"Математика и конструирование"

Автор: Хлыновская Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "ООШ № 164"
Населённый пункт: п.Амзас Кемеровская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности
Тема: "Математика и конструирование"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 164» Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 25. 08. 2015г. Руководитель МО __________Н.Н.Хлыновская Принято на заседании педсовета Протокол № 1 27.08.2015г. зам.директора по УВР ______ Фотина О.В. Утверждаю: Директор МКОУ «ООШ № 164» _______ Ю.И.Ващенко Приказ № 5-а «___» ________ 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Математика и конструирование» 1- 4 классы Составитель:Хлыновская Н.Н., учитель начальных классов п.Амзас 2015
Содержание 1.Пояснительная записка 2.Общая характеристика учебного предмета 3.Место учебного предмета в учебном плане 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5.Личностные, матапредметные, предметные результаты 6.Содержание тем учебного предмета 7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности. 8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 9. Приложение Тематическое планирование «Математика и конструирование» 1 класс Тематическое планирование «Математика и конструирование» 2 класс Тематическое планирование «Математика и конструирование» 3 класс Тематическое планирование «Математика и конструирование» 4 класс 2

1 Пояснительная записка
Рабочая программа «Математика и конструирование» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Изучение программы предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всём многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения программой, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность создаёт условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях.
Цели и задачи программы «Математика и конструирование».
Основная
цель
программы «Математика и конструирование» в начальных классах состоит не только в том, чтобы обеспечить математическую грамотность учащихся (т.е. научить их счёту), но и в том, чтобы сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать младшим школьникам начальное конструкторское развитие.
Задачи программы:
 развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков;  интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе;  развитие пространственного воображения, аккуратности, внимания, умения анализировать, синтезировать и комбинировать.
Принципы программы
Актуальность – создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся. Научность – математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения. Системность – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении; Практическая направленность – содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах. Обеспечение мотивации – во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике. Принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки математика и технология); 3
Изучение учебного предмета предполагает органическое единство мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско- практическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях. Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать объект из предложенных деталей; умения преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью изменения его функций или свойств, улучшения его дизайна, расширения области применения. Предмет «Математика и конструирование» дает возможность дополнить учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся, а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим. Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных представлений учащихся. Ведущей линией в методике обучения «Математика и конструирование» является организация конструкторско-практической деятельности учащихся на базе изучаемого геометрического материала
2 Общая характеристика учебного предмета
Основные положения программы «Математика и конструирование»: Преемственность с традиционным построением математики, особенно с его арифметической линией, содержание и структура которой обеспечивает числовую грамотность учащихся, умение решать текстовые задачи, знакомство с величинами и их измерением. Изучение арифметического материала организовано по ныне действующим учебникам учебно-методическим пособиям М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Волковой С.И., Пчелкиной О.Л. и др.; Существенное усиление геометрического содержания математики, реализуемого в виде практической геометрии и обеспечивающего расширение геометрических представлений и знаний учащихся, развитие их пространственного воображения и логического мышления; Значительное усиление графической линии программы, обеспечивающей формирование умений понимать и читать чертёж, устанавливать смысловые связи между его элементами, соотносить деталь и её изображение на чертеже, умение вносить в чертёж необходимые изменения и реализовывать их в конструируемом объекте; Целенаправленное развитие познавательных процессов: внимания, зрительной памяти, мышления, пространственного воображения. 4
Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры. Один из разделов программы посвящён Оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать знания в новых условиях. Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда. В процессе изучения программы «Математика и конструирование дети учатся: • работать с чертежом, технологической картой и составлять их; • работать с чертёжными инструментами; • определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и эстетических требований.
3 Место учебного предмета в учебном плане
Программа реализуется на основе УМК «Школа России»: 1. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. 1 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. 2. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013. 3. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. 3 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013. 4.Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. 4 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2013. На изучение предмета «Математика и конструирование» в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Программа рассчитана на
135
ч: в 1 классе -
33 ч
(33 учебные недели) во 2 классе —
34
ч (34 учебные недели), в 3 классе —
34
ч (34 учебные недели), в 4 классе —
34
ч (34 учебные недели).
4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки: ·
формирование основ гражданской идентичности личности
на базе:  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; 5
 восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества
на основе:  доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;  уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·
развитие ценностно-смысловой сферы личности
на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:  принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;  ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;  формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·
развитие умения учиться
как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:  развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;  формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности
как условия её самоактуализации:  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;  формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;  формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей. Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5 Личностные, матапредметные, предметные результаты
6
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами
обучающихся являются формирование следующих умений: 1. Положительноеотношение и интерес к изучению математики. 2. Целостное восприятие окружающего мира. 3. Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. 4. Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими. 5. Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. 6. Установку наздоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметными
результатами изучения курса «Математика и конструирование» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находитьсредства и способы её осуществления. 2. Овладениеспособами выполнения заданий творческого и поискового характера. 3. Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата. 4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. 5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. 6. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. 7. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений. 2. Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта,измерения, прикидки результатаи его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы),записи и выполнения алгоритмов. 7
3. Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач. 4. Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Формы работы
индивидуальная групповая коллективная В ходе работы у детей развивается пространственное воображение, формируются графические умения и навыки, элементы конструкторского мышления. Кроме того, этот курс создаёт условия для развития логического мышления учащихся. Работать быстро, аккуратно. Формой подведения итогов считать: участие в школьных и районных конкурсах и олимпиадах.
6 Содержание тем учебного предмета

1 класс (33 часа)
Знакомство учащихся с основным содержанием курса -

Точка. Линия, изо бражение точки и ли ний на бумаге. Линии: прямая, кривая, вза имное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая -

Виды бумаги: тонкая, толстая, гладкая, шеро ховатая, белая, цветная и др. и их назначение. Основные приёмы об работки бумаги: сги бание, складывание, разметка по шаблону, резание бумаги ножницами, соединение деталей из бумаги с помощью клея. Практическая работа -

Практическая работа с бумагой: получение путём сгибания бума ги прямой, пересека - ющихся и непересекающихся прямых. Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую, и притом только одну. Линейка, использование кото рой необходимо при проведении прямой. Различные положения прямых на плоскости и в пространстве; вер - тикальные, горизонтальные, наклонные прямые -
2 ч
Отрезок. Вычерчива ние отрезка с исполь зованием линейки. Преобразование фи гур, составленных из счётных палочек, по заданным условиям
-1ч
Обозначение геоме трических фигур бук вами. Изготовление бумаж ных полосок разной длины. Конструирование модели «Самолёт» из бумажных полосок. Изготовление аппли - кации «Песочница» из бумажных полосок-

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча
-1ч
8
Сантиметр. Сравне ние отрезков по длине разными способами. Упорядочивание от резков по длине
-1ч
Циркуль. Геометрическая сумма и разность двух отрезков
-1ч
Угол Прямой угол. Непрямые углы. Изго товление модели пря мого угла. Чертёжный треугольник. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый.Изготовление моделей различных углов
– 2ч
Ломаная. Замкнутая, незамкнутая ломаная. Вершины, звенья ломаной. Изготовление моделей ломаной из проволоки. Длина ломаной. Два способа определения длины ломаной
-


Многоугольник. Углы, стороны. Вершины многоугольника. Треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др. Классификация многоугольников по числу сторон-
2 ч
Прямоугольник. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Изображение прямоугольника на бумаге в клетку. Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Соотнесение реальных предметов с моделями прямоугольников. Квадрат. Преобразование прямоугольника в квадрат и квадрата в прямоугольник. Чертёж. Обозначение на чертеже линии сгиба –
3 ч
Единицы длины: дециметр, метр. Соотношения между единицами длины
-2ч
Изготовление геоме трического набора треугольников. Изго товление аппликаций «Домик», «Чайник», «Ракета» с использова нием геометрического набора треугольников. Изготовление набо ра «Геометрическая мозаика». Изготов ление аппликаций с использованием на бора «Геометрическая мозаика». Изготов ление аппликации с использованием заго товки, данной в При ложении 7.Изготовление узоров, составленных из геометрических фигур, по заданному образцу и по воображению
– 8ч
Знакомство с техникой «Оригами». Изготовле ние изделий в технике «Оригами» с использованием базовой заготовки — квадрата
- 2ч

2 класс (34 часа)
Повторение геометрического материала: отрезок, угол, ломаная, прямоугольник, квадрат. Изготовление изделий в технике «Оригами» — «Воздушный змей»
-2ч
Треугольник. Соотношение длин сторон
I
треугольника
-1ч
Прямоугольник. Практическая работа «Из готовление модели складного метра». Свойство противоположных сторон пря моугольника. Диагона ли прямоугольника и их свойства. Квадрат. Диагонали квадрата и их свойства. Построение прямо угольника на нелинованой бумаге с помощью чертёжного треугольника
-5ч
Середина отрезка
-2ч
9
Построение отрезка, равного данному, с помощью циркуля
-1ч
Практическая работа: «Изготовление пакета для хранения счётных палочек», «Изготовление подставки для кисточки», «Преобразование фигур по заданному правилу и воображению»
- 3ч
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Построение прямоугольника, вписанного в окружность
– 5 ч
Практическая работа: «Изготовление ребристого шара», «Изготовление аппликации «Цыплёнок»
- 3ч
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание «розеток»
– 1ч
Чертёж. Практическая работа «Изготовление закладки для книги» по предложенному чертежу с использованием в качестве элементов прямоугольников, треугольников, кругов. Технологическая карта. Составление плана действий по технологической карте (как вырезать кольцо)
- 2 ч
Чтение чертежа. Соотнесение чертежа с рисунком будущего изделия. Изготовление по чертежу аппликации «Автомобиль». Изготовление чертежа по рисунку изделия
-2 ч
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор»
- 2 ч
«Оригами». Изготовление изделий «Щенок», «Жук»
- 2 ч
Работа с набором «конструктор». Детали, правила и приёмы работы с деталями и инструментами набора. Виды соединений. Конструирование различных предметов с использованием деталей набора «Конструктор». Усовершенствование изготовленных изделий
– 3 ч

3 класс (34 часа)
Повторение геометрического материала: отрезок, ломаная, многоугольник –
2 ч
Треугольник. Виды треугольников по сто ронам: разносторонний, равнобедренный, равносторонний. По строение треугольни ка по трём сторонам. Виды треугольников по углам: прямоуголь ный, остроугольный, тупоугольный. Конструирование мо делей различных треугольников
– 4 ч
Правильная треуголь ная пирамида. Изго товление модели пра вильной треугольной пирамиды сплетени ем из двух одинако вых полосок, каждая из которых разделена на 4 равносторонних треугольника. Изго товление каркасной модели правильной треугольной пирамиды из счётных па лочек. Вершины, грани и рёбра пи рамиды. Изготовле ние геометрической игрушки «Флексагон» (гнущийся много угольник) на основе полосы из 10 равносторонних треугольников. Периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата) –
3 ч
10
Периметр многоугольника –
1 ч
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с использованием свойств его диагоналей –
3 ч
Чертёж. Изготовление по чертежу аппликаций «Домик», «Бульдозер». Составление аппликаций различных фигур из различных частей определённым образом разрезанного квадрата. Технологический рисунок
– 5 ч
Изготовление по технологическому рисунку композиции «Яхты в море» –
2 ч
Площадь. Единицы площади. Площадь прямоугольника(квадрата), различных фигур, составленных из прямоугольника и квадрата -

Разметка окружности. Деление окружности (круга) на 2, 4, 8 рав ных частей. Изготовление модели цветка с использованием деления круга на 8 равных частей
- 3ч
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Изготовление моделей часов. Взаимное расположение окружностей на плоскости
- 3ч
Деление отрезка пополам без определения его длины (с ис пользованием циркуля и линейки без делений
) - 1ч
Получение практическим способом треугольника, вписанного в окружность (круг ) – 1ч. Изготовление аппли кации «Паровоз», геометрической игры «Тантрам» и апплика ций фигур из частей игры «Тантрам»
- 1ч
«Оригами». Изготовление изделия «Лебедь»
- 1 ч
Техническое констру ирование из деталей набора «Конструктор». Изготовление по при - ведённым рисункам моделей «Подъёмный кран» и «Транспортёр»
- 2 ч

4 класс (34 часа)
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда: грани, рёбра, вершины. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Изготовление модели прямоугольного параллелепипеда из развёртки и каркасной модели из кусков проволоки
-5 ч
Куб. элементы куба: грани, рёбра, вершины. Развёртка куба. Изготовление моделей куба с использованием развёртки и каркасной модели из счётных палочек. Изготовление модели куба из трёх одинаковых полосок, каждая из которых разделена на 5 равных квадратов
– 4 ч
Практическая работа «Изготовление модели платяного шкафа» по приведённому чертежу-

11
Изображение прямо угольного паралле лепипеда на чертеже в трёх проекциях. Чтение чертежа пря моугольного паралле лепипеда в трёх про екциях, соотнесение чертежа и рисунка прямоугольного параллелепипеда -
5 ч
Чертёж куба в трёх проекциях. Чтение чертежа куба в трёх проекциях, соотнесе ние чертежа и рисунка куба -
3 ч
Практическая рабо та «Изготовление по чертежу модели гара жа», имеющего фор му прямоугольного параллелепипеда-

Осевая симметрия. Выделение фигур, имеющих и не имею щих оси симметрии. Повторение геометрического материала -

Представление о ци линдре. Соотнесение цилиндра и предметов окружающей действи - тельности, имеющих форму цилиндра. Изготовление модели цилиндра –

Изготовление по чертежу подставки под карандаши, имеющей форму цилиндра
- 1ч
Знакомство с шаром и сферой -

Практическая работа «Изготовление модели асфальтового катка
» - 1ч
Изготовление набора «Монгольская игра» –

«Оригами» — «Лиса и журавль» -

Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и построение столбчатых диаграмм-


Структура учебного предмета:
1.Преемственность с действующими в начальных классах предметами математики и трудового обучения, из которого берутся разделы «Работа с бумагой и картоном» и «Техническое моделирование». 2. Существенное усиление геометрического содержания начального курса математики, например: изучение свойств диагоналей прямоугольников, знакомство с многогранниками (куб, пирамида), с телами вращения (цилиндр, шар). Предлагаемый материал даётся в форме практических заданий, наглядного моделирования с учётом опыта и геометрических представлений детей, является для них интересным и доступным, используется для дальнейшей практической деятельности учащихся. Для лучшего изучения геометрических терминов в материал занятий включены «Сказки о жителях страны Геометрии», ребусы, кроссворды, дидактические игры. 12
Один из разделов предмета посвящён Оригами. Перечислить все достоинства этого способа изготовления фигурок из бумаги невозможно. Все фигурки конструируются из моделей изученных детьми геометрических фигур, в дальнейшей работе с которыми происходит повторение и закрепление данного материала, осознание значимости полученных знаний и формирование умений использовать знания в новых условиях. Кроме того, оригами совершенствует мелкую моторику рук, развивает глазомер, способствует концентрации внимания, формирует культуру труда. В процессе изучения предмета «Математика и конструирование дети
учатся
: · работать с чертежом, технологической картой и составлять их; · работать с чертёжными инструментами; · определять назначение изготовленного изделия; оценивать качество своей работы с учётом технологических и эстетических требований.
7 Тематическое планирование с определением основных видов учебной

деятельности.

В 1 классе (1 ч в неделю, всего 33 ч)



р аз д е ла

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Вс е г о

Контр ольных

р а бот

1.

Точка и линия

5 ч

Ставить
точки, проводить линии.
Чертить
прямую по линейке.
Различать
замкнутые и незамкнутые линии.
Размечать
бумагу по шаблону,
резать
бумагу ножницами.
Склеивать
бумажные детали.
Получать
перегибанием бумаги прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые.
Иллюстрировать
основное свойство прямой.
Проводить
прямую по линейке.
Показывать
на чертеже различные расположения прямых на плоскости.
2.

Отрезок

4 ч

Чертить
отрезок,
находить
отрезки в составе различных фигур.
Обозначать
буквами изученные геометрические фигуры.
Вырезать
по заготовкам бумажные полоски разной длины.
Конструировать
модели объектов по образцам. 13

Конструировать
модели объектов по образцам, когда требуется изготовление дополнительных деталей.
Сравнивать и упорядочивать
отрезки по длине.
Чертить
отрезок –сумму и отрезок – разность двух отрезков.
3.

Луч

3 ч

Чертить
луч.
4.

Угол

2 ч

Изготавливать
из бумаги непрямоугольной формы модели прямого угла.
Изготавливать
из бумаги модели острого угла.
Выделять
углы разных видов в разных фигурах.
5.

Ломаная линия

2 ч

Распознавать и чертить
ломаные.
Определять
длину ломаной разными способами.
6.

Многоугольник

14 ч

Распознавать и называть
многоугольники разных видов: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др., их углы, стороны и вершины.
Выделять
прямоугольник из множества четырех угольников,
изображать
прямоугольник на клетчатой бумаге.
Изготавливать
заготовки прямоугольной формы заданных размеров.
Выделять
квадраты из множества прямоугольников,
чертить
квадрат на клетчатой бумаге,
преобразовывать
бумажную модель прямоугольника в модель квадрата. Работа с бумагой.
Изготавливать
аппликацию по образцу из подготовленных элементов (геометрических фигур).
Определять
правило, по которому составлен узор, и продолжать его с использованием вырезанных геометрических фигур.
7.

Оригами

3 ч

Читать
схемы и изготавливать изделия в технике «Оригами».
Во 2 классе (1 ч в неделю, всего 34 ч)
14



р аз д е ла

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Вс е г о

Контр ольных

р а бот

1.

Повторение

3 ч

Определять,
из каких трёх отрезков можно построить треугольник.
Изготавливать мо
дель складного метра.
Вычерчивать
прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
2.

Прямоугольник

5 ч

Строить
прямоугольник на нелинованной бумаге с помощью чертёжного треугольника.
3.

Отрезок

6 ч

Находить
середину отрезка с помощью циркуля и неоцифрованной линейки (без измерений)
Строить
отрезок равный данному, с использованием циркуля (без измерения его длины).
Изготавливать
изделия с использованием заготовок, имеющих форму прямоугольника (квадрата).
4.

Окружность

9 ч

Чертить
окружность (круг), прямоугольник, вписанный в окружность.
Вырезать
круги и использовать их для изготовления описанного изделия
. Изменять
изготовленное изделие по предложенному условию.
Делить
окружность на 6 равных частей с использованием циркуля.
5.

Чертёж

8 ч

Читать и использо вать
простейший чертёж для изготовления предложенного изде - лия.
Читать
технологическую карту и выполнять по ней действия.
Читать
чертёж и изготавливать по чертежу несложные изделия.
Вносить
изменения в изделие по изменениям в чертеже и наоборот.
Выполнять
чертёж по рисунку изделия.
Дополнять
чертёж недостающим размером. Изготавливать
по
чертежу несложные изделия. 15

Работать
в паре:
распределять
обязанности,
обсуждать
результат,
исправлять
допущенные ошибки.
6.

Конструктор

3 ч

Собирать
несложные изделия из деталей набора «Конструктор» по рисункам готовых образцов.
В 3 классе (1 ч в неделю, всего 34 ч)



р аз д е ла

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Вс е г о

Контр ольных

р а бот

1.

Повторение

2 ч

Повторить
геометрический материал.
2.

Треугольник

4 ч

Различать
треугольники по сторонам и углам.
Строить
треугольник по трем сторонам с использованием циркуля и линейки.
Изготавливать
модели треугольников различных видов .
3.

Треугольная

пирамида

3 ч

Изготавливать
различные модели правильной треугольной пирамиды.
Знакомство
с разверткой правильной треугольной пирамиды.
Изготавливать
модели правильной треугольной пирамиды из двух бумажных полосок.
4.

Прямоугольник

4 ч

Вычислять
периметр многоугольника.
Строить
прямоугольник на нелинованной бумаге с использованием свойств диагоналей прямоугольника(квадрата).
5.

Чертёж

7 ч

Изготавливать
по чертежу различные аппликации.
Выстраивать
композиции по 16
технологическому рисунку.
6.

Площадь

2 ч

Определять
площадь прямоугольника ( квадрата)
7.

Окружность

7 ч

Делить
окружность ( круг) на 2, 4, 8 равных частей.
Делить
окружность ( круг) на 3, 6, 9 равных частей.
Чертить
пересекающиеся, непересекающиеся ( в том числе концентрические) окружности.
Строить
практическим способом треугольник, вписанный в окружность.
8.

Отрезок

3 ч

Выполнять
деление отрезка пополам с использованием циркуля и линейки без деления.
Изготавливать
аппликации из частей игры «Танграм», «Паровоз»,
работать
в технике «Оригами»-лебедь.
9.

Конструктор

2 ч

Конструировать
по рисункам модели из деталей «Конструктор»
В 4 классе (1 ч в неделю, всего 34 ч)



р аз д е ла

Наименование

раздела

Кол-во

часов

Характеристика

деятельности

обучающихся

Вс е г о

Контр ольных

р а бот

1.

Прямоугольный

параллелепипед

11 ч

Изготавливать
модели прямоугольных параллелепипедов с использованием развёрток и каркасной модели из кусков проволоки. Читать чертёж прямоугольного параллелепипеда.
2.

Куб

8 ч

Изготавливать
модели куба
с
использованием развёрток и каркасной модели из счётных 17
палочек.
Изготавливать
по чертёжу модели объектов.
Читать
чертёж куба в трёх проекциях.
Изготавливать
по чертежу модели объектов.
3.

Осевая симметрия

8 ч

Проводить
практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах.
4.

Цилиндр



Находить
в окружающей действительности предметы цилиндрической формы.
Изготавливать
по чертежу модели объектов, имеющих цилиндрическую форму.
5.

Шар. Сфера

4 ч

Работать
в группе: распределение объектов для изготовления, составления композиции.
6.

Столбчатая

диаграмма

1 ч

Читать и строить
столбчатые диаграммы.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1 Литература:
И. Волкова. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование»: 1-4 кл.: Пособие для учителя/ С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2007 Математика и конструирование.1,2,3,4 классы Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / С. И. Волкова, О. Л. Пчелкина. — М.: Просвещение, 2010
2 Демонстрационные пособия.
Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, наборы угольников, мерки). Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур: модели геометрических фигур и тел, развёртки геометрических тел.
3 Учебно-практическое оборудование
Пособия для изучения геометрических величин, фигур, тел. 18
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соот ветствии с тематикой, определённой в программе (в том числе и в цифровой форме).
4 Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; компьютер (по возможности);
5 Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников. 19