Автор: Квачинская Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ПримИЖТ филиал ДВГУПС в г. Уссурийске
Населённый пункт: г. Уссурийск Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Квачинская Татьяна Николаевна
Преподаватель иностранного языка,
Приморский институт железнодорожного транспорта филиал ДВГУПС в г.
Уссурийске. Факультет среднего профессионального образования
Аннотация. В данной статье подчеркивается значимость информационно-
коммуникативных
технологий,
рассматривается
современная
концепция
урока по иностранному языку с применением ИКТ.
Использование новых
информационных технологий в преподавании является одним из важнейших
аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения
арсенала
методических
средств
и
приемов,
позволяющих
разнообразить
формы работы и сделать процесс обучения иностранному языку интересным
для студентов СПО.
Ключевые
слова:
информационно-коммуникативные
технологии,
иностранный язык, мотивация, средства ИКТ.
Современный
мир
не
стоит
на
месте,
информационные-
коммуникативные
технологии
уже
прочно
вошли
в
нашу
жизнь.
Урок
иностранного языка уже невозможно представить без интернет - технологий,
которые используют
в качестве мощного инструмента развития мотивации
на
уроках
английского
языка,
учитывая
большую
и
серьезную
заинтересованность учащихся компьютером. Обучение иностранным языкам
в
СПО
обретает
новое
звучание
в
связи
с
широким
использованием
информационно-коммуникационных технологий и переходом к открытому
информационно-образовательному пространству.
Использование
ИКТ
на
уроках
иностранного
языка
обеспечивает
ускорение
процесса
обучения,
повышению
качества
усвоения
материала,
развивает интеллектуальные и творческие способности учащихся, умение
работать самостоятельно, формирует информационную культуру у учащихся
и повышает интерес к изучаемому языку.
Ресурсные возможности ИКТ позволяют преподавателю использовать
или разработать слайд- презентации по различным темам, что делает занятия
по
иностранному
языку
наглядными
и
интересными,
формировать
информационную культуру студентов. Следует добавить, что ИКТ активно
используется и на внеклассных мероприятиях.
Интернет- технологии несомненно обладают рядом преимуществ: это
аудио – и видеоинформация, возможность записывать собственную речь,
исправление
и
контроль
своих
ошибок
и
произношения,
возможность
самостоятельно проверять свой уровень владения иностранным языком.
К средствам ИКТ, которые используются в учебном процессе, относятся:
электронные
учебники
и
пособия,
демонстрируемые
с
помощью
компьютера и мультимедийного проектора;
электронные энциклопедии и справочники,
программы тестирования,
образовательные ресурсы Интернета,
видео и аудиотехника,
электронно-образовательная среда.
В
повседневной
работе
преподавателя
с
использованием
ИКТ
уроки
иностранного языка проходят на высоком уровне, уходит в прошлое доска и
мел. Меняется и сама деятельность педагога: он перестает быть источником
информации, он становится помощником.
Интернет
предлагает
педагогу
иностранного
языка
многообразие
информации и ресурсов это: электронная почта; доступ к информационным
ресурсам;
видеоконференции;
возможность
публикации
собственной
информации,
создание
собственной
домашней
странички;
справочные и
поисковые системы.
На
уроках
иностранного
языка
рекомендовано
применять
компьютерные обучающие программы на всех этапах обучения. Обучающая
компьютерная
программа
является
тренажером,
который
организует
самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при
которых
студенты
самостоятельно
формируют
свои
знания,
что
и
особо
ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их
сознания и не остаются в памяти.
Обучение иностранному языку включает
обучение
видам
речевой
деятельности
говорению,
аудированию,
чтению,
письму.
При
обучении
говорении
студенты
могут
произносить
фразы
в
микрофон. При обучении аудировании студенты могут слушать иноязычную
речь.
При
обучении
грамматическим
явлениям
студенты
выполняют
грамматические
упражнения,
разгадывают
кроссворды,
чайнворды,
занимаются поиском новых слов и выражений. Как мы видим компьютерные
технологии
играют
ключевую
роль
при
обучении
иностранного
языка,
создаются условия, как для группового обучения, так и для индивидуального
обучения. На своих занятиях я успешно использую следующие обучающие
программы: “Movie Talk. Английский. Интерактивный видеокурс” поможет
студентам усовершенствовать восприятие английской речи на слух. “English
in
action.
The
royal
family”
–
это
компьютерный
курс
на
основе
видеоматериалов из жизни британской королевской семьи. Большую помощь
при обучении фонетике, грамматике и для повышения мотивации студентов
СПО
к
изучению
английского
языка
оказывает
программа
“Профессор
Хиггинс. Английский без акцента” и также ряд других мультимедийных
учебников.
Работая
над
фонетикой,
студент
слышит
свои
ошибки,
корректирует, безусловно такое обучение повышает мотивацию у студента,
каждый раз он будет стремится к правильному произношению.
В каждом учебном заведении есть свои образовательные программы. В
моем учебном заведении активно используется электронно-образовательная
среда
ДВГУПС,
где
размещены
кейсы,
журналы,
библиотека.
Этот
электронный ресурс дает большие возможности преподавателям и студентам
вести дистанционное обучение.
Использование
компьютерных технологий в обучении, в частности,
иностранным языкам в значительной мере изменила подходы к разработке
учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе
компьютерных
обучающих
программ
позволяет
более
полно
реализовать
целый
комплекс
методических,
дидактических,
педагогических
и
психологических принципов.
Безусловно, применение новых информационных технологий не только
оживляет
учебный
процесс,
но
и
решает
важные
задачи
активизации
познавательной
деятельности
студентов,
способствует
росту
мотивации,
создает условия для индивидуализации обучения и повышению его качества.
Кроме
этого,
подобная
деятельность
способствует
стимуляции
самостоятельной работе студентов, дает им возможность переосмыслить и
оценить роль и индивидуальной познавательной активности не только при
изучении иностранного языка, но и как условие дальнейшей самореализации
Список использованной литературы.
1.
Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках
английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3
2.
Бовтенко, М.А. Информационно - коммуникационные технологии в
преподавании
иностранного
языка:
создание
электронных
учебных
материалов: Учеб. пособия. – Новосибирск, 2005. – 112с.
3.
Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным
языкам:
методологиче ские
и
педагогиче ские
аспекты
/ /
Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4.
4.
Подопригорова
Л.А.
Использование
Интернета
в
обучении
иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 5.
5.
Чернобай,
Е.В.
Технология
подготовки
урока
в
современной
информационной
образовательной
среде:
пособие
для
учителей
общеобразоват. учреждений / Е.В. Чернобай.- М.: Просвещение,2012.