Автор: Ащеулова Ольга Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Читинский политехнический колледж
Населённый пункт: г. Чита, Забайкальский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование контрольно-оценочных средств при изучении дисциплины "Инженерная графика"
Формирование контрольно-оценочных средств
при изучении дисциплины «Инженерная графика»
Переход
к
обучению
на
основе
Федеральных
государственных
образовательных стандартов третьего поколения (далее – ФГОС) в системе
профессионального
образования
ставит
перед
преподавателями
задачу
создания фонда контрольно-оценочных средств (далее КОС). Необходимо
обратить внимание, что при работе по созданию КОС, кроме оценки уровня
усвоения
дисциплины, необходима
и
оценка
компетенций
обучающихся.
Компетентностный
подход
в
подготовке
молодого
специалиста,
заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно
принимать решения на основе полученного опыта.
Разработка
КОС
является
важнейшим
условием
эффективности
организации самостоятельной работы обучающихся, играет важную роль в
воспитании
сознательного
отношения
самих
студентов
к
овладению
теоретическими
и
практическими
знаниями,
привитии
им
привычки
к
направленному
интеллектуальному
труду.
Оценочные
средства
должны
носить
интегрированный
проблемный
характер,
ориентироваться
на
применение
умений
и
знаний
в
трудовой
деятельности,
темы
заданий
должны быть актуальными для профессиональной деятельности.
Изучение учебной дисциплины инженерная графика в техническом ОУ
помогает
при
изучении
дисциплин,
непосредственно
относящихся
к
получаемой
специальности
для
последующей
профессиональной
деятельности.
Умение
представить
мысленно
форму
и
взаимное
расположение
предметов
в
пространстве
поможет
наиболее
эффективно
использовать в процессе работы компьютерную графику при выполнении
чертежей. Для эффективного использования современных технологических
средств
специалист
должен
иметь
хорошо
развитое
пространственное
мышление.
Содержание
курса
инженерной
графики
основано
на
большом
количестве правил и нормативных положений.
Объем учебных часов на
дисциплину не дает возможности детально рассматривать непосредственно
на
занятиях
каждое
из
этих
правил
и
положений.
Поэтому
перед
обучающиеся
возникает
задача
регулярно
самостоятельно
обрабатывать
учебную
и
справочную
литературу
по
дисциплине,
чтобы
углублять
и
систематизировать
знания,
полученные
в
аудитории.
Кроме
этого,
большинство
обучающихся
не
изучали
чертежи
в
школе.
Отсутствие
начальных
графических
знаний
и
умений
не
позволяет
им
активно
включиться в изучение дисциплины. Восполнять пробелы в своих знаниях
они
должны
самостоятельно,
но
при
непосредственном
контроле
и
своевременной помощи преподавателя. Именно поэтому при создании банка
КОС, в первую очередь учитывалась самостоятельная работа обучающихся
как в аудитории, так и задания, выполняемые вне аудитории. Для этой цели
были созданы методические пособия в соответствии с рабочей программой
дисциплины инженерная графика по всем разделам, которые должны помочь
обучающимся в выполнении заданий.
Содержание и номера графических работ и упражнений составлено в
соответствии
с
указанными
заданиями
в
рабочей
программе.
Предусматривается
поэтапный
переход
в
обучении
от
геометрического
черчения - к проекционному, затем – машиностроительному черчению и,
наконец, - к основам строительного черчения. Пособия содержат не только
графические задания и упражнения, но и пояснения к их выполнению с
перечнем необходимой учебной литературы.
Кроме
графических
заданий
и
упражнений,
КОС
по
инженерной
графике включают в себя две контрольные работы
и
тестовые
задания,
которые
помогают
преподавателю
выявить
качество
сформированности
знаний обучающихся и на этой основе искать новые методы к обучению
дисциплине, индивидуализировать процесс обучения.
Особое значение при подготовке на занятиях инженерной графики
имеют практические занятия, на которых под руководством преподавателя
студенты самостоятельно отрабатывают практические навыки, так обучение
по
специальности
техническая
эксплуатация
подъемно-транспортных,
строительных,
дорожных
машин
и
оборудования.
Так
объем
учебной
дисциплины инженерная графика для этой специальности составляет 222
часа, из них самостоятельная работа – 74 часа., причем все задания студентов
– это упражнения, графические, расчетно- графические работы. Кроме этого
обучающиеся
выполняют
две
обязательные
контрольные
работы.
Организация СРС представляет единство трех взаимосвязанных форм:
1.
Аудиторная
самостоятельная
работа,
которая
осуществляется
под
непосредственным руководством преподавателя;
2. Внеаудиторная самостоятельная работа;
3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
При
проведении
практических
занятий
студенты
выполняют,
в
основном, СРС индивидуально. Выполнение СРС на занятиях с проверкой
результатов преподавателем приучает обучающихся грамотно пользоваться
имеющимися
теоретическими
знаниями,
справочной
литературой.
Изучаемый материал усваивается более глубоко, у обучающихся меняется
отношение
к
теоретическим
занятиям,
так
как
без
понимания
теории
предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех выполнении
чертежей. Это улучшает посещаемость как практических занятий.
Используются на занятиях тестовые задания выборочного типа для
первичного закрепления и выявления усвоения первичных знаний. Обучаю
На различных этапах обучения используются различные виды контроля:
текущий (на каждом занятии), текущий (по мере выполнения графических
заданий,
прохождения
темы,
раздела
программы),
итоговый
(в
конце
семестра. Для текущего контроля используются тестовые задания 1-2 уровня
на занятиях, при котором обучающиеся в течение 3-5 минут отвечают на
вопросы теста по вариантам.
применять конкретную систему контроля и оценки знаний с использованием
оценочной шкалы. Для этого можно использовать три группы оценок:
-
семестровая
оценка
(зачетная),
которая
ставится
за
общий
объем
графических работ в течение семестра;
- малая (текущая) оценка за короткий ответ, дидактический диктант, ответы
на тестовые задания или одну графическую работу;
- отрицательная оценка, которая ставится в случае сознательного отказа
ответа на вопрос, невыполнения задания на занятии, неправильный вопрос;
такая
оценка
ставится
в
том
случае,
когда
проставляется ежемесячная
аттестация по
предмету за
отсутствующие графические задания, которые
необходимо было выполнить до заданного срока.
Так
как
в
учебных
журналах
можно
проставлять оценки
только
по
пятибалльной шкале, предлагаются следующие критерии:
Критерии малой оценки
№
по
порядку
Оценка по
пятибалль
ной шкале
Критерии
1
5 баллов
Полный ответ на поставленный вопрос и выполнение
работы без ошибок, проявление умения самостоятельно и
творчески мыслить.
2
4 балла
Ответ
на
поставленный
вопрос
с
некоторым
затруднением, но правильный, правильное выполнение
работы с некоторыми неточностями и незначительными
ошибками, которые не влияют на общую правильность
ответа
или
выполнения
работы
и
исправляются
студентами по ходу сдачи работы или ответа.
3
3 балла
Ответ или выполнение работы с допущением некоторого
количества ошибок, повлиявших на общую правильность
ответа, если он сам смог их исправить
Критерии семестровой оценки
№
по
порядку
Оценка
по
пятибалльной
системе
Критерии
1
5 баллов
Полное выполнение графических заданий и полный
объем ответов на вопросы со средней оценкой 4,5 – 5
баллов
2
4 балла
Полное выполнение графических заданий и полный
объем ответов на вопросы со средней оценкой 3,9 –
4,5 баллов
3
3 балла
Полное выполнение графических работ и не менее 70
% правильных ответов на вопросы со средней оценкой
3 – 3,5 балла
Критерии отрицательной оценки
№
по
порядку
Баллы
Критерии
1
1 балл
Полное
невыполнение
графических
работ
в
течение
семестра
2
2 балла
Частичное невыполнение графических работ в течение
семестра (хотя бы одной)*
* Допускается исправление оценки на положительную, если графические
работы студент сдает и отвечает на дополнительные вопросы при защите
графической работы.
Таким образом, формирование фондов оценочных средств является
обязательным условием реализации ФГОС.