ВСЕРОССИЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН: Отрытый классный час на тему: Л.Н. ТОЛСТОЙ "ВОЙНА И МИР"

Автор: Брагин Борис Николаевич
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: МО Нижегородской области ГБПОУ "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: методическая разработка проекта
Тема: ВСЕРОССИЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН: Отрытый классный час на тему: Л.Н. ТОЛСТОЙ "ВОЙНА И МИР"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство Образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования
«Нижегородский Губернский колледж»
Заместитель директора по ВР __________ О.В.Шесслер «____» _______2015г.
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

П Р О Е К Т А

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН

Отрытый классный час на тему:

Л. Н. Т О Л С Т О Й

ВОЙНА И МИР

Н. Новгород

2015
Участники: группа 31«БД»; Специальность: Банковское дело Руководитель проекта: Куратор гр.31«БД»; Брагин Б.Н.

Информационная карта проекта

1.Полное название проекта:

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАРАФОН:

Отрытый классный час на тему:

Читаем роман Л. Н. Т О Л С Т О Г О «ВОЙНА И МИР»

2. Цель проекта:

- Акцентировать внимание студентов группа 31«БД» к литературному

наследию просветителя, публициста, религиозного мыслителя России

Толстого

Л.Н.;

- передать дух эпохи России в период становления писателя Толстого Л.Н.;

3. Задачи проекта:

• Передать художественными средствами разносторонние дарования Толстого

Л.Н. - как художника слова мирового значения;

• Привлечь к проведению классный часа широкий состав студентов гр.31БД;



Организовать просмотр презентации и заслушать выступление Федоровой

Ю. о биографии Толстого Л.Н. на тему: «Жизнь и служение во имя России»;

• Организовать просмотр презентации и заслушать куратора гр.31«БД»

Брагина Б.Н. на тему: «Отечественная война 1812 года-в романе Толстого

Л.Н.»

4. Руководитель проекта:

Куратор гр.31«БД»; Брагин Б.Н.

5.Участники круглого стола: - студенты гр. 31«БД», гр. 32«БД», гр.21«БД»,



гр.22«БД»; администрация и преподаватели колледжа;

6. Территория проекта: г.Н.Новгород, ГБОУ СПО НГК, к-с 2,

3-й этаж, ауд.33;

7. Адрес организации:603028, г.Н.Новгород, ул. Московское шоссе, д.

52«а»

8. Телефон -

241-75-17, 241-55-20;

9. Количество участников: 28 человек;

10. Дата проведения: - 26 ноября 2015г.

11. Место проведения проекта: г. Н.Новгород, ГБОУ СПО НГК, к-с 2, 3-й

этаж, ауд.33;



Сценарий
Отрытого классного часа на тему: читаем роман Л. Н. Т О Л С Т О Г О «ВОЙНА И МИР»
Ведущий:

Куратор гр.31«БД»; Брагин Б.Н.
Добрый день уважаемые участники классного часа. Классный час, посвященный всероссийской акции Литературного года в России объявляется открытым. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи "Войны и мира":…в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю создания романа. Первоначальный замысел Толстого Л.Н. - запечатлеть в художественной форме полувековую историю страны - Толстой назвал "Три поры". Первая пора - это начало века, его первые полтора десятилетия, время молодости первых декабристов, прошедших через Отечественную войну 1812 года. Вторая пора - это 20-е годы с их главным событием - восстанием 14 декабря 1825 года. Третья пора - 50-е годы, неудачный для русской армии конец Крымской войны, внезапная смерть Николая I, амнистия декабристов, их возвращение из ссылки и время ожидания перемен в жизни России. Однако в процессе работы над произведением писатель сузил рамки своего первоначального замысла и сосредоточил внимание на первой поре, коснувшись лишь в эпилоге романа начала второй поры. Но и в таком виде замысел произведения оставался глобальным по своему размаху и потребовал от писателя напряжения всех сил. В начале работы Толстой понял, что привычные рамки романа и исторической повести не смогут вместить все богатство задуманного им содержания, и начал настойчиво искать новую художественную форму, он хотел создать литературное произведение совершенно необычного типа. И ему это удалось. "
Война и мир", по

утверждению Л.Н. Толстого, - не роман, не поэма, не историческая хроника, это -

роман-эпопея, новый жанр прозы, получивший после Толстого широкое

распространение в русской и мировой литературе.






Звучит песня «Журавли» на стихи Расула Гамзатова в исп. Дмитрия

Хворостовского и женского хора…

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небес…
Слово о биографии Л.Н. Толстого, предоставляется студентке гр.31БД Федоровой Юлии. Родился Л.Н.Толстой 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. По материнской линии Толстой принадлежал к старинному роду князей Волконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми знатными семьями. По матери Лев Николаевич был родственником А.С Пушкина. Матери Толстой не помнил, она умерла, когда ему не было и 2 лет, в 9 лет он потерял отца. Всего в семье Толстых было 4 брата. Отрочество и юность Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В Казани Он успешно выдержал экзамены и поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года. После смерти отца (1837г.) воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого. Впечатления от жизни дворянской усадьбы послужили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».
В 1851г. старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Л.Н.Толстого ехать вместе на Кавказ. Позже переведясь в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, он начал писать цикл «севастопольских рассказов». В ноябре 1855г., после войны, Л.Н.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника». Л.Н.Толстого встретили как «великую надежду русской литературы». Однако в журнале Л.Н. Толстой работает недолго, и уже в 1856 году уезжает в Ясную поляну. В Ясной Поляне Толстой пытается найти применение своим силам, берется за изучение многих наук, решает улучшить жизнь крестьян. Он мечется, ищет цель в жизни. В1859 г. Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят. Я хочу образования для народа…, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных,… Ломоносовых. А они кишат в каждой школе.» Л.Н. Толстой. История любви и семейной жизни Толстых – это история столкновения между возвышенным и реальным, между идеей и бытом, и неизбежно следующего за этим конфликта. Только вот нельзя с уверенностью сказать, кто в данном конфликте прав. У каждого из супругов была своя правда. На протяжении семи лет напряженного труда, которого потребовало написание "Войны и мира", Толстого не покидали душевный подъем и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Отвергнув все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров, Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую вел русский народ против иноземных захватчиков. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно "Войну и мир" читают люди всех возрастов - от юношей до стариков. Л. Н. Толстой описывает в своих произведениях социальное неравенство слоев населения: как нищенствуют бедные и как вечно празднуют богатые. Писатель резко высказывается и критикует государственные институты, вплоть до непонимания существования науки, суда, института брака и различных достижений. Новое понимание бытия Л. Н. Толстой показал в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).
В 1910 году 82-летний Л. Н. Толстой в тайне от семьи уезжает из Ясной Поляны. Но дорога для писателя оказалась слишком длинной и тяжелой. По пути Толстой заболел и сошел на станции Астапово, а через семь дней писатель умер.
Ведущий:

Куратор гр.31«БД»; Брагин

Б.Н.
Слово для чтения фрагментов романа Л. Н. Толстого «Война и мир» предоставляется студентам гр.31БД: Мельниковой Евгении, Федосову Дмитрию, Федоровой Юлии, Кучиной Виктории, Трухиной Наталье,… В исполнении чтецов прозвучали отрывки 1-го тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»… «…– Едет! – закричал в это время махальный. Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер. – Смир-р-р-на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику. По широкой, обсаженной деревьями, большой, бес шоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов.
Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно, как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира. Раздался крик команды, опять полк, звеня, дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го–го-го-го-ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам. По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви….»
Ведущий:

Куратор гр.31«БД»; Брагин Б.Н.
Вниманию присутствующих на классном часе предлагается для просмотра фрагмент Видио-ролика – Усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»…
Дом Л.Н.Толстого в Усадьбе Ясная Поляна


Въезд в Усадьбу через круглые ворота, построенные дедом писателя князем

Волконским…

Камень из фундамента дома, в котором родился Л.Н.Толстой


Летняя веранда, где собиралась многочисленная семья Л.Н.Толстого


На фото Л.Н.Толстой работает в своем кабинете в Яснополянском доме

Многочисленные гости в Яснополянском доме и семья Л.Н.Толстого


Первая Яснополянская школа, для крестьянских детей созданная на средства

Л.Н.Толстого

Личные вещи Л.Н.Толстого сохранившиеся в доме Усадьбы-музея Ясной

Поляны


Могила Л.Н.Толстого в парке дома Усадьбы-музея Ясной Поляны,

как завещал писатель…

Ведущий:

Куратор гр.31«БД»; Брагин Б.Н.

Вниманию присутствующих на классном часе предлагается для просмотра

презентация на тему «Отечественная война 1812 года - в романе Толстого Л.Н.»

В

ночь с 23 на 24 июня 1812 г. армия наполеона перешла границу России и по

четырем мостам у Ковно (ныне-Каунас) начала переправу через реку Неман в

составе 640 тыс.человек…


Сражение за Смоленск сорвало планы Наполеона о молниеносной войне в

России…




Замысел Главнокомандующего русскими войсками М.И. Кутузова, ученика

Суворова – … «не числом, а умением», состоял в том чтобы измотать противника

в локальных столкновениях, а потом нанести сокрушающий удар там, где он не

ждет…и такое сражение состоялось – имя ему БОРОДИНО…



26 августа, в день сражения в Бородино, три образа Богородицы – древний

образ Смоленской Одигитрии вместе с Иверской и Владимирской иконами

Божией Матери крестным ходом обнесли вокруг столицы, а затем отправили к

больным и раненым солдатам, чтобы те могли поклониться святыням,

поблагодарить перед ними Матерь Божью за заступничество….



После победы над неприятелем, 5 ноября 1812 года, по распоряжению

Кутузова, икона Одигитрии была возвращена в Смоленск в родной Успенский

собор…


С

О

В

Е

Т

В

Ф

И

Л

Я

Х

1

СЕНТЯБРЯ 1812 г. Главнокомандующий приказал оставить Москву без боя: «…

С потерей Москвы не потеряна Россия. Приказываю отступать». /Кутузов/


После совета в Филях Кутузов, по воспоминаниям приближённых, произнёс

знаменитое: «Ну, доведу же я проклятых французов… они будут есть лошадиное

мясо»…


Со 2 по 6 сентября 1812 г. французскими войсками были расстреляны более

400 жителей Москвы…

Уходя из Москвы, Наполеон приказал взорвать часть стен, башен и сооружений

Кремля. Ценности французы забрали с собой. Однако довезти их до Франции не

удалось. Сокровища были спрятаны где-то на территории России…


19 октября 1812г. французская армия (110 тысяч) с огромным обозом стала

покидать Москву по Старой Калужской дороге…

Отступление, бегство участников наполеоновской армии, французы начали

избавляться от добычи …По свидетельствам самого Бонапарта, остатки

«московской добычи» были разграблены французскими солдатами 10 декабря

1812 года по дороге между Вильно и Ковно…


В Отечественную войну 1812 года Россия одержала победу над всей Европой,

потери русской армии составили- 210 тыс. солдат и ополченцев, было потеряно

свыше 1200 орудий….Наполеон потерял в России около 580 тысяч солдат. Эти

потери, согласно подсчётам Т. Ленца, включают в себя 200 тысяч убитых, от 150

до 190 тысяч пленных, около 130 тысяч дезертиров… ещё около 60 тысяч

беглецов были укрыты русскими крестьянами, горожанами и дворянами…

французы «увели» из Кремля 18 пудов золота, 325 пудов серебра, тысячи

украшений с драгоценными каменьями, старинное оружие, тонны церковной

посуды, золотые и серебряные оклады с эмалью, жемчугом, самоцветами, многие

тайники погибли… общий вес награбленного в России, без учёта того, что везли в

обозах, составил от 10 до 40 тонн. Говорили, что солдаты буквально прогибались

под тяжестью ранцев, значит, награбленного было ещё

больше.

Ведущий: Куратор гр.31«БД»;

Слово с информацией о стихотворении М.Ю. Лермонтова

предоставляется Бариновой Ксении…

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?

Да, говорят, еще какие!

Не даром помнит вся Россия

Про день Бородина!


Присутствующие смотрят видио-ролик с исполнением стихотворения

«Бородино» в исполнении Марины Павленко 4ГОДА…!

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля...

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

"Что ж мы? на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут-как-тут

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!


Присутствующие смотрят видио-ролик хронику «Живой Л.Н.Толстой»

О

г

р

о

м

н

ы

й

интерес к личности Л.Н. Толстого

проявляли простые люди окружавшие

писателя, как в усадьбе Ясная Поляна так

и

далеко за ее пределами, где-бы он не

появлялся…

Ведущий: Куратор гр.31«БД»;

В заключении классного часа присутствующие смотрят и слушают произведение

«На сопках Манжурии» в исполнении хора Сретенского монастыря…


В

е

д

у

щ

и

й

:

Куратор гр.31«БД»

Уважаемые участники и гости классного часа. Классный час, посвященный

всероссийской акции Литературного года в России объявляется

закрытым.

Спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии…