Напоминание

Применение инновационных приемов и методов в преподавании специальных дисциплин

Автор: Лилия Руслановна Данильченко
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ОИВТ, филиал СГУВТ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Применение инновационных приемов и методов в преподавании специальных дисциплин







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение

инновационных

приемов

и

методов

в

преподавании

специальных дисциплин

Понятие «Инновация»( лат

in-в,

novus-новый) в современном словаре

иностранных слов трактуется как нововведение.

В

научной

литературе

русское

слово

«нововведение»

определяется

как

целенаправленное

изменение,

вносящее

в

среду

новые

стабильные

элементы(новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

Что

же

такое

«Новое»?

Новый-

впервые

созданный

или

сделанный,

появившийся или возникший недавно, взамен прежнего. Но не всегда все новое-

это прогрессивное , современное. Прогрессивно лишь то, что эффективно, вне

зависимости от времени возникновения.

Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех

сферах жизни, и образовании в частности. Какова ситуация сегодня?

1.

Прежняя

ориентация

на

цели

государства

сменяется

личной

ориентацией его членов;

2.

Государство

устанавливает

образовательные

стандарты

и

перестает

давать жесткие заказы;

3.

Основными принципами образовательной политики государства стали

гуманизация и демократизация.

Развитие

образования

без

освоения

новых

идей

невозможно,

необходим

инновационный процесс. Основные критерии инновационного процесса:

1.

Свободный доступ учащихся к информации..

2.

Сохранение

жизни,

физического,

психического

и

нравственного

здоровья учащихся.

3.

Способность системы образования включать не только познавательные,

но

и

социальные

программы,

направленные

на

решение

жизненных

проблем

учащихся.

4.

Способность инновационной образовательной системы адаптироваться

к потребностям каждого учащегося.

5.

Демократическое устройство совместной жизни учащихся и педагогов,

способность обеспечивать уровень воспитанности.

Инновационный

урок-это

урок,

в

результате

которого

открывается

и

создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в

изобретение, изобретение- в проект, проект- в технологию реальной деятельности.

В одном из докладов, представленных ЮНЕСКО Международной комиссией

по образованию для 21 века под председательством Жака Делара, были выделены

четыре опорных направления будущего образования: учиться быть, учиться знать,

учиться

делать

и

учиться

жить

вместе.

Подчеркивалось,

что

все

четыре

направления

заслуживают

равного

внимания,

и

тогда

образование

можно

1

рассматривать как всестороннее приобретение опыта на протяжении всей жизни. В

наше время люди все в большей мере осознают, что именно творчество -одна из

самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха.

Слово «Инновация» появилось в науке в конце 19 века в работах экономистов

и культурологов. В 30- е годы 20 века на Западе возникла специальная отрасль

исследования нововведений- инноватика.

Первоначально предметом ее изучения были экономические и социальные

закономерности, создание и распространение научно- технических новинок. Но

довольно быстро интересы новой научной отрасли расширились т стали охватывать

социальные

новшества,

прежде

всего-

нововведения

в

организациях

и

на

предприятиях (изменение структуры, способов принятия решений, освоение новой

деятельности)

С конца 50- х годов на Западе педагогические инновационные процессы

стали предметом специального изучения ученых. К 70- м годам эта наука уже была

сложной, разветвленной отраслью.

В конце 80- х годов задачи инновационного движения были направлены на

поиск новых типов образовательных учреждений, педагогических технологий.

Инновация предусматривает переориентацию основной цели педагогического

образования

на

личностное

развитие.

Ведущей

педагогической

идеей

является

создание оптимальных условий самореализации творческого потенциала личности

учащегося через активное включение его в коллективную творческую деятельность

по созданию развивающей среды предметного кабинета. Этой идеей обусловлено

поэтапное управление деятельностью учащегося:

1.

Системное

усвоение

материала

на

основе

его

многократной,

последовательной проработки;

2.

Организация коллективных творческих дел;

3.

Сочетание оценки учителя и самооценки знаний и достижений самим

учащимся на основе тестирования;

Задачи инновационных методов обучения:

1.

Подбор форм, методов, средств максимальной активизации учащихся

на всех этапах учебно- воспитательного процесса

2.

Разработка

системы

коллективных

творческих

дел

по

усвоению,

закреплению, контролю и самоконтролю знаний и достижений учащихся

3.

Составление

заданий

для

учащихся

по

самостоятельной

работе

на

занятиях и во внеурочное время, по обогащению развивающей среды предметного

кабинета

4.

Отбор и разработка тестов контроля качества обучения

Задачам

инновационных

методов

соответствуют

методические

темы

колледжа и ПЦК предметов электроэнергетического цикла.

2

В учебном процессе, не получая все знания в готовом виде, учащиеся должны

на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их

часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, проблемных ситуаций и других

средств,

активизирующих

познавательную

деятельность.

Активные

формы

и

методы обучения способствуют формированию у учащихся инновационной базы,

творческого мышления, практических навыков.

Теоретические

знания

учащихся

проверяются

с

помощью

компьютерных

тестов, а практические- созданием виртуальных лабораторных работ и опытных

установок. Виртуальные лабораторные работы позволяют снизить стоимость затрат

на оборудование, монтаж, наладку лабораторного стенда и расширить возможности

исследования

устройств

с

разными

техниче скими

параметрами

и

характеристиками.

Основными

принципами

организации

коллективных

творческих

дел

являются принципы состязательности, игры, импровизации. Важен эмоциональный

настрой

участников,

которому

способствуют

такие

известные

средства

эмоционального воздействия как музыка, сюрпризы, наглядность и т. д.

Позиция педагога на таких уроках может быть разной: руководство, участие в

работе жюри, проведение каких- либо частей урока, регулирование настроения и

взаимоотношений учащихся.

Существуют следующие типы уроков- игр:

1.

Урок- ролевая игра

2.

Урок- смотр знаний

3.

Урок- путешествие

4.

Урок- конкурс

5.

Урок- викторина

6.

Брейн- ринг

7.

Слабое звено

Широкое

поле

деятельности

для

использования

игр

существует

во

внеклассной работе по специальным предметам. Существуют игры »Счастливый

случай»,

«Брейн-

ринг»,

«Сто

к

одному»,

«Что?Где?Когда?»,

«Звездный

час»,

«Лидер ХХI века» и т.д.

Коллективный анализ урока- это еще продолжение углубление его влияния на

учащихся.

Традиционными могут стать вопросы: Что было хорошо? Что плохо? Что

надо учесть на будущее? Были ли мы организованными? Доброжелательными?

Было ли наше коллективное дело проведено с выдумкой? Кто показал себя с

лучшей стороны и в чем? Кому мы можем сказать спасибо?

Уровень

активности

учащихся

на

уроке

в

условиях

различных

форм

организации учебной деятельности выделяется путем наблюдений.

3

Критериями могут быть:

1.

Желание

учащегося

высказаться,

ответить

на

вопрос

учителя,

дополнить ответ товарища

2.

Попытки привести свои примеры, поделиться своими наблюдениями

3.

Стремление сделать самостоятельные выводы, обобщить

4.

Количество познавательных вопросов учащихся

5.

Общий эмоциональный настрой

6.

Отвлекаемость

учащихся

на

действия,

не

связанные

с

учебной

деятельностью

В ы б о р

в а р и а н т о в

с о ч е т а н и я

р а з л и ч н ы х

ф о р м

у ч е б н о й

деятельности(вариативность) требует от преподавателя учитывать:

1.

Индивидуальные особенности учащихся и своеобразие группы

2.

Специфику учебного материала

3.

Условия эффективного применения различных форм учебной работы в

соответствии с дидактической целью и методами обучения в системе уроков по

теме.

На этапе контроля качества обученности используется три типа учебного

контроля:

1.

Внешний (преподаватель- учащийся)

2.

Взаимный (учащийся- учащийся)

3.

Самоконтроль (учащийся над собой)

Текущий контроль осуществляется в направлениях: пошаговый контроль,

контроль по конечному результату, различные виды самостоятельных работ.

Результативность

учащихся

оценивается:

участвуют

в

инсценировании;

проводят

занятия

по

плану,

составленному

преподавателем;

умеют

свободно

излагать монографические темы; самостоятельно могут анализировать материал.

В

существующих

видах

обучения

только

в

сотрудничестве

происходит

активное обучение учащихся друг с другом и с преподавателем, при этом учащиеся

выполняют

разные

социальные

роли:

лидера,

исполнителя,

организатора,

докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Методика обучения в сотрудничестве включает в себя:

1.

Анализ

темы

и

содержания

учебного

материала;

структурирование

содержания, выделение в нем отдельных блоков, частей , элементов.

2.

Формирование заданий для учащихся по освоению каждого элемента

содержания (общих и дифференцированных).

3.

Выбор вида групповой работы (по составу участников и по содержанию

заданий).

4.

Определение

способа

формирования

групп

(непостоянный

или

постоянный состав членов групп) и выбор лидера группы.

4

5.

Разработка

форм

выдачи

заданий,

инструкций

для

учащихся,

алгоритмов деятельности, памяток для учащихся.

6.

Продумывание

возможных

затруднений

учащихся

при

выполнении

заданий и способов их устранения.

7.

Определение способа и последовательности подачи результатов работы

групп.

8.

Обдумывание

содержания

уроков:

форму

общения,

выделение

главного, расстановку акцентов.

9.

Определение критериев и формы оценки деятельности учащихся.

10.

Продумывание

способов

использования

внешних

условий

образовательного процесса: учебно- материальной базы, социального, природно-

климатического окружения, нравственно- психологического климата в группе.

11.

Подготовка необходимого материала и оборудования.

12.

Распределение времени на каждый этап урока.

13.

Составление подробного плана урока.

14.

Мысленное

проигрывание

разработанного

урока,

внесение

в

него

корректив.

15.

Консультирование лидеров групп.

Применение

компьютерных

технологий

при

проведении

занятий

по

специальным дисциплинам возможно при следующих условиях:

1.

Наличие

квалифицированных

преподавателей-

консультантов,

прошедших

специальную

подготовку

в

условиях

применения

компьютерных

технологий и занимающихся постоянно повышением своего уровня (специальные

программы и курсы).

2.

Наличие технических средств современного урока.

3.

Наличие методически обоснованных учебных компьютерных программ

и систем.

4.

Наличие в качестве приложения к компьютерным программам полного

дидактического комплекса (учебника, методических пособий, задачников, системы

контроля знаний).

Технология

критического

мышления

предполагает

наличие

трех

стадий:

вызов,

осмысление,

рефлексия.

Мотивом

к

вызову

могут

быть:

ассоциации

с

ключевыми словами текста, фотографии(картинки), односюжетные видеофильмы и

другие

мультимедийные

источники.

На

втором

этапе

осмысливается

и

конкретизируется

тема

занятия.

На

заключительном

этапе

преподаватель

организует рефлексию, переходящую во внутреннюю самооценку.

Педагогическая технология «Кластери» состоит в следующем.

В теме изучения слово, обобщенно отражающее ее, будет начальным- первой

строкой.

Во

вторую

строку

вносятся

ключевые

слова,

раскрывающие

предмет

5

изучения,

отражающие

какие-

либо

свойства.

Они

могут

быть

известны,

подсказаны преподавателем, найдены в справочниках и учебниках. Количество

ключевых

слов

может

быть

любым,

но

каждое

слово

должно

являться

ответвлением от слова в первой строке.

Технологические карты занятий составляются в соответствии с тематическим

планом

дисциплины

и

содержат

материалы

и

задания,

рассчитанные

на

двухчасовое

занятие.

Технологические

карты

занятий

имеют

наибольшую

актуальность

при

заочном

обучении.

Каждый

учащийся

на

вводных

или

установочных сессиях может получить электронную версию комплекта учебных

материалов(КУМС), которая содержит:

- тематический план дисциплины,

-краткий электронный учебник,

-методические указания и задания для выполнения практических работ,

-вариант контрольной работы,

-перечень вопросов для подготовки к экзамену,

-технологические карты занятий.

Открытые

уроки

также

проводятся

с

применением

инновационных

технологий. Широко применяются интегративные и бинарные уроки.

Качество

преподавания

специальных

дисциплин

можно

отследить

по

результатам мониторинга курсового и дипломного проектирования, мониторинга

по специальным предметам.

И в заключении хотелось бы сказать, какие бы новации не вводились, только

на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного

процесса: преподаватель и учащийся. Между ними(всегда)- океан знаний и рифы

противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но

преодолевающих его- одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью

горизонта,

скрытой

жизнью

своих

глубин,

долгожданным

и

неожиданно

вырастающим берегом.

6