Авторы: Кузьмина Наталья Егоровна, Захарова Татьяна Гаврильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д.с "Кыталык"
Населённый пункт: Чурапчинский улус.с.Чурапча
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Музыкально-логоритмические распевки для детей дошкольного возраста с нарушением речи"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Кыталык» с. Чурапча
Муниципального образования «Чурапчинский улус (район) Республики Саха (Якутия)»
Музыкальный руководитель:
Кузьмина Наталья Егоровна
Учитель-логопед:
Захарова Татьяна Гаврильевна
Музыкально-логоритмические распевки для
детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Цель:
коррекция
речевых
нарушений
детей
дошкольного
возраста
посредством
музыкально-логоритмических распевок
Задачи:
- организация совместной работы с логопедом ;
- создание эмоциональной атмосферы, благоприятно влияющей на психику ребенка;
- использование метода фонетической ритмики в коррекции речевых нарушений;
- включение элементов оздоровительной направленности
Пение –
одно из реабилитационных средств
для детей с нарушением речи
Проблемы у детей с нарушениями речи:
Дети не поют, а говорят;
Не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука;
Плохо запоминают тексты песен, их названия;
Плохо запоминают названия музыкальных произведений для
слушания;
Недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом;
Затрудняются в передаче ритмического рисунка
Этапы работы по развитию певческих навыков у
детей с нарушением речи
Речевой этап
Певческий этап
- Правильная постановка
голоса (голос должен быть
звонким и легким);
- четкость работы голосового
аппарата (нижней челюсти,
губ, мягкого нёба с маленьким
язычком);
- напевность
- Артикуляционная
гимнастика;
-игры и упражнения,
развивающие речевое и
певческое дыхание;
- развивающие игры с голосом;
- речевые ритмо –
интонационные игры;
- ритмодекламация;
- речевые зарядки
Элементы, имеющие
оздоровительную направленность
Общераз-
вивающие
упраж-
нения
Развитие
певчес-
кого
голоса,
певчес-
кого
дыхания
Дыхатель-
ная
гимнас-
тика
Простей-
шие
приемы
массажа
Гимнас-
тика
для глаз
Пальчи-
ковые
игры,
массаж
пальчиков
-
Движения
под
музыку
,
упражняющиеся
в
различных
видах
ходьбы
и
бег
,
общеразвивающие
упражнения;
-
Четверостишье
,
сопровождаемое
движениями;
- Мимические упражнения;
- Массаж;
-
Артикуляционная
гимнастика
,
пальчиковая
гимнастика,
гимнастика
для глаз, рук, ног, горла;
-
- Песня
-
- Игра на музыкальных инструментах;
-
Подвижные
,
коммуникативные
,
спокойные игры;
- Релаксация
Структура музыкально-логоритмических
упражнений
Использование ударно-шумовых инструментов
для детей с нарушением речи
Бубны
Коло-
тушки
Погре-
мушки
Трещот-
ки
Треуголь-
ники
Колоколь
чики
Ложки
Обучение
на
детских
музыкальных
инструментах
является средством для решения
коррекционных задач:
-
развития мелкой моторики;
-
координации движений;
-
чувство ритма;
-
внимания и памяти
Логопедические распевки – это короткие
стишки - чистоговорки
для
пропевания ,
которые
применяются
для
коррекции
звукопроизношения, темпа речи, развития
речевого дыхания, слоговой структуры слова
и т.д.
Логопедические
распевки
подбирают
на
различные темы. Оригинальные тексты и опора
на
яркий
и
красочный
наглядный
материал
вызывают
у
детей
интерес
,
улучшают
настроение
,
создавая
атмосферу
для
преодоления комплексов и речевых нарушений
Упражнения на гласные звуки
•
А(О,У,И,Э,Ы) - логопедическая распевка на гласные звуки
•
А-У, А-О, А-И, А-Э- распевка с соединением двух гласных звуков
•
А-О-У-И-Э, А-О-У-И-Э - распевка с несколькими гласными звуками
Распевка по слогам
•
СА-СА-СА
САМААН САЙЫН ҮГЭНЭ
•
СИ-СИ-СИ
СИБЭККИЛЭР ҮҮНЭЛЛЭР
•
КЭ-КЭ-КЭ
КЭРЭЧЭЭНЭ КЭРЭТИЭН
•
КУ-КУ-КУ
КҮҺҮН БУОЛАН ТЫАЛ ТҮСТЭ
•
КО-КО-КО
КӨМҮС КУРДУК САҺАРДА
•
ТА-ТА-ТА
ТАҺЫРДЬА ТА
Ҕ
ЫСТЫБЫТ
•
ТО-ТО-ТО
ТОҺУГУРААН ХААМАБЫТ
•
ТУ-ТУ-ТУ
ТУЛАБЫТЫН КӨРӨБҮТ
•
ТИ-ТИ-ТИ
ТИИККЭ ТИИ
Ҥ
ЧЭЭН ОЛОРОР
Правило
первое :
Разучивание
песенки
необходимо
начинать
с
проговаривания
текста,
сопровождая
его
простукиванием
,
протопыванием
,
щелканием
и
другими
ритмичными
движениями .
Эти
движения
помогут выявить слоговую структуру слова, это
является
основным
условием
занятий,
которая
учит координоровать движения и речь, а также
говорить без запинок.
Правило
второе
-
«Танцующие
руки».
На
занятиях дети никогда не сидят, ведь так трудно
выполнить
все
требования
педогога:
прижать
спину к спинке стула, поставить ноги вместе, а
руки положить на колени. Дети поют стоя, при
этом
их
руки
«танцуют»
в
соответствии
с
характером, темпом и динамикой песенки.
Развиваются
чувство
ритма и
темпа,
синхрониза-
ция
движений с
музыкой и
речью
Развиваются
певческие
навыки,
выразитель-
ность
исполнения,
имитационно-
подражатель-
ные
выразительные
движения под
музыку
Устраняются
нарушенные
речевые
функции,
развиваются
дыхание,
голосовая
функция,
артикуляцион-
ный аппарат,
произвольное
внимание
Пополняется
словарь,
развивается
артикуляция,
грамматичес
кий строй
речи
Развивается
голос,
фонематичес
кий слух,
мимика,
речевое
дыхание,
мелкая
моторика
Результаты сотрудничества
музыкального руководителя и логопеда
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !