Напоминание

"Сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГВЭ по русскому языку".

Автор: Тараканова Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ СО "Школа-интернат АОП № 4 г.Саратова"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГВЭ по русскому языку".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской

области «Школа – интернат АОП № 4 г.Саратова»

КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 9 классе

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках

подготовки к ГВЭ по русскому языку

(изложение с творческим заданием)».

Подготовила Тараканова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы

г. Саратов, 2020 г.

Конспект урока в 9 классе

.

ТЕМА

УРОКА:

«Подготовка

к

написанию

сочинения-рассуждения

в

рамках

подготовки к ГВЭ по русскому языку «Почему равнодушие - самый страшный порок

нашего общества?» ( по рассказу А.Платонова «Юшка»).

Ц е л ь

у р о к а : сформировать

у

школьников

навыки

написания

с оч и н е н и я -

рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ГВЭ по русскому языку.

Задачи:

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний

обучающихся об изобразительно-выразительных средствах языка, формирование умения

проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста, привитие интереса к

предмету на основе языковых впечатлений;

коррекционно - развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности,

развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

воспитательные: формирование нравственных качеств учащихся.

Тип урока: урок системтизации и обобщения знаний и умений.

Организационные

формы:

беседа,

групповая

работа,

индивидуальная

работа,

самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства

обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые

словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы

активизации

мыслительной

деятельности

учащихся:

анализ

учебной

информации,

раскрытие

межпредметных

связей

между

русским

языком,

литературой.

Выдвижение

гипотез.

Анализ

текста,

составление

алгоритма

написания

сочинения-

рассуждения.

Основные

особенности

использования

цифровых

образовательных

ресурсов:

иллюстративные

материалы

интернет-ресурсов,

содержащие

справочные

данные

и

иллюстративный

материал

по

данной

теме;

компьютерные

программные

средства

-

Microsoft

Word,

Microsoft Power Point и другие

для подготовки материала к уроку и

самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока.

I.

Организационный момент.

II.

Приветствие

учащихся.

Сообщение

темы,

формулирование

цели

урока

учащимися. (Слайд 1).

Слово учителя: сегодня на уроке мы будем говорить с вами о вечных проблемах

духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к

ближнему,

об

ответственности

за

свои

поступки,

об

умении

сострадать,

о

равнодушии, порождающем жестокость.

III.

Мотивация учебной деятельности. Выбор эпиграфа. Обоснование. (Слайд 2).

Бойтесь не врагов,

Бойтесь равнодушия.

Агабек Султанов

Мир принадлежит тем, кто готов его согреть

– не важно, мужчина это, или женщина.

Л. Кассиль

Ты сам спеши добро нести кому-то, ведь что

посеешь в людях, то пожнёшь.

А.Дидуров

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие

смертоносно для души человека.

М.Горький

IV.

Запись в тетрадь даты, темы, эпиграфа. (Слайд №2 )

V. Актуализация знаний.

1.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-

рассуждения.

Давайте

вспомним схему сочинения-рассуждения,

так как дома вы будете

писать сочинение на тему

«

Почему равнодушие - самый страшный порок нашего общества?»

Вопросы классу:

1. Какова схема построения сочинения-рассуждения?

2.Что такое тезис? (Это положение, утверждение, которое требуется доказать).

3. Что такое аргументы? (Это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис).

4. Вывод? (Это заключение, итог проведённого рассуждения).

1.Выдвижение тезиса.

(Слайд № 3)

.

Комментарий к тезису.

Комментарий

к

тезису

2-3

предложения,

содержащие

Ваши

размышления

в

соответствии с заявленным тезисом.

Помните,

что

комментарий

должен

быть

логически

связан

с

дальнейшими

аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из читательского опыта.

2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта.

(жизненные наблюдения; пример из истории

посёлка, города, страны; истории из

жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ и

т.п.).

3.Вывод. (Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый

тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод

должен быть связан по

смыслу с тезисом).

2. Слово учителя: Итак, мы повторили основные понятия, необходимые нам для

успешного выполнения нашей задачи. Ребята, чтобы раскрыть тему любого сочинения, вы

должны не толко хорошо понимать текст, но и владеть навыками анализа текста, знать,

какие изобразительно-выразительные средства помогают раскрыть внутренний мир героя,

авторскую позицию и т.д. Тема вашего домашнего сочинения-рассуждения вам известна. На

примере рассказа А.Платонова мы и попытаемся ответить на поставленный вопрос (тема

на доске). Начнём с орфографической работы, расширения и обгащения словарного запаса.

(Слайд № 5).

3. Задание: определить лексическое значение слов:

Гуманность Равнодушие

Любовь Жестокость

Терпение Насилие

Чуткость Грубость

Милосердие Чёрствость

Ответственность Безразличие

Соучастие Безжалостность

Бесчеловечность

4. Слово учителя: Теперь приступаем к работе над выразительными средствами языка.

(Слайд № 6).

1.Какие существуют тропы?

2.Какие стилистические фигуры вы знаете?

3. Какова роль выразительных средств речи?

5. Анализ рассказа А.Платонова «ЮШКА».

Слово учителя: Ребята, мы знакомы с творчеством А.Платонова, которого в большинстве

его

произведений

волнуют

проблемы

нравственной

чистоты

и

морального

уродства.

Именно об этом и идёт речь в рассказе «Юшка». Писатель с болью в душе говорит о

равнодушии

и

жестокости

не

только

взрослых,

но

и

детей. Ведь

равнодушие

может

граничить с бесчеловечностью, может порождать её или приводить к ней, может позволять

ей осуществляться. «Молчаливое согласие» равнодушных, отсутствие активной позиции,

ответственности

за

происходящее

может

обернуться

трагедией.

Объектом

его

пристального внимания являются душа, страдание, печаль, радость, горе — вся

гамма человеческих чувствований, малейшие движения сердца. Язык А. Платонова

тесно переплетён с бытием. Бытие простого русского народа и описано в рассказе

«Юшка». Язык писателя определяется многими, разными приемами, Сегодня на уроке

мы попытаемся найти те выразитеьные средства языка, с помощю которых автор и создаёт

свои неподражаемые образы, их чувства, переживания, сомнения, сметения, размышления.

- Какой основной приём построения рассказа использует автор? Это стилистическая фигура

или троп? ( Работа с текстом).

(Основным

художественным

приёмом

в

рассказе

является

антитеза.

Антитезу

находим и в лексике, и в поведении героев, и в их описании).

- Найдите примеры антитезы.

Антитеза

в

лексике:

… Вырастешь, и будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя

будут мучить, и чаю

с

сахаром не будешь пить, а одну

воду.

— Лучше бы ты умер, Юшка, — говорила хозяйская дочь. — Зачем ты живёшь?

Юшка глядел на неё с удивлением. Он не понимал, зачем ему умирать, когда он

родился жить.

… в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал

кто-то или никто

не

ждал…

— … Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее

бы

стало без тебя…

—… все люди, старые и малые, весь народ…

Антитеза

в

поведении

героев

и

в

их

описании:

… Тогда бы они отбежали от него, и в

испуге, и в

радости снова бы дразнили его

издали…

… на прошлой неделе тебе ухо разорвали, а ты говоришь — народ

тебя

любит!...

— Сердце-то у них слепое, да глаза у них зрячие!

— … Любят-то они по

сердцу, да бьют тебя

по

расчёту.

—… живи просто и честно, как я живу, а тайно ничего не думай!

От кротости

Юшки

взрослый

человек

приходил

в ожесточение

и

бил

его

больше, чем хотел сначала …

Юшка:

подымал

с

тропинки

бабочек

и

жуков,

которые пали

замертво,

и

долго

всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшими. Но живые птицы

пели в небе…

Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более болезни и шёл весело дальше,

как здоровый

человек).

- Какова роль антитезы?

(Антитеза помогает Платонову противопоставить Юшку другим людям (народу) и

даже

детям.

Это

два

несопоставимых

полюса,

два

контрастно

выраженных

понятия — добро и зло. Платонов слабость и доброту Юшки противопоставляет

агрессии, злобе, жестокости, безнравственности людей, которые живут в одном

городе с ним, ходят по тем же улицам, испытывают похожие трудности. Юшка

— бедный юродивый, страдающий от чахотки. Он маленького роста, худoй, cо

cморщенным лицoм и глазами, как у слeпца, в которых всегда стоит влага, «как

неостывающие слезы». Ему всего сорoк лет, но окружающим он кaжется глубоким

стариком.

Нeизлечимая

бoлезнь

чахотка

состарила

его

раньше

времени.

Чёрствые, бездушные и жeстокие люди oкружают его: дети смеются над ним, а

взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они

безжалостно

издеваются

над

больным

человеком,

закидывают

камнями,

бьют,

унижают).

- Какие ещё стилистические фигуры речи вы находите в тексте?

(Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей,

взрослых и Юшки).

- Ребята, давайте создадим «психологический этюд» поведения, а главное чувств,

состояния героев, для этого обратимся к презентации.

Слайд 7

- На слайде ключевые слова, характеризующие поведение, чувства и состояние героев

Дети

…переставали играть, бежали,

кричали…

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и

толкали……

…опять толкали и кидали комья

земли…

…сильнее толкали,…кричали вокруг

Юшки…

…делали слишком больно…

…радовались

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался…

…шёл тихо и не закрывал лицо…

…шёл и молчал…

…не трогал и не отвечал…

…говорил…

…радовался…

Взрослые

…обижали его…

…их сердце наполнялось лютой

яростью…

…и тут же били его…

…приходили в ожесточение и били его

ещё больше…

…и в этом зле забывали на время своё

горе…

Они жестокие люди.

Юшка

… останавливался, слушал и молчал…

…потом долго лежал в пыли на

дороге…

…очнувшись, он вставал…

…люди меня без понятия любят,

сердце у них бывает слепое…

Он был уверен, что народ его любит,

только любит без понятия. Сердце в людях

бывает слепое.

-Какие ещё стилисические фигуры встречаются в тексте?

Плеоназм: «родился жить», «плохо видел глазами», «взрослый человек приходил в

ожесточение».

Сравнения:

«Глаза

его

были

белые,

как

у

слепца,

в

них

всегда

стояла

влага,

как

неостывающие слезы», «большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были

вот-вот наполниться слезами»,» почему он не возьмёт хворостину и не погонится за

ними, как делают все большие люди», « такая же незлобная и лишняя людям, как отец»,

«шёл весело далше, как здоровый человек».

Градация: «…если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними».

Инверсия: «Сердце в людях бывает слепое, да глаза у них зрячие».

- Ребята, а какие тропы помогают нам раскрыть внутренний мир главного героя?

Олицетворения: рождающие, умирающие облака, бормочущие реки,

Эпитеты: светлая теплота, сладкий воздух, лютая ярость, слепое сердце,

неостывающие слёзы, работящие кузнечики, чужое зло, мягкое лицо.

Метафора: голос реки, в глухую деревню, сладкий воздух цветов, любила всем теплом и

светом своего сердца,

больная грудь оттдыхала,

кого она сама любила всем теплом и

светом своего сердца.

Слово учителя: Ребята, хочется сказать, что речи персонажей рассказа «Юшка»

свойственна непринужденность и остроумие, а иногда философичность и одновременно

простота высказываний. (Юшка: «Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я

тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя...»).

Ключевыми в рассказе «Юшка» являются слова: Слабость - сила (физическая и духовная:

Юшка силён духом, но слаб физически, а окружающие его взрослые люди и дети –

наоборот); Смерть – жизнь (человеческая жизнь в рассказе «Юшка» оказывается

универсальной мерой времени; не случайно самыми частотными являются слова «жизнь»,

«жить» и их производные (данные слова используются в рассказе 10 раз); Сердце - душа -

дух - тело («Сердце в людях бывает слепое» («Юшка»). Данные ключевые понятия

рассказа Платонова выражают авторский замысел: они помогают раскрыть нам красоту и

величие, доброту и открытость простых людей, их богатый внутренний мир, привлечь наше

внимание к нравственным проблемам общества.

Автор также использует эмоционально - окрашенные слова: отрицательно окрашенные

слова и выражения - для описания внешности главного героя Юшки, а положительно

окрашенные – чтобы показать нам его глубокий внутренний мир.

- Ребята, найдите в тексте эмоционально- окрашенные слова и выражения, а также

разговорные слова.

(Штаны, всякую, подымались, не серчает, хворостину, обождите, котомку, блажной, что

ль, помер, е мудруй; белое тело, вправду живёт на свете, кротость, родился жить, не

скрывал любви к живым существам,

на душе легко; веселые; в покое и тепле; нежно и

кротко; она любила всем теплом и светом своего сердца; утешает; не утомляясь.

Старый; в руках у него мало было силы; был мал ростом и худ; на сморщенном лице;

редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца; закопченных от работы;

прожженными искрами насквозь; умер; разорвали; страдаю; лишняя людям; больная

грудь; недуга; состарила, истощала его; божье чучело; юрод негодный; рот черен;

мертвый; сор; терзали его, толкали, потешались, упрекали, мучили, калечат, с силой

злобы, ожесточение, насмешки и недоброжелательство, безответная глупость,

забраковали).

Слово учителя: Все перечисленные приёмы делают аторскую речь и речь персонажей

яркой, образной. Писатель пытается вести серьёзный разговор с обществом, а устами

героев высказать собственные сокровенные мысли.

6. Физминутка.

- Представьте, что вы находитесь в лесу. Поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку,

улыбнитесь ему.

- Присядьте, представьте, что вы увидели кузнечика. Попрыгали на месте.

- А теперь увидели бабочку, Полетели.

- Снова потянули ладошки к солнцу.

- Сели, закрыли глаза и мысленно пожелали всем людям добра, здоровья, счастья, любви.

7. Слово учителя: Ребята, мы с вами повторили выразительные средства языка, вспомнили

о том, какова их роль в тексте. Считаю, что данный вид работы поможет вам при написании

сочинения – рассуждения на выпускном экзамене.

А теперь поразмышляем над темой «Почему равнодушие - самый страшный порок

нашего общества?» ( по рассказу А.Платонова «Юшка»).

Есть замечательное выражение

чешског писателя Юлиуса Фучика

«Не бойтесь врагов - они

могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей

равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные

преступления на свете».

-

Как вы понимаете это высказывание?

Слово учителя: Равнодушие порождает жестокость. Жестокость разрушительна. Она

способна разрушать целые людские жизни.

Жестокость разрушает душу человека и всё, что

ему дорого, и часто её причины необъяснимы, а итоги всегда ужасны.

Решаясь на жестокие

поступки, люди рискуют натворить бед, которые потом исправить не получится, а когда

придёт озарение и понимание того, чего натворил, - будет поздно. Так и происходит в

рассказе «Юшка». Мы понаблюдаем за тем, к чему приводит равнодушие детей и взрослых

и что происходит с их душами.

Вопросы:

- Кто такой Юшка? Что вы о нём знаете?

- Почему дети удивлялись Юшке? (Прочитать: «А малые дети и даже те… они видели,

что он твердый и живой».)

- Почему дети хотели, чтобы он разозлился или отозвался им злом? (К Юшке

придирались ради развлечения, чтобы не было скучно. Это доставляло им радость и

удовольствие).

- Как отвечал Юшка, когда ему делали слишком больно?

-Как к детям относится Юшка? (Тоже радовался).

- А чему?

(Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить

человека и не знают, что делать для выражения любви и поэтому терзают его).

- Кто же духовно богаче: люди со зрячими глазами, но слепым сердцем или Юшка с

глазами, как у слепца, но со зрячим сердцем?

(От детей никто не ожидает жестокости. Дети подобны ангелам, у них должна

быть чистая душа. Детская жестокость – это противоестественная реальность

жестокого безбожного мира).

- А как относились взрослые к Юшке? (Взрослые относились к Юшке плохо. Они

жестокие люди. Юшка был не похож на остальных. Люди жили в злобе, в скуке, в

пьянстве и в ожесточении. А он жил не так, как они: трудился, никого не обижал, не

пьянствовал, помогал девочке – сироте. Все понимали, что он лучше их, и этого не могли

ему простить).

- Почему же Юшка не обижался на взрослых? (Он был уверен, что народ его любит,

только любит без понятия. Сердце в людях бывает «слепое».

«Слепое», не умеющее видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить;

Юшка – добрый, терпеливый, тихий, жалкий, скромный, кроткий, жалостливый,

бескорыстный, чуткий к чужому несчастью человек.

… А дети и взрослые – злые, жестокие, грубые, равнодушные, агрессивные,

чёрствые).

- Когда и почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни?

- Как вы понимаете слова Юшки: «… а по надобности мы все равны». (Люди

рождаются, чтобы жить.)

- Почему прохожий с сильной злобой толкнул Юшку в грудь? (Потому что тот

впервые высказался в защиту себя: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!…Без меня тоже,

значит, нельзя!»)

-Можно ли было избежать этого конфликта?

(Нет. Презрение – это то, чем переполнено сердце людей. «Как ты смеешь меня,

самого меня с собой равнять, юрод негодный». Заповедь Божия гласит: «не суди и не

судим будешь», но люди слишком поздно вспоминают это. («Прощай, Юшка, и нас

прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья?»)

- Чем закончилась встреча прохожего и Юшки? (Прохожий толкнул Юшку и со

спокойной душой ушёл домой пить чай. Юшка упал и более не шевелился).

- Переживает ли прохожий за содеянное? (Нет, он со спокойной душой ушел домой пить

чай.)

- Что мы можем сказать о прохожем? (Жестокий, равнодушный, чёрствый человек).

- А Юшка? (Жил тихо и умер тихо, незаметно).

- Все ли бездушны в деревне? (Нет, потому что столяр, живший в деревне, вытер уста

Юшки ладонью.)

- Почему столяр за всех просит прощения уже у мертвого Юшки? («За то, что забраковали

тебя люди, а кто тебе судья?»)

Слово учителя: Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего

всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а

не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень

добрый человек. А осерчать надо было – нельзя всё время терпеть.

Сегодня, ребята, ваши души прикоснулись к сердцу прекрасного человека. Лишь бедному,

доброму Юшке было известно то неведомое и прекрасное, что никогда в этой жизни не

откроется грешным людям, творящим зло и считающим это нормой.

Хорошо и отрадно становится у нас на душе, оттого что до сих пор живут на нашей

земле удивительные люди, согревающие нас своей теплотой и любовью. Но горько и

обидно другое: мы перестали их замечать, мы разучились им сострадать, мы привыкли

над ними смеяться, и это, может быть, самое страшное. И все-таки, пока такие люди еще

есть в нашей жизни, для нас еще не все потеряно.

Мне очень хочется, чтобы этот урок помог вам стать добрее, милосерднее, терпимее

ко всему, что вас окружает.

Мы должны научиться испытывать чувство сострадания, сочувствия и

сопереживания, любить и уважать людей, уметь отвечать за свои поступки

Иногда «ущербные» внешне гораздо более человечны, чем совершенные физически. Они

свидетельствуют о непреходящей ценности любви. В нашем обществе, к сожалению, ещё

много грустного, горького, жестокого.

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из

веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как

надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. И закончить сегодняшний урок я хотела

бы словами А П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого

человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть

несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет

ему свои когти, стрясется беда —болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит

и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

8. Самостоятельная работа. Составление синквейна.

-Составить синквейн на любую тему: Юшка, дети, сирота, сострадание, равнодушие,

любовь.

Пример

Юшка

беззащитный, покорный

не отвечал, не обижался, радовался

Верил, что нужен людям

Жертва

Дети

безжалостные, невоспитанные

смеялись, толкали, бросали камни

Не слышали и не понимали его

Жестокость

VI. Рефлексия

- Чему научил вас урок?

VI. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на

тему

: «

«Почему

равнодушие - самый страшный порок нашего общества?»