"Пищевые связи в экосистемах"

Автор: Максютина Алсу Ильдусовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3" Менделеевского муниципального района РТ
Населённый пункт: РТ г. Менделеевск
Наименование материала: Разработка урока биологии с применением сингапурской методики преподавания 9 класс
Тема: "Пищевые связи в экосистемах"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального

Разработка урока
«
Пищевые связи в экосистемах»

9 класс

Учитель биологии:

А.И. Максютина


Урок новых знаний по теме « Пищевые связи в экосистем»

9 класс

Цель:
сформировать представление об особенностях круговорота веществ и энергии в экосистемах; познакомить с различными пищевыми цепями в разнообразных экосистемах; научить учащихся самостоятельно определять пищевые связи.
Задачи:

Обучающие:
познакомить учащихся с особенностями круговорота веществ и превращением энергии в экосистеме.
Развивающие:
способствовать развитию умения составлять элементарные схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания).
Воспитательные:
способствовать экологическому воспитанию через демонстрацию необходимости сохранения многообразия видов.
Тип урока:
открытие новых знаний
Оборудование
: ноутбук, экран, проектор, раздаточный материал, маркеры, парковка
Ход урока

1. Организационный момент.

2. Целеполагание. Ребята поприветствуйте друг друга за столом по лицу и по плечу!

Учитель:
на рабочих столах представлены экологические проблемы, прочитайте и ответьте на 3 вопроса
.(Приложение №1)

1.

Что видите?

2.

Что вы думаете об этом?

3.

О чем это заставляет вас задуматься? СИ-ФИНК-Уанде (посмотри –подумай- задай

вопрос) 2 минуты
А теперь проведем
ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
(30 секунд).Запись на парковке участники команды №1 Итак, мы видим , что в этих ситуациях нарушено экологическое равновесие. Одна из причин является нарушение пищевой цепи. Тема урока
« Пищевые связи в экосистем»
- Что бы вы хотели узнать на нашем уроке?
Учитель: Пищевая цепь
- система передачи вещества и энергии от организма к организму, в которой каждый предыдущий организм истребляется последующим. Каждое звено пищевой цепи называют
трофическим уровнем
. Первый трофический уровень занимают
автотрофы
, иначе именуемые
первичными продуцентами
, организмы второго трофического уровня называют
первичными консументами (гетеротрофами
, то есть «питающиеся другими), третьего -
вторичными консументами
и т.д. Обычно бывают четыре или пять трофических уровней и редко более шести. В конечном итоге эта цепь возвращается в окружающую природную среду в виде низкоэффективной тепловой энергии. По ней также движутся питательные вещества от
продуцентов
к
консументам
и далее к
редуцентам
, а затем обратно к продуцентам. А теперь участники №2 возьмите листок формате А4. Начиная с участника №2 составить пищевую цепь с 2 консументами по кругу. (2 минуты). Проверим, участник №3 каждого стола зачитайте пожалуйста ваши пищевые цепи.
РАУНД ТЭЙБЛ.

Учитель:
Различают: пастбищные пищевые цепи, детритные пищевые цепи.
Пастбищные пищевые цепи
(цепи выедания) - пищевые цепи, которые начинаются с автотрофных фотосинтезирующих или хемосинтезирующих организмов. Пастбищные пищевые цепи распространены преимущественно в сухопутных и морских экосистемах. Примером может служить пастбищная пищевая цепь луга. Начинается такая цепь с улавливания солнечной энергии растением. Бабочка, питающаяся нектаром цветка, представляет собой второе звено в этой цепи. Стрекоза - хищное летающее насекомое - нападает на бабочку. Спрятавшаяся среди зеленой травы лягушка ловит стрекозу, но сама служит добычей для такого хищника, как уж. Целый день уж мог бы переваривать лягушку, но еще не успело зайти солнце, как сам стал добычей другого хищника.
В океанах и морях автотрофные организмы (одноклеточные водоросли) существуют только до глубины проникновения света (максимум до 150-200 м). Гетеротрофные организмы, обитающие в более глубоких слоях воды, ночью поднимаются к поверхности, чтобы питаться водорослями, а утром вновь уходят на глубину, совершая суточные вертикальные миграции протяженностью до 500-1000 м. В свою очередь, с наступлением утра гетеротрофные организмы из еще более глубоких слоев поднимаются наверх, чтобы питаться за счет опускающихся из поверхностных слоев других организмов. Пример пищевой цепи пресного водоёма:
фитопланктон - веслоногие ракообразные - плотва -

щука
Таким образом, в глубоких морях и океанах существует своеобразная "пищевая лестница", благодаря которой органическое вещество, созданное автотрофными организмами в поверхностных слоях воды, переносится по цепочке живых организмов до самого дна. В этой связи некоторые морские экологи считают всю водную толщу единым биогеоценозом. Другие полагают, что условия среды в поверхностных и придонных слоях воды настолько различны, что их нельзя рассматривать как единый биогеоценоз. Детритные цепи наиболее характерны для сообществ континентальных водоемов, дна глубоких озер, океанов, где многие организмы питаются детритом, образованным отмершими организмами верхних освещенных слоев водоема или попавшим в водоем из наземных экосистем, например, в виде листового опада. . Например:
детрит

дождевой червь

крот

лиса
Экосистемы дна морей и океанов, куда не проникает солнечный свет, существуют только за счет постоянного оседания туда отмерших организмов, обитающих в поверхностных слоях воды. Общая масса этого вещества в Мировом океане за год достигает не менее нескольких сотен миллионов тонн. В наземных экосистемах ими являются многие виды насекомых, червей и др. Крупные детритофаги, к которым относятся некоторые виды птиц (грифы, вороны и т.д.) и млекопитающих (гиены и пр.) называют
падальщиками.
В водных экосистемах наиболее распространенными детритофагами являются членистоногие - водные насекомые и их личинки, и ракообразные. Детритофагами могут питаться другие, более крупные гетеротрофные организмы, которые могут сами служить пищей для хищников. - Молодцы будьте добры встать, задвиньте стулья. Двигаемся под музыку, по окончанию музыки найдите ближайшую пару. Итак, вопрос на слайде!
(таймер) по 10 секунд на ответ каждого

партнера

МИКС ПЭА ШЭА

1. Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-

крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего

порядка в составленной цепи.

-
Продолжаем двигаться под музыку, по окончанию музыки найдите ближайшую пару. Итак, вопрос на слайде! 2.
К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности

хищных рыб? Укажите не менее трёх изменений

-
Продолжаем двигаться под музыку, по окончанию музыки найдите ближайшую пару. Итак, вопрос на слайде!
3. Организм ,какой функциональной группы надо включить в пищевую цепь?
1) консумент второго порядка 2) продуцент
3) консумент первого порядка 4) редуцент
Учитель
: Большое спасибо, поблагодарите своего партнера и рассаживаемся на свои места. Мы все заинтересованы в успешной сдаче ЕГЭ . На ваших столах находятся тесты ЕГЭ части «В», тесты по вариантам. Будьте добры приступить к работе по выполнению теста на соответствие
.

(таймер 2 минуты).(
См. Приложение №2
)
Обменяйтесь тестами с партнерам А и В. Давайте проверим тест.
ОТВЕТЫ:
1 вариант: В1:111222;В2:124; В3:БАГВ 2 вариант:В1:122112; В2:134;В3:БАВГ Встаньте пожалуйста члены команды № 2 всех столов проверяем В, члены команды №4 всех столов проверяем А.
Оцените своих партнеров по ключу.

Учитель:
Обычно для каждого звена цепи можно указать не одно, а несколько других звеньев, связанных с ним отношением «пища — потребитель». Так, траву едят не только коровы, но и другие животные, а коровы являются пищей не только для человека. Установление таких связей превращает пищевую цепь в более сложную ... —
трофическую сеть.

-
Я предлагаю Вам взять на столе листочек формата А4, а членам команды №1красный цвет маркера, №2 –зеленый, №3 –синий, №4 черный. Создайте, пожалуйста, пищевую сеть. Четные столы пастбищные , нечетные детритные.
(таймер 10 минут). Вывешивают свои работы на

стенд. РАФТ

-
Ребята кто бы хотел рассказать нам о своей работе(
опросить 1 четный , 1 нечетный стол
). - ИТАК, что Вы сегодня узнали? - Поблагодарите своих партнеров по команде, большое Вам спасибо! Будьте здоровы!

Приложение№1

1.
Поучительная история, которая произошла в Австралии, где растительноядным и были кенгуру. Англичане, заселявшие материк, завезли туда коров из Африки. Коровы в Австралии чувствовали себя хорошо и легко привыкли, есть новые растения. Количество навоза коров на пастбищах росло, их полезная площадь уменьшалась.
Ответ
: Коровий навоз не понравился местным жукам –навозникам, которые привыкли перерабатывать фекалии кенгуру. Пришлось завести жуков –навозников из Африки, которые быстро размножились и восстановили экологическое равновесие.
2.
Первых животных завезли в СССР в 1923 году для разведения на зверофермах. А с 1928-го начинается целенаправленный выпуск американской норки в природу: сначала в Сибири и на Дальнем Востоке, а с 1932 года — и в европейской части страны. Всего в 1928–1970 годах на огромной территории от Балтийского моря до Японского и от Чукотки до Закавказья было расселено почти 19 000 зверьков. Кроме того, некоторое их количество попало в природу, сбежав со звероферм. Не все попытки оказались успешными: пришельцы не прижились ни в горах Киргизии, ни в болотах Западной Сибири. Однако к началу 1960-х годов размножившиеся американские норки уже образовали несколько крупных очагов. И везде, где появлялась устойчивая популяция американской норки, исчезал европейский вид.
Ответ:
Оказалось, что американские норки крупнее, сильнее, легче переносят соседство с человеком. Вдобавок у них нашлось «оружие», позволяющее прямо подавлять конкурента: самцы американских норок способны спариваться с самками европейских. Зачатые в результате таких межвидовых романов эмбрионы через некоторое время рассасываются, а увлекшиеся заморскими кавалерами «европейки» в результате на целый сезон выбывают из размножения, в то время как «американки» успешно вынашивают потомство.
3
.Первые известные случаи выпуска европейского кролика на пятом континенте относятся еще к 1787 году. К концу XIX века кролики заполонили почти всю страну, за исключением влажных тропиков на севере. Милый зверек превратился чуть ли не в главную угрозу основной отрасли экономики страны — овцеводству
Ответ:
Переломить ситуацию удалось только в 1950 году, применив против кроликов настоящее оружие массового поражения — вирусную инфекцию миксоматоз. За два-три года кроличье население Австралии сократилось впятеро, а в некоторых районах смертность достигала 99,5%
4.
Австралийцы называют его "prickly pear". Этот колючий кактус, тысячи раз проклинавшийся квинслендскими фермерами, - красноречивое доказательство губительных последствий вмешательства человека в австралийскую природу. Впервые его привезли в Австралию из тропической Америки в 1839 году. Сначала его высаживали в садах для декоративных целей, затем он начал размножаться на австралийской целине сам, да так быстро, что на 200 тысячах квадратных километрах плодородной земли занял площадь, почти в полтора раза превышающую площадь нашей республики. Опунция неумолимо вытесняла пшеницу и овес. Десятки фермеров покинули фермы, так как их пастбища и поля сплошь заросли кактусом. Как только ни пытались бороться с ним: огнем, лопатой, машинами, - ничто не помогало. Казалось, остановить буйный рост этого плодовитого растения невозможно.
Ответ:
Установили, что на родине кактуса больше всего вреда ему приносит ночная бабочка Castoblastic cactorum, гусеницы которой паразитируют на опунции.

Приложение №2
В1.Установите соответствие между признаком организмов и функциональной группой, для которой он характерен.
ПРИЗНАК

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ГРУППА

А)
поглощают из окружающей среды углекислый газ
Б)
синтезируют органические вещества из неорганических
В)
в клетках содержат фотосинтетические пигменты
Г)
питаются готовыми органическими веществами
Д)
являются сапротрофами
Е)
разлагают органические вещества до минеральных
1)
продуценты
2)
редуценты В2.В экосистеме тайги первый трофический уровень в цепях питания составляют
1)
ели, лиственницы
2)
копытень, кислица
3)
шляпочные грибы, бактерии-сапротрофы
4)
мхи, папоротники
5)
личинки насекомых, дождевые черви

6)
бактерии гниения В3.Составьте схему пищевой цепи в пресном водоёме.
А)
караси
Б)
водоросли
В)
чайки
Г)
окуни В1.Установите соответствие между группой растений или животных и её ролью в экосистеме пруда.
РАСТЕНИЯ

И

ЖИВОТНЫ

Е ПРУДА

КОМПОН

ЕНТЫ

ЭКОСИСТ

ЕМЫ

А

)
прибреж ная раститель ность
Б

)
рыбы
В

)
личинки земновод ных
Г

)
фитоплан ктон
Д

)
растения дна
Е

)
моллюск и
1

)
продуце нты
2

)
консуме нты В2. В экосистеме смешанного леса к первичным консументам относятся

1)
лоси, зубры
2)
кроты, бурозубки
3)
зайцы, косули
4)
клесты, снегири
5)
волки, лисицы
6)
синицы, поползни В3.Установите последовательность расположения организмов в пищевой цепи агроценоза.
А)
полёвка
Б)
пшеница
В)
обыкновенный ёж
Г)
лисица
Приложение №3

Продуценты (лат. производящий) –
автотрофные организмы, способные производить органические вещества из неорганических, используя фотосинтез или хемосинтез Относятся: (растения и автотрофные бактерии). •
Консументы (лат. потреблять, расходовать)
– гетеротрофные организмы, потребляющие органическое вещество. Относятся: Консументы 1 порядка- растительноядные(заяц,олень) Консументы 2 порядка и последующие порядки-хищнии(волк,тигр) 
Редуценты
- это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом).
Пищевые цепи


детритные

пастбищные
начинаются начинаются с отмерших остатков растений, с растений или трупов и экскрементов животных автотрофных бактерий (детрита)
Пищевая сеть