нарушениями слуха. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. В работе сурдопедагога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Таким образом, применение программно-методических комплексов на индивидуальных занятиях способствует общему и речевому развитию учащихся с проблемами слуха. А умение общаться чрезвычайно важно, и определяет в большей степени дальнейшее развитие неслышащего школьника, так как коммуникативная компетенция – это умение принимать и передавать информацию в основе общечеловеческой культуры. Применение программно-методических комплексов в специализированных образовательных учреждениях будет способствовать повышению уровня абилитации и образования детей с нарушениями слуха, эффективности их подготовки к самостоятельной и полноценной жизни в окружающем, полном звуков, мире.