Напоминание

Развитие профессиональной компетентности будущих специалистов социальной сферы

Автор: Дегтерев Виталий Анатольевич
Должность: профессор кафедры управления социальной и воспитательной работой
Учебное заведение: УрГПУ
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие профессиональной компетентности будущих специалистов социальной сферы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие профессиональной компетентности будущих специалистов социальной

сферы

Дегтерев Виталий Анатольевич,

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления социальной и

воспитательной

работы

Уральского

государственного

педагогического

университета, г. Екатеринбург, Россия

Аннотация: В статье автор описывает опыт организации практики студентов,

будущих

специалистов

социальной

сферы,

в

Уральском

государственном

университете (РФ. Г. Екатеринбург). Рассматриваются виды практики с первого по

пятый курс и ее краткое содержание.

Ключевые

слова:

Стратегия

развития

образования,

студенческая

практика,

профессионализм, компетентность, воспитание.

Согласно приоритетам сегодняшнего дня, когда актуальной становится задача

организации образовательного пространства как условия качественной подготовки

будущих

профессионалов

и

гармоничного

развития

их

личности,

важнейшей

особенностью

реализации

процесса

воспитания

студенчества

является

перемещение акцента на самовоспитание и саморазвитие. При этом воспитание

понимается как «процесс идентификации человека в культуре через принятие им

нравственных образцов – своеобразных культурных символов, регулирующих его

поведение в обществе (качеств личности, моральных и нравственных принципов)».

Особое внимание уделяется тем юношам и девушкам, которые планируют свою

дальнейшую

деятельность

в

сфере

«человек

человек».

Можно

выделить

личностные

качества

специалиста

социальной

сферы,

позволяющие

ему

раскрыться

в

профессиональном

плане:

блок

мировоззренческих

установок

(смысложизненные и ценностные ориентации и т.д.); блок личностных качеств

(адекватная самооценка, высокий уровень самопринятия и самоуважения, высокая

мотивация

достижений

и

т.д.);

блок

социально-психологических

качеств

(коммуникативная

и

социально-перцептивная

компетентность,

социальный

интеллект и т.д.).

В современном обществе высшее образование становится одним из главных

факторов,

обеспечивающих

экономический

рост,

социальную

стабильность,

развитие институтов гражданского общества. Уровень образованности населения,

качество

образовательной

и

научной

инфраструктуры

непременные

условия

развития общества и экономики, ведущими ресурсами которых выступают новое

знание, инновационная деятельность, новые технологии. В связи с этим основное

направление

обновления

содержания

и

форм

профессионального

образования

задано

его

сверхзадачей

обеспечить

формирование

у

будущего

специалиста

деятельностной позиции, способствующей становлению опыта целостного видения

профессиональной

деятельности,

системного

действия

в

ней,

нетривиального

решения проблем и задач. Это означает ориентацию современного студента на

образование

как

средство

достижения

значимых

целей

и

как

самоценность

гибкий инструмент расширения и реализации своего жизненного потенциала.

Стратегия

развития

образования

в

соответствии

с

основополагающими

законодательными актами Российской Федерации – Конституции РФ, законе РФ

«Об

образовании»,

Федеральной

программе

развития

образования,

Программе

развития

воспитания

в

системе

образования

России

и

др.

направлена

на

повышение его качества, возрастание роли государства в воспитании молодёжи,

новый

уровень

взаимодействия

органов

управления,

детских

и

молодёжных

общественных организаций. Всё это в полной мере относится и к высшим учебным

заведениям.

Молодой человек приходит в вуз со своими определёнными нравственными

взглядами

и

установками,

поэтому

в

вузе

продолжается

развитие

духовных

и

нравственных качеств студента, его гражданское становление, создаются условия

для

саморазвития

и

самоутверждения

личности,

активизации

её

творческого

потенциала, становления гражданского самосознания. Но потенциал студенческой

практики

явно

недостаточно

используется

в

профессиональном

становлении

специалистов, в формировании у них высоких морально-нравственных качеств, что

связано с недооценкой возможности этого вида учебной работы.

Анализируя результаты итоговой государственной аттестации, практическая

деятельность

занимает

особое

место.

Единство

образовательного

и

воспитательного процесса, в том числе и в вузах, не требует доказательства. Однако

неразрывность учебно-воспитательного процесса в большей степени понимается,

как умение преподавателя оказывать воспитательное воздействие на студентов во

время практических занятий.

На

наш

взгляд

потенциал

студенческой

практики

в

р а з в и т и и

профессиональных

компетенций

используется

необоснованно

слабо.

Мы

рассмотрим

в

данной

статье

организацию

практики

в

Институте

социального

образования

Уральского

государственного

педагогического

университета

по

специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика».

Среди базисных черт подрастающей личности, таких как профессионализм,

инициативность,

компетентность,

гражданственность,

возрастает

роль

общекультурных, гуманистических черт человека. В связи с этим кардинально

меняются

требования

к

подготовке

современного

специалиста,

важнейшим

условием формирования личности которого, становится его духовное развитие как

система высших потребностей, интересов и ценностных ориентаций, в которых

заключено

его

отношение

к

миру

и

самому

себе.

В

силу

ярко

выраженной

гуманистической

направленности

профессиональной

деятельности

специалиста

социальной

сферы

он

является

носителем

и

выразителем

общечеловеческой

культуры, общечеловеческих духовных ценностей, он призван быть для своих

сограждан, в первую очередь тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию,

образцом высоконравственного поведения и высокой культуры межличностного

общения.

В

связи

с

этим,

профессиональная

подготовка

современного

социального

педагога, специалиста по социальной работе должна не только обеспечить усвоение

им

профессиональных

знаний

и

умений,

но

и

всячески

способствовать

разностороннему его воспитанию, формированию его мировоззрения, системы его

гуманистических

ценностных

ориентаций,

общей

и

профессионально-

педагогической

культуры.

Такой

подход

соответствует

общей

тенденции

гуманитаризации высшего профессионального образования в целом и высшего

социального образования в частности.

Нельзя не согласиться с Л. А. Воловичем, что одним из приоритетных путей

совершенствования

системы

профессионального

образования

должно

стать

использование

его

социокультурного

потенциала,

связанного

с

ценностями,

традициями

культуры.

Будучи

актуализированным

в

образе

жизни

учебного

заведения, он, по мнению ученого, значительно обогащает содержание и процесс

учебной

деятельности,

личностный

статус

обучаемых

и

педагогического

коллектива, придает ему целесообразный инновационный характер.

Таким образом, только последовательная мировоззренческая, аксиологическая

и

культурологическая

направленность

профессиональной

подготовки

будущего

специалиста

социальной

сферы

может

способствовать

полноценному

формированию

его

личности,

а

также

становлению

его

профессиональной

деятельности,

постоянно

связанной

с

нравственной,

эстетической,

гражданско-

правовой оценкой предпринимаемых действий и происходящих событий, выбором

максимально соответствующих технологий и методик в решении проблем человека,

попавшего в трудную жизненную ситуацию.

Вместе с тем реальная практика социального образования показывает, что

большинство

вузов

ограничиваются

в

основном

вооружением

студентов

профессиональными

знаниями,

умениями

и,

как

правило,

почти

не

уделяют

должного внимания формированию духовно-смысловой сферы личности будущего

специалиста.

В

этом

смысле

воспитательный

потенциал,

заложенный

в

практике,

в

деятельности

студента

нельзя

недооценивать.

В

Институте

социального

образования по специальностям «Социальная педагогика» и «Социальная работа»

практическая деятельность студентов начинается с 1 курса, когда проходит так

называемая

волонтерская практика, которая является важным этапом развития

личности

студента,

она

способствует

приобретению

жизненного

опыта,

расширения круга общения, приобретению профессионально значимых навыков,

налаживанию

профессиональных

контактов.

Практика

проходит

в

семьях,

воспитывающих детей – инвалидов, которые стоят на учете в реабилитационном

центре «Талисман» в г. Екатеринбурге.

Студенты заранее получают информацию о составе и социальном статусе

семей,

ее

ожиданиях

и

потребностях.

Они

знают

возраст

ребенка,

степень

нарушения его развития, особенности двигательных и речевых функций. Студенты

могут

сами

выбрать

семью

для

посещения,

исходя

из

своих

интересов

и

возможностей. Все они приходят в семьи, родители которых изъявили желание

работать

со

студентами,

однако

большинство

из

них

во

время

первых

встреч

испытывают

сильное

эмоциональное

потрясение,

так

как

раньше

никогда

не

общались с детьми, имеющими такие серьезные ограничения жизнедеятельности.

Общение

со

специалистами,

поддержка

и

помощь

тьютора

и

супервизора,

доброжелательность родителей и детей помогают студентам за короткое время

преодолеть свой эмоциональный барьер.

Большинство

волонтеров

достаточно

быстро

осваиваются

с

ситуацией,

устанавливают

контакт

с

ребенком

и

родителями,

успешно

выполняют

рекомендации специалистов Центра по индивидуальной программе реабилитации.

Студенты еженедельно посещают семью в течение 4-х месяцев. В основном,

они приходят в семью по двое – это придает им больше уверенности, позволяет

интереснее организовать игры и общение с подопечным. Но также поступали

просьбы, со стороны семьи, об индивидуальном посещении. Волонтеры играют с

больными детьми, читают им, гуляют с ними, помогают в приготовлении домашних

заданий.

Анализируя опыт проведения волонтерской практики можно сказать, что она

способствует

приобретению

и

развитию

у

студентов,

будущих

социальных

педагогов и социальных работников, профессиональных поведенческих навыков и

умений, способствует воспитанию и развитию личностных качеств, помогает в

окончательном профессиональном самоопределении. Семьи, воспитывающие детей

с ограниченными возможностями, получают дополнительную помощь в решении

проблем социальной реабилитации.

При анализе отзывов специалистов Центра, родителей, которые принимали у

себя

в

семье

волонтеров,

анализе

анкетирования

и

бесед

со

студентами

волонтерами

был

сделан

вывод,

что

волонтерская

практика

является

важным

этапом развития личности студента, она способствует приобретению жизненного

опыта, расширению круга общения, приобретению профессионально значимых

навыков, налаживанию профессиональных контактов.

На первом курсе в процессе волонтерской практики студент взаимодействует с

детьми и взрослыми (семьи, воспитывающие детей инвалидов). Он познает «опыт

горя»,

которого

у

большинства

обучающихся

нет.

Научается

устанавливать

коммуникации с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом ему

помогают педагоги-организаторы этого вида практики, социальные работники от

учреждения. Студент может сделать вывод по окончании практики: а способен ли

он к этому виду деятельности.

На

втором

курсе

практика

организована

на

базе

лагерей

отдыха

и

оздоровления школьников. Этому предшествует теоретическая подготовка, основой

которой служит курс «Организационная деятельность в детских оздоровительных

лагерях». Студенты работают в роли вожатых, воспитателей. Этот вид практики

позволяет студенту сформировать профессиональные умения и навыки в принятии

самостоятельных

решений,

в

воспитании

культуры

общения,

планирования,

взаимодействия

с

начальниками

и

подчиненными.

Ведение

дневника

отчета

позволяет

студентам

выработать

аналитически

навыки,

а

также

возможность

сочетать знания теории и практики.

Студенты 3 курса на практику идут в различные образовательные учреждения

(школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного

образования и т.п.), где знакомятся с нормативно-правовой базой деятельности

учреждений образования, с органами опеки и попечительства, взаимодействуют с

дезадаптированной

категорией

обучающихся,

детьми-сиротами,

детьми,

оставшимися без попечения родителей, а также семьями детей, требующих особого

внимания практиканта.

Для

большинства

студентов

вузовская

практика

является

критерием

правильности выбранной программы образования.

По мнению В.В. Байлука хорошо организованная практика предполагает не

только исполнительскую, репродуктивную деятельность студентов, но и создание

условий для проявления инициативы, творческой самореализации. Формирование

творческих

способностей

студентов,

на

наш

взгляд,

происходить

должно

в

следующих процессах проходимой ими практики:

в

процессе

эмпирического

и

теоретического

осмысления

ими

объекта

практики

и

критической

оценки

состояния

его,

включая

и

выявление

нерешенных

проблем

в

том

или

ином

подразделении

предприятия

(учреждения);

в

процессе

проектирования

своей

деятельности,

предполагающего

формирование нескольких вариантов проектов и выбор из них на основе

нормативного

прогноза

лучшего.

Студент

также

может

предложить

свой

вариант

решения

нерешенных

организацией

практических

проблем

или

проблем,

выявленных

им

самостоятельно.

Средством

разрешения

проблем

этих может стать использование им в своей деятельности, например, знаний о

технологических

инновациях,

которые

приобрел

он

на

лекционных

и

семинарских занятиях;

если ведение дневника практики, в котором фиксируется и осмысливается ход

практики, а также написание отчета о практике осуществляются на основе

объективного

анализа,

включающего

и

критическую

оценку

результатов

деятельности, то они выступают формами проявления научного творчества.

Вопрос

о

нормативном

и

творческом

в

деятельности

студента

во

время

прохождения им вузовской практики – это вопрос о соотношении его обязанностей

и прав, степени его свободы в этой деятельности. Ясно, что независимо от вида

вузовской

практики

свобода

эта

должна

быть

достаточной

для

творческой

самореализации студента.

В процессе участия студента в общественной жизни той организации, где он

проходит практику, может также иметь место его эстетическое, валеологическое и

патриотическое

воспитание.

Вузовская

практика

студентов

в

целом

выступает

также фактором их коммуникативного воспитания.

Практика

у

студентов

4,

5

курсов

создает

условия

для

интегрированного

применения студентами знаний и умений, приобретенных при изучении курсов

психологии, социальной психологии, педагогики, социальной педагогики и др.

Организация

практики

способствует

самоопределению

студентов

в

методических

исследованиях,

дает

возможность

проведения

социально-

педагогического

эксперимента

по

теме

квалификационной

работы

в

условиях

социального учреждения, готовит студентов к практической работе социального

педагога и социального работника, способствует адаптации выпускников вуза на

рабочих

местах,

закреплении

молодых

специалистов,

стимулирует

к

профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию.

В результате прохождения производственной и стажерской практики студент

получает

представление

о

методологических

и

теоретических

основаниях

деятельности социального педагога, специалиста по социальной работе в реальной

практической деятельности, знакомится с проблематикой конкретных учреждений,

в которых проходит практика, организует технологическое обеспечение решения

проблем данного учреждения и т.д.

Основными компетенциями, которые осваивают студенты 5 курса в рамках

практики, являются:

1.

Самостоятельная организация деятельности в рамках коллективных целей.

2.

Навыки

логических

операций:

выделение

существенных

признаков,

обобщение,

классификация,

аналогии,

систематизация

знаний,

перенос

профессиональных умений и навыков.

3.

Коммуницирование:

понимание

смысла

текста

или

простых

понятий,

использование речи как инструмента мышления.

4.

Сохранение

удовлетворительной

работоспособности

в

течение

всего

рабочего дня.

5.

Устойчивое эмоциональное состояние.

6.

Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения.

Таким образом, на основании рассмотренного, мы делаем вывод, что разумно

организованная

практика

студентов,

будущих

специалистов

социальной

сферы,

позволяет

компетенции,

освоенные

в

процессе

теоретического

обучения

преобразовать в профессиональную компетентность и проверить ее в процессе

практической

деятельности.

Кроме

этого,

работа

студентов

с

различными

категориями населения, студенты развивают и свои личностные качества.