Автор: Судаков Владислав Николаевич
Должность: старший методист
Учебное заведение: Московского военно-музыкального училища
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: лекция
Тема: "Методическая деятельность педагога профессионального обучения"
Лекция
на обучающем семинаре с молодыми преподавателями образовательной
организации среднего профессионального образования
Тема: Методическая деятельность педагога профессионального обучения
Цель:
ознакомить
молодых
преподавателей
образовательной
организации
с
сущностью
методической
деятельности
преподавателя
образовательной организации среднего профессионального образования
1
, а
также с видами, формами и способами ее осуществления.
Сущность методической деятельности педагога
Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не
описывалась
как
самостоятельный
вид
профессиональной
деятельности
педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на
методическую деятельность.
Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к
методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с
дидактическими
средствами,
повышением
квалификации
в
предметной
области.
Вторая
-
заключается
в
том,
что
к
методической
относят
деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае
авторы
не
рассматривают
специфику
в
методической
и
обучающей
деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая
деятельность» используются как синонимы.
Исследователи,
которые
придерживаются третьей
точки
зрения,
методическую деятельность представляют, как совокупность относительно
самостоятельных
умений
с
четко
выраженной
спецификой
в
структуре
профессионально-педагогической деятельности.
Педагоги-практики осознают специфику и важность методической
деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за
преподаванием предмета и воспитанием.
Мы
будем
рассматривать
методическую
деятельность
как
самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности.
При
всем
многообразии
методик
обучения,
их
дифференциации,
разноплановости
содержания
обучения
различным
предметам
в
самых
разных образовательных системах существуют общие теоретические основы
выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности
педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.
1
Далее по тексту – педагог.
Цель
методической
деятельности -
обслуживание
практики
обучения.
Функции методической деятельности:
аналитическая;
проектировочная,
связанная
с
перспективным
планированием
и
разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей
деятельности;
конструктивная,
включающая
систему
действий,
связанных
с
планированием
предстоящего
занятия
(отбором,
композиционным
оформлением
учебной
информации),
представление
форм
предъявления
учебного
материала,
ведущих
к
взаимодействию
педагога
и
учащихся
в
процессе
формирования
новых
знаний
и
профессиональных
умений
и
навыков;
нормативная,
способствующая выполнению
об разоват ельных
стандартов,
требований
учебных
программ,
условий
осуществления
образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
исследовательская.
Методиче скую
деятельность
педагога
нельзя
наблюдать
непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность
педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления
_-
это
сложный
мыслительный
процесс.
Для
того
чтобы
разделить
педагогический
процесс
и
его
обеспечение:
методическое,
материально-
техническое
или
организационное,
необходимо
определить
отличия
в
их
предмете деятельности.
Объектом методической деятельности педагога профессиональной
школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и
навыков.
Предмет методической деятельности составляют различные приемы
и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых
знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта
деятельность
проявляется
опосредованно
через
методические
продукты
(результаты),
созданные
в
ходе
методического
проектирования
и
конструирования.
Субъектами
методической
деятельности
являются
педагог
или
коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным
методическим
приемом,
который
сконструирован
и
удачно
включен
в
собственную
методическую
систему.
Высшими
формами
представления
методического творчества в практике обучения являются его обобщение в
различных
публикациях,
открытие
собственных
школ-семинаров
преподавателей,
защита
научной
работы
по
результатам
исследования
собственной научно-методической системы.
Продуктами
(результатами)
методиче ской
д е я т е л ь н о с т и
являются:
методически
переработанный,
отобранный
учебный
материал
в
различных формах представления информации;
алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы
обучения;
м е т о д и ч е с к о е
о б е с п е ч е н и е
у ч е б н о й
д и с ц и п л и н ы ;
учебные программы;
обучающие программы и т.д.
Продуктами
методической
деятельности
пользуются
учащиеся
на
уроках.
Таким образом, под методической деятельностью следует понимать
самостоятельный
вид
профессиональной
деятельности
педагога
по
проектированию,
разработке
и
конструированию,
исследованию
средств
обучения,
позволяющих
осуществлять
регуляцию
обучающей
и
учебной
деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.
Виды методической деятельности
В
основу
определения
вида
деятельности
положено
содержание
функционального компонента педагогической деятельности.
Вид
методической
деятельности
-
это
устойчивые
процедуры
осуществления
планирования,
конструирования,
выбора
и
применения
средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и
совершенствование.
К
видам
методической
деятельности,
выполняемым
педагогами
профессиональной школы, можно отнести:
анализ
учебно-программной
документ ации,
м е тод и ч е с к и х
комплексов;
методический анализ учебного материала;
планирование
системы
уроков
теоретического
и
практического
обучения;
моделирование
и
конструирование
форм
предъявления
учебной
информации на уроке;
конструирование
деятельности
учащихся
по
формированию
технических понятий и практических умений;
разработку методики обучения по предмету;
разработку
видов
и
форм
контроля
профессиональных
знаний,
умений и навыков;
управление и оценку деятельности учащихся на уроке;
рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при
анализе его результатов.
Перечисленные
виды
методической
деятельности,
конечно,
не
охватывают всего многообразия методической практики профессионально-
педагогических кадров. В процессе методической подготовки обучающиеся
овладевают
теми
видами,
которые
обеспечивают
подготовку
педагога
к
занятиям.
Освоение методической деятельности проходит через формирование
методических умений.
Умение
– это
свойство
личности
будущего
педагога
выполнять
определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных
знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы
профессиональной школы методические умения можно классифицировать по
нескольким группам.
Рассмотрим одну из возможных классификаций.
Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-
методическими
основами
профессиональной
деятельности
педагога
профессиональной школы.
Она включает:
1. Умение
проводить
анализ
учебно-программной
документации
по
обучению специалиста.
2. Умение
подбирать
учебную
литературу
для
изучения
конкретной
темы.
3. Умение
выполнять
логико-дидактический
анализ
содержания
учебного материала, учебника.
4. Умение проводить методический анализ локального урезка учебной
информации.
5. Умение
разрабатывать
различные
формы
предъявления
учебного
материала:
блок-схемы,
алгоритмы
решения
технических
задач,
опорные
конспекты и т.д.
6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение
технических задач.
7. Умение
разрабатывать
комплексные
методические
приемы
теоретического и практического обучения.
8. Умение
разрабатывать
различные
формы
определения
уровня
сформированное знаний и умений учащихся.
9. Умение
разрабатывать
различные
формы
организации
учебной
и
учебно-практической деятельности учащихся.
10.
Умение
проводить
анализ
уроков
теоретиче ского
и
производственного обучения.
Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения
учебного материала.
В нее входят:
1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе
методического анализа.
2. Умение
планировать учебную и учебно-производственную работу
учащихся по профессиональной деятельности.
3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать
соответствующие учебные действия и практические операции.
4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять
ею.
5. Умение
применять
методы
теоретического
и
производственного
обучения.
6. Умение анализировать методические разработки.
Третья
группа
методических
умений
синтезирует
р а н е е
сформированные умения и предполагает:
1.
Умение
применять
методические
рекомендации,
методики
и
технологии обучения на практике.
2.
Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от
целей и реальных условий обучения.
3.
Умение создавать собственную методическую систему обучения и
представлять ее в методических рекомендациях.
Методические
умения
могут
быть
сформированы
на
определенных
уровнях.
Первый
уровень
сформированное
методических
умений
характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического
приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу,
предложенному в методических рекомендациях.
Второй уровень, это применение отдельных методических приемов
или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного
учебного заведения.
Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических
приемов,
их
комплексов
и
видов
методической
деятельности
на
новые
предметные области.
Перенос
чаще
всего
осуществляется
на
основе
осознания
целей
и
использования
сформированной
ориентировочной
основы
методической
деятельности
и
методического
творчества.
Нетрудно
заметить,
что
этот
уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.
Уровни и формы осуществления методической деятельности
Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и
теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу
включается в методическую работу.
Первоначально
молодого
педагога
захватывают
п р о ц е с с
преподавания
своего
предмета,
поиск
удачных
приемов,
методических
разработок
по
преподаваемой
учебной
дисциплине,
выбор
средств
наглядности,
учебного
материала,
материально-технического
обеспечения
занятия.
На осознание значимости методической деятельности для результатов
обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности
педагога в этот период - неявный характер методического компонента в
общей структуре профессионально-педагогической деятельности.
Осознание
того,
что
методическая
деятельность
имеет
качественно
иной
характер,
отличный
от
обучающей
деятельности,
помогает
преподавателю
понять
значимость
влияния
методических
разработок
(продуктов) на результаты| обучения.
Преподаватель-методист,
с и с т е м а т и ч е с к и
з а н и м а ю щ и й с я
методическими
разработками,
является
объектом
непрофессиональной
методической
работы,
результатами
его
методической
деятельность
пользуются в основном учащиеся.
Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с
привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит
задачи обобщения
и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность
с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость
оформления
ее
в
самостоятельный
вид
профессиональной
деятельности
педагога.
Методическая
работа
педагога
превращается
в
профессиональную
методическую
деятельность,
которая
создает
условия
и
обеспечивает
разработку
сложных,
зафиксированных
в
знаково-предметных
системах
регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик
обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.
Методическая
деятельность
такого
уровня
появляется
с
открытием
специальных
институтов.
В
России
таким
институтом
был
Центральный
институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы
стала
не
только
подготовка
профессиональных
рабочих
и
мастеров-
инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой
системы
производственного
обучения
-
моторно-тренировочной,
которая
явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного
обучения.
Благодаря
профессионально
выполненным
методическим
разработкам
в
производственное
обучение
впервые
были
внедрены
письменный
инструктаж,
тренажерные
комплексы
для
отработки
практических приемов и т.п.
Субъектами
методической
деятельности
рассматриваемого
уровня
являются
педагоги-технологи,
которые
разрабатывают
для
педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа
которых
не
сопутствует
обучающей
деятельности,
а
явл яе т с я
профессиональной деятельностью.
Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически
сочетающий
в
себе
функции
деятельностного
(образовательно-
воспитательного)
и
метадеятельностного
(организационно-методического)
характера.
Объектами
деятельности
т а ко го
с п е ц и а л и с т а
я в л я ю т с я
макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы
учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и
банки информации, экономические, технологические программы развития
региона.
Предметом
методической
деятельности
на
теоретическом
уровне
являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и
технологий
обучения,
которые
обладают
признаками
системности,
воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.
Продуктами методической деятельности данного уровня являются
дидактико-методические комплексы, содержащие:
системы
обучения
(в
том
числе
системы
профессионального
обучения);
региональные стандарты;
учебные программы предметов;
комплексы средств обучения;
методы обучения;
методики обучения отдельным дисциплинам;
технологии обучения.
Педагог-технолог
Обучающийся
Педагог-методист
Рис.
1
Схема
взаимосвязи
субъектов,
объектов
и
результатов
методической
деятельности
На рис. 1 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязи в
методической деятельности разного уровня.
Профессионал
в
сфере
методической
деятельности
занимается
проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем,
которые с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе
требований общества и производства, а с другой – обеспечить практику
обучения
комплексом
специально
разработанных
преподавателем
учебно-
программных средств.
Таким образом,
методическая деятельность является неотъемлемой
частью
профессиональной
деятельности
преподавателя
и
направлена
на
совершенствование методики преподавания учебной дисциплины.
Социальный заказ ситуация
Экономическая ситуация
РЫНОК ТРУДА
Образовательные программы
Средства обучения
Использованная литература
1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подход
в образовании. Проблемы интеграции. – М., 2009 г.
2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном
образовании. – М., 2008 г.
3. Солянкина Н.А. Профессиональная компетентность: понятие и виды. – К.,
2003 г.
4. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы. – Х., 2008 г.
5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников под
редакцией В.Д. Шадрикова, И.Д. Кузнецовой. – М., 2010 г.
6.
Фролов
Ю.В.
Профессиональный
стандарт
педагога
с
точки
зрения
компетентностного подхода. – М., 2010 г.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2014 г.
8. Ерошина, В.И. Методическая деятельность педагога // Профессионал. –
2004. - № 3. – С. 21 – 24.
9. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г.
Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.
10. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. –
М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с.