Напоминание

"Оптимизация процесса адаптации первокурсников к новой учебной среде"

Автор: Осипова Любовь Петровна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ГБПОУ "Поволжский государственный колледж"
Населённый пункт: город Самара, Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: "Оптимизация процесса адаптации первокурсников к новой учебной среде"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Использование учебно-методического комплекса по дисциплине География для

ускорения процессов адаптации первокурсников к новой учебной среде.

Автор:
Осипова Любовь Петровна, преподаватель ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» Сегодня современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с динамичной окружающей средой, но и реализовывать в ней свой внутренний потенциал. Однако следует признать,что большая часть современной молодежи неспособна приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности.А ведь от того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи молодого человека, процесс его профессионального становления. Поэтому ускорение процессов адаптации первокурсников, пришедших из школ в средние специальные и высшие учебные заведения, к новому для них образу жизни и деятельности является чрезвычайно важной задачей любого педагогического коллектива, т.к. помогает молодому человеку обрести некий универсальный опыт по адаптации к любым жизненным или профессиональным обстоятельствам. Я являюсь преподавателем географии ГБПОУ «Поволжского государственного колледжа». География – общеобразовательный предмет, знакомый первокурсникам по школьной программе. Казалось бы, процесс адаптации к изучению этой дисциплины в даже незнакомой учебной среде колледжа должен пройти для обучающихся быстро и без стрессов. Однако, как это не парадоксально, – то, что должно помогать, зачастую – мешает. Когда первокурсник приходит на занятие, на котором изучается совершенно новая для него дисциплина, он, в некоторой степени, психологически готов к новому виду деятельности, форме работы с информацией и нетрадиционным методам обучения. Приходя же на «знакомые по школе» дисциплины, он зачастую психологически и интеллектуально «расслаблен», эмоционально равнодушен (особенно если мотивация на изучения именно этого предмета в школе была невысокой) и, как следствие, абсолютно не готов к каким-либо нововведениям. Он является «заложником» школьной системы преподавания данной дисциплины. А нововведения необходимы! В Поволжском государственном колледже в связи с переходом на стандарты третьего поколения, существует некая установка, что этот переход не должен быть скачкообразным и резким, а должен стать постепенным, обстоятельным и начинаться с самого первого дня на первом курсе и даже на дисциплинах общеобразовательного цикла. Поэтому география и другие общеобразовательные дисциплины в нашем колледже – это не просто предметы, которые студенту «не успели дочитать» в школе. Это дисциплины, на которых он в знакомой комфортной среде должен «научиться учиться по-новому». Это дисциплины, на которых он должен овладеть некоторыми новыми навыками обучения (общими компетенциями), необходимыми ему в дальнейшем при изучении специальных и профессиональных дисциплин, для овладения профессиональными компетенциями.То есть, география (как и другие общеобразовательные дисциплины), образно говоря, это своего рода «ступеньки» в его восхождении на профессиональный «Олимп». Одним из способов разрешения сложившейся ситуации и ускорения процесса адаптации первокурсников к новой учебной среде является внедрение в учебный процесс учебно-методических комплексов по дисциплинам (УМКД). В нашем колледже заместителем директора Нисман О. Ю. и методистом Забегиной Т. В. был создан универсальный электронный шаблон УМКД для обучающихся, целью которого было «собрать в одном месте» весь материал, необходимый студенту для изучения соответствующей дисциплины. Теперь нет необходимости «отсылать» студента к
учебникам (которых может быть несколько), тематическим словарям, к ресурсам Интернета, где много «отвлекающих» факторов. Вся необходимая информация по дисциплине (обязательный минимум) находится в одном пособии и в свободном доступе. Это значительно облегчает процесс обучения для самого студента, т.к. способствует формированию у него целостного восприятия нового предмета, а также экономит его время и силы.УМКД, по сути, является подробной разработкой образовательного маршрута, который необходимо пройти студенту, чтобы овладеть новой областью знаний, и приобрести определенные навыки и умения. Я хочу поделиться собственным опытом по созданию УМКД по Географии и озвучить некоторые рекомендации для тех, кто, возможно, заинтересуется созданием подобного ресурса. Начну с Введения. Для того, чтобы Введение студенты прочитали, необходимо сделать его не формальным разделом, содержащим общие фразы и скучные требования, а действительно важным и интересным разделом, который студенты захотят прочитать. Поэтому необходимо отнестись к нему, как к некой форме письменной презентации своего УМКД. Разделы «Основные понятия и термины по теме» , «План изучения темы» и «Краткое изложение теоретических вопросов» – однозначны и понятны, т.к. по сути, являются кратким конспектом по теме. Единственная проблема, с которой возможно здесь столкнуться –
степень
краткости изложения теоретических вопросов. И здесь возможны две крайности – или ваш раздел будет слишком коротким и будет представлять некую расширенную версию плана изучения, или наоборот, вам тяжело лимитировать информацию, которая вам кажется важной в данной теме, и этот раздел приобретает какие-то невообразимые размеры, а вы никак не можете остановиться. Обе ситуации недопустимы. Совет – в этой части не должно быть никакой «вкусной» информации, которая делает вашу дисциплину по-настоящему интересной и захватывающей. Только сухие факты! Минимум информации, который позволит студенту ответить на вопросы для самоконтроля. За «десертом» пусть идет на урок. А здесь только скучный «комплексный обед»! В разделе «Практические занятия» или «Лабораторные работы» необходимо полностью сформулировать текст работы по стандартному шаблону (цели, задачи, ход работы и т.д.). Задания для самостоятельной работы – можно взять из рабочей программы или из ресурсов Интернета. Обращаю Ваше внимание на содержание заданий для практических и самостоятельных работ. В целях постепенной адаптации студентов к новой образовательной среде и подготовки их к переходу на обучение по образовательным стандартам третьего поколения, задания должны постепенно усложняться и содержать элементы не только 1-го уровня сформированности ОК, но и 2-го, а возможно даже третьего (Таблица 1).
Усложнение заданий на выявление уровня сформированности ОК
Таблица 1
Задания на выявление уровня сформированности общих компетенций

1 уровень

2 уровень

1. Заполните таблицу. 2. Закончите схему. 3. Напишите эссе. 4. Дайте характеристику явления по заданным критериям. 5. Используя речевое клише, сформулируйте вывод. 6. Используя рекомендуемые источники информации, напишите сообщение. 7. Проанализируйте статистическую информацию. 1. Составьте и проанализируйте таблицу. 2. Постройте схему. 3. Сформулируйте вопросы для дискуссии по проблеме. 4. Составьте план характеристики объекта. 5. Дайте оценку проблемной ситуации. 6. Источники информации подберите самостоятельно. 7. Составьте график по данным таблицы. Кроме того, количество заданий и степень самостоятельности при их выполнении должны постепенно увеличиваться, что тоже способствует постепенному комфортному «погружению» обучающегося в новую образовательную среду. Формы контроля самостоятельной работы – это то, как вы планируете проверять выполнение студентами задания. Это может быть опрос, отчет, проверка таблицы, глоссария, презентация и т.п. в зависимости от задания, которое вы даете. Вопросы для самоконтроля – к этому разделу надо отнестись очень ответственно. Как правило, после определенного раздела или разделов проводятся ТРК (контрольные, проверочные работы, семинары и т.п.), куда включены вопросы по каждой теме. Именно эти вопросы по соответствующей теме необходимо вставить в данный раздел, чтобы студент мог подготовиться к ТРК, апробировать вопросы, найти ответы. В качестве отвлекающего момента, чтобы ТРК все-таки содержал элемент неожиданности, вы можете использовать нехитрые приемы – например, изменять порядок ответов на вопрос или вместо закрытой формы вопроса с вариантами ответов, делать открытую форму того же вопроса и наоборот. Раздел «Контроль и оценка результатов освоения дисциплины» состоит из текущего контроля и итогового контроля. Этот раздел содержит информацию о том, в какой форме будет проводиться ТРК и по каким темам и разделам необходимо готовиться. Глоссарий – самый понятный и, на мой взгляд, простой раздел работы. Формат глоссария не оговорен. Он может быть и в виде таблице и виде обычного словаря. Единственное требование – в глоссарии должны быть упомянуты все термины и понятия, указанные в разделе «Основные понятия и термины по теме». После каждого тематического раздела дается
перечень умений
, которыми должен овладеть студент после изучения тем данного информационного блока. Это «момент истины»! Прочитав перечень умений, студент должен объективно оценить степень его практической подготовки по данному разделу. Если какое – либо из требуемых умений студентом не освоено, необходимо обратиться за помощью к преподавателю, или попытаться ещё раз самостоятельно (с помощью данного УМКД) пройти весь образовательный маршрут по проблемному разделу. В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на то, что существует шаблон УМКД, не надо бояться экспериментов и новаторства. Если у Вас возникают какие-то идеи или мысли, экспериментируйте! Делайте так, как Вы это видите! И дай Бог Вам сил, здоровья, времени и настроения!