"Роль "Портфолио успешной личности" в индивидуальной траектории непрерывного обучения в системе дополнительного образования"

Автор: Федотова Марина Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: город Новоуральск Свердловской области
Наименование материала: методическая статья
Тема: "Роль "Портфолио успешной личности" в индивидуальной траектории непрерывного обучения в системе дополнительного образования"
Дата публикации: 29.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Федотова Марина Сергеевна, г.Новоуральск МАУ ДО «Центр внешкольной работы» Роль «Портфолио успешной личности» в индивидуальной траектории непрерывного обучения в системе дополнительного образования. Непрерывное образование – это процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни , организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества . Целью такого образования является становление и развитие личности как в периоды её физического и социально психологического созревания , расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей. Следовательно, системообразующим фактором непрерывного образования служит общественная потребность в постоянном развитии личности каждого человека. Этим определяется упорядочение множества образо вательно-воспитательных структур основных и параллельных, базовых и дополнительных, государственных и общественных, формальных и неформальных . Их взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимная субординация по уровням , координация по направленности и назначению, обеспечение взаимодействия между ними превращают всю совокупность таких структур в единую систему . Единство целей непрерывного образования как системы и специфических задач каждого её звена органически сочетается с вариативностью образования , многообразием типов образовательных учреждений, педагогических технологий и форм государственно-общественного управления (1). Живя повседневной жизнью, современный человек находится в постоянной ситуации жесткой конкуренции. Воспитание успешной личности является одной из приоритетных воспитательных целей системы образования, где деятельность учреждений дополнительного образования призвана создавать условия для разностороннего развития ребенка. Понятие успешного человека чаще всего связывают с конкретной сферой жизнедеятельности, хотя эко качество личности является универсальным для любой сферы. Успешный человек – это не только наличие знаний, компетенций, но и умение эффективно их применять для достижений поставленных целей, исходя из собственных потребностей и возможностей. Можно выделить п ять основных качеств успешных людей с точки зрения психологов: 1) честолюбие, которое позволяет видеть себя потенциально способными к самосовершенствованию. Это дает возможность развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений.
2) храбрость, благодаря которой человек способен преодолевать «подводные камни! На пути достижения цели и продвижения к результату: опасения и сомнения. 3) вера в себя и свое дело дает возможность полностью быть преданным собственному делу любой направленности (учеба, спорт, творчество и т.д.), организовывать вокруг себя единомышленников. 4) профессиональнализм, проявляющийся в любом деле, так как постоянно учатся и совершенствуются, что подготавливает поиску рационального выхода из любой ситуации и решения возникающих задач, обдумывают потенциальные варианты. 5) ответственность, позволяющая видеть себя «строителем» собственной жизненной успешности. Самым большим препятствием на пути к успеху подростка может стать сомнение в собственных силах или убежденность в безграничности своих возможностей, что ведет к формированию неадекватной самооценки. Исходя из возрастных особенностей подросткового возраста, эти ограничения возникают под влиянием собственных убеждений и принципов, которое проявляется в неуверенности в себе. Выделяют несколько возможных причин разочарования: - Преждевременное разочарование, которое возникает при попытке заниматься самосовершенствованием и появлением неудачи. Если такое происходит раз за разом, может выработаться комплекс «все равно это напрасно». Любое малейшее препятствие станет вызывать упадок сил и, естественно, неудачи будут повторяться снова и снова. Даже если результат, который вы достигаете, невелик – не опускайте руки. В действительности могут возникать серьезные препятствия, и человек в столкновении с ними способен спасовать. Однако, преодолев чувство разочарования, может вступить в борьбу с удвоенными усилиями и стать более успешным в своем деле, чем кто-либо другой. - Недостаток поддержки в ситуации, к огда человек пытается что-либо изменить, возникает определенный риск: возможны неудачи, неопределенность, нарушение сложившегося порядка вещей. В этом случае поддержка друзей поможет преодолеть трудности, возникающие в ходе перемен. - Нежелание перемен окружающими, где к аждый человек связан с множеством других людей, которые хотят сохранить свои вложения в данного человека неизменными: им необходим человек, которого они знают. Любая происходящая в человеке перемена угрожает им или вносит в их жизнь дискомфорт. Люди часто пытаются воспрепятствовать попыткам близких измениться, подвергая их сомнению, высмеивая.
- Реальные возможности, при которых человеку легче других решаются на всяческие перемены и осуществляют их. У молодого человека всегда больше шансов стать успешным в своих начинаниях, чем у пожилого. Но совершить порыв способен кто угодно. Попробуйте объективно оценить свои возможности. Ваши фантазии могут так и остаться фантазиями, а реальный успех берет свое начало в будничных событиях и поступках. Сила и привлекательность системы дополнительного образования детей – в его непохожести на школу – обязательную среду обитания современного ребенка. В системе дополнительного образования детей сочетаются различные виды человеческой жизнедеятельности: обучение, общение, занятие «любимым делом», отдых, развлечение, творчество, праздник и т.д. Его образовательное пространство – самая благоприятная сфера для самореализации. Здесь можно достаточно свободно варьировать содержание деятельности – оно еще не так зарегламентировано, как в школе. Здесь легко сочетать групповые, массовые и индивидуальные формы работы. Система дополнительного образования детей – это своеобразный «образовательный оазис», в котором комфортно чувствуют себя и взрослые, и дети. Дополнительное образование рассматривается как зона ближайшего развития образования в России, в основе которого лежат идеи педагогики развития. Поэтому оно обладает целым рядом качеств, которые отсутствуют или слабо представлены в основном образовании: личностной ориентацией образования; профильностью и многопрофильностью, мобильностью, многофункциональностью, разноуровневостью, разнообразием содержания, форм и методов образования, индивидуализацией образовательных программ и методик. В отличие от общего образования, дополнительное образование детей потому и специфическая система, что является открытой социально-педагогической системой, не имеющей государственных стандартов, которая развивается по пути свободного и творческого воплощения в педагогическую практику учреждений идей гуманизма и демократии. Одним из критериев оценивания и развития базовых компетенций ученика является портфолио – досье, собрание достижений. Портфолио рассматривается как часть аутентичного (подлинного, истинного, настоящего, верного) оценивания образовательных результатов. Он дополняет традиционные контрольно-оценочные технологии. Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определён ный период его обучения. Порт фолио относится к разряду «ау тентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к ре альному
оцениванию) индиви дуализированных оценок, ори ентированному не только на процесс оценивания, но и самооценивания (4). Портфолио — рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения учащихся (3). Несмотря на различные подходы в определении дефи ниции, можно с уверенностью отметить, что портфолио допол няет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродук тивного уровня усвоения ин формации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д. Важная цель портфолио – представить отчёт по процессу обучения ребенка, увидеть «картину» значимых личностных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности, приобретённые знания и умения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Портфолио как инструмент оценки образовательных достижений ребенка входит в реальность системы современного образования. Работа в такой системе мониторинга личностных успехов, к которой ребенок фиксирует личностные результаты и собственный опыт, позволяет сформировать аналитические умения и развить адекватную самооценку, соотнеся самостоятельно поставленную цель и полученный результат. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень достижений деятельности ребенка в различных сферах жизни, позволяющая объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность, а также возможность скорректировать непрерывное образование. Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение конкретного промежутка времени, ограниченная автором портфолио самостоятельно, адекватно определяя время для достижения поставленной цели. Ведение портфолио предполагает видение «картины» значимых личностных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального роста, демонстрация результативности его работы. ребенок самостоятельно отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом, что повышает уровень качественной работы с документами. Принцип работы по созданию портфолио имеет ряд принципов: структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений; объективность и достоверность; целостность, тематическая завершенность представленных материалов; наглядность результатов работы; нацеленность автора на самосовершенствование; системность самомониторинга; аккуратность и эстетичность оформления.
Портфолио успешной личности представляет собой набор аналитических материалов по рефлексии собственных достижений подростка. Это планомерная работа от писания личности «здесь и сейчас», с имеющимися потребностями и желаниями, которые формулируются в виде целей, до анализа результатов собственной деятельности документально подтверждена не только личностными умозаключениями, но и внешней оценки (дипломы с конкурсов, сертификаты участка семинаров и конференций, характеристики и т.д.) с элементами общественного признания (статья в газетах, рекомендации, резенции на работы, характеристики и т.д.). Портфолио успешной личности является своеобразной формулой успеха, которая складывается из составляющих «ХОЧУ+МОГУ+НАДО», где сочетаются желания и потребности индивида с наличием необходимых знаний, умений и навыков, а также с возможностью личностного совершенствования с помощью непрерывного образования. Портфолио успешной личности помогает решить важные педагогические задачи: 1) поддерживать высокую личностную мотивацию, направленную на самосовершенствование ребенка; 2) поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, потенциал непрерывного образования; 3) развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности ребенка; 4) формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность; 5) содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников; 6) закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной самореализации; 7) воспитывать такие качества личности, как честность, целеустремлённость, уверенность в успехе; 8) формировать общеучебные умения и навыки - как средства повышения культуры умственного труда; 9) повышать авторитет ребёнка в близком окружении и референтной группе. Портфолио позволяет оценить сильные и слабые стороны каждого ученика в отдельности. Иной раз портфолио говорит нам об учебном процессе куда больше, чем тесты или другие формы традиционных экзаменов. Конечная цель компоновки портфолио должна сводиться к доказательству способности учащегося решать проблемы в различных областях жизни через
демонстрацию различных способов решения познавательных, коммуникативных, нравственных и других проблем, с которыми учащийся встретился в образовательной деятельности. Отдача и самооценка – одни из ключевых факторов в работе с портфолио. Основной смысл портфолио — «показать всё, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает: 1) смещение акцента с того, что ребенок не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет или хотел бы знать и уметь; 2) интеграцию количественной и качественной оценок; 3) перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Состав портфолио зависит от конкретных целей развития. Именно цели свидетельствуют об усилиях, достижениях и про грессе в обучении. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных ви дах деятельности — учебной, творческой, социальной, комму никативной и др., и становится важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Непрерывное образование на протяжении всей жизни , которое обеспечивается единством и целостностью системы образования, созданием условий для самообразования и всестороннего развития личности, совокупностью преемственных , согласованных, дифференцированных образовательных программ различных ступеней и уровней , гарантирующих гражданам реализацию права на образование и предоставляющих возможность получать адекватную личностную оценку собственным компетенциям посредства индивидуальной систематической аналитической работы. Введение портфолио может повысить активность подростков, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным. Портфолио призвано помочь ученику, наставникам и родителям правильно выбрать направления дальнейшего обучения ребёнка на старшей ступени средней школы, выявить способности и возможности ученика. Список использованной литературы: 1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 168 2. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Возможности использования портфолио в сфере дополнительного образования // Проблемы современного образования № 6, 2010 3. Новикова Т.Г. и др. Построение различных моделей портфолио //Методист. – 2005. - № 3. – C. 39 4. Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных
достижений гимназистов //Школьные технологии. – 2004. - № 2. – C. 144 5. Словарь согласованных терминов и определений в области образования государ ств – участников Содружества Независимых Государств. - М., 2004. С. 55