"Наличие культурно-гигиенических навыков у младших школьников, как фактор успешной социализации в обществе"
Автор: Дальниченко Ольга Сергеевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ школа-интернат № 68
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Наличие культурно-гигиенических навыков у младших школьников, как фактор успешной социализации в обществе"
Наличие культурно-гигиенических навыков у младших школьников,
как фактор успешной социализации в обществе
Дальниченко Ольга Сергеевна
МКОУ школа-интернат № 68
Особенности психофизического развития школьников с умственной отсталостью
требуют от педагогов, работающих в специальных (коррекционных) учреждениях VIII
вида, повышения эффективности воспитательного процесса. Эффективность, качество
воспитания во многом зависит от опыта педагога, правильного планирования и других
факторов. Образовательное учреждение VIII вида должно помочь школьнику с
нарушенным интеллектом усвоить такой круг знаний, умений, навыков, которые он
сможет применить к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться.
Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную
направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе
правила, соответствующие нормам поведения.
Формировать эти навыки и привычки
необходимо уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как центральная
нервная система ребенка в это время в высшей степени пластична, а действия,
связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и
неоднократно.
Формы работы варьируются: проводятся викторины, экскурсии; приобщаются к
работе специалисты: медики, психологи; большое внимание уделяется индивидуальным
интересам детей. Одним из основных компонентов гигиенического образования
является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и
педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение
проблемно-творческих задач разного уровня сложности, опирающегося на опыт
самопознания. В ходе занятия дети приобретают основы медицинских знаний.
Происходит тесное общение со своим организмом, со своим телом, с внутренними
“жильцами” - органами.
У детей младшего школьного возраста необходимо активно и последовательно
формировать культурно-гигиенические навыки
, используя художественное слово:
стихи, потешки, пословицы, а т.ж. произведения таких авторов, как К.И. Чуковский:
«Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»,
А.Л. Барто «Девочка чумазая». На примере героев произведений дети учатся следить за
своим внешним видом, не хотят, чтобы их сравнивали с отрицательными героями.
Предлагаемая разработка воспитательного занятия способствует закреплению
детьми ранее полученных знаний и умений в области личной гигиены.
Воспитательное занятие по теме:
«Уроки здоровья»
Цель:
Воспитание бережного отношения к своему здоровью, закрепление
элементарных, санитарно- гигиенических навыков и умений.
Задачи:
1. Воспитательная: способствовать формированию самостоятельности, умению
делать выбор;
2. Коррекционная: способствовать: коррекции памяти на основе заучивания и
воспроизведения; коррекции зрительного и слухового восприятия;
3. Образовательная: закрепить знания о предметах личной гигиены, а т.ж.
навык пользования зубной щёткой.
Занятие рассчитано на детей 8-9 лет. Длительность 30– 40 минут.
Оборудование: телевизор, DVD, фрагмент мультипликационного фильма
«Мойдодыр» К.И.Чуковского; пособия: коробка с картинками, изображающими
животных, карандаши и расчески (по количеству детей), вата, зубные щетки в подарок,
набор предметов для выполнения гигиенических процедур, конверты с двумя
картинками – пазлами ( мыло и кран с водой).
При оформлении стен используются плакаты, изображающие детей,
выполняющих гигиенические процедуры.
Даша- ребёнок артист.
Ход занятия:
Ведущий:
Приглашаю я всех вас
На занятие сейчас.
Кто работать будет лучше,
Тот сюрприз в конце получит!
(Стук в дверь.)
- В дверь стучат, идет к нам кто–то.
- Сейчас открою и впущу.
- Ой, я тебя не узнаю!
- Ах, это ты, Даша!
Даша к нам пришла сегодня,
Пригласила я её.
Посмотрите на девчонку –
Глаз не видно у неё.
Дашенька не умывалась,
Вот грязнулей и осталась.
Посиди теперь в сторонке,
Погляди на нас тихонько.
Мы с ребятами сейчас
Проведём «Здоровья час».
(Испачканную Дашу помещают, в стороне, на стульчик)
Ведущий:
- Рано утром прихожу,
На ребят своих гляжу.
Глазки открываются,
Детки просыпаются-
Все мне улыбаются.
Посмотрели мы в окно,
На дворе уже светло.
Солнышко проснулось,
Ребятам улыбнулось.
Птицы весело поют,
Все проснулись там и тут.
Мы с кроватей поднялись,
На зарядку собрались
Свои косточки размяли,
Мышцы тела подкачали.
Как птенцы все встрепенулись-
Окончательно проснулись!
Ведущий:
- А теперь скажите вы,
- Вы куда, затем, пошли?
(Предполагаемый ответ: - Мы пошли умываться, чистить зубы, расчесываться )
Ведущий:
- Ребята, а скажите, только люди приводят себя в порядок?
(Предполагаемый ответ: - Нет, животные тоже умываются)
-Правильно! Давайте расскажем Даше, как разные животные ухаживают за собой и
своими детёнышами?
Ведущий:
- В гости к нам пришли друзья,
Их называть не буду я.
По очереди их берите,
И нам о них вы расскажите.
( Дети по очереди выходят, находят и вынимают из коробки картинки с изображением
животных и читают разученные к занятию стихотворения )
1. Пушка лапой уши мыла.
На скамейке у окошка.
Пушка моется без мыла,
Потому, что Пушка-кошка.
2. Живёт на севере,
В море купается.
И громко может он реветь.
Ныряет, плавает, рыбой питается,
А называется белый медведь.
3. В клетке пестрая головка
Чистит пёрышки так ловко,
Что за птичка – угадай?
Эта птичка – попугай.
4. Использует хобот, словно душ.
Моет спину он и уши.
Угадайте, кто же он ?
Если хобот, это – слон.
5. Кенгурёнка поутру,
Моет мама - кенгуру.
Моет лапки, моет хвостик,
Им идти сегодня в гости.
6. Подстригается барашек,
Не жалеет он кудряшек
Знает, надо подождать
Кудри вырастут опять.
Ведущий:
- Молодцы! Вы очень хорошо рассказали нам о разных животных.
Ведущий:
-Скажите, пожалуйста, а что нужно мыть сначала? Шею, лицо, руки или
уши?
(Предполагаемый ответ: -Руки.)
Ведущий:
-А вы умеете правильно мыть руки? Давайте вспомним, как мы это
делаем. Мы немного отдохнем, я буду говорить, а вы показывать.
Физминутка
К крану руки подношу
И водичкой их мочу.
Мыло крепко зажимаю
И «перчатки» надеваю.
Каждый пальчик промываю
Локотки не забываю.
Смою пену – м о л о д е ц !
И разминочки – конец.
Ведущий:
- Помыли ручки, молодцы!
- Ребята, а теперь покажем Даше,
Как мы чистим зубы наши.
-Я раздам вам карандаши- «зубные щетки», а вы «понарошку» будете чистить зубы.
(Предполагаемые действия: дети изображают, многие водят карандашом, из стороны в
сторону, у рта.)
Ведущий:
- Посмотрите внимательно друг на друга.
Ведущий:
-Сейчас мы с вами проведём опыт и узнаем, правильно ли мы чистим зубы. Пусть
расчёска (показывает) будет рядом «зубов», а кусочки ваты, между зубцами - это
кусочки пищи, застрявшие в зубах. А теперь (имя ребёнка) возьмёт «зубную щётку» и
попробует почистить эти «зубы» так, как показали вы (из стороны, в сторону).
- Какой мы получили результат?
(Предполагаемый ответ: -Вся «пища» осталась, не прочистилась.)
Ведущий:
- А теперь проведём щёткой вверх-вниз. Что мы заметим?
(Предполагаемый ответ: -Все кусочки удалили, «Зубы» стали чистыми.)
-Мы доказали, как нужно правильно чистить зубы. Не только из стороны в
сторону, нужно водить зубной щёткой и сверху вниз, снизу наверх и очень тщательно
2-3 минуты и обязательно 2 раза в день - утром и вечером.
Ведущий:
-А зачем нам необходимо умываться ?
(Предполагаемый ответ: -Чтобы смыть грязь, чтобы приятно пахнуть, чтобы быть
красивым, чистым, чтобы не болеть, чтобы смыть микробы.
Ведущий:
-А что такое микробы? Что вы о них знаете?
(Предполагаемый ответ: -Это маленькие существа, их видно только под
микроскопом, они живут на грязных руках, от микробов все болезни.)
Ведущий:
Задание: Перед вами конверты с пазлами. Возьмите любой конверт и составьте
картинку. Она подскажет нам, чего боятся микробы больше всего.
Ведущий:
Так чего же боятся микробы?
(Предполагаемый ответ: -Они боятся воду и мыло. )
Ведущий : - Правильно! Нужно дружить с водой и мылом. «От простой воды и мыла
у микробов тают силы»
ВИДЕО ФРАГМЕНТ - К И. ЧУКОВСКИЙ - « МОЙДОДЫР »
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.-
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде-
Вечная слава воде!
Ведущий :
-Кто написал это стихотворение?
(Предполагаемый ответ: -Чуковский. )
-Правильно, Корней Иванович Чуковский)
Ведущий:
- А теперь мои ребятки, отгадайте вы загадки,
И из множества предметов отыщите вы ответы.
1. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам. (Расчёска)
2. С щетинкой, а не свинка. (Зубная щетка)
3. Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
4. Вытирало и старалось,
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось,
Нет сухого уголка. (Полотенце)
5. И сияет и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет,
Всё, как есть, ему покажет. (Зеркало)
6. Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло,
.
И его не стало -
Всё оно исчезло. ( Мыло)
7. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)
8. Кто меня назвать не может?
Я на ёжика похожа
И от пыли и от пятен охраняю ваше платье. (Щётка)
Ведущий:
- Молодцы ребятки! Отгадали все загадки.
Загадки мудрёные, но и вы смышлёные.
-А теперь скажите Даше, для чего нужны все эти предметы.
(Предполагаемый ответ: -Чтобы следить за чистотой своего тела. Чтобы приводить
себя в порядок. )
- С древних времён народ смеялся над грязнулями и неряхами и с уважением
относился к чистым и опрятным людям. В то время появились такие пословицы:
1. Кто аккуратен, тот людям приятен.
2. Чистота – лучшая красота.
3.
Чисто жить – здоровым быть.
4. Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
( Возможно обсуждение пословиц.)
Ведущий:
- Даша тихо здесь сидела,
Слушала, на вас смотрела.
-«Час здоровья» истекает,
Время движется вперед.
Даша многое узнала,
Дали Даше вы урок!
Даша: -Я теперь чистюлей буду
Вас, друзья, я не забуду.
У меня теперь девиз:
«Встань поутру, не ленись!
Мылом вымойся, утрись.
Кто растрёпан, не умыт,
Тот собой людей смешит».
Ведущий: -Наша Даша поняла,
Вы Федоре не родня.
-Чтобы зубки не болели,
В них микробы не сидели.
Получите от девчонки
Новые зубные щетки.
-Молодцы, ребята! Спасибо за занятие. Отведите Дашу в ванную комнату и помогите ей
привести себя в порядок.
Литература:
1. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития [Текст]:учебное пособие / Л.Н. Блинова. - М.: «НЦ ЭНАС,
2003.-136с.
2.
Зайцев, Г.К. Уроки Мойдодыра [Текст] / Г.К.Зайцев. - СПб.: «Детство- пресс»,
2001. – 40с.
3.Степанов, В.А. Про зверят [Текст] / В.А.Степанов. - М.: «
Фламинго»,
1997.-49с.