Напоминание

"Музыкально-логоритмические распевки для детей дошкольного возраста с нарушением речи"

Авторы: Кузьмина Наталья Егоровна, Захарова Татьяна Гаврильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д.с "Кыталык"
Населённый пункт: Чурапчинский улус.с.Чурапча
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкально-логоритмические распевки для детей дошкольного возраста с нарушением речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Кыталык» с. Чурапча

Муниципального образования «Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия)»

Музыкальный руководитель:

Кузьмина Наталья Егоровна

Учитель-логопед:

Захарова Татьяна Гаврильевна

Музыкально-логоритмические распевки для

детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Цель:

коррекция

речевых

нарушений

детей

дошкольного

возраста

посредством

музыкально-логоритмических распевок

Задачи:

- организация совместной работы с логопедом ;

- создание эмоциональной атмосферы, благоприятно влияющей на психику ребенка;

- использование метода фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений;

- включение элементов оздоровительной направленности

Пение –

одно из реабилитационных средств

для детей с нарушением речи

Проблемы у детей с нарушениями речи:

Дети не поют, а говорят;

Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;

Плохо запоминают тексты песен, их названия;

Плохо запоминают названия музыкальных произведений для

слушания;

Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;

Затрудняются в передаче ритмического рисунка

Этапы работы по развитию певческих навыков у

детей с нарушением речи

Речевой этап

Певческий этап

- Правильная постановка

голоса (голос должен быть

звонким и легким);

- четкость работы голосового

аппарата (нижней челюсти,

губ, мягкого нёба с маленьким

язычком);

- напевность

- Артикуляционная

гимнастика;

-игры и упражнения,

развивающие речевое и

певческое дыхание;

- развивающие игры с голосом;

- речевые ритмо –

интонационные игры;

- ритмодекламация;

- речевые зарядки

Элементы, имеющие

оздоровительную направленность

Общераз-

вивающие

упраж-

нения

Развитие

певчес-

кого

голоса,

певчес-

кого

дыхания

Дыхатель-

ная

гимнас-

тика

Простей-

шие

приемы

массажа

Гимнас-

тика

для глаз

Пальчи-

ковые

игры,

массаж

пальчиков

-

Движения

под

музыку

,

упражняющиеся

в

различных

видах

ходьбы

и

бег

,

общеразвивающие

упражнения;

-

Четверостишье

,

сопровождаемое

движениями;

- Мимические упражнения;

- Массаж;

-

Артикуляционная

гимнастика

,

пальчиковая

гимнастика,

гимнастика

для глаз, рук, ног, горла;

-

- Песня

-

- Игра на музыкальных инструментах;

-

Подвижные

,

коммуникативные

,

спокойные игры;

- Релаксация

Структура музыкально-логоритмических

упражнений

Использование ударно-шумовых инструментов

для детей с нарушением речи

Бубны

Коло-

тушки

Погре-

мушки

Трещот-

ки

Треуголь-

ники

Колоколь

чики

Ложки

Обучение

на

детских

музыкальных

инструментах

является средством для решения

коррекционных задач:

-

развития мелкой моторики;

-

координации движений;

-

чувство ритма;

-

внимания и памяти

Логопедические распевки – это короткие

стишки - чистоговорки

для

пропевания ,

которые

применяются

для

коррекции

звукопроизношения, темпа речи, развития

речевого дыхания, слоговой структуры слова

и т.д.

Логопедические

распевки

подбирают

на

различные темы. Оригинальные тексты и опора

на

яркий

и

красочный

наглядный

материал

вызывают

у

детей

интерес

,

улучшают

настроение

,

создавая

атмосферу

для

преодоления комплексов и речевых нарушений

Упражнения на гласные звуки

А(О,У,И,Э,Ы) - логопедическая распевка на гласные звуки

А-У, А-О, А-И, А-Э- распевка с соединением двух гласных звуков

А-О-У-И-Э, А-О-У-И-Э - распевка с несколькими гласными звуками

Распевка по слогам

СА-СА-СА

САМААН САЙЫН ҮГЭНЭ

СИ-СИ-СИ

СИБЭККИЛЭР ҮҮНЭЛЛЭР

КЭ-КЭ-КЭ

КЭРЭЧЭЭНЭ КЭРЭТИЭН

КУ-КУ-КУ

КҮҺҮН БУОЛАН ТЫАЛ ТҮСТЭ

КО-КО-КО

КӨМҮС КУРДУК САҺАРДА

ТА-ТА-ТА

ТАҺЫРДЬА ТА

Ҕ

ЫСТЫБЫТ

ТО-ТО-ТО

ТОҺУГУРААН ХААМАБЫТ

ТУ-ТУ-ТУ

ТУЛАБЫТЫН КӨРӨБҮТ

ТИ-ТИ-ТИ

ТИИККЭ ТИИ

Ҥ

ЧЭЭН ОЛОРОР

Правило

первое :

Разучивание

песенки

необходимо

начинать

с

проговаривания

текста,

сопровождая

его

простукиванием

,

протопыванием

,

щелканием

и

другими

ритмичными

движениями .

Эти

движения

помогут выявить слоговую структуру слова, это

является

основным

условием

занятий,

которая

учит координоровать движения и речь, а также

говорить без запинок.

Правило

второе

-

«Танцующие

руки».

На

занятиях дети никогда не сидят, ведь так трудно

выполнить

все

требования

педогога:

прижать

спину к спинке стула, поставить ноги вместе, а

руки положить на колени. Дети поют стоя, при

этом

их

руки

«танцуют»

в

соответствии

с

характером, темпом и динамикой песенки.

Развиваются

чувство

ритма и

темпа,

синхрониза-

ция

движений с

музыкой и

речью

Развиваются

певческие

навыки,

выразитель-

ность

исполнения,

имитационно-

подражатель-

ные

выразительные

движения под

музыку

Устраняются

нарушенные

речевые

функции,

развиваются

дыхание,

голосовая

функция,

артикуляцион-

ный аппарат,

произвольное

внимание

Пополняется

словарь,

развивается

артикуляция,

грамматичес

кий строй

речи

Развивается

голос,

фонематичес

кий слух,

мимика,

речевое

дыхание,

мелкая

моторика

Результаты сотрудничества

музыкального руководителя и логопеда

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !