Автор: Судаков Владислав Николаевич
Должность: старший методист
Учебное заведение: Московского военно-музыкального училища
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Этапы разработки комплексного учебно-методического обеспечения. Требования к современным учебно-методическим пособиям"
Тема:
Этапы
разработки
комплексного
учебно-методического
обеспечения. Требования к современным учебно-методическим пособиям
Цели: познакомить преподавателей с этапами разработки комплексного
учебно-методического обеспечения
1
, рассмотреть действия преподавателя по
с о зд а н и ю
у ч е б н о - м е т од и ч е с ко го
ко м п л е кс а
д и с ц и п л и н ы
и
профессионального модуля
2
Рассмотрим основные действия (порядок) по разработке КУМО.
Приведем
обобщенный
перечень
действий
преподавателей
на
подготовительном
этапе
(изучение
КУМО
специальности,
в
частности
нормативно-правовой документации);
моделирующем (составление рабочей программы, КТП, планов занятий);
методическом (разработка учебно-методических материалов).
Это не идеальный алгоритм. Вполне возможно, что в образовательной
организации
он
будет
изменен
или
дополнен
в
зависимости
от
предназначения учебно-методического комплекса.
Дадим
небольшую
характеристику
некоторых,
наиболее
важных
действий преподавателя по созданию УМК дисциплины.
При
разработке
и
создании
учебно-методического
комплекса
дисциплины
следует
помнить,
что
основными
документами
в
УМКД
являются:
•
требования ФГОС СПО по специальности;
•
учебный план;
• примерная программа дисциплины.
В них определены содержание обучения, объем, порядок изучения и
преподавания дисциплины (разделы, главы), на их основе разрабатывается
рабочая программа дисциплины. Па основе рабочей программы дисциплины
составляется
календарно-тематический
план
преподавателя,
являющийся
основой для разработки планов учебных занятий.
На основе анализа нормативной и учебно-методической документации
по специальности устанавливается место учебной дисциплины в системе
подготовки
специалистов,
ее
объем,
сроки
изучения,
смежные
учебные
дисциплины, на которые можно либо опираться, либо рассчитывать на то, что
в процессе их изучения будут закрепляться знания и умения, полученные на
данном предмете. Важно выяснить сроки изучения смежных дисциплин, что
позволит
яснее
представить
характер
связи
с
ними:
предшествующий,
сопутствующий
или
последующий.
Необходимо
ознакомиться
и
с
содержанием учебных программ по смежным предметам, чтобы не допускать
дублирования учебного материала.
Учебный
план
дает
общее
представление
об
организации
изучения
дисциплины, поскольку в нем указываются формы организации изучения
учебного
процесса
(виды
учебных
занятий),
а
также
количество
часов,
1
Далее по тексту - КУМО
2
Далее по тексту - УМК
отводимых
на
практические
занятия;
формы
завершения
учебного
курса
(зачет,
экзамен),
обязательные
рубежные
проверки
(контрольные
работы,
зачеты, семестровые экзамены).
Важный этап подготовки к созданию УМК - изучение и анализ учебной
программы по дисциплине и составление рабочей программы, в которой
преподаватель
может
ознакомиться
со
структурой,
логикой
учебного
материала,
осмыслить
дидактические
задачи
учебной
дисциплины,
требования
к
знаниям
и
умениям.
В
рабочей
программе
преподаватель
отмечает уровень усвоения учебного элемента: какой материал является
существенным, значимым, обязательным для запоминания и неоднократного
воспроизведения,
а
какой
дается
для
общего
ознакомления
как
вспомогательный, справочный.
Преподаватель,
сопоставляя
содержание
учебного
материала
с
содержанием
профессиональной
деятельности
будущего
специалиста,
определяет, как могут быть сформированы в процессе выполнения заданий,
упражнений,
решения
задач
общие
компетенции,
профессиональные
компетенции, умения и навыки.
Анализ
рабочей
учебной
программы
предполагает
выявление
в
содержании учебного материала возможностей для воспитания и развития
обучающихся.
Преподаватель
отмечает,
на
каком
материале
следует
акцентировать
внимание
для
целенаправленного
формирования
научного
мировоззрения, какие разделы, темы, факты, теоретические положения могут
быть
использованы
для
воспитания
у
обучающихся
нравственных
убеждений,
развития
гражданственных
качеств
личности,
выработки
профессиональной направленности.
Составление рабочей программы позволяет преподавателю наметить
материал для развития творческого мышления, формирования у обучающихся
умений
и
навыков
самостоятельного
умственного
труда,
развития
познавательных интересов и способностей.
Содержание
обучения
следует
обновлять
и
пополнять,
поэтому
подбор учебного материала — это постоянная забота педагога.
Составление
календарно-тематического плана
Календарно-тематический
план
помогает
преподавателю
увидеть
перспективу своей работы в более детальном виде.
Назначение его состоит в том, чтобы распределить содержание учебного
материала,
предусмотренного
программой,
по
учебным
занятиям;
заранее
спланировать
лабораторные
и
практические
работы,
экскурсии,
деловые
игры
и
учебные
конференции;
определить
объемы
домашних
заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные
средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы).
Календарно-тематический план разрабатывается после создания и
утверждения
цикловой
предметной
комиссией
(ЦПК)
рабочей
учебной
программы и ежегодно переутверждается. Естественно, что в него могут быть
внесены
определенные
коррективы,
вызванные
развитием
науки,
информационных
и
педагогических
технологий,
а
также
изменениями
в
целевой подготовке специалистов.
При
пересмотре
календарно-тематического
плана
преподаватель
обращает внимание на следующие вопросы:
• новые проблемы, которые решаются в той области профессиональной
деятельности, с которыми связан данный учебный предмет, их значимость
для подготовки специалиста, место в учебном предмете;
• возможности
улучшения
профессиональной
подготовки
(пересмотр
учебного материала, изменение характера заданий для практических занятий,
повышение
качества
отдельных
элементов
учебного
занятия,
улучшение
организации внеаудиторной работы и т.д.);
• возможности вновь созданных или приобретенных учебно-наглядных
пособий, оборудования и других средств обучения, которые могут частично
изменить содержание и методы обучения, а, следовательно, и содержание
практических работ, заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.
Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание
учебного
материала»
(с
учетом
ФГОС),
«Перечень
умений
и
навыков»,
«Виды учебных занятий», «Наглядные пособия», «Задание на дом».
Такой
план
преподаватель
составляет
ежегодно,
готовясь
к
новому
учебному
году,
чтобы
успеть
подготовить
пособия
заблаговременно,
до
начала изучения соответствующей темы.
Изучение
специальной
учебной
литературы.
Чтобы
организовать
учебно-познавательную
деятельность
обучающихся,
обеспечить
усвоение
ими
всех
основных
дидактических
единиц
учебной
информации
на
необходимом
уровне,
нужны
средства
обучения
(учебно-методическая
литература, учебно-наглядные пособия, оборудование и т.д.).
К
сожалению,
отчетливо
прослеживается
тенденция
к
созданию
учебников и учебных пособий низкого качества, претендующих называться
учебниками нового поколения.
По
мнению
А.И.Иванова
учебник
должен
совершенствоваться
в
направлении поиска путей и средств отхода от традиционной ориентации
на среднего обучаемого. Учебник должен учить обучающегося учиться, для
чего по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать
материал высокой степени обобщения и вместе с тем быть конкретным,
содержать
в
себе
необходимый
и
достаточный
объем
фактического
материала.
Весь
учебный
материал,
содержащийся
в
учебнике,
одновременно
должен
быть
научно
обоснованным,
доступным
для
понимания
обучающимися с учетом их восприятия, мышления, памяти; стимулировать
потребности, волю обучающихся в познании, их ответственность в процессе
обучения.
В
структуру
учебника
включаются
текстовые
и
нетекстовые
вспомогательные
компоненты,
дополняющие
и
расширяющие
основной
текст.
К
нетекстовому
компоненту
относятся
вопросы
и
задания,
инструктивные материалы, таблицы, упражнения, шрифтовые выделения, а
также
иллюстрации
и
т.д.
Работая
с
учебником,
обучающийся
учится
излагать, анализировать, критиковать, дополнять, изменять и стиль своего
изложения, и изучаемый текст с привлечением дополнительной литературы
(справочников, словарей, специальных журналов и т.д.).
Создание
учебно-методических
рекомендаций.
Важным
элементом
подготовки к учебным занятиям является изучение методической литературы
и учебно-методической документации по предмету (указаний, рекомендаций),
которые позволяют более квалифицированно спланировать работу, используя
накопленный и обобщенный опыт.
К
учебно-методической
документации
относятся:
пособия
для
самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, сборники
тестовых
заданий,
задач,
алгоритмов
действий,
которые
издаются
централизованно, а также разрабатываются и самими преподавателями, для
которых
методическая
работа
-
важная
составная
часть
педагогической
деятельности.
Создание
учебно-методических
пособий
диктуется
необходимостью
адаптации
большого
объема
разнообразной
учебной
литературы
к
требованиям
современного
занятия,
особенностям
восприятия
материала
обучающимися, доступности для восприятия материала.
Учебно-методическое
пособие
для
самостоятельной
работы
обучающихся,
содержащее
целевую
установку,
инструкцию
по
его
применению,
перечень
материалов
для
теоретического
и
практического
использования,
алгоритмы
и
эталоны
практической
деятельности,
разнообразные формы контроля, способствует изучению разделов программы
согласно требованиям ФГОС СПО.
Объем
пособия
зависит
от
метода
ведения
занятия,
набора
видов
выполняемой самостоятельной работы, степени знакомства обучающихся с
материалом и практическими умениями на предыдущих занятиях по данной
и смежным дисциплинам, места проведения занятия.
Методическая работа преподавателя, направленная на создание таких
форм
контроля
и
углубления
знаний,
как
тестовые
задания,
задачи
и
проблемные
ситуации,
является
поводом
к
обобщению
своей
работы
и
созданию
сборников
дидактических
материалов,
которые
пользуются
большим
успехом
у
коллег,
высоко
оцениваются
при
аттестации
преподавателя, а главное, повышают эффективность учебного процесса.
Учебно-методическая документация, демократичная по своей сути,
может
совершенствоваться
преподавателем
в
зависимости
от
изменений
объема
и
содержания
изучаемого
материала,
требований
стандарта,
совершенствования
собственного
методического
опыта,
что
способствует
индивидуальной
творческой
активности
преподавателя,
повышению
его
методической квалификации.
Планирование занятий
В практике многих образовательных организаций СПО для оказания
методической
помощи
преподавателям
цикловые
методические
комиссии
разрабатывают развернутые
планы
отдельных
тем
курса
(учебного
предмета)
или
занятий,
объединенных
общей
темой.
В
них
более
подробно,
чем
в
календарно-тематическом
плане,
рассматриваются
содержание и методика проведения каждого учебного занятия, в частности с
позиции
опоры
на
дидактические
принципы
при
организации
учебного
процесса.
Форма таких рекомендаций может быть разной: в виде развернутого
текста описания возможных способов проведения каждого учебного занятия;
учебно-технологической
карты,
довольно
жестко
регламентирующей
деятельность преподавателя; тематического плана, составленного в форме
таблицы.
Учебно-технологические
карты
(учебно-методические
планы)
предписывают структуру учебного занятия, дозировку времени на каждый
его элемент, выбор средств обучения ограничивая тем самым творчество
преподавателя, и совсем не дают обоснования предписаний.
Тематические планы раскрывают методику преподавания учебной темы
достаточно
разносторонне,
но
не
жестко
рекомендуют
преподавателю
методику изучения темы.
При разработке плана занятия проверяется возможность практической
реализации дидактических принципов в процессе обучения. Рассматривая
учебное
занятие
как
организационную
форму
реализации
конкретной
дидактической
цели,
выделяется
возможный
максимальный
набор
этапов
урока, который определяется конкретным содержанием занятия.
Учитывая, что учебное занятие - система, которая обладает связью с
внешней средой через информационные и другие каналы, в нем должна быть
отражена реализация таких дидактических принципов, как развивающий и
воспитывающий
характер
обучения,
связь
с
жизнью,
активизация
обучающихся в процессе обучения, т.е. те принципы, которые реализуются не
через
содержание
учебного
материала,
а
в
практической
деятельности
преподавателя.
Наличие
типовых
бланков
для
составления
плана
занятия
дисциплинирует
преподавателя,
способствует
проведению
завершенного
планирования
каждого
занятия
с
учетом
современных
методик
и
педагогических технологий.
С позиций структуры тематического плана преподаватель может сам
проанализировать
любую
тему
и
ввести
этапы,
которые
соответствуют
дидактическим целям занятия.
Формирование фондов оценочных средств
Управление
любым
учебным
процессом
предполагает
осуществление
контроля,
который
необходим
для
определенной
системы
проверки
эффективности его функционирования.
Контроль направлен на получение информации, анализируя которую,
преподаватель вносит необходимые коррективы в осуществление процесса
обучения.
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с
помощью
разнообразных
методов.
На
различных
этапах
обучения
используются различные виды контроля: текущий, тематический и итоговый.
В процессе занятия в различных сочетаниях используются методы устного,
письменного,
практического,
компьютерного
контроля
и
самоконтроля
обучающихся, а также их сочетания в форме комбинированного контроля.
Учебно-методический паспорт дисциплины (УМПД)
Многие
средние
профессиональные
учебные
заведения,
имея
КУМО
дисциплины,
стали
разрабатывать
учебно-методический
паспорт
дисциплины.
По сути дела, УМПД - это часть комплекса, содержащая информацию по
темам. В некоторых учебных заведениях он оформляется в виде карточек
учебно-методического обеспечения, где указываются:
• Название модуля (раздела или темы), количество часов на изучение.
• Перечень формируемых компетенций.
• Перечень учебно-методического обеспечения (дидактический материал,
наглядные пособия, схемы, таблицы, графики, фотографии, эскизы и т.д.).
• Перечень ТСО, ЭОР, оборудования, приборов
• Рекомендации по изучению теоретического материала.
• Особенности и алгоритмы самостоятельной работы обучающихся, в
том
числе:
с
источниками
информации;
умение
конспектировать,
делать
запись
за
преподавателем;
составить
(разработать)
опорный
конспект,
реферат и т.д.
Теперь охарактеризуем наиболее важные этапы по созданию УМО
профессионального модуля.
УМО
ПМ
предназначен
для
оказания
помощи
в
изучении
и
систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков
работы, в конечном итоге, способствующих формированию определенного
вида профессиональной деятельности.
Преподавателям предстоит по-новому взглянуть на процесс разработки
учебно-методического
обеспечения
и
сконструировать
новое,
отвечающие
требованиям ФГОС и профессиональным стандартам.
Задача методиста организовать работу преподавателя по созданию УМО
ПМ,
сконструированного
в
рамках
компетентностного
подхода.
Конструирование УМО ПМ начинается с проектирования программы.
Для
разработки
профессионального
модуля
необходимо
соблюдение
определенной последовательности по этапам.
Паспорт
программы
профессионального
модуля
является
достаточно
формальным разделом и его заполнение обычно не вызывает трудностей. Все
остальные четыре раздела программы очень тесно связаны между собой и
последовательность их разработки именно такая:
Раздел 1. Заполнение паспорта программы ПМ
Раздел 2. Результаты освоения ПМ
Раздел 5. Контроль и оценка результатов
Раздел 3. Структура и примерное содержание ПМ
Раздел 4. Условия реализации программы ПМ
Вначале следует перенести результаты освоения модуля из стандарта, а
уже
затем
к
этим
заявленным
результатам
необходимо
дать
показатели
освоения. Так как заполнение каждого элемента данной схемы может вызвать
изменение даже базисного плана, и тем более учебного плана программы
подготовки специалистов среднего звена.
Эти изменения происходят по мере дальнейшего составления программы
ПМ,
коррективы
вносятся
вплоть
до
раздела
4
«Условия
реализации
программы ПМ».
Интегративный
характер
разработки
программы
подготовки
специалистов среднего звена в целом, базисного учебного плана, учебного
плана
программы
подготовки
специалистов
среднего
звена,
программ
каждого профессионального модуля и каждой учебной дисциплины следует
учитывать постоянно: после прохождения каждого этапа при необходимости
можно корректировать материалы, полученные на предыдущих этапах.
Особое внимание при разработке программ профессиональных модулей
отведено разделу 5 «Контроль и оценка результатов».
Большая часть времени при разработке программы тратится именно на
формулировку
показателей
оценки
результатов
освоения
программы
профессионального
модуля,
поскольку
реализация
компетентностного
подхода
требует
получения
результата,
выраженного
в
в и д е
профессиональной
деятельности
и
сформированности
профессиональных
компетенций ему соответствующих.
В
качестве
примера
предлагаются
показатели
оценки
результатов
освоения
ПМ.03
«Внедрение
технологических
процессов
изготовления
деталей машин и осуществление технического контроля» по специальности
15.02.08 «Технология машиностроения», представленные в таблице 1.
Данный пример показывает логику определения основных показателей
оценки
результатов.
Согласно
данной
профессиональной
компетенции
обучающийся проектирует технологический процесс. На основании, каких
показателей преподаватель (мастер, эксперт) сможет определить, что данная
компетенция освоена?
Из
предложенных
во
втором
столбце
вариантов
каждый
показатель
отражает
сущность
компетенции,
и
самое
главное,
ее
диагностичность.
Формы и методы контроля также являются наиболее приемлемыми.
Сложность
заключается
в
том,
что
показатели
оценки
и
выбранные
формы,
методы
контроля
в
совокупности
должны
позволять
однозначно
диагностировать
сформированность
соответствующих
общих
и
профессиональных
компетенций,
в
итоге
констатировать,
что
вид
профессиональной деятельности освоен или не освоен.
После
разработки
5
раздела
можно
приступать
к
формированию
содержания
программы
профессионального
модуля.
Наименования
междисциплинарных курсов (МДК) определены в ФГОС.
Таблица 1
Результаты (освоенные
профессиональны е
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы
контроля и оценки
ПК 3.1 Участвовать в
реализации
технологического
процесса
по
изготовлению деталей
обоснованность выбора
технологического
оснащения
и
приемов работы на
технологическом
оборудовании, полнота и
точность реализации
требований технической
документации
экспертная оценка
защиты практических
и
лабораторных работ
по
настройке
оборудования
на обработку детали
экспертная оценка
процесса выполнения
наладки
технологического
оборудования
ПК 3.2 Проводить
контроль соответствия
качества
деталей
требованиям технической
документации.
оптимальность и
эффективность выбора
средств и методов
контроля качества
деталей
экспертная оценка
защиты практических
и
лабораторных работ
по
определению
качества
деталей
экспертная оценка
уровня
владения
мерительным
инструментом при
защите лабораторных
работ
Задача педагогов заключается в том, что им необходимо начинить МДК
соответствующими
дидактическими
единицами,
направленными
на
формирование
знаний.
В
каждом
МДК
планируются
определенное
количество
лабораторных
или
практических
занятий,
в
которых
отрабатываются
умения.
В
зависимости
от
степени
функциональности
знаний, изучаемых в МДК, устанавливаются уровни их усвоения.
В ФГОС СПО предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа
обучающихся.
По
каждой
дидактической
единице
обучающиеся
должны
отчитаться конкретным результатом, «продуктом» или «процессом» учебной
или практической деятельности.
В
структуре
программы
профессионального
модуля
следующим
компонентом является практика: учебная, производственная.
Учебная практика направлена:
• на совершенствование у обучающихся умений;
• приобретение первоначального практического опыта;
• на освоение рабочей профессии (если это является одним из видов
профессиональной
деятельности
в
соответствии
с
|
ФГОС
СПО
по
специальности).
В этом случае обучающийся может получить квалификацию по рабочей
профессии.
Производственная практика состоит из двух видов:
• практика по профилю специальности;
• преддипломная практика.
Практика по профилю специальности направлена на формирование у
обучающихся общих и профессиональных компетенций, совершенствование
практического опыта и реализуется в рамках модулей программы подготовки
специалистов
среднего
звена
по
каждому
из
видов
профессиональной
деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.
Цели и задачи программы практик и формы отчетности определяются
образовательной
организацией
по
каждому
виду
практики.
Содержание
практики определяется требованиями к результатам обучения по каждому из
модулей программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии
с
ФГОС
СПО,
рабочими
программами
практик,
разрабатываемыми
и
утверждаемыми
образовательной
организацией,
реализующим
программы
подготовки специалистов среднего звена, самостоятельно.
Учебная
практика
и
производственная
практика
(по
профилю
специальности)
проводятся
образовательной
организацией
в
рамках
профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно
в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими
занятиями в рамках профессиональных модулей.
Сроки
проведения
практики
устанавливаются
образовательной
организацией
в
соответствии
с
программой
подготовки
специалистов
среднего звена.
Если
ФГОС
СПО
в
рамках
одного
из
видов
профессиональной
деятельности предусмотрено освоение рабочей профессии, то по результатам
освоения
данного
модуля
программы
подготовки
специалистов
среднего
звена
обучающийся
получает
документ
(свидетельство)
об
уровне
квалификации.
Присвоение
квалификации
по
рабочей
профессии
должно
проводиться с участием работодателей и при необходимости представителей
соответствующих органов государственного надзора и контроля.
Результаты прохождения практики представляются обучающимся в
образовательную организацию и учитываются при итоговой аттестации.
Таким
образом,
в
рамках
программы
профессионального
модуля
обеспечивается
завершенный
цикл
по
формированию
определенных
профессиональных компетенций и отдельных общих компетенций, о чем
может быть принято решение аттестационной или экспертной комиссией
образовательной организацией.
Структура программы профессионального модуля должна отвечать
принципам:
• минимальной достаточности (все необходимое для формирования
тех
образовательных
результатов,
которые
заложены
именно
в
рамках
данного профессионального модуля - конкретного вида профессиональной
деятельности);
единства формирования общих и профессиональных компетенций
(организация образовательного процесса предполагает сочетание активных
методов и форм деятельности, формирующих составляющие как общих, так
и профессиональных компетенций);
ориентации
на
результат (что
обеспечивается
совокупностью
различных видов деятельности, требованием к практикоориентированности
программы профессионального модуля: от 50% до 60%).
По завершению разработки спецификаций модулей следует перейти
к
следующему
этапу
конструирования
модулей
- проектированию
оценочных
материалов
модуля
(подробно
будет
рассмотрено
на
следующем семинаре).
Деятельность
преподавателя
по
формированию
УМК
УД
и
ПМ
требует
методического
сопровождения.
Поэтому
стоит
говорить
о
проектировании
технологии
преподавателей
ОО
СПО
конструированию
учебно-методического обеспечения профессионального модуля методистом.
При этом необходимо помнить, что:
педагогическое
проектирование
учебных
мате р и а л о в
рассматривается как процесс, обладающий рядом свойств:
1.
цикличностью
(работа
над
учебными
материалами
является
поэтапной, результат каждого предшествующего этапа является началом
последующего, и происходит по схеме рефлексия общественной и личной
потребности в преобразовании сложившейся педагогической ситуации;
2.
целеполаганием;
3.
выбором средств и методов организации;
4.
оценка качества выполненного проекта;
5.
непрерывностью и принципиальной незавершенностью (работа
над учебными материалами практически никогда прекращается, что связано
с
непрерывным
изменением
актуальности
учебного
материала
курса
и
изменением целей и ценностей различных участников образовательного
процесса);
результатом
педагогического
проектирования
является
структурная
модель
построения
учебных
материалов
(может
быть
использована при разработке учебных материалов различного вида), которая
представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов:
цели учебных материалов, рекомендации по работе с учебными материалами,
обучающие
задания
и
контролирующие
материалы,
материалы
для
поддержки
обучающегося,
список
рекомендованной
литературы
и
электронные средства;
методика
психолого-педагогической
экспертизы
учебных
материалов
позволяет
оценить
подготовленные
преподавателями
учебные
материалы и определить степень их соответствия современным требованиям
системы образования и педагогической науки;
технология
обучения
преподавателей
педагогиче скому
проектированию учебных материалов позволяет сформировать компетенцию
проектирования учебных материалов и компетенцию экспертной оценки их
качества.
Контроль качества КУМО и эффективности его использования
Контроль
качества
комплекса
учебно-методического
обеспечения
образовательного процесса осуществляется в системе внутреннего контроля в
образовательной организации на различных уровнях.
При организации контрольных мероприятий в ОО эти проверки лучше
планировать как целевые:
При осуществлении контроля качества КУМО целесообразно проверять:
• наличие перечня учебно-методических материалов и его соответствие
принятому в учебном заведении положению о КУМО;
• качество КУМО по установленным в ОУ критериям, используя при
этом:
• посещение
занятий,
консультаций,
экзаменов,
контрольных
работ,
зачетов и т.д.;
• анализ отчетов преподавателей;
• анализ протоколов и отчетов П(Ц)К;
• результаты
смотров,
конкурсов,
школ
передового
педагогического
опыта работы и т.д.
Эффективность
использования
КУМО
и
его
элементов
можно
определить, ответив на вопрос «ЧТО и КАК изменилось при применении
данных учебно-методических материалов для преподавателя и обучающихся.
Оценку
качества
КУМО
можно
проводить
по
рейтинговой
системе.
Учебные заведения самостоятельно разрабатывают систему оценки.