Напоминание

"Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"

Автор: Турова Наталья Анатольевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация духовно-нравственного воспитания на уроках математики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

«Реализация духовно-нравственного воспитания

на уроках математики»

(5-11 классы, срок реализации 2020-2021год)

Турова Наталья Анатольевна

учитель математики

г. Сургут

2020г.

1

Аннотация

Данный

проект

посвящен

проблеме

духовно-нравственного

воспитания

на

уроках

математики. Автор представляет свой опыт работы в этом направлении.

В проекте представлены фрагменты уроков математики, посвященные различным

историческим событиям. Это, прежде всего, содержательный материал "текстовых" задач,

исторические сведения, краеведческий материал, цифры и факты, воспитывающие в детях

чувство патриотизма, гордости, уважение и любовь к Родине.

Материал духовно-нравственной направленности для уроков математики подбирается

таким образом, что его можно использовать в любом классе, на любой параллели, учитывая

лишь программный материал.

Представленный опыт, на мой взгляд, эффективен, так как в нем присутствует системность,

преемственность,

возможность

обновления

содержания

в

соответствии

с

современными

требованиями, что способствует воспитанию того нравственного идеала, который определен

в государственных стратегических документах, повышает мотивацию учащихся к изучению

предмета.

Представляла свой педагогический опыт работы по данной теме в 2019 году на

заседании

городского

методического

объединения

учителей

математики.

Материалы

размещены на сайте городского сетевого педагогического сообщества SurWiki в разделе

«ГМО учителей математики».

2

Цель

проекта:

организация

работы

по

духовно-нравственному

воспитанию на уроках математики.

Введение.

Важным фактором, который обеспечивает как социальную, так и

культурную

модернизацию

современного

российского

общества,

считается

наша школа. И это правильно, поскольку именно в школьные годы ребенок

получает опыт гражданской деятельности, знакомится с российским и мировым

культурным достоянием, совершенствуется духовно.

О

необходимости

активизации

системы

общенациональных

ценностей

и

приоритетов

через

образовательную

систему

говорится

в ФГОС

второго

поколения, который нацелен на духовно-нравственное развитие и воспитание

детей

в

период

школьного

обучения

и

становление

их

гражданской

идентичности. В данном документе описаны главные положения школьного

воспитательного процесса и указано на необходимость включения в основную

образовательную программу подпрограммы духовно-нравственного развития и

воспитания школьников.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия

духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,

гражданственности, патриотизма);

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

нравственной позиции (способности к различению добра и зла,

проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению

жизненных испытаний);

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,

проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и

справедливых гражданах. Проблема духовно-нравственного воспитания

становится актуальной и заключается в формировании такой личности.

Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир

3

школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя

нравственную воспитанность. Через систему духовно-нравственного

воспитания школа предполагает заложить прочную основу духовности и

нравственности у учащихся, подготовить почву для становления их личности.

Учебная и воспитательная работа носит деятельностный характер и поможет

учащимся глубоко осмыслить историческое прошлое нашей Родины,

определить свое место в современном обществе, будет способствовать

удержанию детей от дурных поступков и сохранению нравственного и ,

физического здоровья.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного

развития должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного

развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной

деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других

институтов общества.

При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем

всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную

и

развивающую

цели,

но

и

достигать

воспитательного

эффекта.

Этот

же

принцип озвучен и в концепции. Он предусматривает решение воспитательных

задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как

к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.

Математика и духовно-нравственное воспитание.

Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления

личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров. Каждый

учитель не просто учитель-предметник, он прежде всего воспитатель. Задача

каждого из нас –воспитание подрастающего поколения.

Конечно, проблемы духовно-нравственного воспитания легко решаются на

уроках, связанных с гуманитарными науками, и гораздо труднее на уроках

математики. Использование уроков математики для духовно-нравственного

воспитания имеет специфическую трудность, причина которой заложена в

абстрактном характере математической науки. Но, тем не менее, я считаю, что

4

математика обладает большим воспитательным потенциалом. На мой взгляд,

существует множество способов, приемов и методов реализации

воспитательного направления при изучении предметов естественно - научного

цикла, в том числе и математики. Математика является не просто областью

знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком

научного восприятия мира. Математическая наука неизбежно воспитывает в

человеке целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску и способных в

дальнейшем стать важнейшими моментами в его нравственном облике.

Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и

принимать

решения,

проверять

действия,

исправлять

ошибки,

различать

аргументированные

и

бездоказательные

утверждения,

а

значит,

видеть

манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Решение задач требует от

обучающихся

добросовестной

и

серьезной

работы

над

приобретением

и

укреплением

знаний,

что

приводит

к

систематическому

напряжению

умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей. При этом у

обучающихся

воспитываются

такие

черты

характера

как

трудолюбие,

усидчивость,

упорство

в

достижении

намеченной

цели,

умение

не

останавливаться перед трудностями и не впадать в уныние при неудачах.

Ещё в 19 веке польский математик Хуго Штейнгаус говорил, что «между

духом и материей посредничает математика».

Все

компоненты

учебной

задачи

(её

подача,

решение,

анализ,

ответ,

выводы) могут быть иногда необычными для учащихся. Поэтому занимательная

задача – такая задача, в которой содержатся элементы занимательности либо в

форме подачи задачи, либо в сюжете задачи, либо в способе решения, либо в

иллюстративном материале к задаче. Иногда занимательность для учащихся

заключается в неожиданности ответа задачи или в выделении элементов игры

при её решении и тому подобном.

Воспитательный

потенциал

урока

математики

возможен

через

отбор

содержания материала, через структуру урока, организацию общения и т.д.

5

Прекрасным материалом для развития чувства патриотизма являются сведения

из истории развития математики и математического образования в России.

Важнейшим

принципом

работы

является

нравственная

ценность

отбора

содержания. Это, прежде всего, содержательный материал "текстовых" задач,

исторические

сведения,

цифры

и

факты,

воспитывающие

в

детях

чувство

патриотизма, гордости, уважение и любовь к Родине.

Я на своих уроках реализую данное направление через решение практических

задач. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот

материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка. Можно составить

целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического

воспитания,

а

можно

использовать

только

одно

задание,

после

решения

которого,

сообщить

интересную

информацию

или

даже

прочитать

стихотворение.

Современное

поколение

детей

не

могут

и

представить

себе

все,

что

пережила наша Родина за годы Великой Отечественной войны, но мы не вправе

забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о

подвиге нашего народа. И урок математики становится для них не просто

уроком,

на

котором

нужно

решать,

вычислять

и

заучивать

формулы,

а

пробуждает чувства сопричастности к величию своей страны, собственных

предков. Формирование гражданских качеств личности посредством решения

задач,

содержащих

историко-краеведческую

и

экологическую

информацию.

Систематизируя

опыт

работы

по

данному

направлению,

можно

выделить

дидактический материал к урокам в виде задач с различным содержанием и

разработки

целых

уроков.

Причём

дидактический

материал

по

классам

не

распределяю, так как можно применять в разных классах и на разных этапах

урока. Уроки проводятся, приуроченные к историческим датам (математика и

космос)

или

проводятся

по

различной

воспитательной

направленности

( краеведение, здоровье, патриотизм).

Проводя

уроки

в

преддверии

праздника

Великой

Победы,

знаменательных исторических событий

- я стараюсь воспитывать в детях

6

чувство патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину, знакомить с

героической

историей

своего

народа,

с историческими

фактами

времен

Великой

Отечественной

войны,

с жизнью

людей

в это

время,

развивать

способность чувствовать, сопереживать, умение слушать окружающих. Задачи

связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ,

защищая свою Родину.

Во время проведения таких уроков

я выделяю время

на то чтобы

вставить фрагменты из истории, где на фоне исторических событий предлагаю

ребятам решить задачи, которые выводят их на

какие либо числа, даты,

фамилии участников событий, о которых идет речь.

Задачи,

в

основном,

составляю

сама,

иногда

применяю

задачи

из

различных источников. Но прежде всего перерабатываю их под свое видение

данной проблемы. Элементы историзма на уроках математики положительно

влияют

на

знания

учащихся,

на

развитие

их

как

личности,

носят

воспитывающий характер. Рассказ и решение задач сопровождаются музыкой,

что

помогает

в

создании

определенного

эмоционального

фона,

дети

сопереживают данным историческим событиям.

Из опыта работы. Фрагменты уроков.

Приведу фрагменты своих уроков с применением исторических фактов. Такие

фрагменты

можно

использовать

вместо

устного

счета,

приурочив

их

к

памятным событиям.

1.

«Битва под Москвой».

Приводятся исторические факты битвы под Москвой, раскрывается ее

значение в Великой Отечественной войне, рассказывается о параде на Красной

площади 7 ноября 1941 года, о защитниках Москвы. Приводится пример 316

стрелковой дивизии, которой командовал генерал-майор погибший 18 ноября

1941 года в бою под Москвой. И предлагается задача: установить соответствие

между решением системы неравенств и буквами и

назвать

фамилию этого

генерала.

Затем

рассказывается

о

28

героях

панфиловцах

и

героической

Панфиловской

дивизии.

Фрагмент

урока

заканчивается

песней

«Марш

защитников Москвы».

7

«Мы свою победу выстрадали честно,

Преданы святому кровному родству...

В каждом новом доме, в каждой новой песне

Помните ушедших в битву за Москву!»

Николай Добронравов

2.

«Сталинград

никем

не

покоренный»

годовщине Сталинградской

битвы)

Фрагмент урока сопровождается мелодией из фильма «Горячий снег». В

задачах можно изменить числа, учитывая программный материал.

8

3.

«Защитникам и жителям блокадного Ленинграда» (к годовщине снятия

блокады Ленинграда).

Фрагмент

урока

сопровождается

мелодией

«Реквием» А. Моцарта. Провожу такие моменты в дни памяти.

С а н к т - П е т е р б у р г …

Прекрасный город, построенный по велению Петра Первого, восхищающий

своей

красотой

и

величием,

о

неповторимости

которого

можно

говорить

бесконечно, сегодня уступает место Ленинграду- городу – герою, отстоявшему

свою

свободу,

сохранившему

своё

наследие,

мужественно

сражавшемуся

в

блокаду.

9

Урок, посвященный истории космоса: «Космический рейс»

Весь урок посвящен космической теме. Это может быть обобщающий

урок по какой- либо теме математики. Так как можно составлять различные

задачи, с любыми данными.

10

Быть может уже тысячу лет назад, глядя на ночное небо, человек мечтал о

полете

к

звездам.

Мириады

мерцающих

ночных

светил

заставляли

его

уноситься

мыслью

в

безбрежные

дали

Вселенной,

будили

воображение,

заставляли

задуматься

над

тайнами

мироздания.

При

рассмотрении

исторических событий по развитию космонавтики, решаются различные задачи.

Например:

Урок, посвященный истории традиционных праздников (Нового года).

Провожу

подобные

уроки

в

игровой

форме

в

предверии

календарных

праздников или в конце учебного года. Задачи подбираю таким образом,

11

ч т о б ы

д а ж е

с л а б ы е

д е т и

м о г л и

с

н и м и

с п р а в и т ь с я .

Повышение мотивации на уроках математики можно решать

успешно

через

развитие

познавательного

интереса,

учитывая

личностно

ориентированный подход, а также вводя элементы краеведения.

12

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего

общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов:

младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи,

в которых говорится о родном крае.

Я разработала серию уроков «Люблю тебя – Югорский край» по различным

темам математики на основе краеведческого материала по ХМАО-Югре. При

разработке

уроков

стараюсь

подбирать

материал,

содержание

которого

способствует воспитанию нравственности, трудолюбия, патриотизма и любви к

родному краю.

Темы уроков:

«Здесь каждый шаг как подвиг и всякий труд как бой» (посвященный

юбилею Западно – Сибирской нефтегазоносной провинции).

«Мой Сургут это город нефтянников» (посвященный юбилею города).

Свет

земли

расколдованной.

«Сургутская

ГРЭС-1»

-

станция

особого

назначения (посвященный юбилею ГРЭС-1).

Приведу примеры задач из материалов этих уроков.

1.

«Здесь каждый шаг как подвиг и всякий труд как бой».

Тема урока

«Производная. Геометрический и механический смысл производной».

Урок обобщения знаний, можно использовать в любом классе, изменив

условия задач (числа). Урок сопровождается музыкой, стихами.

Задача. Решив следующую задачу, вы узнаете когда впервые появился

фонтан газа в Тюменской области. Этот день считается днем рождения Западно-

Сибирской нефтегазоносной провинции.

13

Найти тангенс угла наклона касательной к графику функции

f(x) = (2x

2

+ 5x)

2

в точке х

2

и выполнив действия по схеме.

Задача.

Издержки по перевозке 1 тонны нефти двумя видами транспорта выражаются

формулами: R

1

(x) = A

1

x+ B

1

R

2

(x) = A

2

x + B

2

где

х

расстояние

в

сотнях

километров.

Функции

задают

уравнения

касательных к графику функции у = х

2

– 3х +2 первое в точке х

0

= 5, второе

в точке х

0

=2.

Начиная

с

какого расстояния

становится

более

экономичным

первое

транспортное средство?

Задача.

Представьте себе, что вы работаете в проектном институте и получили задание

спроектировать дорогу от газового месторождения к шоссе. На вашем плане

шоссе совпадает с осью ОХ, а дорога задается функцией у = х

2

- 0,75. Вы

должны учесть что при х<0 на карте болотистая местность, значит. дорогу

там строить нельзя. Под каким углом пересекается дорога с шоссе?

Задача.

Стоимость бурения

по твердым породам в

течение часа определяется

формулой R(x) = 125 + 200 V

3

рублей,

14

х

0

-1

-2

2

tg a

где

V – скорость бурения в м/ час. Буровой снаряд движется прямолинейно

по закону S(t) = 4x

2

- 3x + 5. Определить стоимость бурения в течение часа.

2.

«Мой Сургут-это город нефтяников»

Урок,

посвященный

юбилею

нашего

города.

Урок

обобщения

и

систематизации знаний по теме «Действия с дробями».

Городам, как и людям, дано иметь свою родословную, свои истоки, свою

судьбу, свое предназначение и облик. Свою строку в истории государства. Всем

этим обладает город в котором мы живем, город Сургут. На фоне исторических

событий

Сургута

решаются

различные

задачи

на

определение

фамилий

первооткрывателей Сургута, года основания Сургута. Находим различные даты:

когда нашли первую нефть в районе Сургута, когда в Сургут прилетел первый

самолет, когда пришел первый поезд.

Какой бы суровой эта земля ни была, восхождение к городу все равно

должно было состояться. И состоялось. И не только во исполнение царских

15

наказов и прочих указов, но, прежде всего, благодаря воле тех людей, которые

этот город возводили, обустраивали, превращали в дом родной.

Наверное, потому «Мы - Сургутяне» звучит теперь с не меньшим значением,

чем «Мы Москвичи» или «Тюменцы». Могущество России прирастает

Сибирью, и Сургут вносит в это весомый вклад.

3.

«Свет земли расколдованной». Сургутская ГРЭС – станция особого

назначения. Урок, посвященный Сургутской ГРЭС-1.

Можно провести как урок обобщения знаний для любого класса, учитывая

программный материал.

Сибирь… Край суровый, могучий, надежный. Преобразования, произошедшие

в нем за четыре последних десятилетия, поистине легендарны. Здесь, в некогда

таежной провинции выросли поселки и города, пролегли шоссейные и

железнодорожные магистрали. Непроходимые болота, вековая глухомань, и

вдруг дома, буровые вышки, ленты дорог, трубы электростанций.

Символом города Сургут стали трубы ГРЭС. Биография станции

продолжается, она продолжает выделять потоки живительного тепла и света.

Люди, обогревшие и осветившие этот край, вполне достойны величественного

памятника. Впрочем, таковым вполне может служить созданное их руками

творение – Сургутская ГРЭС-1 – удивительный и сложнейший комплекс, от

фундамента до уникального оборудования собранный воедино руками одного

поколения, дающий свет и тепло людям.

16

Стихотворение « Лучик моей души»

М.С.Легких

Город сияет, иду не спеша,

В окнах свет и уют,

Где-то баюкают малыша,

Где-то задорно поют.

Сила в серебряных проводах,

Сердце поет в тиши,

Знайте, люди в ваших домах

Лучик моей души.

Черное золото, чтобы добыть,

Слить в непрерывный поток,

Силу в добычу вдохнуть, оживить

Может маэстро ток.

Сила в серебряных проводах

Нефть качает в глуши.

Знаешь, нефтяник, в твоих делах

Капля моей души.

Свежего хлеба божественный вкус

В доме каждом любим.

Корочки лакомый нежный хруст

Всем нам необходим.

Сила в серебряных проводах

Хлеб лелеет в печи.

Знает и пекарь, в румяных хлебах

Крошка моей души.

Город сияет, иду не спеша,

В окнах свет и уют,

Где-то баюкают малыша,

Где-то задорно поют.

Сила в серебряных проводах,

Сердце поет в тиши.

17

Я энергетик! В ваших домах

Лучик моей души!

Проектная деятельность

Использование технологии проектирования также помогает в работе по

данному направлению, так как является эффективным способом развивающего,

личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная

деятельно сть

обе спечивает

развитие

творче ской

инициативы

и

самостоятельности

участников

проекта;

открывает

возможности

для

формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром;

реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Так, работая над проектом «Перископ» (тема «Уголковый отражатель»), мы

посвятили его морякам подводникам, самоотверженно сражавшимся в годы

Великой Отечественной войны. Герои – подводники внесли огромный вклад

в дело Победы над фашистской Германией.

В данный момент мы работаем над проектом «Системы счисления финно-

угорских

народов». Изучение финно-угорской системы счисления расширяет

кругозор, пополняет новыми знаниями, что способствует воспитанию любви и

уважения к истории родной культуры народа ханты.

Заключение.

Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом

является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит

формирование

мировоззрения

ученика,

учитель

воспитывает

отношение

к

науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и

социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы

храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к

поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять

разрушительным влияниям. Каковы же наши традиционные источники

нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское

общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

18

Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: –

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение

Отечеству.

В послании Президента России Федеральному собранию Российской

Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас

моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как поли-

тическая и экономическая стабильность и общество лишь тогда способно

ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая

система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному

языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к

памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и

суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни,

фундаментом для экономических и политических отношений».

За годы обучения в школе ученик приобретает множество разнообразных

знаний

и

умений.

Но

все-таки

одной

из

главных

задач

остается

задача

воспитания Человека, Личности. И если, по словам Эразма Роттердамского:

«Личность не является врожденным явлением, она формируется под влиянием

воспитания», то учитель математики может и должен помочь формированию

душ учащихся.

Анализируя

свою

педагогическую

деятельность

(45

лет

педагогического

стажа),

осознаю,

что

результатом

обновления

современного

образования

должно стать достижение нового качества образования, включающего в себя,

прежде

всего,

развитие

духовности,

нравственных

качеств,

системности

мышления учащихся. Представленный опыт, на мой взгляд эффективен, потому

что в нем присутствует системность, преемственность, последовательность,

целостность,

возможность

обновления

содержания

в

соответствии

с

современными требованиями, что способствует воспитанию того нравственного

19

идеала,

который

определен

в

государственных

стратегических

документах,

повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета «математика».

Представляла свой педагогический опыт работы по теме «Основные аспекты

духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках математики» (2019г.),

на заседании городского методического объединения учителей математики, на

семинаре-практикуме

для

молодых

специалистов

«Эффективные

методики

формирования

практических

навыков

на

уроках

математики».

Материалы

размещены на сайте городского сетевого педагогического сообщества SurWiki в

разделе «ГМО учителей математики».

«Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и

нравственному, - и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда

человеческое достоинство».

К.Д. Ушинский

20