"Система профессионального образования и развитие рынка образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальном профессиональном образовании"

Автор: Колоцинская Светлана Михайловна
Должность: старший мастер
Учебное заведение: филиал ГБПОУ ЯНАО "Муравленковский многопрофильный колледж"в г. Губкинском
Населённый пункт: ЯНАО город Губкинский
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: "Система профессионального образования и развитие рынка образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальном профессиональном образовании"
Дата публикации: 30.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система профессионального образования и развитие рынка образовательных

услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья в начальном

профессиональном образовании.
Данная работа подготовлена и предназначена для людей, которые разделяют убеждение, что именно возможность получения своевременного образования является определяющим фактором в становлении личности каждого ребенка, и ребенка с инвалидностью в том числе. Невозможно взрастить и воспитать равноправного и деятельного члена общества, изначально изолируя его от жизни, тем самым, обрекая на «параллельное» существование, не давая шанса на гармоничную социализацию, которая возможна лишь при совместной и созидательной деятельности всех участников гражданского общества. Инклюзия (от англ. Inclusion – включение) – процесс включения людей в социально- одобренную деятельность.
ИНКЛЮЗИЯ
– это вовлечение в процесс каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям. Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий сам процесс инклюзии направлен на вовлечение каждого ученика с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, т.е. использовать более индивидуальный подход к каждому ребенку, для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечения специальных условий. Представим себе, что учащийся с особыми образовательными потребностями, скажем, «колышек квадратный», получает специальное образование, тогда все подогнано именно под этот квадратик созданы квадратные колышки, для «квадратных отверстий» – специальные педагоги, специальные школы, училища. В обычной школе обычный учащийся - пусть будет таким вот «кругленьким цилиндриком» - у нас круглые колышки для круглых отверстий - обычные педагоги, обычные школы. Когда мы говорим об интегрированном образовании, у нас снова остается «квадратный учащийся», и мы пытаемся адаптировать этого учащегося к требованиям образовательной системы путем оказания ему каких-то медицинских услуг, путем реабилитации. И пытаемся загнать его в ту привычную форму, которая у нас есть. В данном случае, система остается неизменной, и ученик либо адаптируется к ней, либо он этой системой будет отторгнут. Такие примеры есть, и наши коллеги иногда называют их «дикая интеграция». Ученик сидит в классе, и никакой специальной поддержки не получает. И все зависит от него: вытянет или не вытянет. Когда мы говорим об инклюзивном образовании, мы подразумеваем, что все дети разные, они могут быть любыми, они могут иметь разный рост, разный цвет кожи, разный цвет волос, разные способности, но все дети могут учиться. И при этом система адаптируется к его потребностям. С 90 г. прошлого века, с момента падения берлинской стены, а особенно активно с 2000 года, началось развитие интегрированного, инклюзивного образования в странах Восточной Европы, в странах Балтии, в некоторых странах СНГ. Постепенно это дошло до Российских берегов. Оказывается, невозможно сделать, чтобы все ученики имели равный допуск к процессу обучения, программные процессы обучения учитывали потребности каждого ребенка, если не будет оказана необходимая поддержка учителям, которые где-то, что-то должны, наверное, тоже в себе изменить, может быть переоценить свои традиционные взгляды, поменять подходы. Без этого очень сложно развивать инклюзивное образование, участвовать в этом процессе. Поэтому поддержка учителей должна стать неотъемлемой частью государственной политики.
Развитие инклюзивного образования.
Для учеников с особыми образовательными потребностями доступ к образованию обеспечивается и приспособлением школ, и предоставлением услуг сопровождения
специальными специалистами, психологами, ассистентами педагогов, помощниками. При этом все это должно быть внесено в закон, в какие-то нормативные документы. Примерно так все устраивается в тех странах, которые занялись процессом инклюзивного образования. Это приводит к уменьшению количества специализированных школ, школ-интернатов, и получение образования детьми с инвалидностью происходит в школах и училищах по месту жительства. Без активного участия семьи и родителей этого очень сложно достичь, поэтому что это – одна составляющая часть инклюзии. У нас очень сложно развивать инклюзивное образование, прежде всего потому, что у нас нет государственной политики. У нас на сегодняшний момент нет законодательства, в котором хотя бы просто упоминались такие слова как «инклюзивное», «интегрированное» образование. И всё это можно делать, только основываясь на Конституции РФ: каждый имеет право на образование, и на то, что есть законы об образовании, в соответствии с которыми каждый ребенок должен получить образование. Единственный критерий отношения к инклюзивному образованию, - это задать себе такой вопрос: имеет ли гражданин другого цвета кожи право ездить с нами в автобусе? Я думаю, что большинство ответит «Да». Но когда мы спрашиваем: имеет ли право ребенок с ограниченными возможностями посещать общеобразовательную школу, училище по месту жительства, вопрос вызывает недоумение. Пока…. Инклюзивное образование, с одной стороны - это такой принцип, на котором должна строиться система образования, а с другой стороны - это процесс. Заключается инклюзия в том, что школы, наши обычные школы, любые образовательные учреждения, детские сады тоже, должны принимать всех детей без исключения, вне зависимости от того, какие у них особенности. И это касается не только больных детей, но и здоровых детей, например, очень одаренных. У нас все дети разные, и система образования должна строиться на этом принципе: все дети разные. Они все принадлежат нашему сообществу, и на каждого ребенка мы будем смотреть индивидуально, и будем смотреть - как мы можем учесть и удовлетворить вот эти особые его образовательные потребности. Этот принцип изложен в Саламанкской декларации ЮНЕСКО. Основной принцип инклюзивного образования – это обучение детей с особыми образовательными потребностями в обычных образовательных учреждениях, при условии, что этим образовательным учреждениям создаются все условия для удовлетворения специальных образовательных потребностей таких лиц.
Модель перехода к инклюзивному процессу образования
Подходы к преподаванию учебных дисциплин, обеспечивающие эффективность учебного процесса в условиях включения Маргарет Кинг-Сирс, доцент университета Джона Хопкинса (США): Включающее образование - это такая форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:  посещают те же образовательные учреждения, что и их братья, сестры и соседи,  находятся в классах, группах вместе с детьми одного с ними возраста,  имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;  обеспечиваются необходимой поддержкой. Обучение не является включающим, если учащиеся с особыми потребностями:  должны каждую минуту пребывания в учреждении находиться в обычном классе, группе  никогда не должны посещать индивидуальные занятия в малых группах,  заниматься в обычных классах только для прохождения основных предметов. Успешное включение, как здание, должно строиться на соответствующем фундаменте, который, по мысли автора, может быть крепким только при наличии четырех составляющих: Коллектив единомышленников
Педагоги могут объединиться в коллектив единомышленников на основе общих ценностей и убеждения в том, что учащиеся с проблемами в развитии и учащиеся, развивающиеся типичным образом, должны в училище больше времени проводить вместе — как во время занятий, так и во внеурочное время. Опасения чаще всего касаются обычных учащихся: не будет ли включение тормозить их успехи. Наличие информации о процессе преобразований Запланированные преобразования обычно проходят в три этапа: восприятие идеи или инициирование процесса, проведение в жизнь всех необходимых изменений и воплощение идеи. Подготовка и постоянная поддержка Развитие персонала - один из критически важных моментов. Рекомендуется, например, при переходе на включающую форму обучения выделять на развитие персонала, особенно на первом этапе, сумму, равную той, которая необходима для включения в штат одного нового сотрудника. Рекомендуется также, чтобы педагогический коллектив сам решал, что будет эффективнее - брать на работу нового сотрудника, который будет пытаться удовлетворить потребности всего остального персонала, или использовать эти деньги как-то иначе. Процесс создания условий для эффективного обучения детей в ситуации включения отметим как, образующих каркас. Важное значение имеет не каждый подход сам по себе, но их совокупность. В зависимости от училища и ее учащихся, содержание и процесс реализации этих подходов могут приобретать свои индивидуальные черты. Совместный подход к разрешению проблем 1. Совместная работа над усвоением материала 2. Обучение стратегии усвоения материала 3. Дифференциация учебного материала 4. Развитие способности к самоопределению 5. Ясная, структурированная подача материала б. Оценка усвоения учебного материала 7. Обучение применению освоенных навыков в реальных условиях 8. Сотрудничество 9. Профилактика нежелательного поведения 10. Поддержка сверстников
Исследовательская часть
Развитие инклюзивного образования, особенно профессионального – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Система непрерывного профессионального образования инвалидов в городе Губкинский равно как и в стране, до сих пор не получила должного развития. Главными причинами являются:  устаревшие, но продолжающие действовать ограничения в получении профессионального образования, трудоусройства и профессиональной деятельности;  трудности создания специальных образовательных и правовых условий;  отсутствие эффективного медико-реабилитационного сопровождения учебной и производственной деятельности, что приводит к недоступности единой образовательной и профессиональной среды. Обеспечение инклюзии означает существенное изменение организации социальной сферы, развитие интегриронного образования (совместного обучения людей с обычным ходом развития и людей с особыми образовательными потребностями), увеличение доступа людей с ограниченными возможностями в сферу занятости и т.д. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности лиц с
ограниченными возможностями здоровья является получение ими полноценного профессионального образования. В 2010-2011 учебном году коллектив Губкинскиго профессионального училища г. Губкинский ныне ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» в г. Губкинском осуществил первый набор для лиц с ограниченными возможностями 3 учащихся по профессии «Маляр строительный», и 2 учащихся по профессии «Оператор ЭВМ». С 2010г. на базе колледжа действует профессиональная подготовка и социальная реабилитация учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время 2015г в филиале ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж» обучается четверо молодых людей с инвалидностью в возрасте от 17 до 27 лет, что составляет 2,4% от общего контингента учащихся. Вместе со здоровыми сверстниками они получают профессию: «Маляр строительный», «Оператор ЭВМ», «Повар». В начале их учебы социально-психологическая служба колледжа проводила углубленную диагностику, обменивается информацией с аналогичными службами школ, откуда прибыли учащиеся: специальных (коррекционных) школ, средних общеобразовательных школ Губкинского. Специалисты определяют проблемы в развитии ребенка, разрабатывают индивидуальную программу психолого-педагогического, медицинского сопровождения профессионального становления учащихся. Индивидуальные психологические особенности детей – инвалидов фиксируются мастерами в специально разработанных картах: «Состояние обученности учащихся основным общеучебным умениям и навыкам», «Характеристика психолого-педагогических особенностей учащихся». На основании данной комплексной информации составляются индивидуальные коррекционные программы по всем учебным курсам и производственному обучению. Для помощи педагогам разработан комплект документации, позволяющей персонифицировать построение учебного процесса. В комплект входят: 1.Описание особенностей каждого учащегося по ведущему каналу восприятия, типу функциональной ассимитрии полушарий головного мозга, типу темперамента; 2.Рекомендации специалистов для работы с учащимися; 3.Коррекционно-развивающая программа; 4. Дидактический, тренировочный материал; 5. Журнал учета индивидуальных занятий; 6.Отчет о результатах работы по полугодиям. Инклюзивная образовательная среда формируется всем коллективом колледжа, куда входят преподаватели, мастера производственного обучения, педагог-психолог, социальный педагог, руководитель физического воспитания. Формирование учебной группы «Маляр строительный» происходило в количестве 3 человек, «Повар» 2 человека в группе по профессии «Оператор ЭВМ» 2 человека, а остальные 22 здоровые. Здоровые учащиеся исполняют роль лидера группы и помошника одногруппников в освоении учебной программы. В целях организации и проведения индивидуальной и самостоятельной работы учащихся с ОВЗ имются: кабинет психологической разгрузки детей-инвалидов и тренажерный зал оснащен механической и электрической беговыми дорожками, двумя видами Велотренажеров и др. Колледж имеет социальных партнеров. Постоянно проводится мониторинг состояния учебного процесса и социальной адаптации данной категории учащихся в училище. По данным мониторинга средний балл по производственному обучению первокурсников в первом полугодии составил 3,2 а во втором полугодии учебного года его уровень достиг 4,0. Качество знаний с 34% в первом полугодии поднялось до 55% во втором полугодии.
Психологическое исследование уровня удовлетворённости жизнедеятельностью в учебном процессе показал, что 1.8% первокусников оценили его как высокий в первом полугодии, а во втором полугодии уже 2.3% учащихся-инвалидов дали такую оценку. Исследования ценностных ориентаций жизненных установок учащихся показал, что в начале учебного года четкое представление о своем будущем и устойчивые ценностные отношения имели 1,8% учащихся,а по окончении учебного года - уже 2,3% учащихся – инвалидов. Анализ показателей мониторинга успеваемости обучающихся с ОВЗ в 2014-2015 г. даны в таблице № 1.
Мониторинг успеваемости обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья

Таблица № 1.
Учебный год 2014 1 полугодие 2015 2 полугодие Всего учащихся, из них: 6 6 учатся на «5» и «4» 2 4 учатся на «4» и «3» 4 2 неаттестованы - - Абсолютная успеваемость 100% 100% Качество успеваемости 25% 50% Главный вывод мы можем сделать из приведенной таблицы, что все учащиеся в основном справляются с программными требованиями.
Заключение
Само название ассоциативно, особенно в России, вызывает в воображении нечто ограниченное и взятое в рамки, режимное и замкнутое. Пожалуй, нам еще несколько преждевременно подводить какие-то окончательные итоги – ведь инклюзивное образование в Российской Федерации, в целом, и в городе Губкинский, в частности, только-только делает первые шаги на пути восхождения к вершинам действительно всеобщего равноценного, достойного и доступного образования для каждого ребенка, независимо от наличия или отсутствия у него инвалидности, или каких- либо иных индивидуальных качеств. Пока мы находимся у подножия горы, наши горизонты сильно ограничены теми препятствиями и проблемами, которые уже образовались. Прошлое, нами же прожитое, наглядно демонстрирует, что далеко не все сделано для возможности получения образования, право на которое конституционно заявлено для каждого. Но мы ведь русские люди, и глобальность задач по воплощению идей инклюзивного образования (а проще говоря, дать возможность каждому ребенку учиться и общаться среди самых разных детей), вполне соответствует нашей склонности к эпохальным деяниям. Так пусть столько энергии и сил будет затрачено вовремя и как можно быстрее, ведь детство так скоротечно и невозвратно. Пришла пора принять каждого ребенка таким, каковым он является, признать его гражданские и человеческие права и деятельным участием, содействием выказать уважение к каждой личности любого возраста, пола и телосложения. Все большие дела начинаются с малого, но важного для участников именно этих жизненных событий и обстоятельств. Каждый из нас, временами, может оказаться в эпицентре, иногда и не по собственной воле и желанию, но всегда многое зависит от неравнодушия к себе и другим, и созидательной деятельности.