Напоминание

Как работать над выявлением основной проблемы в тексте, комментарием и позицией автора

Автор: Барагунова Равида Шалиховна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ЦО № 1
Населённый пункт: г.Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: методическая разрабока
Тема: Как работать над выявлением основной проблемы в тексте, комментарием и позицией автора







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Задание 27 в ЕГЭ. Как работаем над выявлением

проблем в тексте, выбором примеров - иллюстраций и

позицией автора

В любом тексте можно выявить несколько проблем, из которых Критерий 1 предлагает

выбрать одну, но, учитывая, что в комментарии нужно приводить два примера

-иллюстрации, лучше остановиться на основной проблеме и в сочинении

рассмотреть два ее аспекта. Это будет правильно, поскольку все проблемы в тексте на

самом деле являются аспектами одной – основной – проблемы. Такой подход поможет

нам сделать сочинение более ярким и точным.

Какую же из всех проблем в тексте положить в основу сочинения? Следует

сосредоточиться на проблеме, которая:

находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно;

дает большой простор для размышлений.

Как определяем основную проблему в тексте?

1. Алгоритм определения главной проблемы текста в художественном

тексте:

1) прочитать текст два раза:

а) первое чтение - ознакомительное,

б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл каждого

предложения, отмечая ключевые слова;

2) посмотреть, есть ли в прочитанном тексте какие-то вопросы;

3) подумать о том, какие проблемы текста в них заключаются;

4)

выбрать главную проблему из всех найденных;

5)

если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к

некоторым предложениям или утверждениям, в которых заключена главная мысль

текста;

6)

ответ на выше поставленные вопросы и определяет главную проблему текста.

2. Помня о том, что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон, далее

думаем, на какие две части условно можно разделить текст, т.е. на каких двух аспектах

проблемы сосредоточил свое внимание автор.

3. По тому, о чем автор пишет по каждому аспекту проблемы, определяем, какие именно

вопросы по выявленной проблеме он ставит.

4. Далее формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую проблему – по другому.

Например:

1.

1-я проблема по первому аспекту: проблема (чего?)…

и

2.

2-я проблема по второму аспекту: проблема (чего?)…

2. Алгоритм определения главной проблемы текста в публицистическом

тексте.

Публицистический текст, как известно, четко разделен на абзацы. В каждом абзаце

содержится своя основная мысль. Об этом надо помнить при поиске основной проблемы.

В некоторых абзацах автор может рассматривать одну и ту же проблему, подходя к ней с

разных сторон. Наши шаги:

1)

прочитать текст два раза:

а) первое чтение - ознакомительное,

б) второе – медленное, когда читаем, глубоко вникая в смысл каждого

предложения, отмечая ключевые слова;

2) при перечитывании текста определяем главную мысль каждого абзаца и записываем

на черновике;

3) далее смотрим, какая проблема повторяется несколько раз, на какой из них автор

сосредоточил свое внимание – это и есть основная проблема;

4) выясняем, каковы аспекты рассмотрения выявленной основной проблемы;

5) теперь формулируем одну проблему по одному аспекту, вторую проблему – по

другому, т. е. как бы делим основную проблему на две части, чтобы мы не забыли, что

надо осветить проблему с разных сторон и позицию автора тоже нужно показать более

точно.

Как формулируем проблему?

Проблему можно сформулировать своими словами: «Автор заставляет задуматься

над актуальной проблемой (чего?) …». Для этой цели можно использовать и

вопросительные предложения: «Что влияет на (на что?)…? Какова проблема, над

которой задумался автор?».

Можно использовать цитирование:«Чем должно быть в нашей жизни книга?» «…?»

- на такой(ие) вопрос(ы) пытается найти ответ (ФИО автора)… .

Как выбираем примеры – иллюстрации из исходного текста?

Теперь работаем так, как показано в таблице: по каждому аспекту проблемы выбираем

из текста ключевые слова, фрагменты предложений, которые подтверждают

присутствие в тексте данной проблемы (аспекта основной проблемы):

1-я проблема (по первому аспекту)

1-й пример-иллюстрация из исходного

текста: ключевые слова, фрагменты

предложений, которые подтверждают

присутствие в тексте данной проблемы

+ пояснение

Связь между

2-я проблема (по второму аспекту)

2-й пример-иллюстрация из исходного

текста: ключевые слова, фрагменты

предложений, в которые подтверждают

присутствие в тексте данной проблемы

+ пояснение

примерами

Выбранные материалы используем в качестве примеров - иллюстраций в

комментарии

.

Как сформулируем позицию автора?

Позиция автора по первой проблеме

(первому аспекту проблемы)

Позиция автора по второй проблеме

(второму аспекту проблемы)

Чтобы внятно сформулировать позицию писателя, надо постараться ответить на

вопрос: какую мысль он хотел донести до читателей по обоим аспектам проблемы,

когда создавал доставшийся нам текст?

Если вы формулировали проблему в виде вопросов, то ответы на них и будут авторской

позицией. Также формулировать позицию автора помогут примеры, выбранные из текста

(см. таблицу).

Проблемы (аспекты проблемы):

1-я проблема (1-й аспект проблемы): В чём проявляется любовь матери к своим

детям?

2-я проблема (2-й аспект проблемы): На что она готова, если малышам угрожает

опасность и их надо спасти?

Пример формулировки позиции автора.

1)

Позиция автора по первой проблеме:

Наблюдая за поведением выхухоли, автор приходит к выводу, что материнская

любовь не знает преград. Она сильнее страха смерти.

2)

Позиция автора по второй проблеме:

Если детям угрожает опасность, мать готова пожертвовать всем, что у неё

есть, даже собственной жизнью, чтобы спасти их.