Автор: Барагунова Равида Шалиховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ЦО № 1
Населённый пункт: г.Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: методическая разрабока
Тема: Как работать над выявлением основной проблемы в тексте, комментарием и позицией автора
Задание 27 в ЕГЭ. Как работаем над выявлением
проблем в тексте, выбором примеров - иллюстраций и
позицией автора
В любом тексте можно выявить несколько проблем, из которых Критерий 1 предлагает
выбрать одну, но, учитывая, что в комментарии нужно приводить два примера
-иллюстрации, лучше остановиться на основной проблеме и в сочинении
рассмотреть два ее аспекта. Это будет правильно, поскольку все проблемы в тексте на
самом деле являются аспектами одной – основной – проблемы. Такой подход поможет
нам сделать сочинение более ярким и точным.
Какую же из всех проблем в тексте положить в основу сочинения? Следует
сосредоточиться на проблеме, которая:
находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;
дает большой простор для размышлений.
Как определяем основную проблему в тексте?
1. Алгоритм определения главной проблемы текста в художественном
тексте:
1) прочитать текст два раза:
а) первое чтение - ознакомительное,
б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл каждого
предложения, отмечая ключевые слова;
2) посмотреть, есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы;
3) подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются;
4)
выбрать главную проблему из всех найденных;
5)
если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к
некоторым предложениям или утверждениям, в которых заключена главная мысль
текста;
6)
ответ на выше поставленные вопросы и определяет главную проблему текста.
2. Помня о том, что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон, далее
думаем, на какие две части условно можно разделить текст, т.е. на каких двух аспектах
проблемы сосредоточил свое внимание автор.
3. По тому, о чем автор пишет по каждому аспекту проблемы, определяем, какие именно
вопросы по выявленной проблеме он ставит.
4. Далее формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую проблему – по другому.
Например:
1.
1-я проблема по первому аспекту: проблема (чего?)…
и
2.
2-я проблема по второму аспекту: проблема (чего?)…
2. Алгоритм определения главной проблемы текста в публицистическом
тексте.
Публицистический текст, как известно, четко разделен на абзацы. В каждом абзаце
содержится своя основная мысль. Об этом надо помнить при поиске основной проблемы.
В некоторых абзацах автор может рассматривать одну и ту же проблему, подходя к ней с
разных сторон. Наши шаги:
1)
прочитать текст два раза:
а) первое чтение - ознакомительное,
б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл каждого
предложения, отмечая ключевые слова;
2) при перечитывании текста определяем главную мысль каждого абзаца и записываем
на черновике;
3) далее смотрим, какая проблема повторяется несколько раз, на какой из них автор
сосредоточил свое внимание – это и есть основная проблема;
4) выясняем, каковы аспекты рассмотрения выявленной основной проблемы;
5) теперь формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую проблему – по
другому, т. е. как бы делим основную проблему на две части, чтобы мы не забыли, что
надо осветить проблему с разных сторон и позицию автора тоже нужно показать более
точно.
Как формулируем проблему?
Проблему можно сформулировать своими словами: «Автор заставляет задуматься
над актуальной проблемой (чего?) …». Для этой цели можно использовать и
вопросительные предложения: «Что влияет на (на что?)…? Какова проблема, над
которой задумался автор?».
Можно использовать цитирование:«Чем должно быть в нашей жизни книга?» «…?»
- на такой(ие) вопрос(ы) пытается найти ответ (ФИО автора)… .
Как выбираем примеры – иллюстрации из исходного текста?
Теперь работаем так, как показано в таблице: по каждому аспекту проблемы выбираем
из текста ключевые слова, фрагменты предложений, которые подтверждают
присутствие в тексте данной проблемы (аспекта основной проблемы):
1-я проблема (по первому аспекту)
1-й пример-иллюстрация из исходного
текста: ключевые слова, фрагменты
предложений, которые подтверждают
присутствие в тексте данной проблемы
+ пояснение
Связь между
2-я проблема (по второму аспекту)
2-й пример-иллюстрация из исходного
текста: ключевые слова, фрагменты
предложений, в которые подтверждают
присутствие в тексте данной проблемы
+ пояснение
примерами
Выбранные материалы используем в качестве примеров - иллюстраций в
комментарии
.
Как сформулируем позицию автора?
Позиция автора по первой проблеме
(первому аспекту проблемы)
Позиция автора по второй проблеме
(второму аспекту проблемы)
Чтобы внятно сформулировать позицию писателя, надо постараться ответить на
вопрос: какую мысль он хотел донести до читателей по обоим аспектам проблемы,
когда создавал доставшийся нам текст?
Если вы формулировали проблему в виде вопросов, то ответы на них и будут авторской
позицией. Также формулировать позицию автора помогут примеры, выбранные из текста
(см. таблицу).
Проблемы (аспекты проблемы):
1-я проблема (1-й аспект проблемы): В чём проявляется любовь матери к своим
детям?
2-я проблема (2-й аспект проблемы): На что она готова, если малышам угрожает
опасность и их надо спасти?
Пример формулировки позиции автора.
1)
Позиция автора по первой проблеме:
Наблюдая за поведением выхухоли, автор приходит к выводу, что материнская
любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти.
2)
Позиция автора по второй проблеме:
Если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё
есть, даже собственной жизнью, чтобы спасти их.