Напоминание

"Методическая деятельность педагога профессионального обучения"

Автор: Судаков Владислав Николаевич
Должность: старший методист
Учебное заведение: Московского военно-музыкального училища
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: лекция
Тема: "Методическая деятельность педагога профессионального обучения"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лекция

на обучающем семинаре с молодыми преподавателями образовательной

организации среднего профессионального образования

Тема: Методическая деятельность педагога профессионального обучения

Цель:

ознакомить

молодых

преподавателей

образовательной

организации

с

сущностью

методической

деятельности

преподавателя

образовательной организации среднего профессионального образования

1

, а

также с видами, формами и способами ее осуществления.

Сущность методической деятельности педагога

Методическая деятельность в полной мере не исследовалась и не

описывалась

как

самостоятельный

вид

профессиональной

деятельности

педагога. В педагогической литературе существуют три точки зрения на

методическую деятельность.

Согласно первой точке зрения, методическая деятельность сводится к

методической работе, связанной с самообразованием педагога, работой с

дидактическими

средствами,

повышением

квалификации

в

предметной

области.

Вторая

-

заключается

в

том,

что

к

методической

относят

деятельность, связанную с обучением конкретному предмету. В этом случае

авторы

не

рассматривают

специфику

в

методической

и

обучающей

деятельности педагога, а термины «методическая деятельность», «обучающая

деятельность» используются как синонимы.

Исследователи,

которые

придерживаются третьей

точки

зрения,

методическую деятельность представляют, как совокупность относительно

самостоятельных

умений

с

четко

выраженной

спецификой

в

структуре

профессионально-педагогической деятельности.

Педагоги-практики осознают специфику и важность методической

деятельности. По значимости она занимает у них третье место вслед за

преподаванием предмета и воспитанием.

Мы

будем

рассматривать

методическую

деятельность

как

самостоятельный вид профессионально-педагогической деятельности.

При

всем

многообразии

методик

обучения,

их

дифференциации,

разноплановости

содержания

обучения

различным

предметам

в

самых

разных образовательных системах существуют общие теоретические основы

выполнения, единая структура этого вида профессиональной деятельности

педагога, общие основные процедуры выполнения методических разработок.

1



Далее по тексту – педагог.

Цель

методической

деятельности -

обслуживание

практики

обучения.

Функции методической деятельности:

аналитическая;

проектировочная,

связанная

с

перспективным

планированием

и

разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей

деятельности;

конструктивная,

включающая

систему

действий,

связанных

с

планированием

предстоящего

занятия

(отбором,

композиционным

оформлением

учебной

информации),

представление

форм

предъявления

учебного

материала,

ведущих

к

взаимодействию

педагога

и

учащихся

в

процессе

формирования

новых

знаний

и

профессиональных

умений

и

навыков;

нормативная,

способствующая выполнению

об разоват ельных

стандартов,

требований

учебных

программ,

условий

осуществления

образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

исследовательская.

Методиче скую

деятельность

педагога

нельзя

наблюдать

непосредственно. Анализу, наблюдению поддается обучающая деятельность

педагога. Методическая деятельность, приемы и способы ее осуществления

_-

это

сложный

мыслительный

процесс.

Для

того

чтобы

разделить

педагогический

процесс

и

его

обеспечение:

методическое,

материально-

техническое

или

организационное,

необходимо

определить

отличия

в

их

предмете деятельности.

Объектом методической деятельности педагога профессиональной

школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и

навыков.

Предмет методической деятельности составляют различные приемы

и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых

знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта

деятельность

проявляется

опосредованно

через

методические

продукты

(результаты),

созданные

в

ходе

методического

проектирования

и

конструирования.

Субъектами

методической

деятельности

являются

педагог

или

коллектив педагогов. Опыт педагога-новатора ассоциируется с конкретным

методическим

приемом,

который

сконструирован

и

удачно

включен

в

собственную

методическую

систему.

Высшими

формами

представления

методического творчества в практике обучения являются его обобщение в

различных

публикациях,

открытие

собственных

школ-семинаров

преподавателей,

защита

научной

работы

по

результатам

исследования

собственной научно-методической системы.

Продуктами

(результатами)

методиче ской

д е я т е л ь н о с т и

являются:

методически

переработанный,

отобранный

учебный

материал

в

различных формах представления информации;

алгоритмы решения задач; листы рабочей тетради; приемы, методы

обучения;

м е т о д и ч е с к о е

о б е с п е ч е н и е

у ч е б н о й

д и с ц и п л и н ы ;

учебные программы;

обучающие программы и т.д.

Продуктами

методической

деятельности

пользуются

учащиеся

на

уроках.

Таким образом, под методической деятельностью следует понимать

самостоятельный

вид

профессиональной

деятельности

педагога

по

проектированию,

разработке

и

конструированию,

исследованию

средств

обучения,

позволяющих

осуществлять

регуляцию

обучающей

и

учебной

деятельности по отдельному предмету или циклу учебных дисциплин.

Виды методической деятельности

В

основу

определения

вида

деятельности

положено

содержание

функционального компонента педагогической деятельности.

Вид

методической

деятельности

-

это

устойчивые

процедуры

осуществления

планирования,

конструирования,

выбора

и

применения

средств обучения конкретному предмету, обуславливающие их развитие и

совершенствование.

К

видам

методической

деятельности,

выполняемым

педагогами

профессиональной школы, можно отнести:

анализ

учебно-программной

документ ации,

м е тод и ч е с к и х

комплексов;

методический анализ учебного материала;

планирование

системы

уроков

теоретического

и

практического

обучения;

моделирование

и

конструирование

форм

предъявления

учебной

информации на уроке;

конструирование

деятельности

учащихся

по

формированию

технических понятий и практических умений;

разработку методики обучения по предмету;

разработку

видов

и

форм

контроля

профессиональных

знаний,

умений и навыков;

управление и оценку деятельности учащихся на уроке;

рефлексию собственной деятельности при подготовке к уроку и при

анализе его результатов.

Перечисленные

виды

методической

деятельности,

конечно,

не

охватывают всего многообразия методической практики профессионально-

педагогических кадров. В процессе методической подготовки обучающиеся

овладевают

теми

видами,

которые

обеспечивают

подготовку

педагога

к

занятиям.

Освоение методической деятельности проходит через формирование

методических умений.

Умение

это

свойство

личности

будущего

педагога

выполнять

определенные действия в новых условиях на основе ранее приобретенных

знаний. В соответствии с предметной сложностью и спецификой работы

профессиональной школы методические умения можно классифицировать по

нескольким группам.

Рассмотрим одну из возможных классификаций.

Первая группа методических умений связана с овладением дидактико-

методическими

основами

профессиональной

деятельности

педагога

профессиональной школы.

Она включает:

1. Умение

проводить

анализ

учебно-программной

документации

по

обучению специалиста.

2. Умение

подбирать

учебную

литературу

для

изучения

конкретной

темы.

3. Умение

выполнять

логико-дидактический

анализ

содержания

учебного материала, учебника.

4. Умение проводить методический анализ локального урезка учебной

информации.

5. Умение

разрабатывать

различные

формы

предъявления

учебного

материала:

блок-схемы,

алгоритмы

решения

технических

задач,

опорные

конспекты и т.д.

6. Умение располагать учебный материал на доске, оформлять решение

технических задач.

7. Умение

разрабатывать

комплексные

методические

приемы

теоретического и практического обучения.

8. Умение

разрабатывать

различные

формы

определения

уровня

сформированное знаний и умений учащихся.

9. Умение

разрабатывать

различные

формы

организации

учебной

и

учебно-практической деятельности учащихся.

10.

Умение

проводить

анализ

уроков

теоретиче ского

и

производственного обучения.

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения

учебного материала.

В нее входят:

1. Умение планировать систему уроков по изучаемой теме на основе

методического анализа.

2. Умение

планировать учебную и учебно-производственную работу

учащихся по профессиональной деятельности.

3. Умение конструировать учебные и практические задачи и отбирать

соответствующие учебные действия и практические операции.

4. Умение организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять

ею.

5. Умение

применять

методы

теоретического

и

производственного

обучения.

6. Умение анализировать методические разработки.

Третья

группа

методических

умений

синтезирует

р а н е е

сформированные умения и предполагает:

1.

Умение

применять

методические

рекомендации,

методики

и

технологии обучения на практике.

2.

Умение создавать вариативную методику обучения в зависимости от

целей и реальных условий обучения.

3.

Умение создавать собственную методическую систему обучения и

представлять ее в методических рекомендациях.

Методические

умения

могут

быть

сформированы

на

определенных

уровнях.

Первый

уровень

сформированное

методических

умений

характеризуется осознанием цели выполнения того или иного методического

приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образцу,

предложенному в методических рекомендациях.

Второй уровень, это применение отдельных методических приемов

или их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного

учебного заведения.

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических

приемов,

их

комплексов

и

видов

методической

деятельности

на

новые

предметные области.

Перенос

чаще

всего

осуществляется

на

основе

осознания

целей

и

использования

сформированной

ориентировочной

основы

методической

деятельности

и

методического

творчества.

Нетрудно

заметить,

что

этот

уровень представляет методическая деятельность педагога-практика.

Уровни и формы осуществления методической деятельности

Различают два уровня описания любой деятельности: эмпирический и

теоретический. Нами выявлено, что не каждый преподаватель и не сразу

включается в методическую работу.

Первоначально

молодого

педагога

захватывают

п р о ц е с с

преподавания

своего

предмета,

поиск

удачных

приемов,

методических

разработок

по

преподаваемой

учебной

дисциплине,

выбор

средств

наглядности,

учебного

материала,

материально-технического

обеспечения

занятия.

На осознание значимости методической деятельности для результатов

обучения уходит от 1 года до 3 лет. Особенность методической деятельности

педагога в этот период - неявный характер методического компонента в

общей структуре профессионально-педагогической деятельности.

Осознание

того,

что

методическая

деятельность

имеет

качественно

иной

характер,

отличный

от

обучающей

деятельности,

помогает

преподавателю

понять

значимость

влияния

методических

разработок

(продуктов) на результаты| обучения.

Преподаватель-методист,

с и с т е м а т и ч е с к и

з а н и м а ю щ и й с я

методическими

разработками,

является

объектом

непрофессиональной

методической

работы,

результатами

его

методической

деятельность

пользуются в основном учащиеся.

Процесс обобщения опыта методической работы неизбежно связан с

привлечением внимания педагогов-коллег. Педагог ставит

задачи обобщения

и передачи методического опыта, что переводит методическую деятельность

с практического уровня на теоретический и обуславливает необходимость

оформления

ее

в

самостоятельный

вид

профессиональной

деятельности

педагога.

Методическая

работа

педагога

превращается

в

профессиональную

методическую

деятельность,

которая

создает

условия

и

обеспечивает

разработку

сложных,

зафиксированных

в

знаково-предметных

системах

регулятивных средств обучения различного назначения, методов, методик

обучения, обучающих программ, обучающих модулей и т.д.

Методическая

деятельность

такого

уровня

появляется

с

открытием

специальных

институтов.

В

России

таким

институтом

был

Центральный

институт труда (ЦИТ), который открылся в 1930 г. Результатом его работы

стала

не

только

подготовка

профессиональных

рабочих

и

мастеров-

инструкторов для подъема промышленности в то время, но и создание новой

системы

производственного

обучения

-

моторно-тренировочной,

которая

явилась впоследствии прототипом модульной системы производственного

обучения.

Благодаря

профессионально

выполненным

методическим

разработкам

в

производственное

обучение

впервые

были

внедрены

письменный

инструктаж,

тренажерные

комплексы

для

отработки

практических приемов и т.п.

Субъектами

методической

деятельности

рассматриваемого

уровня

являются

педагоги-технологи,

которые

разрабатывают

для

педагогического процесса системы средств обучения, методическая работа

которых

не

сопутствует

обучающей

деятельности,

а

явл яе т с я

профессиональной деятельностью.

Педагог-технолог - это специалист интегрального типа, органически

сочетающий

в

себе

функции

деятельностного

(образовательно-

воспитательного)

и

метадеятельностного

(организационно-методического)

характера.

Объектами

деятельности

т а ко го

с п е ц и а л и с т а

я в л я ю т с я

макроструктуры учебной информации. Это учебные программы, комплексы

учебников, учебных пособий, техническая документация, научные статьи и

банки информации, экономические, технологические программы развития

региона.

Предметом

методической

деятельности

на

теоретическом

уровне

являются приемы создания, конструирования методов обучения, методик и

технологий

обучения,

которые

обладают

признаками

системности,

воспроизводимости и продуктивны в практике обучения.

Продуктами методической деятельности данного уровня являются

дидактико-методические комплексы, содержащие:

системы

обучения

том

числе

системы

профессионального

обучения);

региональные стандарты;

учебные программы предметов;

комплексы средств обучения;

методы обучения;

методики обучения отдельным дисциплинам;

технологии обучения.

Педагог-технолог

Обучающийся

Педагог-методист

Рис.

1

Схема

взаимосвязи

субъектов,

объектов

и

результатов

методической

деятельности

На рис. 1 показана схема взаимодействия субъектов, их взаимосвязи в

методической деятельности разного уровня.

Профессионал

в

сфере

методической

деятельности

занимается

проектированием, разработкой и конструированием образовательных систем,

которые с одной стороны, должны удовлетворять целям и задачам, системе

требований общества и производства, а с другой – обеспечить практику

обучения

комплексом

специально

разработанных

преподавателем

учебно-

программных средств.

Таким образом,

методическая деятельность является неотъемлемой

частью

профессиональной

деятельности

преподавателя

и

направлена

на

совершенствование методики преподавания учебной дисциплины.

Социальный заказ ситуация

Экономическая ситуация

РЫНОК ТРУДА

Образовательные программы

Средства обучения

Использованная литература

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подход

в образовании. Проблемы интеграции. – М., 2009 г.

2. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном

образовании. – М., 2008 г.

3. Солянкина Н.А. Профессиональная компетентность: понятие и виды. – К.,

2003 г.

4. Кононец А.Н. Педагогическое моделирование: новые вопросы. – Х., 2008 г.

5. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников под

редакцией В.Д. Шадрикова, И.Д. Кузнецовой. – М., 2010 г.

6.

Фролов

Ю.В.

Профессиональный

стандарт

педагога

с

точки

зрения

компетентностного подхода. – М., 2010 г.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 2014 г.

8. Ерошина, В.И. Методическая деятельность педагога // Профессионал. –

2004. - № 3. – С. 21 – 24.

9. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗе / Л. Г.

Семушина, Н. Г. Ярошенко. – М. : Владос, 2002. – 298 с.

10. Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения / Н. Е. Эрганова. –

М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 162 с.